Саманняпхала сутта(тело разума)

Автор Dajmon, 12:21 07 июля 2008

« назад - далее »

Dajmon

Таков, великий царь, зримый плод отшельничества, который прекраснее, и возвышеннее предыдущих зримых плодов отшельничества.

83. Так с сосредоточенной мыслью – чистой, возвышенной, незапятнанной, лишенной нечистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой, непоколебимой, – он направляет и вращает мысль к совершенному видению. Он постигает: "Вот это мое тело имеет форму, состоит из четырех великих элементов, рождено матерью и отцом, представляет собой скопление вареного риса и кислого молока, непостоянно, подвержено разрушению, стиранию, распаду, уничтожению, и вот здесь заключено, здесь к нему привязано мое сознание".

84. Подобно тому, великий царь, как если драгоценный камень велурия – прекрасный, благородный, восьмигранный, превосходно отшлифованный, прозрачный, сияющий, безупречный, наделенный всеми достоинствами, – продета нить – синяя, или оранжевая, или красная, или белая, или желтоватая нить – и человек, наделенный зрением, взяв его в руку, может понять: "Вот драгоценный камень велурия – прекрасный, благородный, восьмигранный, превосходно отшлифованный, чистый, сияющий, безупречный, наделенный всеми достоинствами, – и в него продета эта нить – синяя, или оранжевая, или красная, или белая, или желтоватая" – так же точно, великий царь, и монах с сосредоточенной мыслью – чистой, возвышенной, незапятнанной, лишенной нечистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой, непоколебимой, – он направляет и вращает мысль к совершенному видению. Он постигает: "Вот это мое тело имеет форму, состоит из четырех великих элементов, рождено матерью и отцом, представляет собой скопление вареного риса и кислого молока, непостоянно, подвержено разрушению, стиранию, распаду, уничтожению, и вот здесь заключено, здесь к нему привязано мое сознание".

Таков, великий царь, зримый плод отшельничества, который прекраснее, и возвышеннее предыдущих зримых плодов отшельничества.

85. Так, с сосредоточенной мыслью – чистой, возвышенной, незапятнанной, лишенной нечистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой, непоколебимой, – он направляет и обращает мысль к сотворению тела, состоящего из разума. Их этого своего тела он творит другое тело, имеющее форму, состоящее из разума, наделенное всеми большими и малыми частями, не знающее ущерба в жизненных
способностях.

http://www.dhamma.ru/canon/dn02.htm
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Интересно сохранилось ли в современной Тхераваде подобная практика и где подробнее об этом почитать.
Есть ли аналогии в других суттах, и если да, то в каких?

Спасибо.

Zom

Судя по всему здесь речь идёт об iddhi - сверхспособностях.
Более подробно о таких практиках можно прочитать в ВисуддхеМагге.
Однако:
а) направление практики в эту сторону занимает значительное количество драгоценного времени.
б) достижение мастерства в этих умениях достигается очень непросто
в) эти практики невозможны для осуществления "с нуля" - требуется (вроде бы) уже 4 джана.
г) сами по себе эти практики не ведут к освобождению, но могут вызвать сильную привязанность

За сим для себя лично сделал вывод, что даже читать об этом не полезно -)


Ассаджи

Цитата: Dajmon от 12:21 07 июля 2008
Интересно сохранилось ли в современной Тхераваде подобная практика и где подробнее об этом почитать.

В Вимуттимагге.

ЦитироватьЕсть ли аналогии в других суттах, и если да, то в каких?

22.- "Тогда, господин, я понимаю свое "я" как состоящее из разума, наделенное всеми большими и малыми частями, не знающее ущерба в жизненных способностях".

– "Даже если бы свое "я", Поттхапада, было у тебя состоящим из разума, наделенным всеми большими и малыми частями, не знающими ущерба в жизненных способностях, то и тогда, Поттхапада, сознание было бы у тебя одним, а свое "я" – другим. Таким образом, Поттхапада, следует знать, что сознание – одно, а свое "я" – другое. И пусть, Поттхапада, это свое "я" остается состоящим из разума, наделенным всеми большими и малыми частями, не знающим ущерба в жизненных способностях, – все же у этого человека возникают одни состояния сознания, и уничтожаются другие состояния сознания. Таким образом, Поттхапада, следует знать, что сознание – одно, а свое "я" – другое".

http://dhamma.ru/canon/dn09.htm

Подробнее о сверхспособностях:
http://www.palikanon.com/english/wtb/g_m/iddhi.htm

Ассаджи

Из пали-английского словаря:

Manomaya -- kāya a body made by the mind (cp. VvA 10 and DA i.110, 120, 222) according to Bdhgh only at the time of jhāna S v.282 sq.; manomaya pīti -- bhakkha sayaŋpabha D i.17=VvA 10; manomayaŋ kāyaŋ abhinimmināya . . . D i.77; m˚ sabbanga -- paccangī D i.34, 77, 186, 195. -- Under the control of psychic powers (iddhi): kāyena va saŋvatteti he does as he likes with his body, i. e. he walks on water, is ubiquitous, etc. (yāva brahmalokā pi: even up to heaven) S v.265= D i.78=A i.170: see also S v.283, 284.

http://dsal.uchicago.edu/cgi-bin/philologic/getobject.pl?c.1:1:474.pali

Dajmon

Большое спасибо дорогой Ассаджи!
Я могу разместить ссылку на этот Ваш ответ на БФ(я открыл там на меже параллельную тему)?

Ассаджи

Пожалуйста. Конечно, можете.

Plastilinus

ЦитироватьЕсть ли аналогии в других суттах, и если да, то в каких?

Аналогичный пассаж есть и в Тевиджджа сутте
http://dhamma.ru/canon/dn13.htm

Ассаджи

#7
Утомил вас, наверное, ссылками с англоязычного форума: )

In commentarial terms, the form portion of the "whole body" experienced in jhāna is mind-produced form which pervades the physical body. The Dīghanikāyaṭīkā:

ЦитироватьMind-produced form (cittajarūpa) suffuses every area where there is kamma-produced form (kammajarūpa).

http://www.dhammawheel.com/viewtopic.php?f=13&t=7360&start=160#p121506

Ассаджи

Из Агання сутты:

10. 'There comes a time, Vasettha, when, sooner or later after a long period, this world contracts. At a time of contraction, beings are mostly born in the Abhassara Brahma world. And there they dwell, mind-made, feeding on delight, self-luminous, moving through the air, glorious — and they stay like that for a very long time. But sooner or later, after a very long period, this world begins to expand again. At a time of expansion, the beings from the Abhassara Brahma world, [85] having passed away from there, are mostly reborn in this world. Here they dwell, mind-made, feeding on delight, self-luminous, moving through the air, glorious--and they stay like that for a very long time.

http://www.moonpointer.com/essays/aggannasutta.pdf

Галина

Спасибо. Посмотрела тему. Но ответа на мой вопрос не нашла (на английском не читаю). Я вообще-то все это знаю, но понять толком не могу, что из себя представляет тело, порожденное разумом и что вообще с ним делать? Вы лично что думаете по этому поводу? Это воображаемое тело, но наделенное силой мысли, сознания? Тот случай, когда мысль становится материальной в буквальном смысле?
Если считаете нужным, перенесите мой вопрос в ту тему.

Ассаджи

Вроде бы именно с помощью этой способности можно исчезать в одном месте и появляться в другом, как это делали Будда, Араханты, Брахма и другие божества.

http://books.google.com/books?id=PbfmHoSYVQAC&pg=PT152&lpg=PT152

Ассаджи

Джаярава написал статью по поводу термина "маномая":

http://jayarava.blogspot.com/2014/11/manomaya-background-to-mind-made-bodies.html

Скоро должна выйти вторая часть, связанная именно с "телом" (кая).

Галина

Цитата: Ассаджи от 19:28 01 декабря 2014
Вроде бы именно с помощью этой способности можно исчезать в одном месте и появляться в другом, как это делали Будда, Араханты, Брахма и другие божества.

Думаю, что да. Но в этом случае физическое тело должно остаться на месте, а не исчезнуть. Перемещается-то воображаемое? Верно? Тем более, что переместиться можно не только в другое место, но и в другой мир.
К сожалению, по-английски не читаю.

Ассаджи

Да, я тоже заметил эту неувязку.

Думаю, что для бестелесных божеств плотный мир, - примерно как компьютерная игра для программиста. Возможно очень и очень многое.

Галина

Цитата: Ассаджи от 19:54 01 декабря 2014
Да, я тоже заметил эту неувязку.

Думаю, что для бестелесных божеств плотный мир, - примерно как компьютерная игра для программиста. Возможно очень и очень многое.

Возможно. Но эта способность присуща не только божествам, но и людям. К тому же в пользу того, что это не манипуляции с физическим телом, говорит то, что это именно "разумом сотворенное" тело. Физическое вроде как ни при чем. Да и неуместно оно в другом мире, когда Будда, например, туда перемещался. Что с ним там делать, с физическим-то? Я никогда не понимала, например, зачем Христу понадобилось после воскресения именно в теле перемещаться в небесный мир? Зачем???

В любом случае, спасибо за беседу. И простите за дотошность, но, как говорил Борис Пастернак "Во всем мне хочется дойти до самой сути"

Галина

Цитата: Ассаджи от 19:54 01 декабря 2014
Да, я тоже заметил эту неувязку.

Возможно, когда в суттах идет речь об исчезновении в одном месте и появлении в другом, физическое тело вообще не рассматривается, а речь идет только о перемещении сознанием. Тогда понятно, почему человек исчезает в одном месте и появляется в другом. Мы же не можем мысленно пребывать одновременно в разных местах. Но с одной оговоркой - у людей, обладающих сверхспособностями, имеющих особую ментальную силу, такое перемещение можно приравнять к реальному, а не воображаемому.
.

Dajmon

ЦитироватьСкоро должна выйти вторая часть, связанная именно с "телом" (кая).
Здорово!
Дорогой Дмитро, когда выйдет вторая часть добавьте сюда пожалуйста, нехотелось бы пропустить...
Спасибо!

Bahupada

Есть пара примеров вполне, вроде бы, полноценных (включая физическое), сверхъестественных перемещений:

Из Маха-париниббана сутты:
И Благословенный приблизился к реке. В то время река Ганг переполнилась, и было наводнение. Желая перейти на ту сторону, одни стали искать плот, другие лодки, третьи делали паром из тростника. И вот как могучий человек быстро вытянул бы вперед свою руку, или сжал бы её, так и Благословенный внезапно исчез с одного берега со своими учениками и столь же внезапно появился на другом.

Из Нанда-сутты:
И тут Благословенный обхватил достопочтенного Нанду рукою и так же быстро, как сильный мужчина согнутую руку выпрямит или прямую согнет, исчез из рощи Джеты и мгновенно перенесся в обитель Тридцати Трех.

Галина

Я все-таки думаю, что это метафора, причем абсолютно прозрачная.

Ассаджи

Цитата: Dajmon от 17:32 03 декабря 2014
Дорогой Дмитро, когда выйдет вторая часть добавьте сюда пожалуйста, нехотелось бы пропустить...

Пожалуйста:
http://jayarava.blogspot.com/2014/12/manomaya-kaya-pali-texts.html