Abhayagiri-2

Автор Pavel, 03:38 17 сентября 2004

« назад - далее »

Pavel

Всем привет!

Вернулся сегодня из своей второей поездки в Абхайагири. Не знаю, выльется ли это поездка в продолжение первого рассказа, но пока изложу по деловому сухо и кратко. Находился в монастыре неделю. Повторюсь, так как специальной обучающей программы для гостей там нет, то обходился вольным стилем, точнее вольным расписанием, которое не очень стимулирует к практике, но зато и не насилует. Так как в первый день я решил повыпендриваться и сел в полный лотус  :oops: (правда продержался в нем не больше получаса), то в последующие шесть дней получил по полным кармическим заслугам – правая нога постоянно ныла, так что ничего качественно нового я не выседел. Однако, аджан меня подбодрил, сказав, что если я могу без особой тренировки просидеть полчаса, то с тренировкой смогу высидеть и час. В этот раз монастырем заведывал аджан Пасанно, ученик аджана Ча и Сумедхо. Аджан Пасанно по происхождению канадец, практиковал в Тайланде с середины 70-х, после чего переместился в Англию к аджану Сумедхо. Кроме того, в монастыре был второй аджан, аджан Пратип, который недавно прибыл в монастырь из Таиланда. Так понял, что но служил инженером в тайских ВВС, и после выхода в отставку 12 лет является буддийским монахом (и по совместительству главным монастырским электриком  8) ). Аджан Пратип давал мне обшие наставление по позам медитации, а так же по медитации при ходьбе.
В отличие от бирманского стиля 'лесники' ходят в обычном темпе, который мне по началу показался даже черезчур быстрым. При ходьбе отслеживаются ощущения в ступнях с мысленным повторением слогов 'Bud' - 'dho' при касании ступней земли (наподобие 'ать-два')  :) . Этот метод на мне сработал хорошо, и я достаточно легко развил концентрацию. Интересно, что при должном усердии, не смотря на первоначальную концентрацию на ощущениях в ступнях, осознанность как бы спонтанно распространяется на все ощущения в ногах. Так что получается, что вовсе не обязательно шагать в замедленном темпе, чтобы отслеживать широкий спектр ощущений, что для такого увальня как я довольно приятно. Кроме того аджан Пратип дал мне контактную информацию некоего Ильи Семенова, который несколько лет был монахом в Тайланде, а теперь живет в Бангкоке как мирянин. Возможно вы про него слыхали, но если нет, то Константину и Топперу при слудующей поездке она может пригодиться. Кроме того, аджан Пратип, обещал оказать содействие при поездке в Ват Па Нана Чат, где как я понимаю, но провел большую часть своей монашеской жизни (и где кажется и аджан Пасанно был долгое время аббатом). Константин вроде как раз туда и собирается, поэтому я могу Вам выслать его емейл.
Поговорил немного с аджаном Пасанно о развитии Тхеравады в России. Он в курсе о поездке аджана Сумедхо и выражал по этому поводу очень большой энтузиазм. Я его неофициально пригласил заехать, но он скорее рассматривает аджана Сумедхо, как главного 'лесного' аджана  'окормляющего'  8) Россию, из-за в наличии в его сагхе русской монахини. Отсюда и мой вопрос – кто нибудь контактировал с сестрой Тхитамедхой по приезду аджана Сумедхо в России? Делилась ли она своими планами на будущее? Я так же спрашивал аджана Пасанно по поводу финансовой помощи в издании книг на русском языке (в смысле не денег конечно просил, а совета о заинтересованном в таком проекте фонде или организации  :) ). Он опять же посоветовал обратиться с этим вопросом к сестре Тхитамедхе.
В целом поездка была хорошей. В этот раз среди гостей было много молодежи. Присутствовал на церемонии посвещения в анагарики. Было много интересной работы: возведение моста через ручей, закладка фундамента под солнечную батарею и строительство дорожки для медитации.  Вообще в лесной традиции к работе особое отношение, как к полю для практики. Кто то из 'лесников' шутил, что если тибетская традиция - это практика 100 000 простираний (англ. prostrations), то лесная традиция - практика 100 000 фрустраций (англ frustrations). Цель как я понимаю, вовлечение практики в жизнь, что хорошо иллюстрирует последний перевод http://dhamma.ru/lib/authors/sumedho/Cittaviveka.pdf . Работают все. Аджан Пасанно с бензопилой - незабываемое зрелище.  8) Такой вот буддийский социализм. Вот.

ddoff

ЦитироватьКроме того аджан Пратип дал мне контактную информацию некоего Ильи Семенова, который несколько лет был монахом в Тайланде, а теперь живет в Бангкоке как мирянин.

А в каком (каких) монастыре он был, ачан не сказал?

ЦитироватьТак как в первый день я решил повыпендриваться и сел в полный лотус  (правда продержался в нем не больше получаса), то в последующие шесть дней получил по полным кармическим заслугам – правая нога постоянно ныла, так что ничего качественно нового я не выседел.

Героизм чрезвычайный.  

На основе собственного опыта и сторонних наблюдений пришел к выводу, что попытки медитировать в лотосе -- главная препятствие на пути прогресса в практике для людей западных.  Проходит 15 минут и -- уже никакой концентрации, вернее она вся перемещается в суставы.  Главное даже не это, а то, что неизбежно, если посмотреть сбоку, спина остается согнутой, особенно в пояснице.  ПРавильная позиция для медитации достаточно хорошо описана и чем больше выгибать поясницу вперед, тем лучше.

В конце концов понял, что в лотосе должен медитировать тот, кто либо в нем родился (в Азии), либо с детства занимается хатхой; сделал себе наклонную японскую скамеечку  (дизайн снял с сайта) -- и никаких проблем и неприятных физических ощущений.  Более того, даже просто так по жизни на ней приятно сидеть.

Pavel

ЦитироватьА в каком (каких) монастыре он был, ачан не сказал?

Может и сказал, только мне все тайские названия как набор звуков, так что я наверное не запомнил  :lol:

Про лотус Вы возможно правы, но я еще побьюсь немного, вдруг сработает. Я в принципе в него с детства мог сесть, просто нужды в нем сидеть дольше пяти минут не было.

ЦитироватьПРавильная позиция для медитации достаточно хорошо описана
Не поделитесь, где можно достать детальную информацию?

ddoff

Цитировать
ЦитироватьПРавильная позиция для медитации достаточно хорошо описана

Не поделитесь, где можно достать детальную информацию?

Хороший вопрос.  Сейчас буду вспоминать.  В данный момент передо мной лежит книга Филиппа Капло "Три столпа дзэн".  Там целая глава "Позы" (не "Камасутра") и детальное описание всего вплоть до положения рук и кистей.  СОвершенно разные позы -- в лотусе/полулотосе, на скамеечке, на подушках итд.  Могу попробовать на неделе отсканировать и куда-нибудь повесить.

Независимо от этого, главный принцип простой: копчик, лопатки и затылок должны находиться на одной вертикальной линии (можно попробовать у стены).  На чем сидеть не столь принципиально.  Мой личный опыт подсказывает, что чем больше выгибать позвоночник в районе поясницы вперед, тем лучше.  Первые пять минут тело само пытается найти оптимальную позицию и ведет себя неусидчиво  (не надо по этому поводу нервничать), а потом замирает.  Время от времени только бывает, что незаметно опускается голова.  В дзэнских монастырях на этот случай есть специальный человек, который за тем следит, и трогает палкой медитирующего по плечу, коли у того опускается голова.  В западных книгах по этому поводу целое море дискуссий, японские мастера дзэн даже запрещают такое обращение с западными учениками. А я только расстраиваюсь, что некому следить за моей позицией и вовремя помочь.

Мне нравиться одно описание процесса медитации из дзэнских легенд: Нужно медитировать так, как будто спереди к груди приставлен острый, как бритва, меч, а за спиной -- пропасть.

Константин

Здравствуйте, Павел и ddoff.

Цитировать
Кроме того, аджан Пратип, обещал оказать содействие при поездке в Ват Па Нана Чат, где как я понимаю, но провел большую часть своей монашеской жизни (и где кажется и аджан Пасанно был долгое время аббатом). Константин вроде как раз туда и собирается, поэтому я могу Вам выслать его емейл.
Буду Вам очень признателен. Можно выслать на мою эл. почту.

Цитировать
Отсюда и мой вопрос – кто нибудь контактировал с сестрой Тхитамедхой по приезду аджана Сумедхо в России? Делилась ли она своими планами на будущее?

Из наших  :)  в Питере контактировал Топпер. Я в это время был в Таиланде. Про планы не знаю, но можно ее саму спросить по ее e-mail. Она охотно ответит (жаль, только, что у нее английская клавиатура без русских букв и поэтому она отвечала на мои "русские" вопросы по английски).
Я, кстати, хочу в ближаежем будущем пообщаться с сестрой на тему продолжительного (2-3 месяца) ретрита в Великобритании. Видел картинки местностей английских монастырей лесной линии - очень понравились (и монастыри и картинки). Да и у Аэрофлота, говорят, в прошлом ноябре, когда горели билеты, то до Лондона и обратно стоило !!!!!! 99$. Очень в отношении финансов актуально.

О позе лотоса.
Тоже оказалось для меня большой проблемой. Дома на диване сиживал часа по два в медитации. Сел первый раз в Таиланде на пол - быстро прошли все понты - просидел только пятнадцать минут.
В Чом Тонге после трех недель практики доводил иногда до часа - но не лотос, а полулотос и "бирманскую" позу. Но когда концентрация вышла на хороший уровень, оказалось, что можно тихо сидеть любое количество времени. Ноги выдерживали больше часа. Я заметил, что когда достигается хорошая тренированность, глубокая концентрация начинается через несколько минут и держится на одном уровне все остальное время, так что можно сидеть и полчаса. К тому же Махаси Саядо рекомендует (монахам!) сидеть не больше полутора часов.

А в заключении прекраснаяя цитата из интервью с Ачаан Чаа:
Цитировать
Вопрос. Необходимо ли в нашей практике уменье вступать в состояние поглощенности?
Ответ. Нет, поглощенность не обязательна. Вы должны установить некоторое среднее количество спокойствия и остроты ума; затем пользуйтесь этим свойством, чтобы проверять себя. Ничего особенного не нужно. Если в вашей практике появится поглощенность, это тоже прекрасно. Только не держитесь за нее. Некоторые люди прямо виснут на поглощенности; действительно, игра с ней может быть большой забавой. Вы должны знать, где находятся надлежащие границы. Если вы мудры, вы узнаете как пользоваться поглощенностью, каковы ее ограничения, — точно так же, как вы знаете ограничения детей в сравнении со взрослыми людьми.

ddoff

ЦитироватьА в заключении прекраснаяя цитата из интервью с Ачаан Чаа:
Цитата:

Вопрос. Необходимо ли в нашей практике уменье вступать в состояние поглощенности?
Ответ. Нет, поглощенность не обязательна. Вы должны установить некоторое среднее количество спокойствия и остроты ума; затем пользуйтесь этим свойством, чтобы проверять себя. Ничего особенного не нужно. Если в вашей практике появится поглощенность, это тоже прекрасно. Только не держитесь за нее. Некоторые люди прямо виснут на поглощенности; действительно, игра с ней может быть большой забавой. Вы должны знать, где находятся надлежащие границы. Если вы мудры, вы узнаете как пользоваться поглощенностью, каковы ее ограничения, — точно так же, как вы знаете ограничения детей в сравнении со взрослыми людьми.  

Чем больше узнаю об Ачане Ча, тем больше недоумеваю.  Читал его THe Living Dhamma, читал книгу Варапаньо Бхикку о "Луанг Поре" (т.е. Ачане Ча) -- не могу понять, что он считал буддистской практикой.  ТАкое впечатление, как будто бы он думал, что быть хорошим человеком уже достаточно, чтобы быть буддистом.   Поглощенность -- часть восьмеричного пути, теоретически именно через поглощенность происходит практическое постижение принципа "не-я" и продолевается боль и страдание.

В книге Джека Корнфилда "Современные буддистские мастера" описывается, как Ачан Джумьен учит преодолевать боль -- через поглощенность и концентрацию на боли.   (В моем личном списке "куда поехать в Тайланде" монастырь Ачан Джумьена в Краби -- в первой тройке.)  Бхикку Йогачарья Рахула описывает, что в Кандубоге у него был странный опыт: он проснулся ночью и вдруг начал воспринимать себя извне как постороннего человека. Двигался, что-то делал, но видел себя откуда-то сверху (сходно с тем, как видели свое тело "пациенты" доктора Моуди во время клинической смерти).  Думаю, что это и есть цель, но достигается она практикой поглощенности.  Приведу лучше цитату из китайского дзенского мастера: "Когда практикуешь дхарму, нет  времени даже постричь ногти."

Константин

Возможно, Ачаан Чаа имел ввиду, что не стоит концентрироваться на концентрации (а то получается слишком концентрированно), и помимо практики в сосредоточении надо еще развивать мудрость, распознавание.

А быть хорошим человеком в Тераваде очень непросто. Надо постоянно быть чрезвычайно внимательным :wink:

ddoff

ЦитироватьА быть хорошим человеком в Тераваде очень непросто. Надо постоянно быть чрезвычайно внимательным

Согласен.  Для нас это перманентный культурный шок.  В конце концов я выучил: единственая реакция на все -- нравится-не нравится, понял-не понял -- krup, и не ошибешься.  Надо потусоваться подольше, и хоть я три раза был, но все равно всякий раз -- клуб кинопутешествий и amaizing Thailand, загадочная тайская душа (наших бы славянофилов туда всех, чтобы начали наконец хоть чего-то умом понимать).  Ну вот, снова пошел негатив, welcome to Russia.  А как иначе,когда опять чуть-чуть массовый холокост не устроили путем гексогена?

Кто-нибудь с сестрой Титхамедушкой переписывается?  Напишите мне ее мыло please.

Pavel

ЦитироватьБуду Вам очень признателен. Можно выслать на мою эл. почту.

Обязательно вышлю как найду бумажку  :oops: . Куда-то она запропастилась.

ЦитироватьПро планы не знаю, но можно ее саму спросить по ее e-mail. Она охотно ответит

Ой как здорово! Просто мне Ачаан Пасанно говорил, что у них в Англии переписка по емейл не поощряется. Вышлите мне пожалуйста на stppnwlf(sobaka]pisem.net  .

ЦитироватьО позе лотоса.
Тоже оказалось для меня большой проблемой. Дома на диване сиживал часа по два в медитации. Сел первый раз в Таиланде на пол - быстро прошли все понты - просидел только пятнадцать минут.
В Чом Тонге после трех недель практики доводил иногда до часа - но не лотос, а полулотос и "бирманскую" позу. Но когда концентрация вышла на хороший уровень, оказалось, что можно тихо сидеть любое количество времени.

Короче говоря, тренировка, тренировка и тренировка. Сегодня с утра после хорошей разминки смог закинуть свои ноги обратно в лотос. Чувствовалось довольно комфортно. Может я просто неправильно в лотосе сижу. В любом случае хочу со слкдующей недели начать ходить на йогу. Может научат правильной посадке. ddoff, спасибо за материалы про лотус. Если на йоге не научат, то книжку куплю (Филлип Капло - Phillip Kapleau).

ЦитироватьЧем больше узнаю об Ачане Ча, тем больше недоумеваю. Читал его THe Living Dhamma, читал книгу Варапаньо Бхикку о "Луанг Поре" (т.е. Ачане Ча) -- не могу понять, что он считал буддистской практикой. ТАкое впечатление, как будто бы он думал, что быть хорошим человеком уже достаточно, чтобы быть буддистом.

Я думаю, что просто многие его книги адресованы мирянам и он специально не делает упор в них на глубокую концентрацию, а скорее больше на развитие нравственности. Я спрашивал у Ачаана Пасанно о важности практики джхан, но особоге энтузиазма с его стороны не встретил. Он советывал направлять усилия на развитие осознанности. С другой стороны, Ачаан Брам насколько я понял из его книг и бесед большой адепт практики джхан. Сам Ачаан Ча, говорят мог войти в джхану с одного вдоха. Так что я думаю, что монахи в лесной традиции практикуют концентрацию по полной программе.

ddoff

ЦитироватьС другой стороны, Ачаан Брам насколько я понял из его книг и бесед большой адепт практики джхан.

Oops, а кто это? Никогда не слышал.  Просветите pls.

ЦитироватьЯ думаю, что просто многие его книги адресованы мирянам и он специально не делает упор в них на глубокую концентрацию, а скорее больше на развитие нравственности.

Agree.

Я кстати получаю рассылку http://groups.yahoo.com/group/Jhanas/
Просто удивительная вещь: читая постинги наглядно понимаешь, что jhana это совсем не нечто астральное, а вещь вполне обыденная в практике.

Pavel

ЦитироватьOops, а кто это? Никогда не слышал. Просветите pls.

http://www.forestsangha.org/brahmav4.htm

http://www.bswa.org

http://www.metta.lk/english/accessing-jhana.htm

Константин

#11
Адрес сестры Титамедхи из соседнего треда:

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=172.0

chithurst (ухо) chithurst (точка) demon (точка) co (точка) uk


Я писал в июне - почтовый сервер работал, но размещал пришедшие от сестры письма в папке "сомнительные"  :) .