Гора Меру и космология в Тхераваде

Автор Ассаджи, 09:05 20 сентября 2009

« назад - далее »

Bahupada

Подробный разбор сутты с анализом особенностей языкового подтекста представлен в работе Стивена Коллинза: Aggañña sutta - An Annotated Translation
где объем текста исследовательской работы автора в десять раз превышает текст перевода этой небольшой сутты.

Ассаджи

#41
Из Махабхараты:

Есть одна светящаяся гора, называемая Меру; она купается в  своем собственном сиянии. Прекраснейшая из всех гор, ослепительным  сверканием своих золотых вершин она затмевает даже солнечный свет.  Она напоминает изумительное золотое украшение. Излюбленное  местопребывание богов и гандхарвов, гора безмерно велика и приблизиться к ней могут лишь истинные праведники. По этой великой  горе  любят  блуждать свирепые хищные звери, ее украшают светящиеся небесные  травы. Своей необычайно высокой вершиной она уходит за небесные своды. Недостижимая для большинства существ, лежащая даже  за  пределами  их воображения, богатая реками и лесами, эта гора [денно и нощно] звенит от пения разнообразных чудесных птиц.

http://philosophy.ru/library/asiatica/indica/itihasa/mahabharata/rus/adi-2.html


Северный край, о достойный, озаряет (своим) сиянием славная великая Меру, благословенный приют познавших Брах­ман. Там — обиталище Брахмы-Праджапати, души сущего и творца всего, что движется и что неподвижно. Великая Меру — благодатное, счастливое пристанище тех, кого называют «порожденными разумом»: то сыновья Брахмы, седьмой из которых — Дакша. Здесь всегда останавливаются и отсюда вновь восходят (на небо) Семь мудрецов-богов во главе с Васиштхой. Смотри — на высочайшей вершине Меру, там, где нет ни пылинки, восседает сам Прародитель вместе с умиротво­ренными богами.

Выше того места, где пребывает Брахма, сияет обитель того, кого называют предвечной причиной причин всего суще­го, не имеющим ни начала, ни конца; (это пристанище) могу­чего высочайшего бога Нараяны. Даже богам трудно смотреть на дивные, залитые светом, сверкающие ярче огня и солнца благословенные покои Вишну, великого духом. Не только бо­гам, о царь, но и данавам невозможно смотреть на (чертоги Вишну) из-за их ослепительного сияния, и все светила, при­близившись (к ним), начинают меркнуть. Там блистает сам Вездесущий, чья душа не знает печали. С любовью приходят сюда к Хари-Нараяне яти, прошедшие через суровое покаяние и помышляющие лишь о благих делах. Могучие душою (пра­ведники), которые достигли совершенства в йоге, освободив­шись от невежества и заблуждений, не возвращаются, о бхарата, отсюда в мир людской. О великий участью! Это край веч­ного, непреходящего, неизменного. Чти всегда, о Юдхиштхира, этот (приют) владыки! Сам Адитья, властелин, разгоняю­щий мрак, почтительно обходит эту (гору) слева направо, ведя за собой все светила. Достигнув Асты, погрузившись в сумерки, лучезарный Творец дня озаряет северную ее сторо­ну. Обогнув Меру, о Пандава, бог Савитар, радеющий о благе всего живого, движется дальше, обратясь лицом на восток. Тот же путь проходит со звездами властитель Сома, вся­кий раз деля лунный месяц на светлую и темную половины. Без устали обходит он великую Меру и снова движется к Мандаре, возвращая к жизни все сущее. И бог Адитья, губи­тель мрака, беспрепятственно делает круг по этому пути, лу­чами своими оживляя мир. Выпали росы — значит, (солнце) к югу (от Меру). Холод сковывает тогда все живое. Потом возвращается Лучезарный и жаром своим отнимает силы у всего, что движется и что неподвижно. Пот, усталость, сла­бость, томление одолевают людей, всех живущих неодолимо клонит ко сну. Двигаясь кругом по этому не постижимому ра­зумом пути, сверкающий владыка порождает ливни и возвра­щает живое к жизни. Благодатными дождями, ветрами, своим теплом мощнопламенное (светило) снова вливает силы во все движущееся и неподвижное и проходит по кругу дальше. Так, о Партха, без устали движется Савитар по кругу, вращая коле­со времени и влияя на судьбы всего сущего. Путь его беско­нечен, о Пандава, и он не может остановиться! Он отнимает у живого силы и возвращает их вновь. (Солнце) определяет век и дела всех живых существ, о бхарата! Могучее светило со­здает постоянно день и ночь, калы и каштхи».

Араньякапарва
http://www.eraved.com.ua/mahabharata.php?id=99

Боги и садхьи, вишвы и маруты вместе с великими мудрецами, ямы и дхамы, о Маудгалья, а также гандхарвы и апсары (обитают на небесах), и у каждой из этих боже­ственных групп есть свои сияющие, залитые блеском, блажен­ные миры, где исполняются все желания. На тридцать три тысячи йоджан (раскинулась) золотая Меру, царица гор. Здесь (расположены), о Мудгала, сады богов — Нандана и другие благодатные места отдохновения праведников. Там нет ни голода, ни жажды, ни усталости, нет страха холода или жары, не бывает ничего неблагого или такого, что вызы­вает отвращение, нет никаких болезней. Всюду там веет нежными ароматами, всякое прикосновение приятно, отовсюду там, о мудрец, льются звуки, чарующие душу и слух. Здесь нет ни печали, ни старости, нет тревог и страданий.

Араньякапарва
http://www.eraved.com.ua/mahabharata.php?id=112

There is a glowing mountain called Meru, which is bathed in its own radiance. Fine beyond all other mountains, it subdues the sun's own light with its dazzling golden peaks. Indeed, it is like a wondrous golden ornament. Popular with gods and Gandharvas, it is immeasurable and can be approached only by those who are abundantly righteous. Awesome beasts of prey frequent that great mountain, and heavenly herbs illumine it. Standing tall, it spreads up and over the vault of heaven. Unattainable by most, lying beyond even their imagination, this mountain, rich in rivers and forests, resounds with the songs of the most charming varieties of birds.
Scaling its bright and gem-studded peak, which rises almost forever upward, all the mighty demigods once met atop the Meru Mount.

http://philosophy.ru/library/asiatica/indica/itihasa/mahabharata/eng/01_adi.html
http://www.sacred-texts.com/hin/m01/m01018.htm

Between these two (viz., Malyavat and Gandhamadana) is a globular mountain called Meru made of gold. Effulgent as the morning sun, it is like fire without smoke. It is eighty-four thousand Yojanas high, and, O king, its depth also is eighty-four Yojanas. It standeth bearing the worlds above, below and transversely. Besides Meru are situated, O lord, these four islands, viz., Bhadraswa, and Ketumala, and Jamvudwipa otherwise called Bharata, and Uttar-Kuru which is the abode of persons who have achieved the merit of righteousness. The bird Sumukha, the son of Suparna, beholding that all the birds on Meru were of golden plumage, reflected that he should leave that mountain inasmuch as there was no difference between the good, middling, and bad birds. The foremost of luminaries, the sun, always circumambulates Meru, as also the moon with (his) attendant constellation, and the Wind-god too.

http://www.sacred-texts.com/hin/m06/m06006.htm

See also:
http://www.sacred-texts.com/hin/m03/m03162.htm

From the commentary to Satapatha Brahmana:

'On the top of Mount Meru lies the city of Amarâvatî, wherein the gods dwell; and beneath Meru lies Irâvatî, the city of the Asuras: between these two lies the earth.' Sâyana.

http://www.sacred-texts.com/hin/sbr/sbe12/sbe1217.htm#fn_295

Бхиккху Кхеминда

С помощью бубна и йойка обращается она к духам. Вот  только северное сияние вызвать не может.В советские времена говорить о богах было опасно. Легенду о Полярном Свете  Надежда узнала позже. Старики говорили, будто это – мост между людьми и богами.

Если зажглись колдовские огни,  значит, вершится великое таинство между землей и небом. Значит, в этот миг духи спускаются по мосту, чтобы помочь тем, кто в беде или наказать виноватых. Саами верили: северное сияние может сбивать с пути.

http://www.tv21.ru/news/2013/01/31/?newsid=53711

Ассаджи

Владимир Лефевр в книге "Космический субъект" предположил нечто подобное:

"Лефевр полагает, что построенная им формальная модель описывает не только человека, но и любого субъекта, который может существовать в Космосе. Он также предполагает, что «материальной основой совершенных космических существ могут быть магнитно-плазменные образования, родственные магнитосферам звезд и планет» — потоки плазмы, структурированные магнитным полем."

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%84%D0%B5%D0%B2%D1%80,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87#.D0.9A.D0.BE.D1.81.D0.BC.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D1.81.D1.83.D0.B1.D1.8A.D0.B5.D0.BA.D1.82

Ассаджи


Галина

ЦитироватьВеликая Меру — благодатное, счастливое пристанище тех, кого называют «порожденными разумом»

"Порожденные разумом" - это определение встречается и в суттах ПК. Способностью творить разумом тело обладали не только боги, но и араханты. Что это за способность? О каком теле "порожденном разумом" идет речь в суттах?


Ассаджи

Цитата: Галина от 18:16 01 декабря 2014
"Порожденные разумом" - это определение встречается и в суттах ПК. Способностью творить разумом тело обладали не только боги, но и араханты. Что это за способность? О каком теле "порожденном разумом" идет речь в суттах?

По этому поводу есть тема:
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=630.0

Ассаджи

Цитата: Штирлиц от 23:49 12 января 2011Возможно Гора Меру и другие объекты буддийской космологии не находятся в нашем пространстве времени? Современные теории квантовой физики (Теория струн) считают возможным существование тысяч параллельных миров,  скрытых измерений и т.п.

При этом восприятие мира зависит от настройки, - и следовательно, возможно то, о чем пишет Михаил Борисович Менский:

"Есть образ, который иллюстрирует разделение сознания между альтернативными классическими реальностями, — это шоры, которые одеваются на лошадь, чтобы она не могла смотреть в сторону и сохраняла направление движения. Точно так же сознание надевает на себя шоры, ставит "перегородки" между различными классическими реальностями, для того чтобы каждая "компонента" сознания видела лишь одну из них и принимала решения в соответствии с информацией, идущей лишь из одного классического (а значит, относительно стабильного и предсказуемого, т.е. пригодного для жизни) мира. Однако так же как лошадь, на которую надели шоры, все же может, отклонив голову, взглянуть в сторону, так и индивидуальное сознание, живущее в некоторой определенной классической реальности, несмотря на перегородки, скорее всего должно иметь принципиальную возможность заглянуть в другие классические реальности, в другие эвереттовские миры. Тогда человек способен не только мысленно представить (что, конечно, возможно), но также непосредственно воспринять некую "другую реальность", в которой он тоже мог бы жить.

Можно даже качественно охарактеризовать то состояние сознания, в котором это может иметь место. Заглянуть в другие альтернативы (или, что то же, выйти в квантовый мир) удастся лишь в том случае, если перегородки между альтернативами исчезают или становятся проницаемыми. Согласно рассматриваемой концепции появление перегородок (разделение альтернатив) — это не что иное, как осознавание, т.е. появление сознания, его "начало". Но тогда и наоборот, перегородки исчезают (или становятся проницаемыми) "на границе сознания", когда сознание почти исчезает. Такие состояния обычно называют трансом."

Концепция сознания в контексте квантовой механики
http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/mensky_kontseptsia.pdf

Эта гипотеза Менского перекликается с космологией Тхеравады, например, с утверждением о том, что благодаря джханам происходит перерождение на соответствующих им божественных планах, и т.п. Что касается горы Меру, то точнее будет сказать, что она существует в описанном в текстах в виде в несколько отличной от обычной человеческой настройке сознания. А для неподготовленных людей, как и описано в текстах, она невидима.

Видеолекции Менского:




Ассаджи

#48
Параллели из описаний в других традициях:

Брахмагупта говорит:

"Многообразны высказывания людей относительно описания Земли и горы Меру, в особенности тех, кто изучает Пураны и книги по религиозному закону. Одни из них описывают эту гору как возвышающуюся над поверхностью Земли на необычайную высоту; она находится-де под полюсом и звезды вращаются у её подножия, так что восход и заход зависят от неё, и она-де называется Меру из-за того, что это в её власти, и из-за того, что только её вершина благодаря своей мощи может скрывать и открывать Земле Солнце и Луну, что будто день её обитателей дэвов длится шесть земных месяцев и их ночь также длится шесть месяцев."

В «Махабхарате» говорится:

«   На северной стороне, сияя, стоит могучий Меру, причастный великой доле; на нём обитель Брахмы, здесь душа всех существ пребывает, Праджапати, всё подвижное и неподвижное сотворивший... Великий Меру, непорочная, благая обитель. Здесь заходят и вновь (над горой) восходят Семь божественных риши во главе с Васиштхой (созвездие Большой Медведицы).   »
«   Вокруг Меру вращаются все светила. Над ней неподвижно висит полярная звезда, а вокруг делают круг созвездия Большой Медведицы, Кассиопеи и Волопаса, здесь полгода — день, полгода — ночь, одна ночь и один день вместе равны году.    »

Согласно пуранической космологии, вокруг Меру вращаются все светила, а на её вершине пребывают всесильные дэвы, такие как Индра и Брахма.

В представлениях скифов Меру располагалась на севере, в области мрака и снега, «где вращаются звезды, Луна и Солнце».

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%80%D1%83

Narpatijayacharyā, a ninth-century text, based on mostly unpublished texts of Yāmal Tantr, mentions "Sumeruḥ Prithvī-madhye shrūyate drishyate na tu" ('Su-meru is heard to be in the middle of the Earth, but is not seen there').[15] Vārāhamihira, in his Panch-siddhāntikā, claims Mt. Meru to be at the North Pole (though no mountain exists there).

The Puranas and Hindu epics, often state that Surya, i.e. the Sun God, along with all its planets and stars taken together as one unit, circumnavigate Mount Meru every day.

https://en.wikipedia.org/wiki/Mount_Meru

См. также: С.Волков. Обители богов. Мифическая гора Меру

http://www.dopotopa.com/s_volkov_obiteli_bogov_gora_meru.html

Ассаджи

Наша планета описывается как "чаккавала", центральную ось которой образует гора Синеру (Меру):

http://www.aimwell.org/DPPN/sineru.html
http://www.aimwell.org/DPPN/cakkavala.html

"Ад между мирами" (локантариканирая), думаю, можно представить находящимся в космическом пространстве.

Джамбудипа - наш континент:

http://www.aimwell.org/DPPN/jambudipa.html

который можно соотнести с Евразией.

Ассаджи

Приведу цитаты из Суттанты:

679. Мудрый Асита встретил толпы богов, восхищенных и ликующих, в светлых одеяниях, прославлявших Индру и в восторге махавших флагами.
680. Видя ту безмерную радость богов, он спросил их с благоговением:
– Чем так обрадованы боги, отчего они в восхищении машут флагами?
681. Когда был раздор между богами и демонами и победили боги, разбив полчища демонов – и тогда не было такой радости. Что же чудесное встретили боги, что так восхитило их,
682. что они поют и ликуют, играют и пляшут, бросая оружие; я вопрошаю вас, обитателей вершин горы Меру, сорвите с меня сомнение, о славные!

http://dhamma.ru/canon/kn/snp/sut_nip.htm#_Toc484786540

Ānanda, have you heard of the Cūlanika thousandfold world system?

Venerable sir, Blessed One, Well Gone One, now is the time to hear it. The bhikkhus hearing it from the Blessed One will bear it .

Then Ānanda, listen and attend carefully, I will tell.

The Blessed One said: Ānanda, as long as the moon and sun illuminate the directions, till then the thousandfold world systems will prevail, with a thousand, moons, suns, Mahameru mountains, [Jambudipas], Aparagoyanas, Uttarakurus, Pubhavidehas, fourfold oceans, fourfold rulers, fourfold guardian kings, heavens of the thirty-three, heavens of Titan gods, heavens of happiness, heavens of the gods of creation, heavens of the gods who create others, worlds of Brahma. Ānanda, to this is called the thousandfold Cūlanika world system.

http://awake.kiev.ua/dhamma/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara1/3-tikanipata/008-anandavaggo-e.html


Bhikkhus, [Sineru, king of mountains,] is eighty four thousand yojanas high from sea level. (a yojana is seven miles) Eighty four thousand yojanas in breadth. It is eighty four thousand yojanas deep down in the sea.

http://awake.kiev.ua/dhamma/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara4/7-sattakanipata/007-mahavaggo-e.html

Then Brahma explained in stages, that he does not maintain that view

Although I enjoy the pleasures of Brahma
I know it is a mistake to think it is permanent and eternal.
If he knew this much, this is a disciple of the enlightened one,
Hurting such a bhikkhu, I would go to dark unpleasantness
He touched the peak of Mahāmeru attained to voidity
Touched the forests of Pubbavidheha and the people sleeping there
If he knew this much, this is a disciple of the enlightened one,
Hurting such a bhikkhu, I would go to dark unpleasantness.

http://awake.kiev.ua/dhamma/tipitaka/2Sutta-Pitaka/2Majjhima-Nikaya/Majjhima1/050-maratajjhaniya-sutta-e1.html

"There comes a time when Sineru, king of mountains, is consumed with flame, is destroyed, & does not exist. But for beings — as long as they are hindered by ignorance, fettered by craving, transmigrating & wandering on — I don't say that there is an end of suffering & stress.

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn22/sn22.099.than.html


(224) Pabbatūpama III - Comparable to a Mountain III

1. At one time the Blessed One was living in the monastery offered by Anāthapiṇḍika in Jeta's grove in Sāvatthī.

2. "Bhikkhus, a man mounts seven pebbles of the size of green grams on top of the mount Sineru. Bhikkhus, which is bigger in size, the seven pebbles of the size of green grams or the great mount Sineru?"

"Venerable sir, Mount Sineru is indeed bigger than the seven pebbles of the size of green grams, it cannot be reckoned, does not come up to one hundredth portion of Mount Sineru not even the one thousandth portion, and not even the one hundred thousandth portion, compared to Mount Sineru."

4. "In the same manner, bhikkhus, the attainment of the noble disciple who has come to righteousness of view, has penetrated the Teaching is very much more exalted than the attainments of recluses and Brahmins of other sects. Their attainments are not the one hundredth, one thousandth, nor the one hundred thousandth portion of the noble one's attainment.

5. "Thus the attainment of right view is attainment of great knowledge."

http://awake.kiev.ua/dhamma/tipitaka/2Sutta-Pitaka/3Samyutta-Nikaya/Samyutta2/12-Abhisamaya-Samyutta/10-Abhisamayavaggo-e.html

Ассаджи

#51
Цитата: Сергей О. от 14:19 27 сентября 2009
Кое-что о "географии миров" говорится в Атанатия сутте:
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/dn/dn.32.0.piya.html
например (это говорит Вессавана, рассказывая защитный текст Атанатия):
Цитировать32. "Where lies delightful Uttarakuru (the Northern continent), where towers beautiful Mount Meru, there are born men who are selfless and unattached
"Где лежит восхитительная страна Уттара Куру, где возвышается прекрасная гора Меру, там рождаются люди без эгоизма и привязанности..."
(Yena uttarakuruvho [uttarakurū rammā (sī. syā. pī.)], mahāneru sudassano.
Manussā tattha jāyanti, amamā apariggahā.)

И далее:

Цитировать32. "Where lies delightful Uttarakuru (the Northern continent), where towers beautiful Mount Meru, there are born men who are selfless and unattached.

33. "They neither sow the seed nor use the plow. Spontaneously grown corn is there for them to enjoy.

34. "The rice, purged of the red powder and of husk, clean and sweet-scented, is boiled in golden vessels; it is this that they partake of.

35. "They make of cows a single-seated mount (like mounting on horseback) and ride about from place to place.

36-37. "They make use of women and men, girls and boys as vehicles, and travel from place to place in them.

Действительно, тогдашние жители Америки одевались очень скромно. Ключевым продуктом питания была кукуруза.

С перевозками были большие сложности:

Цитироватьнароды Мезоамерики не знали колеса, не имели тяглового скота (в Америке просто не было животных, подобных лошади или быку, которых можно было бы одомашнить).

http://www.grandars.ru/college/sociologiya/kultura-mezoameriki.html

А ключевым металлом для изготовления украшений и посуды было золото:

ЦитироватьНа территории Мезоамерики имеются запасы металлических руд: меди, золота, серебра, железа. Однако металлургия здесь начинается не раньше IX-X вв. н.э. По-видимому, применение медных и бронзовых орудий в сельском хозяйстве Мезоамерики не было особенно выгодно. Это подтверждается и тем обстоятельством, что вплоть до испанского завоевания в металлических изделиях украшения преобладают над предметами утилитарного назначения. Что касается железа, то его обитатели Нового Света в доколумбовый период своей истории не умели ни добывать, ни обрабатывать.

http://tsput.ru/res/hist/history/lec2_1.html

Ассаджи

ЦитироватьПо дорогам Тауантинсуйю передвигались пешком. Единственным транспортным средством были паланкины, но привилегия пользоваться ими принадлежала самому Инке, членам царского рода и немногим знатным лицам и чиновникам государства. Что касается средств для перевозки грузов, то в этом случае активно использовались ламы. Примечательно, что империя могла одновременно использовать до 25 тысяч лам! И тем не менее, основную часть грузов человек должен был доставлять сам, на собственной спине.

https://knowledge.allbest.ru/history/2c0a65625b3bc78b4c53a89521216d37_0.html

Suvatthi hotu

По моему и Гора Меру и многое другое в Каноне, если это на самом деле смущает буддиста - скорее всего тут стоит разобраться с вопросом множества моделей описания мира. Нам (всем учившимся в школе людям) вложено в умы научное описание, по моему может быть полезно рассмотреть относительность этой модели. Наука и сама к этому пониманию пришла в последние десятилетия, к тому, что она просто строит модели, более или менее удобные для каких-то целей.  :)
Дэвы, проживающие в облаках, живут долго, красивы, и пребывают в неимоверном счастье.

Владимир

Цитата: саша_р от 09:22 01 октября 2009
Ответ. В палийских суттах последовательно сформулированная космология, как таковая, отсутствует. Космологические мотивы присутствуют в некоторых текстах, но они не являются главной целью этих текстов. Таким образом, когда вы видите явно сформулированную буддистскую космологию, нужно помнить, что она появилась в более поздний период истории буддизма.
Странное мнение, от такого авторитета, он должен был прекрасно знать, что подробная космология в каноне прописана.
http://www.palikanon.com/english/pali_names/c/cakkavaala.htm
http://www.palikanon.com/english/pali_names/l/lokantaraniraya.htm
http://www.palikanon.com/english/pali_names/j/jambudiipa.htm
http://www.palikanon.com/english/pali_names/ay/aparagoyaana.htm
http://www.palikanon.com/english/pali_names/pu/pubbavideha.htm
http://www.palikanon.com/english/pali_names/u/uttarakuru.htm
http://www.palikanon.com/english/pali_names/s/sineru.htm
http://www.palikanon.com/english/pali_names/y/yugandhara.htm
http://www.palikanon.com/english/pali_names/i_/iisadhara.htm
http://www.palikanon.com/english/pali_names/ka/karravika.htm
http://www.palikanon.com/english/pali_names/s/sudassana.htm#mountain
http://www.palikanon.com/english/pali_names/n/n2_ny.htm#Nemindhara
Может самоцелью она не является, но является уж точно частью буддийской Дхаммы. Лишний раз убеждаюсь, что частные мнения всевозможных монахов всегда нужно проверять на достоверность.
ЦитироватьДаже с самим Палийским каноном нет гарантии, что весь Канон является надежным источником учения Будды.
Тогда нет вообще никаких гарантий, что учение Будды сохранилось, это один из вопросов религиозной веры.

LXNDR

по-моему ни по одной сутте нельзя составить полное представление о буддийской космологии, сведения разбросаны по разным суттам, что говорит в пользу утверждения о том, что её изложение не было их самоцелью

возможно они просто используют представления об устройстве мира, бытовавшие в народной среде на момент(ы) их составления

я не изучал все словарные статьи по приведённым ссылкам, но вот хотя бы здесь (случайно выбрана) http://www.palikanon.com/english/pali_names/y/yugandhara.htm осносновная масса ссылок приходится на Джатаки, и только одна на суттанту, и то лишь та, которая не относится к мифической географии, если под ней понимать устройство мира

Владимир

Буддийская география дана в древних суттах. Не думаю, что есть хоть какие то серьезные основания ее игнорировать. Она описана примерно одинаково в трех существующих религиях, в буддизме, джайнизме и индуизме. Авторы Типитаки даже подробно описали космологические воззрения древнего адживикизма, ныне исчезнувшего, в одной из аутентичных сутт. Чего уж говорить, для них это было важно, а Будда сам себя называл знатоком мироздания. Кроме того, божественная иерархия, сансариечкого опыта перерождений, прямо вписана в эту самую космологию, они не существуют отдельно друг от друга. Например, если убрать из Типитаки представление о духовной горе Синеру, с индийским Олимпом на ее вершине, то все дальнейшее рассыпятся. Мы не будем иметь представления о таком дхаммическом божестве, как Сакка, нам придется тогда выкинуть целую саньютту ему посвященную... Да можно тогда будет вообще все мифическое из Типитаки убрать, останется только простой философ медитатор, шраманского периода древней Индии, один из нескольких подобных ему, не более того. Сам буддизм окажется простой схоластической патристикой, чудесным образом.

LXNDR

я сейчас не имею в виду игнорирование

по-моему вполне резонно звучит предположение о том, что в суттах не было необходимости досконально излагать или разъяснять то, что и так было известно их аудитории в силу культурной общности

но мог быть смысл пересмотра или альтернативного изложения тех или иных представлений в русле Дхаммы

а систематизация (или её попытка) всех этих обрывочных сведений могла произойти уже постфактум, так же, как в случае с абхидхаммой, в которой предпринимается попытка систематизации доктринальных аспектов

Владимир

А почему обрывочных? Учения Будды о чакковале складываются во вполне целостную картину мира, буддийскую картину мира. Некоторые видят серьезную проблему с его описанием четырех континентов, но как ему было еще схематически словами описать сложные ландшафты земных континентов, имеющих смешанную форму и соединенных иногда перешейками. Он ведь не мог дать фотографическое описание, просто описал своими словами. Четыре огромных материка, четыре огромных океана и пр.

LXNDR

Цитата: Владимир от 16:36 13 июля 2018
Кроме того, божественная иерархия, сансариечкого опыта перерождений, прямо вписана в эту самую космологию, они не существуют отдельно друг от друга. Например, если убрать из Типитаки представление о духовной горе Синеру, с индийским Олимпом на ее вершине, то все дальнейшее рассыпятся. Мы не будем иметь представления о таком дхаммическом божестве, как Сакка, нам придется тогда выкинуть целую саньютту ему посвященную...

мне кажется, в контексте духовой практики и доктрины каммы вполне достаточно схематичного представления об устройстве буддийского мироздания, т.е. о наличии трёх миров