Роль божеств

Автор Fritz, 19:18 12 января 2008

« назад - далее »

Вопрошающий

Цитата: LXNDR от 22:20 04 апреля 2018
Цитата: Вопрошающий от 18:44 04 апреля 2018
О необходимости памятования дыхания говорит даже меньшее число сутт.

заниматься подсчётом я уже не стану, только обращу внимание на то, что анапанасати (как и сатипаттхане, у которой таких как минимум две) посвящена и в её честь названа целая самьютта № 54, что по-видимому является свидетельством важности, которую этой практике придавали составители Канона
Ну, в таком случае, божествам посвящено целых четыре саньютты + саньютты Мары, наг, якх и гандхабб.

А дальнейшие разговоры о якобы неважности нечеловеческих существ можно относить к небуддийским воззрениям, ок?

LXNDR

Цитата: Вопрошающий от 22:39 04 апреля 2018
Ну, в таком случае, божествам посвящено целых четыре саньютты + саньютты Мары, наг, якх и гандхабб.
А дальнейшие разговоры о якобы неважности нечеловеческих существ можно относить к небуддийским воззрениям, ок?

довольно сложно дискутировать, когда предмет дискуссии то и дело обновляется

моя аргументация касается только разницы в частотности упоминания в Каноне практики размышления на 6 тем с одной стороны и практики анапанасати и сатипаттханы - с другой
у меня нет никаких личных предпочтений между ними (есть предпочтения в практике размышления), вопрос чисто статистический

но разве в самьюттах с участием богов рекомендуется практика размышления о них или об их добродетелях?

в Гандхабба-самьютте например ничего подобного нет, там Будда объясняет причину, по которой происходит рождение среди гандхаббов, и которая состоит в добродетельном поведении с желанием переродиться в их среде

признание или отрицание фактического существования надчеловеческих существ отношения к делу не имеет, речь идёт чисто о содержании Канона

Вопрошающий

Цитата: LXNDR от 23:06 04 апреля 2018моя аргументация касается только разницы в частотности упоминания в Каноне практики размышления на 6 тем с одной стороны и практики анапанасати и сатипаттханы - с другой
у меня нет никаких личных предпочтений между ними (есть предпочтения в практике размышления), вопрос чисто статистический
Традиционно?
Их важность определяется вовсе не частотностью, а практикой принятой в конкретной линии учителей. Также наилучший объект медитации может определять конкретный учитель исходя только из вашего психологического склада и предпочтений. Многие люди просто не воспринимают дыхание за объект концентрации и чувствуют дискомфорт, т.к. оно может сбиваться при заострении на нем внимания. Известно, что Будда учил людей исходя из их уровня понимания и способностей-возможностей, поэтому он дал множество объектов для медитации, для разных типов людей. Это вовсе не значит, что какие-то объекты сильнее, а какие-то слабее, канон этого не говорит. Их градация степени полезности была введена комментаторами и далеко не все учителя ей следуют.
Цитироватьно разве в самьюттах с участием богов рекомендуется практика размышления о них или об их добродетелях?
Так и не каждая сутта из саньютты о анапанасати настоятельно рекомендует анапанасати и забить на все остальное. Саньютты не так писаны.
Цитироватьпризнание или отрицание фактического существования надчеловеческих существ отношения к делу не имеет, речь идёт чисто о содержании Канона
Думаю, что трех-четырех сутт с рекомендацией дэвануссати вполне достаточно, за АИ.

LXNDR

Цитата: Вопрошающий от 23:23 04 апреля 2018
Так и не каждая сутта из саньютты о анапанасати настоятельно рекомендует анапанасати и забить на все остальное.

в каждой сутте конечно не говорится, что всё остальное следует отвергнуть, но в большинстве перечисляются преимущества этой практики, а в тех нескольких, где не перечисляются, описывается сама техника, что в целом можно понимать как настоятельную рекомендацию

Цитата: Вопрошающий от 23:23 04 апреля 2018
Думаю, что трех-четырех сутт с рекомендацией дэвануссати вполне достаточно, за АИ.

что значит "за АИ?"

Вопрошающий

За авторитетный источник.

Вопрошающий

#65
Цитата: manikarnika от 21:33 04 апреля 2018Кишечные паразиты тоже влияют не только на тело, но и на сознание человека.

Будем делать практики кишечных паразитов?
А зачем?
В каноне нет практик кишечных паразитов. <удалено модератором>
ЦитироватьБлокируют достижение Нибанны.

То, что они не блокируют производство хороших вин, неплохого пива, хорового пения и достижение небес Брахмы, мне как буддисту... апатеистично.
Здесь уже не единожды выяснено, что практика памятования арийских качеств богов достижению Ниббаны лишь способствует.
<удалено модератором>

manikarnika

ЦитироватьЗдесь уже не единожды выяснено, что практика памятования арийских качеств богов достижению Ниббаны лишь способствует.

Арийские качества богов созерцали последователи Ананербе в третьем Райхе. И этого путь закончился неудачно в 1945-м году.

Вопрошающий

Цитата: manikarnika от 11:38 05 апреля 2018
ЦитироватьЗдесь уже не единожды выяснено, что практика памятования арийских качеств богов достижению Ниббаны лишь способствует.

Арийские качества богов созерцали последователи Ананербе в третьем Райхе. И этого путь закончился неудачно в 1945-м году.
Да, вижу, что со знанием истории у вас все в порядке  :)

Божества включены в число анусмрити (представлений, о которых регулярно должен вспоминать верующий). В «Ангуттара-никае» прямо говорится, что, сосредоточив на них свою мысль, человек достигает очищения... В канонических текстах сохранились отрывки, указывающие на признание ведийских божеств и подчеркивающие необходимость поклонения им...
http://www.koob.ru/bongard_levin/

Вопрошающий

Цитата: LXNDR от 23:40 04 апреля 2018в каждой сутте конечно не говорится, что всё остальное следует отвергнуть, но в большинстве перечисляются преимущества этой практики, а в тех нескольких, где не перечисляются, описывается сама техника, что в целом можно понимать как настоятельную рекомендацию
А в большинстве сутт ПК настойчиво фигурирует стандартная формула Буддануссати, строчка из девяти качеств Будды (ссылку уже давал), либо даже отдельного избранного качества, что можно понимать как очень-очень настоятельную рекомендацию.
Все это конечно не аргументы, подходящую технику медитации вам определит и даст духовный учитель, уважаемый монах традиции либо настоятель конкретного вата, исходя из традиций линии своих предшественников. Так обычно происходит в реальной Тхераваде, азиатские миряне не занимаются самочинством, там везде иерархия.

Ассаджи

Цитата: Вопрошающий от 12:17 05 апреля 2018
А в большинстве сутт ПК настойчиво фигурирует стандартная формула Буддануссати, строчка из девяти качеств Будды (ссылку уже давал)

Эта строчка встречается в суттах 90 (девяносто) раз.

Вопрошающий

Цитата: Ассаджи от 12:43 05 апреля 2018
Цитата: Вопрошающий от 12:17 05 апреля 2018
А в большинстве сутт ПК настойчиво фигурирует стандартная формула Буддануссати, строчка из девяти качеств Будды (ссылку уже давал)

Эта строчка встречается в суттах 90 (девяносто) раз.
+ многократно встречающиеся отдельно восьмое и девятое (буддхо бхагава) и пр. отдельные качества Сиддхатхи Готамы.
+ факт того, что собственно сама Типитака и посвящена деятельности Будд(ы).

manikarnika

Что должен и чего не должен верующий с мозгами, свободными от влияния кишечных паразитов, богов и ведущего куда то хорового пения с неплохим монастырским пивом... хорошо разъяснено в Калама сутте.

manikarnika

.  А в большинстве сутт ПК настойчиво фигурирует стандартная формула Буддануссати, строчка из девяти качеств Будды (ссылку уже давал), 

Вообще то Будда - не божество.

Вопрошающий

Цитата: manikarnika от 13:25 05 апреля 2018
.  А в большинстве сутт ПК настойчиво фигурирует стандартная формула Буддануссати, строчка из девяти качеств Будды (ссылку уже давал), 

Вообще то Будда - не божество.
Вообще-то мы и не пишем, что Будда является божеством. Просто здесь обсуждались разные канонические объекты медитации, но разговаривать с вами нет дальнейшего смысла, он исчерпан.

Вопрошающий

Еще полезная цитата, из недавних переводов.

Десять памятований это: памятование Будды, памятование Дхаммы, памятование Сангхи, памятование нравственности, памятование щедрости, памятование дэвов, памятование мира, памятование смерти, осознанность тела и осознанность дыхания.
Памятование Будды и т. д.: Первые три типа памятования практикуются вызыванием в уме благих качеств Будды, Дхаммы или Сангхи, как они перечислены в традиционных формулах...
Памятование дэвов практикуется осознанным размышлением следующего типа: "Божества рождаются в таких возвышенных состояниях ввиду их веры, нравственности, обучения, щедрости и мудрости. Я тоже обладают этими же качествами". Этот объект медитации практикуется с осознанием собственных особых качеств: веры и так далее – в качестве объекта, и с дэвами, присутствующими в качестве свидетелей происходящего...

http://abhidhamma.ru/wp-content/uploads/2017/04/Sangaha.pdf

Ассаджи

Во времена Будды выражение почтения местным божествам было второстепенной необязательной практикой для мирян, частью выражения почтения окружающим.

Так, в Махапариниббана сутте говорится:

Цитировать"Где бы ни избрал себе жилище человек благородный,
Пусть он питает людей добрых, обуздавших себя и праведных.
Пусть он приносит дары всем божествам, которые будут в том месте:
почтенные им, они почтят и его, честью воздадут ему за честь.
И тот человек, к которому благосклонны боги, получит благую судьбу".

https://dhamma.ru/canon/dn/dn16.htm

Принесение даров божествам рекомендуется мирянину в Паттакамма сутте:

ЦитироватьAgain, householder, with the rightfully amassed wealth, by arousing effort, toiling with his own hands, while sweat was dripping, the noble disciple, makes fivefold offerings such as to relations, guests, the departed, the king and the gods - this is his third achievement, restoration of actions within his sphere.

http://awake.kiev.ua/dhamma/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara2/4-catukkanipata/007-pattakammavaggo-e.html

В Ратана сутте, часто декламируемой монахами, духи призываются к прославлению Будды, Дхаммы и Сангхи.

https://dhamma.ru/canon/kn/snp/snp2-1.htm

См. также на эту тему:
https://www.bps.lk/olib/wh/wh402_Kariawasam_Buddhist-Ceremonies-Rituals-Sri-Lanka.html
http://sasanarakkha.org/articles/archive/2003_06_01_articles.html

Владимир

Цитата: Ассаджи от 12:55 23 июня 2018
Во времена Будды выражение почтения местным божествам было второстепенной необязательной практикой для мирян, частью выражения почтения окружающим.
Однако в ваших ссылках речь идет о поклонении божествам, как оно обычно и происходит во всех странах южного буддизма. Божествам везде пуджарят. Эта практика конечно не основная, т.к. в самой космологии буддизма арханты и будды занимают более высокое положение, нежели божества. Арханты и будды наделены более продвинутыми сиддхами и знаниями. Причина вторичности божеств лишь в этом. Хотя даже если внимательнее посмотреть персоналии Брахмы Сахампати, то выяснится, что он анагами, развил джханы, вполне владеет знанием Сасаны и пр.

bli68

Ассаджи, благодарю за интересные ссылки.

А как именно шриланкийские тхеравадины поклоняются своим богам. Понятно, что они совершают им пуджи, но какие молитвы произносят и на каком языке?

bli68

Еще такой вопрос. Можно ли на основании Махапариниббана сутты и Паттакамма сутты сделать верный вывод, что Будда одобрил поклонение богам именно во внешних буддизму индуистских культах, а не предложил изобретать культы богов внутри самого буддизма?

Ассаджи

#79
Цитата: bli68 от 19:56 24 ноября 2019
А как именно шриланкийские тхеравадины поклоняются своим богам. Понятно, что они совершают им пуджи, но какие молитвы произносят и на каком языке?

Вот здесь приведен список ланкийских буддийских божеств:

https://en.wikipedia.org/wiki/Category:Sinhalese_Buddhist_deities

Прежде всего это Упулван: https://en.wikipedia.org/wiki/Upulvan

http://lankabhumi.org/dondra.htm

Я мало в этом разбираюсь, но похоже, что в ключевые моменты они декламируют некие санскритские дхарани:




https://www.youtube.com/playlist?list=PLhumif4mdEUsfaT4f-BShwEDptx_zKEw1