Роль джханы в практике

Автор Ассаджи, 15:44 27 сентября 2004

« назад - далее »

Alert

Использование обыденных значений понятий "существование" и "прекращение" в любом случае будет некорректным. Эти понятия имеют особое, специфическое значение, хотя звучат вполне обыденно. Во избежание путанницы нужно просто указывать используемую модель. Кстати аналогичная ситуация происходит и в теме про вибхава-танху. В обсуждениях учения необходима строгость сродни математической. На обыденной интерпретации буддийской терминологии основаны критика и непонимание буддизма нашими христианами.
На правах рекламы

Айвар

Простите что неудачно выразился, когда говорил о тексте посвященном джняне. Это увело нас в сторону.
Просто мне показалась слишком очевидной концепция автора истолковать разные джняны как самадхи, которые отличаются разной продолжительностью и состоянием сознания в них. Но для научной статьи это просто замечательное исследование.
Надо смотреть на свои мысли

Константин

#22
Оффтопик

Цитировать
Модель взаимообусловленного возникновения - нечто совершенно другое, сродни квантовой механике...

Да, похоже есть много тонких параллелей:
http://awake.kiev.ua/quanta/index.html

Любопытны такие темы, как отсутствие "скрытых параметров", основополагающая роль самого процесса измерения, "нелокальность" и д.т.
Метафорическое понимание этих вещей помогает оценить глубину буддийских моделей.

Alert

Кстати, Е. М. Иванов, пожалуй из всех филосфов, наиболее близко подошел к пониманию буддийских моделей сознания, хотя к буддизму он относится довольно скептически (насколько я понимаю, он просто мало знаком с ним). У него весьма точный и строгий стиль мышления, благодаря которому, он подходит к модели сознания как бы с другой стороны, заново открывая то, что давно известно в буддизме. Его работы я изучил несколько лет назад, и благодаря им, сумел понять буддизм намного глубже. Так что могу только посоветовать всем буддистам внимательно изучить его книги и статьи.
На правах рекламы

Сергей О.

Alert, а вы могли бы пояснить, какой смысл вы вкладываете в слово "модель" вообще и, в частности,  применительно к Дхарме, учению Будды.

Айвар

Простите, не хотел Вас обидеть. Вот ссылка с Вашего сайта:
ДХЬЯНА СУТТА
http://dhamma.ru/canon/an9-36.htm
Надо смотреть на свои мысли

Ассаджи

#26
Интересная статья досточтимого Бхиккху Бодхи о том, необходима ли джхана для "вхождения в поток" и последующих ступеней:

http://www.viet.net/~anson/ebud/ebdha267.htm

Bahupada

Цитата: Ассаджи от 00:12 25 апреля 2005
http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/majjhima/mn036-tb0.html

В ней Будда вспоминает, как однажды, когда его отец занимался своей пахотой, он, сидя в прохладной тени дерева, вошел в первую джхану.

В этой сутте Будда, кроме того, описывает свой путь практики, порой весьма мучительный, которым ему пришлось пройти прежде, чем он постиг то, ради чего оставил дом.
Интересно, что воспоминание Будды о переживании счастье от первой джханы пришли к нему уже ближе к концу его поисков. До этого он уже успел обучиться у современных ему учителей Алары Каламы и Уддаки Рамапутты.
Описывая свое ученичество, Будда указывает по отношению к каждому и этих учителей, что "он провозгласил сферу 'отсутствия чего бы то ни было'" или "он провозгласил сферу ни-распознавания-ни-не-распознавания".

Однако если принять во внимание, что воспоминание о первой джхане пришли к Будде позже, можно предположить, что эти учителя учили достижению сразу соответствующих арупа-джхан какими-то своими методами, не предполагающими постепенного прохождения последовательности с первой по четвертую рупа-джхану или описывали это по-другому. Вспоминая свой вопрос учителям, какую именно Дхамму, постигнув ее прямым видением, они провозглашают, Будда просто кратко говорит "он провозгласил сферу 'отсутствия чего бы то ни было'" или "он провозгласил сферу ни-распознавания-ни-не-распознавания".

Возможно, что Алара Калама и Уддака Рамапутта даже называли эти достижения по-другому и уже Будда, при воспоминании пути описал их в терминах своего учения.

P.S. Дописав сообщение, вспомнил, что на форуме тема ученичества у Алары Каламы и Уддаки Рамапутты уже обсуждалась, там затрагивался этот момент:
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=657.0

Кусярон

Цитата: Bahupada от 10:19 28 декабря 2010Возможно, что Алара Калама и Уддака Рамапутта даже называли эти достижения по-другому и уже Будда, при воспоминании пути описал их в терминах своего учения.

Если верить Александру Винну, то они могли называть эти достижения "Брахманом", Абсолютом.

Ассаджи

#29
Из Махамалункьяпутта сутты (МН 64), в переводе Бхиккху Бодхи:

"There is a path, Ānanda, a way to the abandoning of the five lower fetters; that anyone, without relying on that path, on that way, shall know or see or abandon the five lower fetters - this is not possible. Just as when there is a great tree standing possessed of heartwood, it is not possible that anyone shall cut out its heartwood without cutting through its bark and sapwood, so too, there is a path, Ānanda, a way to the abandoning of the five lower fetters; that anyone, without relying on that path, on that way, shall know or see or abandon the five lower fetters - this is not possible.

There is a path, Ānanda, a way to the abandoning of the five lower fetters; that anyone, by relying on that path, on that way, shall know or see and abandon the five lower fetters - this is possible. Just as, when there is a great tree standing possessed of heartwood, it is possible that someone shall cut out its heartwood by cutting through its bark and sapwood, so too, there is a path, Ānanda, a way to the abandoning of the five lower fetters; that anyone, by relying on that path, on that way, shall know or see and abandon the five lower fetters - this is possible.

...

And what, Ānanda, is the path, the way to the abandoning of the five lower fetters? Here, with seclusion from acquisitions (upadhi-vivekā), with the abandoning of unwholesome states, with the complete tranquillization of bodily inertia, quite secluded from sensual pleasures, secluded from unwholesome states, a bhikkhu enters upon and abides in the first jhāna, which is accompanied by applied and sustained thought, with rapture and pleasure born of seclusion.

Whatever exists therein of material form, feeling, perception, formations, and consciousness, he sees those states as impermanent, as suffering, as a disease, as a tumour, as a barb, as a calamity, as an affliction, as alien, as disintegrating, as void, as not self. He turns his mind away from those states and directs it toward the deathless element thus: "This is the peaceful, this is the sublime, that is, the stilling of all formations, the relinquishing of all attachments, the destruction of craving, dispassion, cessation, Nibbana.' If he is steady in that, he attains the destruction of the taints (āsava). But if he does not attain the destruction of the taints because of that desire for the Dhamma, that delight in Dhamma [samatha and vipassana], then with the destruction of the five lower fetters he becomes one due to reappear spontaneously [in the Pure Abodes] and there attain final Nibbāna without ever returning from that world. This is the path, the way to the abandoning of the five lower fetters."

(аналогично с остальными джханами и бестелесными достижениями)

Ассаджи

#30
Как объясняется в Дутия-Агарава сутте, для полного развития мудрости необходимо развитие сосредоточения, а для полного развития сосредоточения - развитие нравственности:

22. Irreverent (2)

"(1) Bhikkhus, when a bhikkhu is irreverent and undeferential, and his behavior is uncongenial to his fellow monks, it is impossible for him to fulfill the factor of proper conduct. (2) Without fulfilling the factor of proper conduct, it is impossible for him to fulfill the factor of a trainee. (3) Without fulfilling the factor of a trainee, it is impossible for him to fulfill the aggregate of virtuous behavior. (4) Without fulfilling the aggregate of virtuous behavior, it is impossible for him to fulfill the aggregate of concentration. (5) Without fulfilling the aggregate of concentration, it is impossible for him to fulfill the aggregate of wisdom."

https://suttacentral.net/en/an5.22

Dutiya - agāravasuttaṃ - Second on unruliness

Bhikkhus, that bhikkhu who is unruly, rebellious and not of the sharing nature with co-associates in the holy life should complete the lesser ethics is not a possibility. Without becoming complete in the lesser ethics, that he should complete the training is not a possibility. Without completing the training, that he should complete the mass of virtues is not a possibility. Without completing the mass of virtues, that he should be complete in concentration is not a possibility. Without becoming complete in the mass of concentration, that he should be complete in wisdom is not a possibility.

''So vata, bhikkhave, bhikkhu agāravo appatisso asabhāgavuttiko 'sabrahmacārīsu ābhisamācārikaṃ dhammaṃ paripūressatī'ti netaṃ ṭhānaṃ vijjati. 'Ābhisamācārikaṃ dhammaṃ aparipūretvā sekhaṃ dhammaṃ paripūressatī'ti netaṃ ṭhānaṃ vijjati. 'Sekhaṃ dhammaṃ aparipūretvā sīlakkhandhaṃ paripūressatī'ti netaṃ ṭhānaṃ vijjati. 'Sīlakkhandhaṃ aparipūretvā samādhikkhandhaṃ paripūressatī'ti netaṃ ṭhānaṃ vijjati. 'Samādhikkhandhaṃ aparipūretvā paññākkhandhaṃ paripūressatī'ti netaṃ ṭhānaṃ vijjati.

http://awake.kiev.ua/dhamma/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara3/5-pancakanipata/003-pancangikavaggo-e.html

Подобно тому монахи,
как ость ячменя или риса,
не может, неверно направленная,
пронзить кожу наступившей ноги или руки
и вызвать кровотечение,
- и в чем тут причина? -
- в неверной направленности ости, -

аналогично монах
с неверно направленным умом
не может пронзить неведение,
вызвать знание,
и своими глазами увидеть Ниббану,
- и в чем тут причина? -
- в неверной направленности ума.

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=296.msg2036#msg2036

Ассаджи

Цитата: Ассаджи от 09:26 31 декабря 2013
Как объясняется в Дутия-Агарава сутте, для полного развития мудрости необходимо развитие сосредоточения, а для полного развития сосредоточения - развитие нравственности

Подобные описания есть и в других суттах:

ЦитироватьДжхана сутта

"Я говорю вам, прекращение влечений основывается на первой джхане".

https://dhamma.ru/canon/an/an9-36.htm

ЦитироватьSaṅgaṇikārāma (AN 6.68):

"'So vata, bhikkhave, bhikkhu saṅgaṇikārāmo saṅgaṇikarato saṅga­ṇikā­rāma­taṃ anuyutto, gaṇārāmo gaṇarato gaṇārāmataṃ anuyutto, eko paviveke abhiramissatī'ti netaṃ ṭhānaṃ vijjati.
'Eko paviveke anabhiramanto cittassa nimittaṃ gahessatī'ti netaṃ ṭhānaṃ vijjati.
'Cittassa nimittaṃ agaṇhanto sammādiṭṭhiṃ paripūressatī'ti netaṃ ṭhānaṃ vijjati.
'Sammādiṭṭhiṃ aparipūretvā sammāsamādhiṃ paripūressatī'ti netaṃ ṭhānaṃ vijjati.
'Sammāsamādhiṃ aparipūretvā saṃyojanāni pajahissatī'ti netaṃ ṭhānaṃ vijjati.
'Saṃyojanāni appahāya nibbānaṃ ­sacchi­karis­satī'ti netaṃ ṭhānaṃ vijjati.


Bhikkhus,
(1) it is impossible that a bhikkhu who delights in company, who is delighted with company, who is devoted to delight in company; who delights in a group, who is delighted with a group, who is devoted to delight in a group, will find delight in solitude when he is alone.
(2) It is impossible that one who does not find delight in solitude when he is alone will acquire the object of the mind.
(3) It is impossible that one who does not acquire the object of the mind will fulfill right view.
(4) It is impossible that one who does not fulfill right view will fulfill right concentration.
(5) It is impossible that one who does not fulfill right concentration will abandon the fetters.
(6) Without having abandoned the fetters, it is impossible that one will realize nibbāna.

ЦитироватьThe Greater Discourse to Mālunkyāputta

    "There is a path, Ānanda, a way to the abandoning of the five lower fetters; that anyone, without relying on that path, on that way, shall know or see or abandon the five lower fetters—this is not possible. Just as when there is a great tree standing possessed of heartwood, it is not possible that anyone shall cut out its heartwood without cutting through its bark and sapwood, so too, there is a path...this is not possible.
    ...
    "And what, Ānanda, is the path, the way to the abandoning of the five lower fetters? Here, with seclusion from the acquisitions, with the abandoning of unwholesome states, with the complete tranquillization of bodily inertia, quite secluded from sensual pleasures, secluded from unwholesome states, a bhikkhu enters upon and abides in the first jhāna, which is accompanied by applied and sustained thought, with rapture and pleasure born of seclusion [up to the jhana based on the base of nothingness]

https://suttacentral.net/en/mn64

См. также главу 9.4 "Concentration and Awakening" в книге Аналайо:

https://www.buddhismuskunde.uni-hamburg.de/pdf/5-personen/analayo/from-grasping.pdf#page=133

и обсуждение на форуме Сутта-Централ:

https://discourse.suttacentral.net/t/is-samma-samadhi-solely-jhana-and-is-jhana-required-for-the-attainment-of-nibbana/7288


manikarnika

Были на семинае Тины Расмуссен и Стивена Снайдера (http://www.jhanasadvice.com).

Впечатления строго положительные.