Неуверенность

Автор Ассаджи, 08:59 09 июня 2009

« назад - далее »

Ассаджи

Здесь есть как минимум два палийских термина - "вичикиччха" и "канкха".

"Вичикиччха", неуверенность по поводу Будды, Дхаммы, Сангхи, и пути тренировки, устраняется уже при "вступлении в поток".

http://www.palikanon.com/english/wtb/u_v/vicikicchaa.htm

"Канкха" - неуверенность, связанная с представлениями о "я", прошлым, настоящим и будущим:

"Существовал ли я в прошлой жизни, или не существовал? Кем же я был в прошлой жизни? Каким же образом я существовал в прошлой жизни? Кем быв, кем я стал в прошлой жизни? Буду ли я существовать в грядущей жизни, или не буду? Кем же я буду в грядущей жизни? Каким же образом я буду существовать в грядущей жизни? Кем быв, кем я стану в грядущей жизни?

"Существую ли я, или нет? Кто же я есть? Каким же образом я существую? Откуда же пришло это существо? Куда же оно отправится?"

устраняется на этапе "очищения от неуверенности" (канкха-витарана-висуддхи).

http://www.palikanon.com/english/wtb/g_m/kankhaa.htm
http://www.palikanon.com/english/wtb/u_v/visuddhi.htm
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/kn/ud/ud.5.07.than.html
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/kn/thag/thag.01.00x.than.html#passage-3
http://dhamma.ru/canon/mn/mn02.htm

Да и судя по той же Сутта-нипате

http://dhamma.ru/canon/kn/snp/sut_nip.htm#_Toc484786566

после Ниббаны неуверенности не остается.

Ассаджи

#1
Вот что рекомендуется в Ахара сутте для преодоления неуверенности (вичикиччха):

http://dhamma.ru/canon/sn/sn46-51.htm

ЦитироватьИ что служит недостатком пищи для возникновения невозникшей неуверенности, или для роста и увеличения неуверенности, когда она возникла? Есть умственные качества, которые являются умелыми и неумелыми, порицаемыми и безупречными, грубыми и тонкими, связанными с темнотой и со светом. Уделять им соответствующее внимание - вот недостаток пищи для возникновения невозникшей неуверенности, или для роста и увеличения неуверенности, когда она возникла.

То есть рекомендуется исследовать и соотносить умственные качества (дхаммы). Первое из рекомендуемых различий -- на умелые и неумелые качества. Что именно приводит к успеху, а что -- к неудаче? Зная ответ на этот вопрос, можно более уверенно предвидеть успех или неудачу при использовании тех или иных умственных качеств.

Ассаджи

#2
С одной стороны, есть неуверенность как помеха:

Here, a monk is doubtful (kaṅkhati) and vacillates (vicikicchati) regarding the Teacher; he is dissatisfied and cannot settle in his mind. Thus his mind is not inclined towards ardour, devotion, persistence and effort.
(DN. iii. 278)

а с другой стороны, бывает оправданное сомнение:

It is fitting for you, Kālāmas, to be sceptical (kaṅkhituṃ); it is fitting for you to doubt (vicikicchituṃ). Doubt (vicikicchā) has arisen in you in a doubtworthy (kaṅkhanīya) matter.
(AN. i. 189)

http://www.dhammawheel.com/viewtopic.php?f=17&t=1508

"– И правильно, каламы, что вы сомневаетесь; правильно, что вы пребываете в недоумении. Неуверенность возникает в вас относительно того, что само по себе сомнительно.
Внемлите, каламы. «Не руководствуйтесь преданиями, традиционностью учения, слухами, священными писаниями, умозрительными доводами, логическими доказательствами, рассуждениями о причинах, умозрительным принятием взглядов, кажущейся осведомленностью говорящего, или мыслью «этот монах – наш учитель», но когда вы узнаете сами, что 'эти качества вредны, эти качества предосудительны; эти качества порицаемы мудрыми; а будучи практикуемы и доведены до полного развития, причинят вред и приведут к страданию' – тогда вам следует отказаться от них. "

http://dhamma.ru/canon/an/an3-65.htm

Здесь, как я понимаю, в случае наличия многочисленных противоречивых умозрительных воззрений разных учителей, Будда советует проверять воззрения на опыте, находить мудрых людей и прислушиваться к их мнению. Способы проверки убеждений на практике и определения того, насколько человек мудр, подробнее описаны в других суттах.

Слушатели, жители Каламы, еще не являются последователями Будды (они обращаются за прибежищем в конце проповеди). Таким образом, эти слова Будды не относятся напрямую к его последователям, а относятся к ситуации выбора учения. В последующей части проповеди он рассказывает о том, как благородному ученику нет необходимости придерживаться метафизических взглядов о жизни после смерти, плодах кармы и т.д. Учение Будды отличается тем, что оно дает очевидные и проверяемые результаты в этой жизни.

WalkMan

Цитата: Ассаджи от 08:59 09 июня 2009

устраняется на этапе "очищения от неуверенности" (канкха-витарана-висуддхи).

http://www.palikanon.com/english/wtb/g_m/kankhaa.htm
http://www.palikanon.com/english/wtb/u_v/visuddhi.htm
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/kn/ud/ud.5.07.than.html
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/kn/thag/thag.01.00x.than.html#passage-3
http://dhamma.ru/canon/mn02.htm

Подскажите пожалуйста, где можно найти инфу по этим методам в русском переводе?

п.с. последняя линка не работает

Ассаджи


syugyosya

Упоминается ли что-то в суттах о том как преодолеть неуверенность в себе?

Ассаджи

Цитата: syugyosya от 11:30 25 июня 2012
Упоминается ли что-то в суттах о том как преодолеть неуверенность в себе?

Такого понятия тогда не было. На мой взгляд, противоречивое понятие "уверенность в себе" - характерная особенность нашей культуры. Очень многие хотели бы стать более "уверенными в себе", в то же время воспринимая такую "уверенность в себе" у других как давление, или даже наглость. От других такие люди зачастую ожидают не "уверенности в себе", а внимания и доброты.

И как раз развитие сердца снимает это противоречие, - человек с открытым сердцем искренне и открыто действует, не сдерживая себя, и с четким мотивом блага для себя и других.

syugyosya

Спасибо. Я так понимаю что хорошо развитая нравственность как раз и даст эту " уверенность в себе"

Pavel_Tsvetkov

Приведу отрывок из перевода второй книги Саядо У Теджании о вере (о вере в себя, что противоположно неуверенности):

"Йогин: В «синей» книге – «Не смотрите на омрачения свысока, иначе они посмеются над вами» очень мало сказано о вере (saddha). Не могли бы вы рассказать что-нибудь о значении и важности веры?

Саядо УТ: Саддха – это вера, уверенность или доверие. Когда мы практикуем медитацию, все духовные качества, включая веру, должны увеличиваться. Должна увеличиться вера в себя, в нашу способность заниматься практикой и в наше понимание. Только если у нас есть вера и убежденность в чем-то, только тогда мы, действительно, сможем этим заниматься. Нам нужно распознать имеющуюся у нас веру – много ее или мало. Это то, что поддерживает нас на пути.
Те, кто знает, как правильным образом размышлять, чья мудрость сильна, те обладают сильной верой (saddha). Тем не менее, если нет мудрости, чтобы сбалансировать веру, тогда вера может стать слепой. Мы можем проверить себя сами, чтобы узнать растет ли наша вера. Действительно ли мы знаем и понимаем пользу, получаемую от практики? Сколько веры у нас сейчас и сколько веры у нас было до того, как мы начали практиковать? Важно распознавать собственную веру.
Большинство людей слышали о балансе пяти духовных способностей и большинство людей уделяют много времени, стараясь сбалансировать усилие (viriya) и самадхи (samādhi). Лишь немногие люди знают о балансе мудрости и веры, и сколько-нибудь уравновешивают их. Те, кто очень интеллектуальны и довольно много размышляют, имеют очень мало веры. Они задают слишком много вопросов. Но если у кого-то много веры и он не задает никаких вопросов, тогда мудрость у него начинает слабеть.
Традиционно вера объясняется как убежденность или как вера в Три Драгоценности. Но как может кто-то, кто только начинает практиковать, иметь веру в Три Драгоценности? Нужно, чтобы убежденность или вера йогинов была верой и пониманием того, что они практикуют. Те, кто правильно размышляет и, вследствие, этого делает правильные вещи, находят, что в результате их интерес и убежденность автоматически возрастают".

syugyosya


Zheka

Бханте Пемасири сказал, что очень трудно описать, что такое вера как одна из пяти основ Пути. Он очень практичен во многих вещах и говорит, что не верит там в то, что какие-то неземные существа влияют на нашу жизнь, например, дэвы, или что вязочка на руке помогает от опасностей. Вера по отношению к Будде, Дхамме и Сангхе это то, что, по сути, рождается после випассаны, когда на своем опыте осознаешь три характеристики, четыре Истины.