Обусловленное возникновение

Автор Ассаджи, 09:54 16 февраля 2006

« назад - далее »

Ассаджи

Цитата: LXNDR от 22:32 17 июня 2015
да, но реализация ниббаны происходит при прекращении неведения, которое является первым звеном в патиччасамуппаде, и если первое звено исчезает, исчезают условия для существования всей цепочки

Двенадцатизвенная цепочка - лишь одна из формулировок обусловленного возникновения.

Двенадцать звеньев обусловленного возникновения охватывают три жизни: предыдущую, эту и последующую.

Эта модель говорит не о неких первопричинах, а о механизме самовоссоздания сансары.

Первое звено, неведение, относится к предыдущей жизни.
Обусловленное этим неведением, появляется воля к следующему рождению.

См. по этому поводу Бхумиджа сутту
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn12/sn12.025.than.html

Если бы эта причинно-следственная связь относилась бы к последовательным моментам настоящего, то при устранении неведения становление сразу прекратилось бы. Но поскольку она имеет  отношение к последовательным рождениям, то при устранении неведения не происходит следующего рождения.

Звенья от сознания до бывания относятся к текущей жизни.


С таким же успехом цепочка прекращается при прекращении жажды - и Будда рекомендует начинать с этого в Парилеяка сутте:
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn22/sn22.081.than.html

Достичь успеха можно при работе с разными звеньями цепочки - см. по этому поводу Саммадиттхи сутту: http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.009.than.html

Цитироватьиз более традиционного объяснения патиччасамуппады также по-видимому нужно сделать вывод, что исчезновение имеформы не позразумевает исчезновения сознания, поскольку самскары и неведение как условия его возникновения никуда не исчезают

Почему? В Махападана сутте ведь ясно говорится, что имеформа является необходимой предпосылкой для сознания, и с прекращением имеформы сознание прекращается.
У одного явления вполне могут быть две или больше необходимых предпосылки, например, наличие топлива и кислорода для огня.

Цитироватьа если она продолжает существовать, то за счёт чего?

Скажем, пусть для запуска бюджетного процесса на год нужно принятие бюджета парламентом, и одобрение бюджета президентом.
И вот бюджет был принят, но в течение года люди поменяли конституцию, устранив парламент и пост президента как таковые, и заменив традиционную демократию сетевой.
В течение года бюджетный процесс автоматически продолжается, но с завершением года он прекращается за неимением парламента и президента.

Orfey_vlastelingrez

Зачем искать в учении Будды то, чего там нет? Множить сущьности и привязаность к непостоянному и обусловленному сознанию, которое есть дуккха и анатта, и подобно веткам и листве в лесу. Если их соберут и  сожгут, то мудрый благородный ученик не подумает - «это меня собирают и сжигают».
Это каноническая цитата.
Сознание не может быть безопорным. Оно возникает при условии зрения и зримого, слуха и звуков, обоняния и запахов,  качества языка и вкусов, тела и телесных объектов, ума и дхамм.
Встреча глаза и формы порождает сознание; встреча этих трех являет собой контакт; на основе контакта возникает чувство + остальные элементы (саннья, санчетана, танха, виттака, виччараи тд)...
Сознание таким образом полностью обусловлено шестью сферами. Сознание стоит первым в цепочке возникновения всей сферы нама.
Будда говорил: «какое бы ни было сознание - далекое или близкое, тонкое или грубое, прошлое или будущее, - его следует познать как непостоянное, несущее страдание, безличностное»
Нама и Рупа не обязательное условие сознания. В мире Арупа, существа пребывают без форм не опираясь на материю. Но у них есть санья, ведана и санкхара.
С прекращением продуцирования  танха ( санкхары основаной на невежестве) Нет больше поддерживающей причины для сознания, которое потеряло основу для возникновения (смерть тела и угасание Имя-Формы)
По этому сознание на этом месте угасает и существование [бхава] прекращается.
Будда говорил, что от архата не остается НИЧЕГО КРОМЕ ТЕЛЕСНЫХ ОСТАНКОВ [!]
http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn12_51-parivimamsana-sutta-sv.htm
Прочтитите. Там говорится: « «Когда нет
абсолютно никаких
волевых
формирователей, с
прекращением
волевых
формирователей
можно ли
распознать
сознание?»
«Нет, Учитель».
«Когда нет
абсолютно никакого
сознания, с
прекращением
сознания можно ли
распознать имя-и-
форму?»
«Нет, Учитель».»©...

« Одни лишь
телесные останки
останутся». ©

Абсолютно никакого сознания !

Ни о каком безопорном сознании тут речи не идет.
Будда говорил, что актуальный мир состоит из шести дхату
Земля, вода, воздух, огонь, пространство и сознание. Все эти дхату непостоянны и только ниродха-дхату (их прекращение) - полностью постоянно.
дхату это имено материал, а не феномен в узком смысле
из виджняна-дхату соткана Нама, виджняна и все, даже пресловутое безопорное сознание.

Есть две сутты, где Будда ругал монаха за воззрение, что именно сознание является тем, кто переходит из жизни в жизнь, несет последствия поступков и освобождается.... Он страшно ругал незадачливого монаха, сулил ему долгое время страданий за это вреднейшее воззрение.
И как же он опровергал это воззрение? Он учил зависимому возникновению/угасанию.
А также природе сознания... Оно возникает на основе чувственой опоры и объекта и тут же угасает. Это абсолютно обусловленый прроцесс. Он не может быть самодостаточным.
Также как есть пламя соломы  или дров - так можно говорит и о сознании уха или ума. Одно сознание не переходит к другому.
[одна из этих сутт:]
http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn38-maha-tanha-sankhaya-sutta-sv.htm
« Глупый ты
человек, разве не
говорил я
различными
способами, что
сознание возникло
зависимо, так как
без условия нет
возникновения
сознания? Но ты,
глупый человек,
исказил сказанное
нами своим
неправильным
схватыванием
[Дхаммы], навредил
себе, накопил много
неблагих заслуг. Это
приведёт к твоему
вреду и страданию
на долгое время». »©
...
« «Монахи, понимаете
ли вы Дхамму,
которой я научил,
точно также, как и
этот монах Сати,
сын рыбака, когда
он искажает
сказанное нами
своим
неправильным
схватыванием
[Дхаммы], вредя
себе, накапливая
много неблагих
заслуг?»
«Нет, Учитель. Ведь
во многих лекциях
Благословенный
утверждал, что
сознание возникло
зависимо, так как
без условия нет
возникновения
сознания».»©
Вы слышали? без условия не бывет сознания.

В этом суть патиччасамупады и идпанчаната. Нет ничего самодостаточного.
Но сознание это самый бльшой и утонченный соблазн на пути к просветлению
http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn12_61-assutava-sutta-sv.htm

... Будда Випасси имено к нему выроботал нецепляние путем созерцания обусловленности сознания  нама-рупой, в то время как все считали, что сознание это атман и может существовать безопорно...
Если нет цепляния к сознанию - нет и зависимости от него, а значит нет страстного желания его сохранить в какой бы ни было форме (идея необусловленного сознания)...Араханту сознание не нужно по смерти.
Окончательная Ниббана
http://www.theravada.ru/Teaching/Works/final-nibbana-sv.htm
Ниббана не сознание
http://www.theravada.ru/Teaching/Works/nibbana-not-mind-sv.htm
О  природе Ниббаны
http://theravada.ru/Teaching/Lectures/mahasi-about-nibbana-sv.htm

Ассаджи

#62
Цитата: Orfey_vlastelingrez от 22:20 19 июня 2015
Зачем искать в учении Будды то, чего там нет? Множить сущьности и привязаность к непостоянному и обусловленному сознанию, которое есть дуккха и анатта, и подобно веткам и листве в лесу. Если их соберут и  сожгут, то мудрый благородный ученик не подумает - «это меня собирают и сжигают».
Это каноническая цитата.

Да, такое говорится в Алагаддумапа сутте. А разве кто-то в этой теме говорил нечто противоречащее?

ЦитироватьСознание не может быть безопорным.

Почему Вы так считаете?

Насчет "не опирающегося" (аппатиттха) сознания можно прочитать во многих суттах, которые приведены в одноименной теме.

Именно то, что сознание перестает находить опору в имеформе (намарупа), делает возможным прекращение последующих рождений, как описано в Маханидана сутте.

ЦитироватьВстреча глаза и формы порождает сознание

Опять же, на чем Вы основываетесь, когда так говорите? В суттах такого нет.
Говорится о том, что необходимыми предпосылками для сознания зрения являются зрения и видимые формы, и т.п. - см. например Чхачхакка сутту.

ЦитироватьСознание таким образом полностью обусловлено шестью сферами.

Это смелый логический вывод. Я могу с ним согласиться, - но что Вы имеете в виду, когда говорите "обусловлено"? Некую синхронную причинность? Обуславливание в "патичча-самуппаде" далеко не всегда синхронно (сахаджата). То есть одно явление (например, побуждение, санкхара) может обуславливать другое (например, сознание), и это другое может еще довольно долго продолжаться по прекращении первого, до конца жизни.

В целом уже из того, что "обусловленное возникновение" охватывает три жизни, нетрудно сделать вывод о том, что описанные в нем явления не всегда происходят одновременно.

ЦитироватьБудда говорил: «какое бы ни было сознание - далекое или близкое, тонкое или грубое, прошлое или будущее, - его следует познать как непостоянное, несущее страдание, безличностное»

Да.

ЦитироватьНама и Рупа не обязательное условие сознания. В мире Арупа, существа пребывают без форм не опираясь на материю. Но у них есть санья, ведана и санкхара.

Как описывается в Махападана сутте, нама-рупа является обязательным условием для возникновения сознания. Просто в данном случае от "нама-рупы" остается только "нама".

ЦитироватьС прекращением продуцирования  танха ( санкхары основаной на невежестве) Нет больше поддерживающей причины для сознания, которое потеряло основу для возникновения (смерть тела и угасание Имя-Формы)

С этим я могу согласиться.

ЦитироватьПо этому сознание на этом месте угасает и существование [бхава] прекращается.

Тут важно не путать существование и бывание (бхава), которое порой неверно переводят как "существование".

См. по этому поводу темы:
http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,710.0.html
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=647.msg4377#msg4377

ЦитироватьБудда говорил, что от архата не остается НИЧЕГО КРОМЕ ТЕЛЕСНЫХ ОСТАНКОВ [!]
http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn12_51-parivimamsana-sutta-sv.htm

Будда такого не говорил. Наоборот, во многих суттах Будда принципиально не отвечал на вопросы о том, существует или нет Татхагата после смерти, - см. например Авьяката сутту.

В Паривимамсана сутте речь идет о другом, - о том, что лишь телесные останки останутся от того, что ощущается.

ЦитироватьАбсолютно никакого сознания !

Ни о каком безопорном сознании тут речи не идет.

А почему Вы поднимаете эту тему? Никто здесь и не говорил, что "не опирающееся" сознание остается после смерти.

ЦитироватьБудда говорил, что актуальный мир состоит из шести дхату
Земля, вода, воздух, огонь, пространство и сознание. Все эти дхату непостоянны и только ниродха-дхату (их прекращение) - полностью постоянно.

Опять же, большая просьба обосновывать такие слова ссылками на сутты. Будда в Дхату-вибханга сутте говорит другое - что у человека есть шесть свойств (дхату):

"'A person has six properties.' Thus was it said. In reference to what was it said? These are the six properties: the earth property, the liquid property, the fire property, the wind property, the space property, the consciousness property. 'A person has six properties.' Thus was it said, and in reference to this was it said.

О неком составе мира он не говорит.

Цитироватьиз виджняна-дхату соткана Нама, виджняна и все, даже пресловутое безопорное сознание.

Почему Вы так считаете?

Цитировать
Есть две сутты, где Будда ругал монаха за воззрение, что именно сознание является тем, кто переходит из жизни в жизнь, несет последствия поступков и освобождается.... Он страшно ругал незадачливого монаха, сулил ему долгое время страданий за это вреднейшее воззрение.
И как же он опровергал это воззрение? Он учил зависимому возникновению/угасанию.

Да, с этим я могу согласиться.

ЦитироватьА также природе сознания... Оно возникает на основе чувственой опоры и объекта и тут же угасает. Это абсолютно обусловленый прроцесс.

Будда ясно говорил о том, что сознание может стать безопорным, например, в Упая сутте.

В обусловленности бывает временной зазор, - так, например, сознание существует еще долго после побуждения (санкхара) из предыдущей жизни.

Как пишет досточтимый Ньянатилока:

Thus the life-affirming will, or volition (cetana), manifested in these five kammic causes, is the seed from which all life has sprung, and from which it will spring again in the future. Our second proposition therefore shows that our present conscious life is the result of our kamma-formations produced in the past life, and that without these prenatal kamma-formations as the necessary cause, no conscious life would ever have sprung up in our mother's womb.

http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/nyanatiloka/wheel394.html#ch3

Цитироватьбез условия не бывет сознания.

Тут нужно уточнить: "не бывает возникновения сознания", как говорится в упомянутой Вами Маха-танха-санкхая сутте.
И если условие исчезает, это еще не означает мгновенного прекращения обусловленного явления. В Маха-танха-санкхая сутте описывается, как при прекращении условия (в данном случае подпитки "ахара") то, что возникло, оказывается "подвержено прекращению".

ЦитироватьОкончательная Ниббана
http://www.theravada.ru/Teaching/Works/final-nibbana-sv.htm

Как говорится в этой статье: "«Неутверждённое» (аппатиттхита) также обозначает архатство. «Без опоры» (анараммана) часто встречается в связке с «неутверждённым» (SN II 65-67) и потому, скорее всего, также относится к архатству."

ЦитироватьО  природе Ниббаны
http://theravada.ru/Teaching/Lectures/mahasi-about-nibbana-sv.htm

Как говорится в этой статье: "Здесь нет ни опоры, ни местонахождения."

Как говорится в Комментарии (Spk III 234), в случае надмирской (локуттара) джханы опорой является Ниббана.

Ассаджи

Цитата: Orfey_vlastelingrez от 22:20 19 июня 2015
По этому сознание на этом месте угасает и существование [бхава] прекращается.
Будда говорил, что от архата не остается НИЧЕГО КРОМЕ ТЕЛЕСНЫХ ОСТАНКОВ [!]

Будда в Алагаддумапа сутте говорит, что истолкование его учения как учения о неком разрушении и исчезновении живого существа - неверное:

"Speaking in this way, teaching in this way, I have been erroneously, vainly, falsely, unfactually misrepresented by some brahmans and contemplatives [who say], 'Gotama the contemplative is one who misleads. He declares the annihilation, destruction, extermination of the existing being.' But as I am not that, as I do not say that, so I have been erroneously, vainly, falsely, unfactually misrepresented by those venerable brahmans and contemplatives [who say], 'Gotama the contemplative is one who misleads. He declares the annihilation, destruction, extermination of the existing being.'

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.022.than.html

Ассаджи

Порой цепочку обусловленного возникновения неверно понимают как цепочку причин и следствий, а неведение, соответственно, полагают некой первопричиной.

С таким же успехом можно считать первопричиной и влечение (асава), поскольку, как описано в Саммадиттхи сутте, оно является необходимой предпосылкой для неведения:

Āsavasamudayā avijjāsamudayo. Āsavanirodhā avijjānirodho. Ayameva ariyo aṭṭhaṅgiko maggo avijjā nirodhagāminī paṭipadā seyyathīdaṃ: sammādiṭṭhi sammāsaṅkappo, sammāvācā, sammākammanto sammāājīvo sammāvāyāmo, sammāsati, sammāsamādhi.

"From the origination of fermentation comes the origination of ignorance. From the cessation of fermentation comes the cessation of ignorance. And the way of practice leading to the cessation of ignorance is just this very noble eightfold path: right view, right resolve, right speech, right action, right livelihood, right effort, right mindfulness, right concentration.

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.009.than.html

Bahupada

#65
Цитата: Ассаджи от 17:54 20 июня 2015
Порой цепочку обусловленного возникновения неверно понимают как цепочку причин и следствий, а неведение, соответственно, полагают некой первопричиной.

Пожалуй, здесь будет к месту добавить то, что встретилось в такой канонической работе, как Нетти-пакарана (Nettippakaraṇa). Тут производится разграничение между причиной (hetu) и условием/предпосылкой (paccaya).

ЦитироватьYo dhammo yaṃ dhammaṃ janayati, tassa so parikkhāro. Kiṃlakkhaṇo parikkhāro? Janakalakkhaṇo parikkhāro. Dve dhammā janayanti hetu ca paccayo ca. Tattha kiṃlakkhaṇo hetu, kiṃlakkhaṇo paccayo? Asādhāraṇalakkhaṇo hetu, sādhāraṇalakkhaṇo paccayo. Yathā kiṃ bhave? Yathā aṅkurassa nibbattiyā bījaṃ asādhāraṇaṃ, pathavī āpo ca sādhāraṇā. Aṅkurassa hi pathavī āpo ca paccayo sabhāvo hetu. Yathā vā pana ghaṭe duddhaṃ pakkhittaṃ dadhi bhavati, na catthi ekakālasamavadhānaṃ duddhassa ca dadhissa ca. Evamevaṃ natthi ekakālasamavadhānaṃ hetussa ca paccayassa ca.

Какая дхамма какую дхамму производит, для той она является необходимой (parikkhāro). Каков признак необходимого? Признак необходимого - оно производит (janaka). Две дхаммы производят: причина (hetu) и условие (paccaya). И здесь, каков признак причины и каков признак условия? Несовместность (asādhāraṇa) - это признак причины, совместность - это признак условия. Так же, как для появления побега, семя - несовместно появлению, а земля и вода - совместны появлению. Для побега земля и вода - это условия, а он сам(его собственная природа, sabhāva) - причина. И так же, как сдоенное в банку молоко сворачивается и не бывает такого, чтобы в одно и то же время в банке были вместе молоко и простокваша, так же не может быть в одно и то же время вместе причины и условия.

ЦитироватьAyañhi saṃsāro sahetu sappaccayo nibbatto. Vuttaṃ hi avijjāpaccayā saṅkhārā, saṅkhārapaccayā viññāṇaṃ, evaṃ sabbo paṭiccasamuppādo. Iti avijjā avijjāya hetu ayoniso manasikāro paccayo. Purimikā avijjā pacchimikāya avijjāya hetu. Tattha purimikā avijjā avijjānusayo pacchimikā avijjā avijjāpariyuṭṭhānaṃ, purimiko avijjānusayo pacchimikassa avijjāpariyuṭṭhānassa hetubhūto paribrūhanāya, bījaṅkuro viya samanantarahetutāya. Yaṃ pana yattha phalaṃ nibbattati, idamassa paramparahetutāya hetubhūtaṃ. Duvidho hi hetu samanantarahetu paramparahetu ca, evaṃ avijjāyapi duvidho hetu samanantarahetu paramparahetu ca.

И вот эта сансара, возникающая в связи с причиной и условием. Ведь сказано, что при условии неведения – воления (saṅkhārā), при условии волений – сознание, и так все обусловленное возникновение. Так, неведение для неведения – причина, а неосновательное внимание (ayoniso manasikāro) – условие. Предыдущее неведение для дальнейшего неведения – причина. И здесь предыдущее неведение – это неведение как предрасположенность (anusayo), дальнейшее неведение – это неведение как одержимость (pariyuṭṭhāna); предыдущее неведение, как предрасположенность, для дальнейшего неведения, как одержимости, является причиной к увеличению, подобно тому, как семя связано с побегом непосредственной причинностью (samanantarahetutāya). А когда возникает плод (phala), то семя для него будет являться причиной в смысле отстоящей причинности (paramparahetutāya). Ведь причина двойная – непосредственная причина и отстоящая причина, так и у неведения двойная причина – непосредственная причина и отстоящая причина.

ЦитироватьYathā vā pana thālakañca vaṭṭi ca telañca padīpassa paccayabhūtaṃ na sabhāvahetu, na hi sakkā thālakañca vaṭṭiñca telañca anaggikaṃ dīpetuṃ padīpassa paccayabhūtaṃ. Padīpo viya sabhāvo hetu hoti. Iti sabhāvo hetu, parabhāvo paccayo. Ajjhattiko hetu, bāhiro paccayo. Janako hetu, pariggāhako paccayo. Asādhāraṇo hetu, sādhāraṇo paccayo.
Как и чаша с маслом и фитилем, они являются условиями для света, но сами, без огня, не могут светить. Подобна свету собственная природа (sabhāva). Итак, своя природа - причина, природа другого (parabhāva) - условие. Внутреннее - причина, внешнее - условие. Производитель - причина, поддерживающий - условие. Несовместное - причина, совместное - условие.

Ассаджи

The Conditioned Co-arising of Mental and Bodily Processes within Life and Between Lives
Peter Harvey

https://books.google.com/books?id=P_lmCgAAQBAJ&pg=PA46

Ассаджи

Dispassionfruit описывает практический подход к отслеживанию "Обусловленного возникновения":

Hi folks! It's been a while. You might remember me from such posts as the 8-fold path for noobs and jhana for noobs. Though they are not prerequisites for this one, I recommend checking them out sometime. Today I want to talk about the very important yet mystery-shrouded topic of Dependent Origination. I must admit that a lot of it is still pretty mysterious to me; but it turns out that you don't have to understand all of it in order to work with it. It is mentioned in many suttas, but unfortunately it isn't very clear, and is interpreted in a lot of different ways -- most of which are not pragmatic. It turns out that the practical aspects of it are really simple, and pretty amazing!

contents:
- I. Intro and Definitions
- II. Textbook Dependent Origination
- III. Practical Dependent Origination
   
I. Intro and Definitions
So you think "you" are a constant person, that your consciousness is a steady stream; your personality is something that's always there; thoughts are these little persistent files in your mind that you pull up at will, and file away for later. Or perhaps you've drunk the Buddhism kool-aid and you know that that's not all true... but unless you're pretty enlightened, you still see things that way most of the time. I sure do! You probably hear about how your mind and body are constantly arising and passing, arising and passing, over and over. Dependent Origination ("DO" from here) is a precise description of that arising that happens fast -- more quickly than most mere mortals can ever observe it.

Let's start with a good definition. I like to extend it to "the dependent origination of suffering." Ok, a little better. So this is about: how suffering originates, dependent on previous stuff. And the previous stuff depends on more previous stuff. Let's define DO as a process, or a set of steps, where each step triggers the next one, until the final one: suffering. You could see it as a Rube Goldberg machine (you know, where the candle burns the string that causes the boot to kick the dog that barks and wakes the baby, etc.), or a Pythagora Switch (but with a less cute ending).

Before we get too far, let's get another thing out of the way: What is "suffering?" It's not the best word to me. The Pali word is "dukkha." I kind of like "stress," one popular translation, because it is more relatable. I personally tend to think of it as "suckiness." The word "suffering," to me, conjures an image of writhing in the gutter, starving/bleeding/sobbing, but... What we're talking about is usually something subtler that happens to most of us very often -- most all the time? A not-so-great mood; a moment of mild depression or anxiety; stress about being in a rush; repeat thoughts of anger or shame; wishing that you weren't sitting in traffic, or that that hottie was your girlfriend; a barely conscious (or not) feeling of reaching for something (fame, praise, acceptance, material stuff), but knowing in the back of your mind that it won't make you happy and you're just going to die someday... You know! That stuff. Unless you do something about it, life generally sucks at least a little, and that's why you're reading this. You might even think you're not experiencing it regularly, until you experience the absence of it on a regular basis. (See my post on jhana!) :-)

So, DO is basically a description of how that suffering comes up. It's an algorithm that happens over and over very quickly. Before we dig deeper into the textbook steps or "links" of that Rube Goldberg machine, here's a quick preview:
- An external object hits a sense door (e.g. an image hits the eye, or a thought hits the mind).
- Right after that you experience a raw feeling of good/bad/neutral,
- and because of that feeling we have an inner "tug" of pulling or pushing -- I like that, or I don't like that, or I'm not that, etc..
- And then we are immediately dropped into our library of thoughts that describe why we don't/want that, and cling to those thoughts.
- And then launch into a habitual aspect of personality -- "being" a thinker, a wallower, a clown, an intellectual, etc. The tension involved in maintaining that charade -- trying to make something permanent -- like a castle out of sand -- sucks. (That is the first noble truth -- suffering happens.)

Now, it turns out that each of those steps depends on the one previous. (Hey, that's the second noble truth -- there's a cause of suffering.) What is also implied by this dependence is that if you could somehow nip this process in the bud -- to disable any link in the machine -- then the algorithm just exits. Suffering won't happen. (Third noble truth! There's a way to stop suffering.) So, what is this way to stop the process? (Fourth noble truth?) For one easy payment of $99 to my PayPal account, I will PM you the details!... oh.. ok... I'll tell you further down, in the "Practical" section.
   
II. Textbook DO:
Here I will list the links of the latter half of the DO chain as they are described in the suttas, with my own annotations. But I am going to skim over the first few, because, not only do I have very little direct understanding of what goes on at that subtle level, but (moreover) I can't even find two commentaries from two different monks that seem to be painting the same picture. I could go on about "spiritual" or academic interpretations of it, but a) it probably doesn't matter, and b) if you want you can go read about it in a Buddhist magazine from the rack at Whole Foods. Hopefully I will truly grok it someday, and then I will write back, but for now I'm going to skip it.

The tradition is to list the links backwards starting at suffering and going all the way down to ignorance, probably because that is the order in which you let them go. But I am going to depart from that and list them going forward in time, to keep things simple. Keep in mind that each link is a necessary preexisting condition for the next, and that each generally happens fast. I'll try to use the most common English translation(s) for each link.

These are the early ones:
- Ignorance
- Formations/Fabrications/Preparations/Sankharas
- Consciousness
- Name-and-form/Mentality-Materiality/Nama-rupa
- The Sixfold Base

After that, it gets a little more clear:
- Contact: This is where three things meet: the sense door, the object, and consciousness. "The meeting of the three is called contact." That's it. No perception has happened yet. The eye-consciousness sees the color and form, but you don't know that it's a pink elephant yet.
- Feeling: Pleasant, unpleasant, or neutral. (Not to be confused with emotion, which is a more complex thing that happens later down the chain.) The feeling link is also where perception happens, and you recognize what the object is, based on memory (pink elephant). Immediately on the heels of the feeling comes:
- Craving: The "I like it" / "I don't like it" mind that wants to pull/push a sense object, based on the feeling that just came up. At this point there is a noticeable "tug" of tension in your head. You have to be pretty calm to observe it, but hey, that's what this whole meditation thing is all about. :)
- Clinging: Where you are "assailed" with your favorite view or set of thoughts, and stick to it. The usual reasons why you want or don't want a certain object to be there, thing to happen, etc.
- Becoming/Being: Where identity takes on personality aspects from your library of habitual tendencies. The further blossoming of personality, and more complex emotion. The seeds of "I am an expert on pink elephants [and am therefore awesome, and permanent, and this feels good, dammit]. Let me explain...."
- Birth: This could be seen as birth of action, whether that's spouting off into speech, doing something bodily, or going off into more tangential/proliferative thinking; the final development of personality, of "I" or "me".
- Suffering: See intro section! Sometimes labeled as "aging and death, pain, grief, and despair."
   
III. Practical DO
Your question by now is hopefully something like, "So if that's all happening so quickly, how can I learn to see the process -- and stop the suffering from happening so much?" Let's look at that.

First, which of the links are actually recognizable?

This stuff happens so fast that for our sake I'm going to gloss some of the steps. Here, for practical purposes, I'm going to simplify DO like this: contact -> feeling -> craving -> thinking -> suffering.

It's important to note that the later links are bigger and easier to see, and each link backwards is smaller and subtler than the one after it. At first, obviously, suffering is the biggest. Most people live perceiving only their stress, and maybe some of the aspects of their personality that cause it (i.e. the tendencies that bloom in the Becoming and Birth links). So, looking at my simplified links above, we see that recognizing "ok, I'm thinking" is the next step. You can try to relax and stop thinking at this point, and notice that suffering does not arise. (If you don't believe me, here is a challenge: Watch yourself for a day, and see if you can find a moment of suffering that didn't just have thinking going on right before it.) As a meditator, you gain the ability to calm down and see smaller mental phenomena, and thus nip it in the bud even before the thinking happens -- say, at the craving link. Let's say you are on your object of meditation, and things are calm for a good long second or two (don't worry.. it takes practice to stay calm much longer than that), and -- flick! -- there's a physical twitch in your head. This twitch might feel like a muscular jerk in your eye muscles (like a saccadic movement) or around your brain. This tug of tension coincides with the "craving" link. If you relax right there instead of diving into the thinking about the thought that is trying to bloom, the rest (thinking and suffering) doesn't happen! If you don't relax it, the wave keeps coming, and guess what happens.

The trick is to see that tiny little movement as a sign: to let go before it's too late. To go against your entire nature (which is to dive into that thought, to succumb to it, to be the thinker of it and form a bubble of existence around it). This is why the Buddha stressed the parallel and balanced development of samatha and vipassana. You need to relax enough -- to calm those crashing waves into little ripples on the pond -- so that you can clearly see, with your sharp wisdom, what little movements are happening. It has to be very balanced though -- too much relaxing and not enough looking, or trying too hard to look and not relaxing enough, are both recipes for stagnation and/or frustration. (And this is what the 7 enlightenment factors are all about -- definitely a whole 'nother post there.)

On the cushion, you are probably already (hopefully) good at getting pretty relaxed: your spine, chest, shoulders, belly, face -- these can all hold tension, and you should make sure they're relaxed when you start your sit. Then keep an eye on the subtler tensions in the head. Off the cushion, it's easier to get accumulated craving-tension anywhere in your body, but still definitely in your head too! It's really all one system. If you've read my other posts, you know the recipe: Recognize the thought and/or tension; let it go and relax; return to your object of meditation and keep watching.

As you get deeper, the subtler and earlier DO links begin to become visible. Eventually you get to where you can see an arising thought before it has content in it -- you actually see it coming before it makes contact with the mind sense door, like a far-off train. To me it's like a tiny movement on the plane of mind, followed by an upwelling of energy (which can all be relaxed out of existence). Staying balanced with watching this, and not getting caught by the thought, is fun and sometimes quite blissful.

In daily life (i.e. not on the cushion), when suffering happens, it's as simple as: relax and stop thinking. Even if you're in the middle of a thought sentence -- drop it like it's hot. By relaxing, you are stopping the craving (and everything that comes after it). You are then left with the pure feeling. If you can, just be with the feeling, that tender sore spot in your heart that you usually immediately cover up with stuff from your library of (angry, defensive, or whatever the deal) thoughts. It may hurt a little, but in a ...nourishing?... way, but it's not nearly as bad as the stress-ball that comes a moment later if you allow it to. And, spending time with that feeling can actually untie some old knots. (Of course, it could be a pleasant feeling too -- and that's fun to be with!) Send some love into that feeling -- accept it, allow it, give it a mental hug. (This is why metta/loving-kindness is such a nice meditation object -- because you're doing that anyway. It can be very healing.)

A real-life example from me: I have always had a particular sensitivity to sounds. People chewing loudly, or my upstairs neighbors stomping around, can both drive me into a rage if I let them. (Oh, and leaf blowers...) On a good day though (if I had a good sit in the morning, or am particularly mindful/alert), if "the chewing" happens I do my best to stop verbalizing any thoughts about it; relax physical tension; and soften into the unpleasant raw feeling of hearing that sound. It takes some volition and effort, and it is still an unpleasant feeling -- but it's not terrible, and kind of a relief to not go the anger route. Another example: when I'm late on my way somewhere, I often feel a lot of stress. (Especially if some fool is driving the speed limit in the left lane!) But if I remember to stop thinking and relax, I just keep driving.. And it's ok. I know the stress isn't going to help -- I'm already late -- but now that I know how to not stress, I can be ok with the situation.

Lately I've been seeing the tension as an arising "stack," building upwards in the body and mind. Early on in DO, when a thought is first arising, tension starts in the body -- for me, most noticeably in the chest/neck/shoulders (as if I'm getting poised to say something). Then the little tightness in the head. Then the thoughts, and the existence in whatever bubble world that that creates. So the process of letting it go is like "unwinding the stack" -- first, stop thinking.. then relax the head.. then relax the chest. It may differ for you, but you'll find out.

Another thing to note is that DO can be kind of.. convoluted in nature. I have simplified things here for the sake of illustration and understanding, but it may not be so linear and single-threaded in reality. Do the thoughts kicked off in the final links start off a whole new DO train? Yeah sure. Does it sometimes run slow and sometimes fast? I think so. It definitely seems to be an interwoven, complex beast. But -- mind's attention can only be on one thing at a time, and that is the whole of your experience at that moment -- if suffering is happening, you can unwind that one thread.
   
The End...?
In summary, this is about changing how you see things -- from living in the content of your thoughts, to seeing the workings of how they come up. Seeing the mounting tension, or just the fact that "thinking is happening," and letting it go. Don't worry about giving up on your thoughts -- it won't make you dumb. Quite the contrary, you get more control over your life when you can decide which reactions are beneficial and which are just your autopilot.

When you get the hang of relaxing, it's pretty amazing to be able to shut down the culprit processes, like on a computer, whenever you recognize any moment of life sucking. Of course, the suffering might come right back, but you just relax again. The more you do it, the longer it stays away (in general). And the more second-nature it gets.. And the more you start to realize, wow I do this stress thing to myself...! And the more you work your new habits into your life, and start to remember "Hey, I don't have to do that anxiety/depression thing I usually do when I get into x situation." It's pretty awesome, and real. :-)

from r/Buddhism