Типы личности и виды практики для них

Автор Ассаджи, 21:12 06 января 2007

« назад - далее »

Ассаджи

Здравствуйте, Константин!

Цитата: Константин С. от 13:57 06 января 2007
Можно ли сказать, что соционический тип INTJ (как выяснилось) близок к типу Dosa (hatred) (согласно Висудхимагге) и ему рекомендуется использовать для созерцания перечисленные Вами брахма-вихары? (Dosa – это ведь необязательно «ненависть» в буквальном смысле?))
Любопытно, кстати, а куда же деваться тем, кто относится к типу Vitakka (disturbed)? Помнится, есть слова Будды о тех существах, которые в принципе не способны к духовной практике, т.е. в каком-то смысле они «неисправимы». Тип Vitakka – это они?

Тут нет однозначных соответствий, только некоторое сходство.

С уважением, Ассаджи

Сергей О.

#1
ЦитироватьЛюбопытно, кстати, а куда же деваться тем, кто относится к типу Vitakka (disturbed)?
Добрый день!

Я как-то выпустил из виду, что типы характеров и практики, рекомендуемые им, обсуждались уже здесь, и начал тему на БФ (Буддийском форуме) https://board.buddhist.ru/showthread.php?t=8349
Для типа с преобладанием витакка - "витаккачарито", рекомендуется памятование с дыханием - анапанасати.

Ассаджи

#2
Глава Вимуттимагги о типах:
http://www.archive.org/details/ArahantUpatossa-Vimuttimagga-PathOfFreedom.pdf

Практика для разных типов:
http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/khantipalo/wheel116.html#app

Ассаджи

#3
Маханиддеса 2.359:

Jānāti bhagavā– "ayaṃ puggalo rāgacarito, ayaṃ dosacarito, ayaṃ mohacarito, ayaṃ vitakkacarito, ayaṃ saddhācarito, ayaṃ ñāṇacarito"ti. Rāgacaritassa bhagavā puggalassa asubhakathaṃ katheti; dosacaritassa bhagavā puggalassa mettābhāvanaṃ ācikkhati; mohacaritassa bhagavā puggalassa uddese paripucchāya kālena dhammassavane kālena dhammasākacchāya garusaṃvāse niveseti; vitakkacaritassa bhagavā puggalassa ānāpānassatiṃ ācikkhati; saddhācaritassa bhagavā puggalassa pasādanīyaṃ nimittaṃ ācikkhati buddhasubodhiṃ dhammasudhammataṃ saṅghasuppaṭipattiṃ sīlāni ca attano; ñāṇacaritassa bhagavā puggalassa ācikkhati vipassanānimittaṃ aniccākāraṃ dukkhākāraṃ anattākāraṃ.

Благословенный знал:
"Вот личность, для поведения которой характерна страсть;
вот личность, для поведения которой характерен  гнев;
вот личность, для поведения которой характерно заблуждение;
вот личность, для поведения которой характерно раздумывание;
вот личность, для поведения которой характерна вера;
вот личность, для поведения которой характерно знание".

Личности, для поведения которой характерна страсть, Благословенный рассказывал о [развитии распознавания] отсутствия привлекательности;
личности, для поведения которой характерен  гнев, Благословенный объяснял развитие дружелюбия;
личность, для поведения которой характерно заблуждение, Благословенный наставлял жить рядом с учителем, спрашивая объяснения, в уместное время слушая проповеди о Дхамме и ведя диалоги о Дхамме;
личности, для поведения которой характерно раздумывание, Благословенный объяснял памятование о вдохе и выдохе;
личности, для поведения которой характерна вера, Благословенный объяснял вдохновляющие настройки [сосредоточения]: совершенства Пробуждения Пробудившегося, совершенства изложения Дхаммы, совершенства поведения Сангхи, совершенства собственного поведения [практикующего];
личности, для поведения которой характерно знание, Благословенный объяснял настройки видения-как-есть: практику [развития распознавания] изменчивости, мучительности и безличности.

Ассаджи


Ассаджи


Ассаджи

#6
Противопоказания для разных типов:

- личности, для поведения которой характерна страсть, противопоказана практика "брахма вихар" - дружелюбия, сострадания, сораднования и безмятежного наблюдения;

- личности, для поведения которой характерен гнев, противопоказана практика "асубха-сання" - распознавания непривлекательности;

- личности, для поведения которой характерно заблуждение, противопоказана любая практика до тех пор, пока она не разовьет понимания.

Ассаджи

#7
Из сообщения досточтимого Дхамманандо:

Some further notes on this subject, in part from untranslated material.

First a summary of the recommendations on how the six caritas ought to be instructed according to two pre-Visuddhimagga Texts. The sources are the Mahāniddesa (Nidd. ii. 359-60), a text from the Khuddaka Nikāya; and the Nettipakaraṇa (Netti. 24-5), an early paracanonical treatise on hermeneutics. The latter mentions only the first three temperaments (though the closely related Peṭakopadesa mentions all six, but not in connection with prescribing meditation subjects). Of particular interest is the deluded type, who is not given any meditation subject.

Greedy temperament:
Mahāniddesa: "The Blessed one speaks to him with talk on unattractiveness (asubha-kathā)."
Nettipakaraṇa: "The Blessed One teaches him unattractiveness."

Hating temperament:
Mahāniddesa: "The Blessed One makes known to him the development of lovingkindness (mettābhāvanā)."
Nettipakaraṇa: "The Blessed One teaches him loving-kindness."

Deluded temperament:
Mahāniddesa: "The Blessed One requires him to engage in detailed questioning about expositions [of Dhamma] given in brief, timely hearing of the Dhamma and timely discussion of the Dhamma, and to reside with a teacher."
Nettipakaraṇa: "The Blessed One teaches him dependent arising (paṭiccasamuppāda)."

Faithful temperament:
Mahāniddesa: "The Blessed One makes known to him an object worthy of faith (pasādanīya nimitta), namely, the well-awakenedness of the Buddha, the well-foundedness of the Dhamma, the well-practisedness of the Saṅgha, and his own [observance of] the precepts (sīlāni).

Intelligent temperament:
Mahāniddesa: "The Blessed One makes known to him the insight sign (vipassanā nimitta), namely the aspects (ākāra) of anicca, dukkha and anattā."

Speculative/distracted temperament:
Mahāniddesa: "The Blessed One instructs him in mindfulness of the in- and out-breath.

________________________________________________

Secondly, the Commentary to the Mahāniddesa advises that a certain discourse from the Suttanipāta be taught to each temperament; here I give them with their titles in K.R. Norman's translation:

Greedy: Sammāparibbājanīya Sutta / Proper Wandering (Sn. II. 13)
Hating: Kalahavivāda Sutta / Quarrels and Disputes (Sn. IV. 11)
Deluded: Mahābyūha Sutta / Great Discourse on Dispositions (Sn. IV. 13)
Faithful: Tuvaṭaka Sutta / Speedy (Sn. IV. 14)
Intelligent: Purābheda Sutta / Before the Dissolution (Sn. IV. 10)
Speculative: Cūḷabyūha Sutta / Small Discourse on Dispositions (Sn. IV. 12)

http://www.lioncity.net/buddhism/index.php?showtopic=43130&view=findpost&p=603144

Ассаджи

#8
Досточимый Буддхагхоса взял 38 методов практики (камматтхана) из Вимуттимагги, и добавил в список еще два.
В Комментарии к Дхаммасангани (168) в списке тоже 38 методов практики.

Список из 101 вида практики приведен в Апара-аччхарасангхатавагге Ангуттара никаи (А I 38-42).

http://awake.kiev.ua/dhamma/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara1/1-ekanipata/016-Ekadhammapali-e.html

В Махасакулудаи сутте приводится 75 видов:

http://awake.kiev.ua/dhamma/tipitaka/2Sutta-Pitaka/2Majjhima-Nikaya/Majjhima2/077-mahasakuludayi-e1.html
https://suttacentral.net/en/mn77

Эти списки обсуждаются в книге Сары Шоу:

http://books.google.com/books?id=-rh-AgAAQBAJ&pg=PA6&lpg=PA6

Alex

#9
Цитата: Ассаджи от 09:51 02 февраля 2007
- личности, для поведения которой характерно заблуждения, противопоказана любая практика до тех пор, пока она не разовьет понимания.

Здравствуйте Ассаджи!
Не совсем понятен приведенный отрывок. Заблуждения в определенной степени характерны для всех типов личности или нет? Какого рода понимание имеется ввиду - принятие четырех благородных истин, восмеричного пути, вообще Дхаммы или что-то другое?

Ассаджи

#10
Здравствуйте, Алекс!

Цитата: Alex от 08:14 15 июня 2008
Не совсем понятен приведенный отрывок. Заблуждения в определенной степени характерны для всех типов личности или нет?

Тут слово "моха" можно перевести не только как "заблуждение, ослепление", но и как "глупость, тупость", "сумбур, замешательство".

У других типов личности тоже могут проявляться заблуждения, но не в такой степени.

ЦитироватьКакого рода понимание имеется ввиду - принятие четырех благородных истин, восмеричного пути, вообще Дхаммы или что-то другое?

В Вимуттимагге приводится такое объяснение:

"Личность, для поведения которой характерно заблуждение, и которая не накопила мудрости, не должна заниматься никаким из предметов медитации, в связи с недостатком умений. Из-за недостатка умений её усилия окажутся бесполезными. Это похоже на человека, который едет на слоне без стрекала."

Ассаджи

В Неттиппакаране каждый из четырех способов установления памятования (сатипаттхана) сопоставляется избавлению от одного из четырех искажений распознавания (сання-випалласа). Получается, что способ можно подбирать соответственно тем порокам, которые нужно устранить.

484. Herein, what is co-ordination of abandoning (pahāna)?
        One who abides contemplating the body as a body abandons the perversion that there is beauty in the ugly, physical nutriment comes within his diagnosis, he is without assuming in regard to sensual-desire assuming, he is unbound in regard to the bond of sensual desire, he is dissociated in regard to the bodily tie of covetousness, he is taintless in regard to the taint of sensual desire, he has crossed over the flood of sensual desire, he is barbless as regards the barb of lust, form as a steadying-point for consciousness passing on comes within his diagnosis, his lust for the form element is abandoned, and he does not go a bad way through will.

   485. One who abides contemplating feelings as feelings abandons the perversion that there is pleasure in the painful, contact as nutriment comes within his diagnosis, he is without assuming in regard to existence-assuming, he is unbound in regard to the bond of existence, he is dissociated in regard to the bodily tie of ill-will, he is taintless in regard to the taint of existence, he has crossed over the flood of existence, he is barbless in regard to the barb of hate, feeling as a steadying-point for consciousness passing on comes within his diagnosis, his lust for the feeling element is abandoned, and he does not go a bad way through hate.

   486. One who abides contemplating cognizance as cognizance abandons the perversion that there is permanence in the impermanent, consciousness as nutriment comes within his diagnosis, he is without assuming in regard to wrong-view assuming, he is unbound in regard to the bond of views, he is dissociated in regard to the bodily tie of misapprehension of virtue and duty, he is taintless in regard to the taint of views, he has crossed over the flood of views, he is barbless in regard to the barb of conceit, perception as a steadying-point for consciousness passing on comes within his diagnosis, his lust for the perception-element is abandoned, and he does not go a wrong way through fear.

   487. One who abides contemplating ideas as ideas abandons the perversion that there is self in the not-self, mind-choice as nutriment comes within his diagnosis, he is without assuming in regard to self-doctrine assuming, he is unbound in regard to the bond of ignorance, he is dissociated in regard to the bodily tie of insistence that 'only this is the truth', he is taintless in regard to the taint of ignorance, he has crossed over the flood of ignorance, he is barbless in regard to the barb of delusion, determinations as a steadying-point for consciousness passing on comes within his diagnosis, his lust for the determinations-element is abandoned, and he does not go a bad way through delusion.

   494. Herein, form is the first ground for perversion, namely that there is beauty in the ugly; feeling is the second ground for perversion, namely that there is pleasure in the painful; perception and determinations are the third ground for perversion, namely that there is self in the not-self; and consciousness is the fourth ground for perversion, namely that there is permanence in the impermanent.

См. также Сання-випалласа сутту:
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an04/an04.049.than.html

Ассаджи

#12
В продолжение главы из Вимуттимагги До привел еще одну цитату (стр. 68):

Q. How 'by way of person' ?
A. A walker in passion should not practise the four immeasurables, because of their auspicious sign. Why? A walker in passion is not good at appreciating the auspicious sign. It (the practice of the four immeasurables by a walker in passion) is comparable to a man affected of a disorder of phlegm partaking of very rich food that is harmful to him.
A walker in hate should not practise the ten perceptions of putrescence, because of the arising of resentment-perception. A walker in hate is not good at appreciating it and is comparable to a man with a bilious ailment partaking of hot drinks and food which are harmful to him.
A walker in infatuation, who has not gathered wisdom, should not work at any subject of meditation, because of his lack of skill. Owing to lack of skill, his efforts will be fruitless. It (the practice of meditation by a walker in infatuation) is comparable to a man who rides an elephant without a goad.
A walker in passion should practise the perception of impurity and mindfulness of body, because these help overcome lust.
A walker in hate should practise the four immeasurables, because these help overcome hatred. Or he should practise colour kasina, because his mind attends to such.
A walker in faith should practise the six recollections beginning with recollection of the Buddha. Then his faith will gain fixity.
A walker in intelligence should practise the determining of the four elements, the perception of the foulness of food, recollection of death and recollection of peace because he is profound.
And again, a walker in intelligence is not debarred from working at any subject of meditation.
A walker in excogitation should practise mindfulness of respiration, because it eradicates discursive thought.
A walker in infatuation should make inquiries regarding the Law, should hear expositions of the Law in due season, with reverential mind, and should honour the Law. He should live with his teacher. He should heap up wisdom and should practise what pleases him of the thirty-eight subjects of meditation. Recollection of death and the determining of the four elements are specially suited to him.
And again, there is another teaching: "When I investigate the subjects of meditation, I see their distinctive qualities. The six persons may, through discernment, be reduced to three".

Q. If that be so, will there be difficulties at the beginning?
A. There are two kinds of men who walk in passion, namely, (the man) of dull faculties and (the man) of keen faculties. A walker in passion who has dull faculties should practise the investigation of impurity in order to overcome lust. Thus he should practise and overcome lust.
The walker in passion who has keen faculties should, at first, increase faith. He should practise the recollections. Thus he should practise and overcome lust.
There are two kinds of men who walk in hate, namely, (the man) of dull faculties and (the man) of keen faculties. A walker in hate who has dull faculties should practise the four immeasurables. By this he will be able to overcome hatred.
The walker in hate who has keen faculties, being one endowed with wisdom, should practise the (meditation of the) special sphere. Thus should one practise and dispel hatred.
There are two kinds of men who walk in infatuation, namely, (the man) of no faculties and (the man) of dull faculties. The walker in infatuation who has no faculties should not work at any subject of meditation. The walker in infatuation who has dull faculties should practise mindfulness of respiration in order to dispel discursive thinking.
Thus (the six persons) can be reduced to three. Therefore, there should be no difficulty. According to this teaching, the kasinas and mindfulness of respiration are developed (further) through space. All the activities can be fulfilled without difficulty. If a man is endowed with merit, he will have no difficulty in fulfilling all the excellent subjects of meditation.

Prokus

А как определить какая я личность? Есть какой то способ? я могу и рассуждать и верить, но если я являю.сь личностью  которой характерно заблуждения, тогда все мои рассуждения ноль. Какой то способ есть??

Ассаджи

В идеале тип может определить сведущий человек, пообщавшись с Вами и понаблюдав Вас.

А вообще, раз Вы задаете вопросы с такой логикой, то не всё еще потеряно : )

Prokus

Спасибо, вот только где бы найти сведущего человека? На улице его не встретишь.  =)) Ладно думаю эта характеристика не основная для понимания буддизма. Да и вообще насколько я понял в буддизме меня, как "я" не существует, это иллюзия. Так что и копаться в себе не желательно, как можно копаться в том чего нет?=)))

Ассаджи

#16
Цитата: Prokus от 21:12 22 ноября 2009
Ладно думаю эта характеристика не основная для понимания буддизма.

Для практики важно знать, какими именно качествами обладаешь, от каких нужно освободиться, и какие нужно развить.

ЦитироватьДа и вообще насколько я понял в буддизме меня, как "я" не существует, это иллюзия. Так что и копаться в себе не желательно, как можно копаться в том чего нет?=)))

В некоторых вариантах буддизма так говорится. Но в словах Будды такого нет:

http://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/anatta.htm
http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,442.0.html

До

Цитата: Prokus от 16:14 22 ноября 2009
А как определить какая я личность? Есть какой то способ?
В той же Вимуттимагге есть признаки по которым можно определить тип - как монах ест, как одевается и т.д.

Цитата: Ассаджи от 04:00 23 ноября 2009В некоторых вариантах буддизма так говорится.
Например в Тхераваде?

Ассаджи

Цитата: До от 08:05 23 ноября 2009
Цитата: Ассаджи от 04:00 23 ноября 2009В некоторых вариантах буддизма так говорится.
Например в Тхераваде?

Уважаемый До, мне кажется, что мы с Вами во многом обсудили эту тему:
http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,442.0.html

Количество последователей Тхеравады, и корпус текстов, огромны - тут нужно говорить о конкретных совокупностях людей или текстов. Тем более что слово "Тхеравада" зачастую используется для обозначения буддизма стран Юго-Восточной Азии, со всеми его национально-культурными особенностями.

О важности индивидуального подхода к практике говорится и в текстах Палийского канона (например, Ниддесе), и в комментариях (Аттхакатха), а также в Вимуттимагге и Висуддхимагге. Прежде чем практиковать медитацию, важно определить, какая именно практика нужна человеку.

Prokus

#19
Цитата: До от 08:05 23 ноября 2009
В той же Вимуттимагге есть признаки по которым можно определить тип - как монах ест, как одевается и т.д.

Вот, это уже по конкретней, можно ссылочку этого текста? И желательно именно этих строк.