Сознание

Автор Инвалид, 17:14 13 января 2005

« назад - далее »

Инвалид

В схеме взаимообусловленного возникновения взял первую доступную ссылку МН 148 и прочитал Чхачхакка сутту. Понравилось, но много вопросов, например: Цитата: « При условии глаза и видимых форм возникает сознание глаза» - что подразумевается под сознанием глаза? У Махаси Саядо упоминается «материя-психика», к чему относится «сознание глаза»? К сожалению МН9, СН12.64, СН22.56 я не нашел в разделе Канон .

Alert

Цитировать« При условии глаза и видимых форм возникает сознание глаза» - что подразумевается под сознанием глаза?
В буддизме нет понятия "сознания вообще", так, как мы привыкли понимать его в обиходе или даже в философии. Сознания делятся по органам чувств и еще одно сознание - скажем так, интеллекта, ума, которое более всего и похоже на обыденное понимание сознания.
ЦитироватьУ Махаси Саядо упоминается «материя-психика», к чему относится «сознание глаза»?
Нама-рупа лучше оставлять без перевода, приблизительный перевод - материальное-психическое. По сути это все то, что содержится во всех сознаниях. Видимые формы относятся к рупа-материальному. А например оценка видимых форм как приятных-неприятных - к нама. В нама-рупа все переплетено и взаимосвязано, это единый "конгломерат", разделение которого достаточно условно.

Вот, примрно так, как я думаю... :)
На правах рекламы

Константин

#2
На БФ недавно обсуждалось "сознание":
http://board.buddhist.ru/showthread.php?s=&threadid=4545

Вот еще по теме заимообусловленного возникновения:
http://board.buddhist.ru/showthread.php?s=&threadid=397

Ассаджи

Цитата: ИнвалидВ схеме взаимообусловленного возникновения взял первую доступную ссылку МН 148 и прочитал Чхачхакка сутту. Понравилось, но много вопросов, например: Цитата: « При условии глаза и видимых форм возникает сознание глаза» - что подразумевается под сознанием глаза?

Сознание то возникает, то прекращается то в одной, то в другой двери восприятия.

ЦитироватьУ Махаси Саядо упоминается «материя-психика»,

На языке пали это "нама-рупа".

Цитироватьк чему относится «сознание глаза»?

Сознание (винняна) не относится к "психике и материи" ("нама-рупе").

ЦитироватьК сожалению МН9, СН12.64, СН22.56 я не нашел в разделе Канон.

Они есть на английском на сайте http://accesstoinsight.org/canon/sutta/

Инвалид

Спасибо за ответы. Не все так просто.
Еще один вопрос. Цитата: «Если кто-то говорит: "Я – видимые формы", это не соответствует действительности». По моему, никто не отождествляет себя с видимым?

Ассаджи

Цитата: ИнвалидСпасибо за ответы. Не все так просто.
Еще один вопрос. Цитата: «Если кто-то говорит: "Я – видимые формы", это не соответствует действительности». По моему, никто не отождествляет себя с видимым?

В нашей культуре никто так не станет говорить. Но, например, если невзначай задеть любимую картинку человека, он может воспринять это как атаку на него лично. Люди бывают привязаны к внешности, своей или чужой. Так что, по-моему, такое отождествление часто встречается.

Ассаджи

#6
Еще один тред по взаимообусловленному возникновению:

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=113.0

Инвалид

Спасибо, Ассаджи. Трудно читать треды человеку со слабым мышлением.
Решил почитать Сатипаттхана сутту и снова вопросы, (может их лучше задавать в новой теме?). Что такое плотское чувство, не-плотское чувство и просто чувство (пункт 1,2,3).

Сергей О.

ЦитироватьЦитата: «Если кто-то говорит: "Я – видимые формы", это не соответствует действительности». По моему, никто не отождествляет себя с видимым?
Когда говорят о видимом, то подразумевается все видимое - и внешнее и внутреннее.  См. например, Samyutta Nikaya XXII.48. Определения внутреннего и внешнего, котрые есть в нескольких местах в сутрах, примерно такие, что внутреннее - то, что относится к себе, а внешнее - то, что не относится к себе. Например, свое тело - относится к внутреннему, тело другого, например, человека или гора - к внешнему. Так же - и о мыслях и т.д. Здесь, конечно, можно задать вопрос, что такое свое, но эмпирически эти определения понятны, я думаю, и их цель - пояснить употребление понятий "внутреннее" и "внешнее" в сутрах. Я немного отклонился, поясняя смысл "внутреннего" и "внешнего". Так вот внутренние формы - это внешность. Говорят же: "какая красивая у меня фигура", "некрасивое (или красивое) лицо" и т.п. Это отождествление тоже имеется в виду. Я думаю, что в той или иной мере такое отождествление бывает.