Nibbana через синонимы и антонимы

Автор Alert, 17:23 20 января 2004

« назад - далее »

Olivin

 
Цитироватьthe total ending of aging & death.

- вот что такое Ниббана.  Насколько я понимаю - окончательное прекращение существования и умирания.

Ассаджи

#21
Прекращение старения и умирания.

Ниббана не означает прекращения существования, это прекращение бывания в сансаре.

Olivin

#22
Цитировать
ЦитироватьНиббана не озанчает прекращения существования, это прекращение бывания в сансаре.
Это означает, что существование продолжается? Тогда в каком же виде оно продолжается?
Очень интересный вопрос.

Ниббана не означает ни прекращения существования, ни продолжения существования. О Пробудившемся после смерти нельзя сказать, что он "существует" или "не существует".

ЦитироватьВ индуизме индивидуальная душа объединяется с Единой душой - Атманом. Ну, грубо-примитивно, не вдаваясь в тонкости.
А буддизм менее оптимистичен. Понятно, что физическое существование прекращается, круг перерождений разорван, - тогда что же существует? Вашего Я нет.

Ниббана не описывается в терминах существования или в терминах "Я".

Прежде всего, это прекращение страданий. Буддизм оптимистичен.

Хельга

Цитата: Ассаджи от 21:35 23 апреля 2011
Прекращение старения и умирания.

Ниббана не означает прекращения существования, это прекращение бывания в сансаре.

Поскольку я слышала, что ниббана - высшее счастье, могу предположить, что это отличное "место" ;)

Хельга

Уважаемые участники диалога, интересно ваше мнение.

Есть ли в ниббане ум?

Есть ли чувства - телесные или хотя бы психические? Если нет, есть ли что-то подобное чувствам?

:) Ниббана, конечно, неописуема. Но о Ней же говорят. К Ней стремятся.

Эти вопросы возникли в связи с тем, что я узнала, что Ниббана отличается от состояния, в котором отсутствует что-либо:

Цитата: Ассаджи от 22:24 10 апреля 2011
У переводчика, Саддхатиссы, видимо, возникла ассоциация с "акиньчана-аятана" - четвертым бестелесным достижением, сферой отсутствия чего бы то ни было.

Значит, в Ней что-то есть.

Сама удивляюсь дерзости вопроса. Но не могу верить в учение Будды без размышлений о главном - Ниббане. Понятие "Освобождение" - это здорово. Но вот страшновато думать, что "Там" либо ничего нет, либо есть что-то совсем недоступное обычному человеческому восприятию ("не узнаешь, пока не попробуешь").

Ассаджи

Цитата: Хельга от 23:11 16 июня 2011
Уважаемые участники диалога, интересно ваше мнение.

Есть ли в ниббане ум?

Есть ли чувства - телесные или хотя бы психические? Если нет, есть ли что-то подобное чувствам?

Говорится, что в Ниббане без остатка нет пяти совокупностей, в том числе чувств.

Тем не менее говорится, что Ниббана приятна:
http://dhamma.ru/canon/an/an9-34.htm

Цитировать:) Ниббана, конечно, неописуема. Но о Ней же говорят. К Ней стремятся.

Эти вопросы возникли в связи с тем, что я узнала, что Ниббана отличается от состояния, в котором отсутствует что-либо:

Цитата: Ассаджи от 22:24 10 апреля 2011
У переводчика, Саддхатиссы, видимо, возникла ассоциация с "акиньчана-аятана" - четвертым бестелесным достижением, сферой отсутствия чего бы то ни было.

Значит, в Ней что-то есть.

Не то чтобы в "акиньчана-аятане" ничего не было - она просто так называется.

А про Ниббану действительно нельзя сказать, что это некая аннигиляция, прекращение бытия, - но в то же время нельзя сказать, что это некое существование в обычном смысле слова.

novice

ЦитироватьТо есть Ниббана здесь - это Ниббана в отношении килес (прекращение килес), а Париниббана - это синоним Ниббаны.
Раз Париниббана это синоним Ниббаны в отношении прекращения килес, значит, утверждение "Будда достиг Париниббаны в 35 лет" не будет ошибочным?
А утверждение "Будда после смерти физического тела вошел в Париниббану" будет неправильным?

Хельга

Спасибо, уважаемый Ассаджи!

Цитата: Ассаджи от 01:27 17 июня 2011
Говорится, что в Ниббане без остатка нет пяти совокупностей, в том числе чувств.

Тем не менее говорится, что Ниббана приятна:
http://dhamma.ru/canon/an/an9-34.htm

Вот это радует.

Цитировать
А про Ниббану действительно нельзя сказать, что это некая аннигиляция, прекращение бытия, - но в то же время нельзя сказать, что это некое существование в обычном смысле слова.

Ух, что же это такое?

Ассаджи

Цитата: novice от 15:32 17 июня 2011
Раз Париниббана это синоним Ниббаны в отношении прекращения килес, значит, утверждение "Будда достиг Париниббаны в 35 лет" не будет ошибочным?
А утверждение "Будда после смерти физического тела вошел в Париниббану" будет неправильным?

Правильно будет сказать, что Будда в 35 лет достиг Ниббаны (или Париниббаны) с остатком (материальной причины бывания), а в конце жизни - без остатка.

novice

ЦитироватьПравильно будет сказать, что Будда в 35 лет достиг Ниббаны (или Париниббаны) с остатком (материальной причины бывания), а в конце жизни - без остатка.

Мне показалось что остаток как раз и обуславливает разницу между Ниббаной и Париниббаной, потому что в суттах упоминается, что Архат становится "полностью освобождён" (или как-то так).
Выходит до этого освобождение было неполным и в этом контексте Ниббана не то же самое, что Париниббана. А знак равенства можно ставить в ряде сутт Уданы, где Ниббана=Париниббана описывается как измерение:
ЦитироватьThere is that dimension
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/kn/ud/ud.8.01.than.html
Я думал Вы это имели в виду, когда писали, что
ЦитироватьСлово "Париниббана" означает то же, что и "Ниббана"




novice

ЦитироватьЕсть ли в ниббане ум?

Есть ли чувства - телесные или хотя бы психические? Если нет, есть ли что-то подобное чувствам?

Если не ошибаюсь, у Дост. Тханиссаро Бхиккху есть альтернативный взгляд на наличие сознания в Ниббане. Вроде сознание без опоры. Я пока не особо интересовался, но вроде есть несколько сутт исходя из которых можно попытаться защитить этот тезис.
И всегда ещё важно разбираться в определениях и быть последовательными. Если мы цитируем сутту, где указывается, что сознание и чувства прекращаются, мы должны брать определения слов "сознание","чувство"(и в идеале даже "прекращается" и "и"!)) именно из сутт, где Будда объясняет их значения. Но не из психологии 20 века, западной философии 19 или чего-либо ещё кроме упомянутых сутт.

ЦитироватьЗначит, в Ней что-то есть.

Сама удивляюсь дерзости вопроса. Но не могу верить в учение Будды без размышлений о главном - Ниббане. Понятие "Освобождение" - это здорово. Но вот страшновато думать, что "Там" либо ничего нет, либо есть что-то совсем недоступное обычному человеческому восприятию ("не узнаешь, пока не попробуешь").
Ответ есть здесь:
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an04/an04.174.than.html
Попробуйте также поразмышлять вот о чём: может ли Путь, по которому следует идти,чтобы достичь Ниббаны, привести к чему-то ужасному?
Может ли совершенное развитие нравственности, мудрости и сосредоточения привести во тьму?
Достижение Ниббаны -- это ведь не прыжок с моста. Чем дальше Вы продвигаетесь по Пути, тем яснее видна цель -- тотальное прекращение загрязнений. Это не моментальный процесс. И если Вы сейчас в самом начале, не стоит пытаться понять "что в Ниббане", равно как и мореплавателю, собирающемуся пересечь океан, не стоит всматриваться в остров, до которого ещё плыть и плыть.

ЦитироватьУх, что же это такое?
Есть подозрение, что арсенала человеческих слов не хватит для малейшего описания ближайшего божественного мира.

Хельга

Цитата: novice от 14:11 18 июня 2011
Достижение Ниббаны -- это ведь не прыжок с моста. Чем дальше Вы продвигаетесь по Пути, тем яснее видна цель -- тотальное прекращение загрязнений. Это не моментальный процесс.

Спасибо, мне нравится такое объяснение. Так как-то и мотивация к практике крепнет.

Согласна с Вами, novice. Поняла, что тоже считаю приближение к Ниббане постепенным процессом.

Ассаджи

#32

Zheka

А мне презентацию делать о ниббане скоро, так что изучу  ;)

Ассаджи

Вот еще одна хорошая книга:

Nibbana as Living Experience / The Buddha and The Arahant
Two Studies from the Pali Canon
by
Lily de Silva

http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/desilva/wheel407.html

Ассаджи

Интересна Дабба сутта, где Будда говорит о Ниббане как о нерушимом счастье (ачала сукха):

Just as the destination of a glowing fire
   struck with a [blacksmith's] iron hammer,
   gradually growing calm,
   is not known:

Even so, there's no destination to describe
   for those who are rightly released
   — having crossed over the flood
   of sensuality's bond —
for those who have attained
   unwavering bliss.

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/kn/ud/ud.8.10.than.html

Olivin

Насколько идентичны или чем различаются  буддийское  понятие "нибанна" с понятием "мокша"  в индуизме? И тот и другой термин означают выход из круговорта рождения и смерти, т.е. освобождение.

Ассаджи

#37
Цитата: Olivin от 13:34 16 февраля 2013
Насколько идентичны или чем различаются  буддийское  понятие "нибанна" с понятием "мокша"  в индуизме? И тот и другой термин означают выход из круговорта рождения и смерти, т.е. освобождение.

Индуизм очень многолик и многообразен. Хороший обзор есть в книге Радхакришнана:
http://dhamma.ru/lib/radha/Radha6.htm

Более-менее однородная и четкая система понятий есть разве что в наиболее ранних текстах.

Пожалуй, наиболее достоверное соотнесение учения Будды и ранней Санкхьи его учителей можно найти в "Буддачарите":
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=657.0

Ассаджи

Цитата: Ассаджи от 21:35 23 апреля 2011
Ниббана не означает прекращения существования, это прекращение бывания в сансаре.

Из Косамби сутты:

''Tenahāyasmā nārado arahaṃ khīṇāsavo''ti? '''Bhavanirodho nibbāna'nti kho me, āvuso, yathābhūtaṃ sammappaññāya sudiṭṭhaṃ, na camhi arahaṃ khīṇāsavo. Seyyathāpi, āvuso, kantāramagge udapāno. Tatra nevassa rajju na udakavārako. Atha puriso āgaccheyya ghammābhitatto ghammapareto kilanto tasito pipāsito, so taṃ udapānaṃ olokeyya. Tassa 'udaka'nti hi kho ñāṇaṃ assa, na ca kāyena phusitvā vihareyya. Evameva kho, āvuso, 'bhavanirodho nibbāna'nti yathābhūtaṃ sammappaññāya sudiṭṭhaṃ, na camhi arahaṃ khīṇāsavo''ti.

"Then, Ven. Narada, you are an arahant whose fermentations are ended."

"My friend, although I have seen properly with right discernment, as it actually is present, that 'The cessation of becoming is Unbinding,' still I am not an arahant whose fermentations are ended. [2] It's as if there were a well along a road in a desert, with neither rope nor water bucket. A man would come along overcome by heat, oppressed by the heat, exhausted, dehydrated, & thirsty. He would look into the well and would have knowledge of 'water,' but he would not dwell touching it with his body. In the same way, although I have seen properly with right discernment, as it actually is present, that 'The cessation of becoming is Unbinding,' still I am not an arahant whose fermentations are ended."

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn12/sn12.068.than.html

По поводу термина "бхава" - см. тему: http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,710.0.html

Ассаджи

По поводу того, существует ли Татхагата после смерти - см. Кхема сутту:
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn44/sn44.001.than.html