Хронология Палийского канона

Автор Dhamma, 20:52 09 сентября 2021

« назад - далее »

Dhamma

Цитата: Ассаджи от 09:49 05 сентября 2021
Цитата: Dhamma от 06:57 04 сентября 2021
Насколько эти легенды из Канона можно воспринимать как принадлежащие словам Будды? Человечество как биологический вид существует двести тысяч лет, а палеолит закончился приблизительно в десятом тысячелетии до н.э. Если Будда мог обозревать прошлое, то и должен был знать об этом.

Вторая и третья часть Дигха Никаи составлены несколько позже, чем первая часть Дигха-никаи, Мадджхима, Санъютта и Ангуттара:

https://obo.genaud.net/backmatter/appendixes/chron.htm
Очень интересно! Насколько вероятна публикация Палийского канона с исторической хронологией и комментариями ученых? Это могло бы помочь выразить Учение более точно и для многих практикующих помочь ухватить его эссенцию.

Ассаджи

Цитата: Dhamma от 20:52 09 сентября 2021
Цитата: Ассаджи от 09:49 05 сентября 2021
Вторая и третья часть Дигха Никаи составлены несколько позже, чем первая часть Дигха-никаи, Мадджхима, Санъютта и Ангуттара:

https://obo.genaud.net/backmatter/appendixes/chron.htm
Очень интересно! Насколько вероятна публикация Палийского канона с исторической хронологией и комментариями ученых? Это могло бы помочь выразить Учение более точно и для многих практикующих помочь ухватить его эссенцию.

Когда будет готов морфологический анализатор для языка пали, то можно будет постепенно составить аннотированный корпус палийских текстов, в котором у всех словоформ будут обозначены их грамматические свойства. При наличии такого аннотированного корпуса можно будет статистически проанализировать употребление словоформ в текстах разного времени, задействовав также сведения из Комментариев:

https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1049.msg14088#msg14088

На основе таких данных можно будет обоснованно говорить о примерной датировке каждого отдельного текста.

Но когда это будет сделано, неизвестно. Сейчас больше продвигаются псевдонаучные исследования сомнительного качества. Так что остаётся рекомендовать вышеупомянутую работу доктора Бималы.

Dhamma

Цитата: Ассаджи от 21:58 09 сентября 2021
Цитата: Dhamma от 20:52 09 сентября 2021
Цитата: Ассаджи от 09:49 05 сентября 2021
Вторая и третья часть Дигха Никаи составлены несколько позже, чем первая часть Дигха-никаи, Мадджхима, Санъютта и Ангуттара:

https://obo.genaud.net/backmatter/appendixes/chron.htm
Очень интересно! Насколько вероятна публикация Палийского канона с исторической хронологией и комментариями ученых? Это могло бы помочь выразить Учение более точно и для многих практикующих помочь ухватить его эссенцию.

Когда будет готов морфологический анализатор для языка пали, то можно будет постепенно составить аннотированный корпус палийских текстов, в котором у всех словоформ будут обозначены их грамматические свойства. При наличии такого аннотированного корпуса можно будет статистически проанализировать употребление словоформ в текстах разного времени, задействовав также сведения из Комментариев:

https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1049.msg14088#msg14088

На основе таких данных можно будет обоснованно говорить о примерной датировке каждого отдельного текста.

Но когда это будет сделано, неизвестно. Сейчас больше продвигаются псевдонаучные исследования сомнительного качества. Так что остаётся рекомендовать вышеупомянутую работу доктора Бималы.
Спасибо за такой исчерпывающий ответ. А что за псевдонаучные исследования? Можете рассказать подробнее?

Ассаджи

Цитата: Dhamma от 07:15 10 сентября 2021
А что за псевдонаучные исследования? Можете рассказать подробнее?

Научные утверждения проверяемы. Например, если досточтимый Бхиккху Бодхи пишет:

ЦитироватьLinguistic and doctrinal evidence suggests that the Suttanipāta took shape through a gradual process of accretion spread out over three or four centuries. The anthology is unique to the Pāli Canon, though it contains discourses with parallels in other transmission lines among the schools of Early Buddhism. This implies that the Suttanipāta itself was compiled within the Pāli school from preexisting, material. Several of its texts are considered to be among the most ancient specimens of Buddhist literature. Among these are two chapters, the Aṭṭhakavagga (chap. IV) and the Pārāyanavagga (chap. V), that are quoted in the Saṃyutta and Aṅguttara Nikāyas. These two chapters are, moreover, the subjects of a two-part expository text, the Niddesa, so old that it was included in the Khuddaka Nikāya.

https://books.google.com/books?id=ftnADQAAQBAJ&pg=PA13

то в работе доктора Бималы можно узнать, где именно в Санъютта Никае цитируется Аттхакавагга:

ЦитироватьThe modern exegesis of Mahakaccana forming the cornerstone of the Mahaniddesa can be traced as a separate sutta of the Samyutta Nikaya, Vol. III., p.9, where the Sutta commented upon by Mahakaccana is expressly counted as a sutta of the Aṭṭhakavagga (Atthakavaggike Magandiya panhe).

http://obo.genaud.net/backmatter/appendixes/chron.htm

и прочитав сутту, убедиться в том, что в ней есть эта цитата:

ЦитироватьSeated thus at one side, the houselord Hāliddakāni said this to the venerable Mahā Kaccāna:"Bhante, this was said by the Blessed One in 'The Questions of Māgandiya' of the Aṭṭhaka Vagga [the Chapter of Eights]: ...

http://www.themindingcentre.org/dharmafarer/wp-content/uploads/2009/12/10.12-Haliddakani-S-1-s22.3-piya.pdf

А некоторые современные авторы склонны поспешно объявлять те или иные части сутт или целые сутты поздними просто потому, что они не вписываются в представления этих авторов об Учении Будды. Последователи этих авторов берут с них пример, и "тюнингуют" слова Будды под свои убеждения, отбрасывая как "позднее" всё, что им неудобно, непонятно или непривычно. При этом они не способны обосновать такую датировку иначе чем своими умозрительными предположениями. Такое препарирование слов Будды дает им возможность развлекаться интеллектуальным творчеством, а также чувствовать своё превосходство, не утруждаясь совершенствованием своего поведения.

Вместе с тем и в наше время встречаются толковые исследования по хронологии. Например, Ден Зигмонд провел недавно предварительный компьютерный анализ Палийского канона:

ЦитироватьToward a Computational Analysis of the Pali Canon

Abstract

This paper describes the results of applying computational text mining to the Tipiṭaka, or Pali Canon, the canonical scripture of Theravāda Buddhism. Individual volumes of the Tipiṭaka are divided into "clusters" using purely computation tools, and in many cases these clusters appear to match the rough scholarly consensus around the relative age of the volumes.




Texts are also summarized into "word clouds" based on relative word frequency, and these also seem to reflect the underlying themes of the texts.



While these initial results are essentially confirmational rather than novel, they suggest these approaches will be valuable additions to the Pali scholar's toolbox.

http://jocbs.org/index.php/jocbs/article/view/236

См. подробности на страницах:

https://cran.r-project.org/web/packages/tipitaka/readme/README.html
https://cran.r-project.org/web/packages/tipitaka/index.html

Результаты, полученные Деном Зигмондом, подтвердили выводы доктора Бималы и других ученых об относительной датировке частей Палийского канона.
https://github.com/cran/tipitaka