Практика. С чего начать. Первые шаги

Автор Tii, 13:04 15 января 2012

« назад - далее »

Tii

Доброго дня.
Мой вопрос собственно и стоит в названии темы. Так как в этом деле я новичок - боюсь чего то не понять или не допонять, изучая и практикуя самостоятельно. ИМХО предпочитаю что-либо постигать с помощью более опытных товарищей, особенно в таких вопросах.
Подскажите что-нибудь из достойного действующего в Московском регионе для практики; что-нибудь для самостоятельного изучения.

И еще (пользуясь случаем) несколько вопросов вне темы:
1. Собственно к учению Тхеравады я пришел после своей первой поездки в Таиланд. С тех пор (уже около 7 месяцев) плотно изучаю тайский язык, историю и культуру Таиланда. В феврале собираюсь снова поехать туда. Может посоветуете что-либо для практики там (учитывая мой уровень новичка).
2. Собираюсь заняться такой практикой http://www.tamqui.com/. Не будет ли это противоречить практике Тхеравады.
3. Как стоит относиться к этому http://www.deir.org/. Прошу ответить именно о смысле (если только Вы это читали), а не о том, что представляет из себя эта организация.

Спасибо. Надеюсь Вы отнесетесь с пониманием к моим вопросам

Elex

#1
Здравствуйте!
В Москве есть община www.theravada.su,  замечательный, на мой взгляд, вариант для начала.

Эл

Цитата: Tii от 13:04 15 января 2012
2. Собираюсь заняться такой практикой http://www.tamqui.com/. Не будет ли это противоречить практике Тхеравады.
3. Как стоит относиться к этому http://www.deir.org/. Прошу ответить именно о смысле (если только Вы это читали), а не о том, что представляет из себя эта организация.
Спасибо. Надеюсь Вы отнесетесь с пониманием к моим вопросам
2. Будет, Тхеравада не занимается ни какими боевыми искусствами, это же своего рода привязанность.
3. Для меня ДЭИР - это лохотрон  :)

Nother77

Цитата: Эл от 19:22 15 января 2012
2. Будет, Тхеравада не занимается ни какими боевыми искусствами, это же своего рода привязанность.
Почему так категорично? Разве рекомендации для мирян и монахов одинаковы в Тхераваде? Что хорошо монаху-тхеравадину не всегда подойдет человеку живущему в миру. ИМХО.

syugyosya

Цитата: Nother77 от 11:21 05 апреля 2012
Цитата: Эл от 19:22 15 января 2012
2. Будет, Тхеравада не занимается ни какими боевыми искусствами, это же своего рода привязанность.
Почему так категорично? Разве рекомендации для мирян и монахов одинаковы в Тхераваде? Что хорошо монаху-тхеравадину не всегда подойдет человеку живущему в миру. ИМХО.
Для монаха в Тхераваде конечно же заниматься боевыми искусствами нельзя. Но мирянин может заниматься. Например много буддистов мирян в Таиланде и Бирме занимаются тайским боксом или бирманскими боевыми искусствами. Другое дело что конечно же занятия боевыми искусствами всё же культивируют определённого рода агрессию..

Nother77

Цитата: syugyosya от 11:29 05 апреля 2012
Другое дело что конечно же занятия боевыми искусствами всё же культивируют определённого рода агрессию..
Это да, но... Может ли монах причинить вред агрессору? - нет, а мирянин? ИМХО: мирянин может (и даже должен) защищать семью, страну, веру и т.д. Иначе все подставляющие другую щеку будут просто уничтожены людьми не отягощенными моральными принципами. Как в Тхераваде понимается этот вопрос?

syugyosya


Monkey


Ajir

У меня такой-же вопрос. Буквально только-что (но долго к этому шел) решил стать буддистом Тхеравады.
Что делать?
1_ Насколько понимаю,  совершенно обязательно обратиться к монаху для принятия убежища, даже если дальше буду практиковаться только сам. Никто не подскажет, можно ли это сделать в Одессе и где (я живу в Подмосковье, но сейчас в отпуске в Одессе)? Можно конечно наверняка в Москве, но лучше не затягивать.
2_ Вопрос который явно первостепенен. Последние года полтора были печальными, и выработались две зависимости, которые грубо нарушают простейшие пять обетов. Я стал курить, и извините за эту деталь - мастурбировать. Не спрашиваю "легкого ответа как избавиться", не хочу ныть , спрошу лишь - можно ли для этого практиковать что-то медитативное (скажем созерцание фото трупов и размышление о отвратительности тела) или надо обычными методами преодолеть себя и лишь потом на фундаменте нравственности можно начинать практику медитации? Настораживает, что меня почти тянет пробовать медитировать на отвратительное, а на форуме читал, что в западной культуре к медитациям на трупы и отвратительное тянет обычно тех, кому это делать Вредно.
3_ Был бы рад, если бы кто-то сравнительно опытный согласился побеседовать со мной по переписке.

Ассаджи

#9
Здравствуйте!

Цитата: Leopardik от 05:20 22 августа 2012
1_ Насколько понимаю,  совершенно обязательно обратиться к монаху для принятия убежища, даже если дальше буду практиковаться только сам. Никто не подскажет, можно ли это сделать в Одессе и где (я живу в Подмосковье, но сейчас в отпуске в Одессе)? Можно конечно наверняка в Москве, но лучше не затягивать.

Обращаться к монаху желательно, но не обязательно. Главное - ваша искренность.
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=115.msg4789#msg4789

Цитировать2_ Вопрос который явно первостепенен. Последние года полтора были печальными, и выработались две зависимости, которые грубо нарушают простейшие пять обетов. Я стал курить, и извините за эту деталь - мастурбировать.

Если говорить о пяти правилах в их простейшей форме, то мастурбация их не нарушает, и курение тоже.
Преодоление этих зависимостей относится к дальнейшему развитию нравственности.

http://dhamma.ru/lib/authors/bodhi/wheel282b.htm

ЦитироватьНастораживает, что меня почти тянет пробовать медитировать на отвратительное, а на форуме читал, что в западной культуре к медитациям на трупы и отвратительное тянет обычно тех, кому это делать Вредно.

Да, у нас к буддизму (особенно традиции Тхеравада) обычно приобщаются люди интеллектуального типа, а для них, как говорится в текстах, характерен гнев, и практика созерцания непривлекательности противопоказана.

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=435.0

К тому же такая практика предназначена прежде всего для монахов, а у мирян может создавать трудности в семейной жизни.

ЦитироватьНе спрашиваю "легкого ответа как избавиться", не хочу ныть , спрошу лишь - можно ли для этого практиковать что-то медитативное (скажем созерцание фото трупов и размышление о отвратительности тела) или надо обычными методами преодолеть себя и лишь потом на фундаменте нравственности можно начинать практику медитации?

Развитие нравственности - тонкое и требующее особых навыков дело, включающее в себя некоторые медитативные элементы.

Ключевой способ развития нравственности - рефлексия. Стоит начать с ежедневной рефлексии, например, вечером или перед медитацией, и пересматривать свое поведение в течение дня:

Sariputta, a bhikkhu who desires to abide in voidance most of the time should reflect. When going for alms along a certain path, or in a certain region, or returning along a certain path, does interest, or greed, or anger, or delusion, or aversion, arise in my mind on account of forms cognizable by eye consciousness?

http://awake.kiev.ua/dhamma/tipitaka/2Sutta-Pitaka/2Majjhima-Nikaya/Majjhima3/151-pindapataparisuddhi-e.html

Рахула, все те брахманы и аскеты (самана) в прошлом, которые очистили свои действия тела, действия речи, и действия рассудка, сделали это с помощью именно такой многократной рефлексии по своим действиям тела, действиям речи, и действиям рассудка.
Все те брахманы и аскеты в будущем, которые будут очищать свои действия тела, действия речи, и действия рассудка, будут делать это с помощью именно такой многократной рефлексии по своим действиям тела, действиям речи, и действиям рассудка.
Все те брахманы и аскеты настоящего, которые очищают свои действия тела, действия речи, и действия рассудка, делают это с помощью именно такой многократной рефлексии по своим действиям тела, действиям речи, и действиям рассудка.

Поэтому, Рахула, ты должен тренироваться так: "Снова и снова рефлексируя, я очищу действия тела, снова и снова рефлексируя, я очищу действия речи, снова и снова рефлексируя, я очищу действия рассудка (мано)".

http://dhamma.ru/canon/mn61.htm
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=170.0

Заметив свое доброе дело, порадуйтесь, что вы его совершили, а заметив проступок, без всякого самобичевания определитесь с тем, как нужно было бы вести себя в такой ситуации, выработайте решимость так поступать, и отработайте в уме новый способ поведения.

Если вам удалось выявить те скрытые чувства, мысли и стремления, которые у вас были в момент совершения проступка, по рассмотрите их с дружелюбием и состраданием (подробнее об этом - в теме http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1311.0 ).

Вначале вы можете рефлексировать поступки с большой задержкой, постфактум. Постепенно вы научитесь все быстрее и быстрее замечать неумелое поведение и изменять его, и в конце концов сможете это делать мгновенно:

http://dhamma.ru/canon/mn/mn152.htm

Заметив неумелое поведение еще на стадии возникновения, вы сможете замечать свои чувства, мысли и стремления, как вы это делали при ежедневной рефлексии, и делать то, что намечали - например, переключать внимание на что-то другое, уходить в другое место, и т.п.

У вас будет больше времени для того, чтобы заметить и изучить происходящее, если вы уменьшите доступность того, от чего есть зависимость, - например, запакуете подальше сигареты, и поставите фильтр от порнографии в Интернете ( http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=432.msg11206#msg11206 ).

Вместе с тем вам, как мирянину, не стоит впадать в крайности аскетизма, и отказываться от всех чувственных удовольствий, - для этого есть монастыри. Оставьте в жизни место для простых радостей - от музыки до общения. Уже позже, когда вы испытаете счастье самадхи (или даже Ниббаны), грубые чувственные удовольствия отпадут сами собой.

Цитировать3_ Был бы рад, если бы кто-то сравнительно опытный согласился побеседовать со мной по переписке.

Тут есть практикующие из Москвы и Подмосковья, например, Сергей О. http://dhamma.ru/forum/index.php?action=profile;u=17
и в Москве есть группа: http://forest-sangha.ru/

Ajir

Спасибо за ответ!
1_ На основании чего Вы считаете, что курение - не нарушение принципа неупотребления дурманящих средств? Табак понятно пожалуй самый мелкий из накротических средств, но все же вызывает зависимость. Не готов спорить, но очень удивлен и хочу подтверждений.
2_ Я наверно действительно личность интеллектуального типа. Явно не гений, но окончил (хоть и с проблемами, вызванными бывавшими депрессиями) физико-технический вуз и сейчас кое-как работаю по специальности. Всегда довольно много читал и думал. С детства думал о религиях.
3_ То что для интеллектуала вообще характерен гнев - для меня новость, но увы это подтверждается моим опытом. Давно думаю. Не создан ли в СНГ с времен когда превозносили "физиков"(всех естественников) крайне идеализированный и неадекватный образ интеллектуала.
4_ Кстати. Что с точки зрения тхеравады говорит обо мне следующее? Я с детства боюсь смерти. Точнее наибольший страх - вдруг посмертия вообще нет и я полностью исчезну. Но также понятно мягко говоря крайне неприятно попасть в ад или нижние миры. В общем меня не устраивает что я проживу недолго и умру, хочется этого избежать ну или хоть - не верить произвольно, а знать что будет после смерти(ну и будет ли вообще) и если есть возможность - устроить себе комфортное посмертие. С одной стороны можно сказать, что у меня большое желание жизни, которое рождает страдание, и надо преодолевать. Но с другой стороны помнить о смерти в буддизме нужно и вроде и хорошо что я уже спонтанно в значительной степени помню. Я сравнительно редкий тип, меня удивляет что большинству людей в общем-то пофиг, что они умрут, а однажды я даже встречал человека, который Хотел Верить, что посмертия нет (предупреждая вопрос о тривиальной версии - он так говорил не потому, что он был беглецом из христианства и боялся ада. он был скорее вообще безверующим). У меня же давно дня не проходит без мыслей "могу ли я как-то не поверить, а узнать о посмертии".
5_ Увы блокировать порнографию фильтром мне не поможет, потому что и так ее смотрю очень редко. Порой "акт ненашего дела" начинается с того, что с дуру, зная что рискую, наслаждаюсь легкой эротикой(которая помечена как приличный контент) но чаще - просто из фантазий соблазн приходит.

Ajir

Забыл спросить. Достичь самадхи или ниббаны - конечно очень хорошо бы. Но чего надо достичь, чтобы добиться цели попроще - хотя бы обеспечить себе благое перерождение?

Ajir

Еще вопрос. Сегодня возможно совершил очень не лучший поступок. Пока не говорил родителям, что я принял тхераваду. Родители скорее православные, я раньше неумело пытался стать всерьез достойным этого звания.
Мы сегодня ездили на могилу бабушки. Вдруг мама попросила меня прочесть какую-нибудь молитву. Я смутился, но устраивать на могиле декламацию "я только что решил, что больше не православный и читать молитву не буду" явно не стоило, и я прочел.
Насколько это была серьезная ложная речь?

Ajir

Вообще наверно главный вопрос. Если мне в себя внимательно посмотреть(я это не сейчас понял) то немало и ложной речи по пустякам, и даже бывало понятно не уголовное, но всеже бывшее присвоение чужого (простейший пример - безбилетничество). Может в самом начале стоит все усилия направить не на борьбу с зависимостями, а на то Низачто чтобы не нарушать правила?

Ассаджи

Цитата: Leopardik от 21:43 22 августа 2012
Спасибо за ответ!

Рад помочь.

Цитировать1_ На основании чего Вы считаете, что курение - не нарушение принципа неупотребления дурманящих средств? Табак понятно пожалуй самый мелкий из накротических средств, но все же вызывает зависимость. Не готов спорить, но очень удивлен и хочу подтверждений.

В пятом правиле буквально говорится об алкоголе, об опьяняющих веществах.

http://dhamma.ru/lib/authors/bodhi/wheel282b.htm#prec2

Кофе и шоколад тоже вызывают зависимость, не говоря уже о синтетических пищевых добавках.
Все же в пяти правилах для мирян говорится о воздержании от тех действий, котоыре приводят к наиболее тяжелым последствиям.

Конечно, хорошо, когда человек преодолевает зависимость от курения, но это уже, на мой взгляд, дальнейшее развитие нравственности.

Цитировать3_ То что для интеллектуала вообще характерен гнев - для меня новость, но увы это подтверждается моим опытом. Давно думаю. Не создан ли в СНГ с времен когда превозносили "физиков"(всех естественников) крайне идеализированный и неадекватный образ интеллектуала.

Этот процесс начался еще в Российской империи, где в силу сверхцентрализованного государственного устройства образовался особый класс людей, ведущих рафинированную интеллектуальную жизнь, но не принимающих самостоятельных решений, а лишь обслуживающих людей при власти. Получилось нечто вроде тепличных растений - красивых, но зачастую довольно беспомощных и болезненно реагирующих на ветер, солнце и дождь. Беззащитность и утонченность таких интеллектуалов вызвала романтичное и умилительное отношение к ним. А их отрицательные стороны до сих пор мало кто замечает.

Цитировать4_ Кстати. Что с точки зрения тхеравады говорит обо мне следующее? Я с детства боюсь смерти. Точнее наибольший страх - вдруг посмертия вообще нет и я полностью исчезну. Но также понятно мягко говоря крайне неприятно попасть в ад или нижние миры. В общем меня не устраивает что я проживу недолго и умру, хочется этого избежать ну или хоть - не верить произвольно, а знать что будет после смерти(ну и будет ли вообще) и если есть возможность - устроить себе комфортное посмертие. С одной стороны можно сказать, что у меня большое желание жизни, которое рождает страдание, и надо преодолевать. Но с другой стороны помнить о смерти в буддизме нужно и вроде и хорошо что я уже спонтанно в значительной степени помню. Я сравнительно редкий тип, меня удивляет что большинству людей в общем-то пофиг, что они умрут, а однажды я даже встречал человека, который Хотел Верить, что посмертия нет (предупреждая вопрос о тривиальной версии - он так говорил не потому, что он был беглецом из христианства и боялся ада. он был скорее вообще безверующим). У меня же давно дня не проходит без мыслей "могу ли я как-то не поверить, а узнать о посмертии".

Учение Будды - не мировоззрение, и не некая точнка зрения. Это путь к прекращению страданий.

Лично я думаю, что вопрос о смерти и том, что после неё, естественно возникает у тех, кто хоть немного старается осмыслить свою жизнь.
Тем не менее таких людей немного, и по моим наблюдениям, задумываются о смерти весьма развитые люди.
Еще меньшему количеству людей удается что-то узнать и проверить по поводу прошлых жизней.

Цитировать5_ Увы блокировать порнографию фильтром мне не поможет, потому что и так ее смотрю очень редко. Порой "акт ненашего дела" начинается с того, что с дуру, зная что рискую, наслаждаюсь легкой эротикой(которая помечена как приличный контент) но чаще - просто из фантазий соблазн приходит.

Фантазии обычно постепенно развиваются, так что время отследить и изучить происходящее, наверное, есть.

Ассаджи

Цитата: Leopardik от 21:46 22 августа 2012
Забыл спросить. Достичь самадхи или ниббаны - конечно очень хорошо бы. Но чего надо достичь, чтобы добиться цели попроще - хотя бы обеспечить себе благое перерождение?

Развить нравственность.

Ассаджи

Цитата: Leopardik от 22:02 22 августа 2012
Мы сегодня ездили на могилу бабушки. Вдруг мама попросила меня прочесть какую-нибудь молитву. Я смутился, но устраивать на могиле декламацию "я только что решил, что больше не православный и читать молитву не буду" явно не стоило, и я прочел.
Насколько это была серьезная ложная речь?

Разве вы кого-то обманули?

Ассаджи

Цитата: Leopardik от 22:18 22 августа 2012
Вообще наверно главный вопрос. Если мне в себя внимательно посмотреть(я это не сейчас понял) то немало и ложной речи по пустякам, и даже бывало понятно не уголовное, но всеже бывшее присвоение чужого (простейший пример - безбилетничество). Может в самом начале стоит все усилия направить не на борьбу с зависимостями, а на то Низачто чтобы не нарушать правила?

Я бы посоветовал вам тщательно хотя бы несколько дней порефлексировать происходящее в вашей жизни, и тогда вы сможете определить, что приносит больше всего страданий и мешает свободно вздохнуть с чистой совестью (в буддизме это называется "счастьем безупречности"). Нравственность можно развивать как на узком фронте - например, по соблюдению какого-то из правил, или преодолению какой-то зависимости, так и широко - рефлексировать все происходящее и вырабатывать решимость поступать иначе в нескольких сферах.

Ajir

Цитата: Ассаджи от 22:42 22 августа 2012
Хорошо.
Последний вопрос и уйду все обдумывать.
Уже немного порефлексировав в ключе "что причиняет страдание" понял что одна из главных сфер - нерешенные сексуальные проблемы.
К каким книгам обратиться, чтобы не спрашивать Вас еще о многом и не разводить филиал эротического форума)
Встречал эти книги
http://www.berzinarchives.com/web/ru/archives/approaching_buddhism/world_today/introduction_buddhist_sexual_ethics.html
http://www.berzinarchives.com/web/ru/archives/approaching_buddhism/world_today/issues_buddhist_sexual_ethics.html
но даже неясно, к какой из буддийских традиций они относятся. Плюс заподозрил, что автор "модернист от буддизма" и некоторые его взгляды могут быть его личными.


Ассаджи

Цитата: Leopardik от 00:25 23 августа 2012
Уже немного порефлексировав в ключе "что причиняет страдание" понял что одна из главных сфер - нерешенные сексуальные проблемы.
К каким книгам обратиться, чтобы не спрашивать Вас еще о многом и не разводить филиал эротического форума)

Третье правило для мирян незамысловатое и описано у досточтимого Бхиккху Бодхи:

http://dhamma.ru/lib/authors/bodhi/wheel282b.htm#prec2

Правила для монахов объемнее и строже.

По сексологии могу порекомендовать работы Игоря Кона: http://sexology.narod.ru/book.html