Деконцентрация

Автор Ассаджи, 21:18 28 сентября 2003

« назад - далее »

Ассаджи

Alert в недавнем сообщении упомянул об общем, "размытом" восприятии.

Похожие рекомендации дал Роджеру Уэллсу
http://dhamma.ru/lib/authors/misc/rest.htm

его учитель Ачаан Тауи
http://www.palikanon.com/english/practice_insight/practising_insight.htm

-- равномерно распределять внимание между каналами восприятия.

Недавно издал на эту тему книгу Олег Бахтияров:
http://j-club.narod.ru/lectures_right.htm

И действительно, самадхи - это в каком-то смысле рассредоточение. Ум находит более тонкую опору и перестает сужаться на более грубые опоры. Например, внимание перестает узко направляться навязчивым мышлением, и равномерно рапределяется по каналам восприятия.

Alert

//И действительно, самадхи - это в каком-то смысле рассредоточение. //

Действительно, самадхи трудно понять, ведь чаще его переводят как сосредоточение. Оно перечисляется в пяти способностях, пяти силах, семи факторах, и благородном восьмеричном пути, именно как сосредоточение. Может быть имеется в виду особое сосредоточение, которое с мирской т.з. более похоже на рассредоточение?
На правах рекламы

Ассаджи

#2
Цитата: AlertМожет быть имеется в виду особое сосредоточение, которое с мирской т.з. более похоже на рассредоточение?

Под "сосредоточением" обычно понимают сужение внимания, иногда вплоть до само-гипноза и отключения сознания.

В самадхи же два ключевых качества - "экагатта" и "самахита".

"Экагатта" значит, что в уме преобладает что-то одно, опора сосредоточения. Если это дружелюбие, то оно охватывает весь ум. Если, например, лиловый цвет, то опять же, весь ум поглощен лиловым цветом.

http://buddhism.org.ru/board/showthread.php?s=&threadid=2066

"Самаахита" означает собранность, единство, объединенность ума во время самадхи.

То есть внимание не сужено в одну точку, а может быть распределено на 360 градусов во все стороны света. Главное, чтобы ум был полностью настроен на используемую опору.

Например, при памятовании о дыхании, с одной стороны, есть место касания дыхания, но с другой стороны, при настройке на дыхание охватывается широкое окружающее пространство.

http://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/guided.htm

Alert

//То есть внимание не сужено в одну точку, а может быть распределено на 360 градусов во все стороны света. Главное, чтобы ум был полностью настроен на используемую опору. //

Это возможное объяснение. Это обычное мирское объяснение. Это объяснение, охватывающее множество моментов функционирования ума, т.е обобщенное. Гораздо более плодотворным представляется объяснение, основанное на взаимосвязи отдельных моментов.
На правах рекламы

Anonymous

#4
Цитата: Ассаджи

Например, при памятовании о дыхании, с одной стороны, есть место касания дыхания, но с другой стороны, при настройке на дыхание охватывается широкое окружающее пространство.

http://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/guided.htm
Готов подтвердить, что памятование о дыхании это весьма полезное упражнение вместе с самой практикой концентрации на дыхании. Бывает очень полезно просто "продышать" многие мысли.
"Продышать" - это хорошая практика, она входит в саму медитацию как начальная ее фаза и она замечательна при "выходе" из медитации, а также почти во всех жизненных ситуации, которые я назову постмедитативными.  :)

Что же есть рассредоточение, как не движение праны по каналам и насыщение органов и клеток.

Ассаджи

Цитата: ddd"Продышать" - это хорошая практика, она входит в саму медитацию как начальная ее фаза и она замечательна при "выходе" из медитации, а также почти во всех жизненных ситуации, которые я назову постмедитативными.  :)

Что же есть рассредоточение, как не движение праны по каналам и насыщение органов и клеток.

Нечто другое. Например, в практике "продышать" доминанта дыхания совмещается с другой доминантой, проявляющейся, например, в виде мысли или напряжения. Поскольку дыхание является более глубокой и тонкой опорой, то в результате внимание объединяется на опоре дыхания и перестает навязчиво сосредотачиваться на второстепенной опоре.

Тот же подход можно использовать и с другими опорами, совмещая, например, перцептивный образ света, или дружелюбие, с проявлениями навязчивого сосредоточения на чем-то другом.

С точки зрения модели взаимообусловленного возникновения, действуют замкнутые циклы. Например, эмоционально заряженное убеждение "я неудачник" привлекает внимание к возможностям неудачи, что ведет к неудачным действиям, подкрепляющим это убеждение.

А в самадхи все эти циклы объединяются в один, сначала с помощью второй сигнальной системы (рассуждение и изучение, первая джхана), а затем непосредственно через первую сигнальную систему (восторг, счастье, вторая и третья джханы).

Anonymous

Цитата: Ассаджи

Тот же подход можно использовать и с другими опорами, совмещая, например, перцептивный образ света, или дружелюбие, с проявлениями навязчивого сосредоточения на чем-то другом.

Спасибо, весьма ценное указание.

Ассаджи

Интересно, что в сутрах Патанджали "йога" понимается не как мистическое единство, а единство в смысле самадхи, с разъединением пуруши и пракрити,

http://www.saccs.org.in/YAIAP/YAIAP-SUM/AyushmanGoswami-sum.htm

то есть в буддийских терминах, винняны и нама-рупы

http://science.rsuh.ru/eremeev/tri/theory/06.htm

Anonymous

Я не спец, чтобы рассуждать об Атмане и Брахмане, но я жадно впитываю любые традиционные указания по опыту медитации и созерцания, который я для себя определил одним словов Йога.
Йога - высшая практика по развитию сознания, выходящая за пределы человеческого дискурса (самадха).
Возможен ли опыт в чистом виде или мы только  бесконечно приближаемся к чистоте восприятия (сознания)!?
Авторитетные источники указывают, что не так уж сложно выйти за пределы человеческого дискурса, но они же и утверждают, что что сознание бесконечно в своей непостижимости, по крайней мере его нельзя отразить предметно.

Высшие разделы йоги посвящены рассмотрению самадхи и содержат указания для йогинов, а не для простых людей.
Но какой бы ты ни был крутой йог, необходимо поддерживать альтруистическую мотивацию, которая одна преодолевает страх и спасает от тщеславия.

Ассаджи

#9
Цитата: dddНо какой бы ты ни был крутой йог, необходимо поддерживать альтруистическую мотивацию, которая одна преодолевает страх и спасает от тщеславия.

Деконцентрация -- это в том числе выход за привычные рамки "себя".

В Ануруддха сутте описывается практика охватывания все большего пространства в джхане:

http://awake.kiev.ua/dhamma/tipitaka/2Sutta-Pitaka/2Majjhima-Nikaya/Majjhima3/127-anuruddha-e.html

Ассаджи


Кусярон

Вчера участвовал в мастерклассе с Олегом Бахтияровым.

Элементы, которые мне напомнили учение Будды, - это
* объемность ума, расширение внимания на большее пространство,
* близкая к коанам практика поиска "чистого" смысла с отбрасыванием "контейнеров" смысла (слов, ощущений)
* растождествление с элементами опыта
* рас-распознавание (например деконструкция выделения объектов по каналу звуков) и дальнейшее управление апперцепцией

Ум в состоянии собранности направляется на развитие функций психики, в частности, улучшение скорости мышления.

В то же время джхана не используются системно для развития умелых качеств в буддийском контексте, и (насколько я смог понять) не практикуются долгие все более углубляющиеся погружения.

Также показалась заметной разница в этическом аспекте между практикующими буддийскую медитацию и практиками системы Бахтиярова. Еще одно мое впечатление - практика Олега ориентируется в первую очередь на когнитивные, смысловые, мыслительные аспекты, в то время как эмоциональная сфера развивается меньше.

Ассаджи

Элементы деконцентрации есть в наставлениях Саядо У Теджании, например:

The main or primary object helps you to keep the mind aware, in the present moment. It is something you can always go to when you are not sure what to observe. However, you do not have to stay with that main object all the time. It is perfectly alright if the mind's attention moves to other objects such as sensations, hearing, even a wandering mind, as long as you are aware that the mind is now aware of these new objects. It is also fine if it knows several objects at the same time.

Be aware that you are walking whenever you walk. You do not need to walk fast or slowly, just walk at a natural pace. You can watch what the mind pays attention to, or just have an overall feel of the sensation of your whole body walking. If the mind settles on particular sensations or body movements, that is alright too. But remember, you do not have to focus on one object continuously; in fact you should avoid doing this if it makes you tense.