Тхеравада для дошкольников

Автор Ассаджи, 23:03 02 июня 2004

« назад - далее »

Ассаджи

Маленьким людям проще объяснять сложные вещи через антропоморфные метафоры. Например, на вопрос, почему трамвай едет, можно сказать в переносном смысле, что он живой, сравнить фары с глазами, а двигатель с животом.

И вот я в полушутку решил переложить некоторые элементы Тхеравады на антропоморфный язык.

Пойдешь через лес по пути из восьми тропинок, и будут к тебе подходить пять леших, уговаривая пойти с собой, – первый убивец, второй вор, третий прелюбодей, четвертый лжец, и пятый пьяница. Будут они увещевать тебя речами медовыми, но ты крепко держись пути восьмеричного, не сходи в сторону, в болота дремучие, в пески зыбучие.

Держи путь к трем огонькам – огоньку Пробудившегося, огоньку Учения, и огоньку Общины. Порой нелегко будет идти, будут тянуть назад пять дурных попутчиков – чувственное желание, недоброжелательность, лень-сонливость, неугомонность-беспокойство и неуверенность. Избавившись от этих попутчиков, подойдешь ты к воротам счастливой страны Джханы. Проверит тебя сторож Перводжхан, нет ли у тебя этих дурных попутчиков, и пропустит в страну блаженную.

Омоешься ты в первом озере, смоешь грязь внешнюю, и пройдешь во вторые ворота. Омоешься во втором озере, смоешь грязь тонкую, и войдешь в третьи ворота. Омоешься в третьем озере, смоешь грязь глубоко вьевшуюся, и войдешь в четвертые ворота. Омоешься в четвертом озере, удалишь грязь подкожную, и примет тебя царь мудрости.

Задай царю главные вопросы о том, постоянны ли, личностны ли, счастливы ли пять совокупностей опыта и шесть сфер восприятия. Пусть он научит тебя различению и проницательности, раскроет тайны взаимообусловленного возникновения. Откроется у тебя око знания, узришь ты истину чудесную, очистится твое сердце, прояснится ум, и прекратятся страдания.

Vitali

Ну, если это для дошкольников...
Или Вы дошкольниками считаете всех "невошедших в поток" :)
No matter what's wrong as long as you're alright

Ассаджи

Цитата: WemmonНу, если это для дошкольников...
Или Вы дошкольниками считаете всех "невошедших в поток" :)

:)

Возможен еще вариант для новых русских.

...
Сняв судимости, подъезжаешь по восьмиполосному шоссе к кульному элитному клубу, куда ни за какие баксы не принимают. На входе охранник в смокинге проверяет суперсканером, нет ли у тебя в сердце оружия (враждебности), порнографии (чувственного желания), фальшивой валюты (неуверенности), наркотиков (неугомонности), задолженностей (сонливости) -- и если нет, попадаешь в кайф Джханы. ...

... проконсультировавшись с главным профи и разобравшись во всей этой системе товарообмена, окончательно избавляешься от всех заморочек и переходишь туда, где нет ни налоговой, ни пожарников, ни санэпидстанции, ни инфляции, -- словом, никаких проблем!

Dajmon

Уважаемый Ассаджи, Вы навеяли на меня страшное видение, как толпы новых русских, отпихивая друг друга локтями ломятся  в буддийский монастырь с бешенным взглядом, алчно причьмокивая и бормоча в иступлении:"конец налоговой, конец этой основы всех наших стаданий"... бррррррр, ужас какой :D  :D  :D

Vitali

Цитата: Ассаджибудут к тебе подходить пять леших, уговаривая пойти с собой, – первый убивец, второй вор, третий прелюбодей, четвертый лжец, и пятый пьяница. Будут они увещевать тебя речами медовыми, но ты крепко держись пути восьмеричного, не сходи в сторону, в болота дремучие, в пески зыбучие.

Это уже похоже на зачатки демонологии. Также как в христианстве в средние века грехи были персонифицированы в виде демонов, отсюда и пошли все сказки про дьявольщину.

А ведь если задуматься - насколько сильно человек подчинен порокам, отсюда неизбежен вывод о могуществе дьяволов. Христианство так и не преодолело этy проблему, а лишь усугубило.
No matter what's wrong as long as you're alright

Alert

ЦитироватьИ вот я в полушутку решил переложить некоторые элементы Тхеравады на антропоморфный язык.  
Голос за кадром: XXI век ... так начиналась Новая Махаяна... :) :) :)

Дети способны понять гораздо более серьезные, "философские" вещи, думаю, им даже легче понять это-то обусловленность и взаимозависимое возникновение, чем взрослым, только объяснять им нужно не словамии, "сказками", а психологическими приемами, примерами ситуаций. Взрослые же по части психологического восприятия очень тугодумны, практически непробиваемы. Дети легко могут сменить установку, точку зрения, гибко переиграть или вообразить что-то новое, неизвестное ранее. Тогда как такой взрослый будет считаться гением психологии, великим артистом или там экстрасенсом.

Смысл же сказок не в антропоморфности или упрощении, а в "закладке" культурных архетипов восприятия. Для буддийского (тхеравадинского) восприятия просто нет соответствующей культуры, такая культура невозможна, поскольку будет отрицать мирское, обыденное, и носителями ее могут быть только архаты. В тибетском буддизме очень развита культура мифов, божеств и пр. "сказок", которая успешно формирует бодхичитту, сострадание, но истинно буддийская культура пустоты всего этого сокрыта в тантрах, которые очень мало кто знает и понимает.
На правах рекламы

Ассаджи

Цитата: DajmonУважаемый Ассаджи, Вы навеяли на меня страшное видение, как толпы новых русских, отпихивая друг друга локтями ломятся  в буддийский монастырь с бешенным взглядом, алчно причьмокивая и бормоча в иступлении:"конец налоговой, конец этой основы всех наших стаданий"... бррррррр, ужас какой :D  :D  :D

А что, марксизм можно понимать метафорически, как иносказательное описание психических процессов ;)

Частную собственность - как алчность и самомнение;
Добавленную стоимость - как жажду;
Налоги - как иллюзорные наслоения на непосредственные восприятия.

Тогда утопию коммунизма можно истолковать как метафору очищенного от влечений ума.

Ассаджи

Цитата: WemmonЭто уже похоже на зачатки демонологии. Также как в христианстве в средние века грехи были персонифицированы в виде демонов, отсюда и пошли все сказки про дьявольщину.

Вот именно, антропоморфная персонификация неизбежно ведет к той или иной разновидности учения про ангелов и демонов.

ЦитироватьА ведь если задуматься - насколько сильно человек подчинен порокам, отсюда неизбежен вывод о могуществе дьяволов. Христианство так и не преодолело этy проблему, а лишь усугубило.

Думаю, дело здесь в недостатках персонифицированного языка. Он статичен и мало поддается трансформациям.

Обозначив некий процесс, скажем, инфляции, как некую сущность - например, старуху с посохом, - мы ничуть не приближаемся к пониманию глубиных экономических механизмов инфляции, - для этого нужен другой язык, - математики и причинно-следственных связей.

Поэтому язык антропоморфных метафор при чрезмерном употреблении приводит к мифологизации мышления и приданию статичности и важности описываемым процессам, не давая возможности ими полноценно управлять.

Сергей О.

ЦитироватьЭто уже похоже на зачатки демонологии. Также как в христианстве в средние века грехи были персонифицированы в виде демонов,
В буддийской литературе подобное - совсем не редкость. И возможно (предположение), что это - не "произвол сочинителей", а дело в том, что так и происходит, искушения могут являться в виде образов, через различных существ и, в том числе, через людей.
Примеры: Мара, встречи с которым описаны во многих сутрах. Например, сутра о Соме http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/samyutta/sn05-002.html
и другие сутры Бхиккхуни самъютты из Самъютта-Никаи.
Другой пример: дочери Мары, искушавшие Будду.
А сказка Ассаджи напомнила мне джатаки.
В "Джатаке о тростинке для питья" упоминается ракшас, живший в озере и пожиравший всех, кто пил из этого озера. Для меня это наглядная аналогия того, как люди в миру, пытаясь испить наслаждений и жизни вообще, пожираемы старостью, смертью и всеми бедами мирского коловращения.
А в другой джатаке (название не помню) Бодхисаттве, младшему сыну царя, дома царство не светило и мудрецы, жившие при дворце, посоветовали отправиться в другое, где должны были выбирать царя. И туда вели две дороги: одна безопасная - вокруг леса, а другая прямая через лес, где всех, кто туда заходил, пожирало чудище. Но, если идти безопасной дорогой, то можно было не успеть. Бодхисаттва направился прямой и опасной дорогой и, применив пять видов оружия (как тут не вспомнить пять буддийских орудий (индрия) или пять сил) и воинскую хитрость, миновал чудище и стал царем.
Есть и другие джатаки со схожим сюжетом про опасное странствие, которое, успешно совершенное, приносит славный плод.
Так что ничего совершенно необычного для тхеравады я в сказке не вижу.

Dajmon

Да, кстати, Сергей О. поднял интереснейшую для меня тему, по которой я как раз собирался открыть тему, а именно - Мара...так чтобы не впадать в оффтоп наверное и токрою :)

Vitali

Цитата: Сергей О.В буддийской литературе подобное - совсем не редкость.  


Я конечно читал не так много сутр и джатак, но всё же в сутрах, как мне кажется, все эти демоны, нелюди и т.п. не олицетворяют тот или иной конкретный порок, как в западной демонологии.

Одно дело поучение в форме сказки, другое дело представление о демонах как персонификации пороков.

Впрочем и классическая христианская демонология не столь уж однозначна - там некоторые дьяволы способны даже вызвать симпатию; как правило они классные знатоки теологии и владеют быстротой и логичностью мышления. Но при этом считалось, что они лишены способности к любви и состраданию. Сорри за оффтоп.
No matter what's wrong as long as you're alright

Сергей О.

Цитироватьконечно читал не так много сутр и джатак, но всё же в сутрах, как мне кажется, все эти демоны, нелюди и т.п. не олицетворяют тот или иной конкретный порок

Да, наверное, Вы правы, по крайней мере, во многих ситуациях, похоже, что это - так.
В то же время в упомянутом мной эпизоде, когда Будду искушали три дочери Мары, эти дочери имели характерные имена: Танха, Арати (согласно одому из словарей "отвращение", что не очень понятно) и Рага (эпизод упоминается в комментарии на Дхп.179-180, но это и общебуддийски известный эпизод, есть изображения
http://www.buddhasvillage.com/BuddhasVillage/gallery/lifebda16.htm).

Но в сказке Ассаджи ведь персонажей, наверное, следует понимать иносказательно(как, возможно, и в вышеупомянутом  эпизоде), на то она и сказка. А примеры такого рода тоже есть в сутрах. Например (извиняюсь за повтор) в Кимсука сутре
http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/samyutta/sn35-204.html
такие качества, как саматха и випассана, изображены в виде двух быстрых гонцов (swift messengers).
Не удержусь рассказать еще сюжет из одной джатаки. Там Бодхисаттва также отправился в долгий путь за царствием. С ним, упросив его, вышло в путь еще пять спутников. По дороге они встретили сначала шатер прекрасный на вид и с притягательными для зрения одного из путников женщинами (или женщиной). Этот путник остался там и был съеден яккхиней, которая и устроила чудесной силой этот шатер. Потом был шатер с  прекрасными звуками (музыкой и т.д), потом запахи и т.д. и пятеро спутников Бодхисаттвы, каждый соблазненный одним из пяти видов чувственно воспринимаемого, были съедены пятью якхинями. Дальше не буду рассказывать.

Впрочем, я не собираюсь доказывать, что сказка Ассаджи  - это слово Будды. Судя по обсуждению, у разных людей после ее прочтения возникли разные мысли и ассоциации. Я вот тоже, как и другие, кое-что здесь написал.

В моем предыдущем ответе я, наверное, невнятно написал "В буддийской литературе подобное - совсем не редкость." Ваши слова относились к отрывку про леших. Я имел в виду, что не редкость - подобные места, а не то, что не редкость демонология. Насколько это так, я попытался продемонстрировать в двух своих ответах. Может быть я и неправ, но углубляться в анализ различий приведенных мной примеров и сказки Дмитрия сейчас здесь не стану.

А то, что Вы писали о "классической христианской демонологии" и "христианстве в средние века грехи были персонифицированы в виде демонов", насчет этого я ничего в общем-то не знаю. С христианством я знаком, больше  - с восточным (православием). О встречах с демонами читал в жизнеописаниях монахов от св. Антония и до самых недавних времен, но подобного как-то не помню. Хотя здесь тоже - что понимать под персонификацией. Если, какие-то знакомые, например, вас подбивают выпить с ними - настойчиво, разнообразно, то что они являют в этот момент - персонификацию греха?
На этом вынужден закончить пока.

Vitali

Сергей, спасибо за столь развёрнутый и информативный ответ на мой пост :) Возражений у меня, естественно, нет.
А что касается демонологии, то она была придумана скорее всего именно католиками (в православии демонологии ведь вообще не было ?), там же и изобрели классификацию из семи основных дьяволов в соответсвии с семью христианскими грехами. Т.е. каждый дьявол объявлялся повелителем каждого конкретного греха. Но женщин-дьяволиц там вроде не было. Вообще, ад, разработанный католическими теологами напоминал военную казарму. Но я со всем этим знаком достаточно поверхностно.
No matter what's wrong as long as you're alright

Dajmon

Уважаемый Wemmon, демонология в православии есть и была с самого начала(конечно не как отдельная теологическая дисциплина, а как набор понятий и представлений), поскольку представления о мире духов были во многом заимствованы из иудаизма, как логического предшественника христиансва, но насколько я знаю в православии нет персонификации грехов, то биш каждый бес это личностное существо а не олицетворение какого либо греха как явления...
Вообще ведь Ассаджи применил для изложения положений Учения "песонажи-символы", а это не совсем то же самое, что придовать какому то явлению качество личности, сдесь скорее наоборот некий понятный для ребенка персонаж со своим знаком(+ или -, к примеру леший (-) отрицательный персонаж выбран именно в силу своей отрицательности в сознании ребенка).
А вообще меня немного веселит как мы тут втянулись в обсуждение этой очень серьезной темы, наверное Ассаджи даже не ожидал такой активности... :D  :D  :D
Всем всего самого наилучшего, с уважением Даймон.

Константин

Прошу прощения еще за один оффтоп.
На БФ Торчинов (царство ему небесное) приводил кажется тантрийскую цитату про медитативные глюки - и она так сильно напоминала христианскую демонологию!...


Цитировать
Возможен еще вариант для новых русских.

O, money... падме хум!


(это, кстати, подметил Далай Лама  :wink: )

Бхиккху Кхеминда

Для дошкольников наверное лучше всего всякие легкие околоканонические вещи типа  комментаторских историй к Джатакам и к Дхаммападе, и прочих комментаторских историй к Кхуддака никае и постепенно продвигать к более каноническим вещам