Пхра упасомбот в вате Умонг, Чиангмай, Таиланд

Автор AlexMF, 15:41 16 июня 2009

« назад - далее »

AlexMF

Решение уйти на какое-то время в монахи зрело давно. С одной стороны это был старый интерес, хотелось узнать о буддизме из первоисточников в неискаженном домыслами виде, познакомиться с древним языком пали, получить практические навыки выполнения древних ритуалов, узнать их назначение, выучить буддийскую лексику в тайском языке и удовлетворить жажду познания нового в целом.
В поисках места для принятия монашества я объездил несколько храмов на севере Таиланда. Это спокойные, живописные места, не избалованные массовым туризмом. Выбор пал на ват Умонг, расположенный в лесу в окрестностях Чиангмая – один из самых древних храмовых комплексов возрастом 700 с лишним лет, ровесник вата Ангкор в Камбодже. «Умонг» означает тоннель. С тоннелей и начиналось строительство этого храма. Основным критерием выбора именно этого места стало то, что ват Умонг является центром изучения Дхаммы, куда командируют монахов из многих храмов для повышения уровня знаний и последующей сдачи экзаменов на ученые степени. Еще один плюс – преподавание ведется на тайском языке, вся буддийская, часть разговорной лексик и многие буквы алфавита которого заимствованы из пали и санскрита, что делает тайский язык практически идеальным инструментом для изучения древнеиндийских языков.





Первая неделя проходит нелегко для тех, кто не привык к монашескому образу жизни. Потом - все в порядке, даже лучше, чем можно представить.  Что получаете в итоге - я не могу сказать конкретно, это сложно передать теми словами, которые мы привыкли слышать. Плюс у каждого свои ощущения. Но то, что вы испытаете сильнейший культурный шок - это гарантировано. Про себя могу сказать, что я получил гораздо больше, чем ожидал.

Немного фото:















В пять часов утра монахи выходят из монастыря, чтобы выполнить один из светлейших ритуалов бинтхабат - сбор подаяний и благословение дающих. В это время множество людей выходит на улицы со свежеприготовленной пищей, предназначенной для монахов. Для совершения подаяния (сай бат) и получения слов благословения монахов приглашают палийским словом "нимон" (при общении с монахами стоит знать основы буддийской лексики, она немного отличается от обычной повседневной).
Поскольку монахи при сборе подаяний не надевают обувь, дающий раззувается, кладет еду в котелок бат, становится на колени, соединяет ладони "бутоном лотоса" у груди (праном мы) и склоняет голову для принятия благословения.
Обычно такой ритуал ограничивается благословением дающего. Но в случае, когда семья теряет близкого человека, ритуал приобретает некоторые дополнения, с которых и начинается благословение. Дающий подаяние одной рукой льет воду из маленькой бутылочки на землю, отдавая последнюю дань ушедшего этой земле, другую продолжает держать у груди, монах начинает чтение двух коротких ботов на пали подряд, первый для поминания, второй - благословение:

http://allplanet.ru/alexmf/thailang/yatha.mp3

http://allplanet.ru/alexmf/thailang/sapphi.mp3

ยะถา วาริวะหา ปูรา ปะริปูเรนติ สาคะรัง
เอวะเมวะ อิโต ทินนัง เปตานัง อุปะกัปปะติ
อิจฉิตัง ปัตถิตังตุมหัง ขิปปะเมวะสะมิชฌะตุ
สัพเพ ปูเรนตุ สังกัปปา จันโท ปัณณะระโส ยะถา
                            มะณิ โชติระโส ยะถา ฯ

สัพพีติโย วิวัชชันตุ สัพพะโรโค วินัสสะตุ
มา แต ภะวัตวันตะราโย สุขีทีฆายุโก ภะวะ
อภิวาทะนะสีลิสสะ นิจจัง วุฑฒาปะจายิโน
จัตตาโร ธัมมะ วัฑฒันติ อายุ วัณโณ สุขัง พะลัง ฯ

"Как воды рек естественным образом наполняют моря до полных берегов,
так и подаяние, которое вы посвящаете этой земле, естественным образом завершает путь того, кто покинул этот мир.
Пусть ваши искренние пожелания реализуются как можно быстрее,
пусть ваши мысли станут завершенными, как полная луна,
чистыми и сверкающими, как драгоценный камень, залитый светом.

Все плохое уходит прочь, болезни покидают Вас,
опасности обходят вас стороной; Вы - тот, кто обретает счастье и долголетие.
Вот четыре правила для Вас: долголетие, высокое положение, счастье и сила -
это естественные спутники того, кто почтительно относится к окружающим и для кого доброта и уважение – обычные, повседневные нормы поведения."


В ряде случаев можно услышать дополнение:

http://allplanet.ru/alexmf/thailang/phawatu.mp3

ภะวะตุ สัพพะมังคะลัง รักขันตุ สัพพะเทวะตา
สัพพะพุทธานุภาเวนะ สะทาโสตถี ภะวันตุ เต
ภะวะตุ สัพพะมังคะลัง รักขันตุ สัพพะเทวะตา
สัพพะธัมมานุภาเวนะ สะทาโสตถี ภะวันตุ เต
ภะวะตุ สัพพะมังคะลัง รักขันตุ สัพพะเทวะตา
สัพพะสังฆานุภาเวนะ สะทาโสตถี ภะวันตุ เต

"Желаю Вам успеха, удачи и счастья на все времена, пусть ангелы хранят Вас,
пусть сила Будды, Дхаммы, сангхи прибудет с Вами, желаю Вам благополучия на все времена."

Завершается церемония заключительным словом เจริญพร, "благословляю".

Анурудх

Спасибо, Александр, за рассказ, фотографии отличные (не зря там у тебя телевик был :)).

AlexMF

#2
Спасибо! :)
Вот еще отрывок из бота "Подарок светлейших", один из любимых, запись с вечерних чтений.

http://allplanet.ru/alexmf/thailang/suatmont01.mp3

raudex

Уважаемый, а расскажите пожалуйста поподробнее, как всё происходило хронологически и какое в итоге заняло время. Что вообще требуется для пострига?

AlexMF

Нужно согласие родителей, один человек-гарант (чтобы было с кем связаться в случае чего) и оплатить 2 комплекта пха трай (монашеской одежды), сумку, циновку, подстилку, подушку, это 2.300 батов, все эти вещи - ваша собственность. Котелок бат Вам выдадут на все время, пока Вы будете в сангхе. Все хоз. и гигиенические принадлежности есть в достаточном количестве.
Нужно прорепетировать текст для церемонии вступления в сангху. Разумеется, наизусть Вы его не выучите и за неделю, поэтому можно пользоваться той шпаргалкой, которую дадут. Есть текст, записанный латиницей (для иностранцев, не владеющих тайским языком). Это несложно, если одновременно с Вами будут принимать других, читать будете хором. Наизусть надо обязательно запомнить одну небольшую фразу, Ваше согласие с условиями сангхи. У Вас будет буддийское имя, рассчитанное по лунному календарю.

raudex

#5
Спасибо
а что из ся представляет "разрешение" и что должен делать "человек-гарант"? Как вы договариваетесь о постриге, ну то есть вот буквально пришёл я и говорю "упасампаду мне, хачу нимагу" и мне говорят типа "приходите зафтра (послезафтра)"
Оговариваются стразу какие либо сроки, накладываются ли какие то спецальные обязанности, кроме тех что Винайей предусмотрены? учит вообще кто нибудь чему нибудь (с пением и распорядком дня всё боле-менее ясно), есть ли Упаджая который даёт наставления? Или если вы заведомо идёте на временный постриг - вами персонально никто особо не занимается?

(приписал ещё пару вопросов)
Чем можно пользоваться монаху из мирских предметов (книги, телефон, лаптоп и подобное) в этом конкретно монастыре, и, если Вам известно, как в других обстоит дело?
Насколько жёстко монах ограничен в передвижениях? Можно ли покинуть монастырь и перебраться в другой, или быть может в другую никаю или в другую страну, не расстригаясь?

Monkey


AlexMF

Когда Вы придете в храм и заявите о своем желании стать монахом, Вы сразу оговорите сроки и день упасомбота (по тайски - упасомбот, или коротко - буат). Все это на Ваше усмотрение. Прием в сангху происходит не каждый день. Как правило, это суббота-воскресенье, буддийские праздники, дни монахов (ново- и полнолуние, а так же четверти луны). Вам дадут форму заявления на прием, которую Вы должны заполнить дома. Там есть раздел для заполнения родителями о том, что они не возражают против принятия Вами монашества (вероисповедание родителей при этом роли не играет).
Гарантом может выступить один из родителей, супруга или любой Ваш знакомый, если они постоянно проживают в стране. Он тоже заполняет определенную графу в заявлении, гарантируя то, что Вы заполнили заявление корректно и информация в нем верна.
Так же на ритуале приема должен присутствовать отец или мать или этот гарант или любое лицо (желательно мужского пола, но не обязательно), которое может считаться Вашим гражданским наставником, учителем, опекуном. Вы будете принимать пха трай (монашескую одежду) именно из его рук и говорить ему слова благодарности за все, что он сделал и за то, что отпускает Вас (поэтому в идеале им должен быть отец, но не обязательно, если присутствие отца или матери невозможно).
На ритуале Вы принимаете син ха (5 основных заповедей) и все обеты, накладываемые винаей. Больше никаких ограничений нет.
Заявленный срок монашества может корректироваться по Вашему усмотрению в любую сторону. Если он продлится существенно дольше заявленного, а на Ваше место в кути будет плановый претендент, то при невозможности разрешить эту ситуацию в данном храме Вам предложат ряд других храмов или же Вы сами можете найти себе другой храм. При выходе из Сангхи стоит предупредить об этом наставника за один день.
В любом случае независимо от срока монашества у Вас будет наставник. Специально лично Вами никто заниматься не будет, будут групповые занятия. Но Вы всегда сможете задавать вопросы учителям и наставнику как на занятиях, так и приватно, это обычная практика. Если сами попросите, с Вами будут заниматься персонально.
Никаких специальных обязанностей для Вас не предусмотрено.
Можно пользоваться телефоном, компьютером, интернетом, читать книги. Никто не будет запрещать Вам это делать. Просто регулируйте сами для себя то, как часто этим пользоваться и нужно ли вообще? У меня, напр., вообще не возникало желания пользоваться интернетом, кому-то звонить или читать литературу. В храме была отличная библиотека, я там нашел то, что мне было надо - словари. Для меня этого было достаточно.
Монах (любой) ограничен в передвижениях только на период кхау пханса (3-хмесячное "затворничество" в храме), начнется в следующем месяце. В Таиланде это значит, что он должен ночевать в "своем" храме, возвращаться именно в свой храм до темноты. В другое же время (не в период кхау пханса) монах ничем не ограничен в передвижениях. Можно поехать в другой город, в другую страну. При каждом выходе с территории храма нужно лишь предупредить своего настоятеля и сказать ему о цели передвижения. Вы можете ночевать в домах тех людей, которые Вас пригласили (монах не может отказываться от приглашения), можете поехать в другой город или страну (поговорите с настоятелем, он расскажет, как это лучше сделать, т.к. для монахов есть спец.транспорт или иные тарифы и спец.места на общественном транспорте). Напр., поездка из Чиангмая в Лаос и обратно для монаха стоит 60 батов.
По поводу ночевки и пребывания в храмах других конгрегаций - на Ваше усмотрение. Если это запросто можно делать в махаянских храмах, то есть никаи, куда Вас попросту могут не пустить. )) Стоит ли ломиться в такие двери? Или же есть никаи по типу Свидетелей Иеговы, которые будут рады принять Вас, но тут же начнут перековывать. )) Не уверен, что стоит искать именно такие места для ночевки. Обычных храмов вполне достаточно, чтобы не нуждаться в месте проживания.

raudex

#8
О, спасибище, масса полезной инфы!
Цитата: AlexMFТак же на ритуале приема должен присутствовать отец или мать или этот гарант или любое лицо (желательно мужского пола, но не обязательно), которое может считаться Вашим гражданским наставником, учителем, опекуном. Вы будете принимать пха трай (монашескую одежду) именно из его рук и говорить ему слова благодарности за все, что он сделал и за то, что отпускает Вас (поэтому в идеале им должен быть отец, но не обязательно, если присутствие отца или матери невозможно).
Как может решаться вопрос когда в данный момент в стране нет ни родителей ни "гаранта", но есть, скажем, теоретическая возможность до них до всех дозвонится? Просто человек с улицы не очень подойдёт, да?
Цитата: AlexMFНа ритуале Вы принимаете син ха (5 основных заповедей) и все обеты, накладываемые винаей. Больше никаких ограничений нет.
Цитата: AlexMFНикаких специальных обязанностей для Вас не предусмотрено.
Правильно ли я понял, например, утрируя, если меня аббат послал за пивом, то я имею полное римское право этого не делать, мотивируя тем, что "не винайское это дело"?
Цитата: AlexMFПри выходе из Сангхи стоит предупредить об этом наставника за один день.
Под выходом имеется в виду расстриг, или просто можно сказать, мол, "скучно тут у вас, пойду ка я в соседний ват жить, и к обеду не ждите меня", взять свои скарб, монашеский паспортец и уйти? Как вообще контролируется "прописка"?  Я слышал о 5-ти летнем сроке, в течение которого монаху надо обязательно быть при наставнике.
Цитата: AlexMFВ любом случае независимо от срока монашества у Вас будет наставник.
Да, вот тут поподробнее, пожалуйста, это именно мой оффициальный начальник? каковы его функции по отношению ко мне, и что монах обязан по отношению к нему? можно ли уйти к другому, при желании? Если да, то может ли это быть монах другой тхеравадинской никайи и какой "выслуги лет" он должен быть?
Цитата: AlexMFМонах (любой) ограничен в передвижениях только на период кхау пханса (3-хмесячное "затворничество" в храме), начнется в следующем месяце. В Таиланде это значит, что он должен ночевать в "своем" храме, возвращаться именно в свой храм до темноты.
Ну с Вассой всё более менее понятно, но в данном случае "свой" храм это какой? обязательно тот где меня постригли? а если меня переселили или я сам выбрал в качестве пмж другой ват, возможно в другой стране?
Цитата: AlexMFПо поводу ночевки и пребывания в храмах других конгрегаций - на Ваше усмотрение. Если это запросто можно делать в махаянских храмах, то есть никаи, куда Вас попросту могут не пустить.
В этой связи я создал ветку на которую пока никто ничего не написал. Хотелось бы знать , если, например, постржен в Маханикайа, а захочется переселиться в монастырь Дхаммайют, или быть может Сиам-Никая на Шри-Ланке, или щё куда. Что в этой связи придётся учесть? Пустят ли? Если да то какой функционал я потеряю/преобрету? Или если я вовсе решу вернутся в Россию и жить, естесвенно соблюдая Винайю, но один, за счёт какогнть спонсора - это допустимо?

AlexMF

Гарантом может выступать ваш знакомый, к примеру, которому Вы доверяете. Если родителей в стране нет, то заполняете графу за них, в этом случае на Вас ложится ответственность за достоверность информации, которую разделяет и Ваш гарант. Ведь это нужно Вам, а не кому-то еще, Вам и нести ответственность перед собой в первую очередь.

"Абат" по-тайски - "грех". ))) Настоятель может послать куда-то кого-то только из обслуживающего персонала (это гражданские лица). Монахов никто никуда не посылает. ))) Вы вольны в своем выборе.

Под выходом из сангхи имеется ввиду расстриг. Сангха - это не только монахи того храма, где вы живете. Это все буддийское братство. Обязательно быть ни при ком не надо. Это тоже Ваш выбор. Это желательно для Вас, но не обязательно. Заставлять никто не будет, могут просто рассказать, как лучше поступить в том или ином случае, а выбор остается за Вами. "Прописка" не контролируется. Вы вольны идти, куда захотите.

Наставник должен иметь опыт существенно больше Вашего, но не обязательно это будет какой-то предпросветленный монах. Научить Вас надевать одежду может и обычный монах без регалий, а учиться этому можно долго. )) Скорее всего, основным наставником будет монах, отвечающий за новобранцев. Это начальник лишь в смысле организации мероприятий. Будут разные учителя, читающие лекции, можете задавать вопросы любому.

Вы можете выбрать любой храм для проживания в любой стране. Я не в курсе других никай и правил в них, тут ничего не могу сказать.
Если будет спонсор - это вполне нормально. В Таиланде спонсор может купить или построить маленький домик на территории храма для монаха, это недорого стоит. Остальные спонсорские вложения для одного монаха теряют смысл - есть абсолютно все, и все это бесплатно для монаха. Спонсор может делать пожертвования храму в целом, организовывать время от времени завтраки или ланчи. А одному монаху что он будет жертвовать? Что еще нужно монаху кроме того, что у него уже есть? Еда? Каждое утро - бинтхабат, сбор подаяний и благословение дающих, это святая обязанность монаха, это очень важно для духовного роста. Еды же в разы больше, чем можно съесть. Ну, могут понадобиться деньги на телефонную карту, напр. Все остальное есть, ничего не надо покупать.



AlexMF

Вот еще я ролик склеил, укороченный вариант без комментариев для You-Tub'а. Там, кстати, есть ответ на вопрос, можно ли принимать постриг наперекор воли родителей.



Zom


Monkey

Алекс, а скажите, пожалуйста, обязательно ли перед принятием монашества проводить какое-то определенное время при монастыре в качестве послушника т.п.? Для фарангов нет каких-либо подобных правил? Т.е., насколько я понимаю, ситуация выглядит следующим образом: у меня есть виза, позволяющая провести в Таиланде не менее 3-х месяцев, часть этого времени, например, 2 месяца я хочу провести в качестве монаха. Могу я просто появиться в Вате с просьбой "Ларису Ивановну хачу!" : "Возьмите меня в монахи, я песню знаю, жалостную!"  :) Возьмут?

AlexMF

В разных храмах по-разному. Где-то побыть студентом в школе медитации - обязательное условие, где-то скажут так: "Пестню жалостливую знаете? Приходите завтра, примем."  :) Это надо узнавать в каждом храме, где вы хотели бы пройти постриг.
Института послушания в тхераваде нет. Либо монах, либо не монах. ))

raudex

Цитата: AlexMF от 04:26 23 июня 2009Института послушания в тхераваде нет. Либо монах, либо не монах. ))
Ну это Вы пошутили :), на Шри-Ланке вообще как правило не стригут сразу в бхиккху, сперва обязательно в саманеру, и надолго,
а кое где, даже и в Тайланде, есть анагарики также.

Скажите всё таки насчёт "правила 5 лет", это повесместная практика или некая локальная?

AlexMF

Самманера (или самманен по-тайски) - монах с ограниченными "возможностями" только лишь возрастом до 20-ти лет. После 20-ти лет самманен становится монахом (пхиксу, тайск.).  Для самманена процедура упасомбот слегка отличается от упасомбот для пхиксу, ну и в дальнейшем есть отличия. Но после 20-ти лет самманеном стать невозможно. ))) Так что самманен - это не послушник. Это просто неудачный перевод на русский язык.

Не слышал я про правило 5-ти лет, не забивайте этим голову. Куда более важны учеба и практика, а через сколько времени Вы выучите какой-то материал и как быстро продвинетесь в практике - зависит от Вас и нужно только Вам, а не каким-то другим людям или правилам. И никто Вас сроками ограничивать не будет, как и засовывать в какие-то обязательные временные рамки. Это не армия и не тюрьма. ))

raudex

Будем считать это вопросом терминологии, Саманера это как бы полумонах, 10 обетов против ~3 сотен. Видимо в Тайланде традиция саманер переродилась несколько, на Шри-Ланке стригут в саманеры без возрастных ограничений. Там же и не принят временный постриг бхиккху, так как это принято в Тайланде и Бирме. В бхиккху стригут окончательно, а для временного пребывания  используют анагарик или саманери.

Тем не менее не вижу сымсла спорить, лучше я ещё поспрашиваю, с Вашего разрешения :)


AlexMF


raudex

#18
Слыхал что у монахов есть серьёзные льготы, например на переезды, на медицину. Хотелось бы подробностей? Охватывают ли эти льготы саманер?

И как, кстати, при этом монахи ухитряются не использовать деньги, вроде есть некие казуистические приёмы? Или же деньги всё таки используют несмотря на обеты с последующим признанием?

Как происходит (если такое случается) наказание за нарушение Винайи, например Сангхадисеса, ну или признания Пачиттия как то формально происходят?

Как может монах накормиться находясь вне монастыря, ведь пиндапат проходит утром, миряне уже точно знают где и когда пройдут монахи, но ведь монах может оказаться в местности где его не ждут, и в неподходящее (но всё таки дополуденное) время? какие возможны варианты?

Как вообще поддерживается правопорядок на территории монастыря? Всё таки когда много людей, в том числе мирян, всегда случаются какие нибудь беспорядки? Например воровство или, скажем, драки. Как разрешаются конфликты?

Monkey