Роль рассуждения (витакка) в джхане

Автор Ассаджи, 23:12 08 января 2007

« назад - далее »

Ассаджи

Витакка закрепляет внимание на опоре сосредоточения в первой джхане.

ЦитироватьDifferent values are attached to vitakka when it is used in different connections.

As an ordinary particular (pakinnakā) mental state it is simply called vitakka. When it is developed and cultivated it becomes the foremost factor of the First Jhāna. Then it is termed appanā because the mind is steadfastly fixed on the object.

http://www.palikanon.com/english/sangaha/chapter_2.htm

В большинстве случаев внимание непроизвольно, и направляется под вниманием чувств (ведана). Однако пять факторов джханы преодолевают влияние чувств:

ЦитироватьThere are five factors which when developed are said to counteract the five degrees of vedana (sometimes known as the five faculties of vedana) .

The first is initial interest (vitakka) which directs attention to the object. It tends to fasten the mind to the object. The second is sustained application of mind (vicara) which is a kind of discipline which maintains the initial latching on of the mind to the object. Next is piti which is the experience of energisation. Fourthly there is sukha, the feeling of satisfaction and ease which seems to occur when the energisation of piti settles down, allowing a sense of well-being to pervade the entire body. Finally ekaggata, or one-pointedness of mind, arises when all factors of consciousness are unified by being directed to just one contact, thus immersing the mind in the object.

These five factors are referred to as jhananga: jhana constituents or intensifying factors leading to absorption. But sometimes unpleasant feeling and neutral feeling are also listed as factors that condition absorption onto any object. So in a wider sense the intensifying activity of the jhananga forms a condition which may occur not only in all meditative states but also in relation to nearly all forms of consciousness whenever there is an interest in the object.

The presence of the five jhananga exercises an intensifying influence on the co-existing factors of that conscious experience. Whatever kind of feeling is initially present is also intensified or aroused if the jhananga are active. For instance, a high degree of vitakka and vicara may intensify an initial unpleasant feeling to pain; alternatively, intensification due to piti arouses pleasant feeling. Jhananga have the capacity to allow the conscious experience to go to 'absorption'. For mental development, when the object is wholesome and the five jhananga factors of vitakka, vicara, piti, sukha and ekaggata are all equally activated, then the consciousness is ready to become absorbed onto the object or be infused with it.

If absorption occurs and is maintained, the mental states experienced progress in a certain way. The five activated jhana factors gradually fall away, having completed their function as the experience reaches its fullest intensity. With the systematic falling away of the five factors, the five types of feeling are also said to be counteracted.

At the first stage, when the factors of consciousness, or the jhananga, are fully intensified and come into balance, feeling of discomfort (bodily displeasure) falls away. Next, when the first two factors of vitakka and vicara fall away, there is an inward calming and joy is strong, so that unpleasant feeling falls away completely. When energisation calms down, pleasure (bodily ease) fades, leaving sukha and ekaggata. At the fourth stage pleasant feeling (sukha) goes, as there is no energy from pleasure or pain to feed it. Only a balanced state is left in which there is neutral feeling associated with one-pointedness with regard to a wholesome object. This is equipoise of mind, and the heart is serene, supple, firm and imperturbable. The mental basis has an increased vitality and strength, allowing clear penetration or awareness to arise.

This neutral feeling connected with equipoise ceases after the successive experience of non-materiality in the form of concepts of 'infinite space', 'infinite consciousness', 'no-thingness' and 'neither perception nor non-perception', at which point there is said to be the cessation of perception and feeling. Thus the domination of two of the five qualities of 'being', those of perception (sanna) and feeling (vedana), is broken.

http://www.samatha.org/publications/abhidhammapapers/ch5_3.html

Это перекликается с объяснением произвольного внимания в психологии:

ЦитироватьПроизвольный характер внимания характерен только для человека. Объяснить механизм произвольного внимания можно через взаимодействие первой и второй сигнальных систем. Возникновение доминирующего очага возбуждения осуществляется путем избирательной иррадиации возбуждения из речевой (второй) сигнальной системы в первую. В свою очередь, первоначальные раздражители, отражаясь в речи, способствуют уточнению цели и усилению очага оптимальной возбудимости.

http://window.edu.ru/window_catalog/redir?id=28122&file=valeo07.pdf

Ассаджи

#1
Витакка и вичара являются процессами речевого конструирования.

В Висуддхимагге практикующему рекомендуется повторять название опоры сосредоточения, например "земля", "вода","воздух", "свет". и т.п.

К средствам управления вниманием можно отнести и называние (апилапана), используемое в практике четырех основ памятования (сатипаттхана).

Ассаджи

#2
Немного первоисточников.

Дантабхуми сутта, МН 125 - более подробно о прекращении мышления во второй джхане.

Then the Tathagata trains him further: 'Come, monk, remain focused on the body in & of itself, but do not think any thoughts connected with the body. Remain focused on feelings in & of themselves, but do not think any thoughts connected with feelings. Remain focused on the mind in & of itself, but do not think any thoughts connected with mind. Remain focused on mental qualities in & of themselves, but do not think any thoughts connected with mental qualities.' With the stilling of directed thoughts & evaluations, he enters the second jhana....


Во второй джхане прекращаются и родственные процессы - "замыслы" (санкаппа):

And what are skillful resolves? Being resolved on renunciation, on non-ill will, on harmlessness. These are called skillful resolves. What is the cause of skillful resolves? Their cause, too, has been stated, and they are said to be perception-caused. Which perception? — for perception has many modes & permutations. Any renunciation-perception, non-ill will-perception or harmlessness-perception: That is the cause of skillful resolves. Now where do skillful resolves cease without trace? Their cessation, too, has been stated: There is the case where a monk, with the stilling of directed thoughts & evaluations, enters & remains in the second jhana: rapture & pleasure born of composure, unification of awareness free from directed thought & evaluation — internal assurance. This is where skillful resolves cease without trace.

Самана-мундика сутта, МН 78
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.078.than.html

Различение умелых и неумелых замыслов сродно различению умелых и неумелых мыслей в Дведхавитакка сутте:

"Whatever a monk keeps pursuing with his thinking & pondering, that becomes the inclination of his awareness. If a monk keeps pursuing thinking imbued with renunciation, abandoning thinking imbued with sensuality, his mind is bent by that thinking imbued with renunciation. If a monk keeps pursuing thinking imbued with non-ill will, abandoning thinking imbued with ill will, his mind is bent by that thinking imbued with non-ill will. If a monk keeps pursuing thinking imbued with harmlessness, abandoning thinking imbued with harmfulness, his mind is bent by that thinking imbued with harmlessness.

"Just as in the last month of the hot season, when all the crops have been gathered into the village, a cowherd would look after his cows: While resting under the shade of a tree or out in the open, he simply keeps himself mindful of 'those cows.' In the same way, I simply kept myself mindful of 'those mental qualities.'

"Unflagging persistence was aroused in me, and unmuddled mindfulness established. My body was calm & unaroused, my mind concentrated & single. Quite withdrawn from sensuality, withdrawn from unskillful mental qualities, I entered & remained in the first jhana: rapture & pleasure born from withdrawal, accompanied by directed thought & evaluation.

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.019.than.html


Речь идет о процессах речевого конструирования:

Patisambhidamagga, Treatise on Knowledge, Chapter 34: Attainment of Cessation, 456:

    In one who has attained the second jhana the verbal formations (vacisankhara) consisting of vitakka and vicara are quite tranquilized.

Zom

Интересно, что Аджан Брам говорит, что в первой джхане также нет "вербального" мышления, более того, он утверждает, что находясь в джхане невозможно "подумать о чем-то" или "принять в ней какое-то решение", например, о том, чтобы из неё выйти.

Ассаджи

#4
В джхане по Ачану Брахмавамсо вообще невозможно что-либо сделать.

You have to let the whole process work because the samadhi nimitta at this stage is very pleasurable; it literally pulls the mind into it. Many meditators when the possibly experience their first taste of a jhana, experience the mind falling into a beautiful hole. And that's exactly what's happening.

...

Because once you are in any jhana, you are stuck there and you cannot give any orders or any commands, you cannot drive your vehicle once you are in any of these absorptions. The aiming, the driving, the putting in of instructions has to be done beforehand.

...

However, when you are in that state, you cannot make a resolution, you cannot think, you cannot analyse. All you know is that you are blissed out, you are not quite sure what is happening and only afterwards you have the opportunity to emerge and then to analyse and to see what has gone on and why.

http://www.viet.net/~anson/ebud/ebmed042.htm

SilentTruth

Однажды я спросил у монаха, что такое Витакка и Вичара.

В то время возле него стояла металлическая кружка, и он взял кружку в руку и сказал так - "Держать кружку это Витакка", потом он поднял другую руку и стал водить по стороне кружки, как полируя её, и сказал тогда - "Полировать это Вичара".

Насколько понимаю: Витакка это держать, а Вичара это поддерживать.


Ассаджи

Способы использования витакки и вичары хорошо описаны в работах Ачаана Ли Дхаммадхаро. Он призывает изучать и исследовать дыхание. Вот отрывок из его книги "Удерживание дыхания в уме":

"Когда вы медитируете, вам необходимо думать. Если вы не думаете, вы не можете медитировать. Иными словами, мышление составляет необходимую часть медитации. Возьмите, к примеру, джхану. Витакка: приведите ум к данному объекту. Вичара: проявляйте изучение в своем выборе объекта. Исследуйте предмет своей медитации, пока не увидите, что он в точности вам подходит. Вы можете выбрать медленное дыхание или быстрое дыхание, суженное или расширенное дыхание, горячее, прохладное или теплое дыхание, дыхание, которое идет лишь до носа, или не далее горла, или такое, которое идет прямо до сердца. Когда вы нашли объект, соответствующий вашему вкусу, держитесь за него. Экаггата: сделайте ум единым, сосредоточенным на единственном объекте. Когда вы сделаете это, вы воспользуетесь витакка – заставьте объект выделиться. Не позволяйте уму покинуть объект. Не позволяйте и объекту покинуть ум. Скажите себе, что это подобно еде: положите пищу на уровне рта, приблизьте рот к уровню пищи. Не промахнитесь. Если вы промахнетесь и поднесете пищу к уху, к подбородку, к глазу или ко лбу, вы в своей еде ничего не достигнете."

Лучше всего роль витакки и вичары в развитии джхан описана в Дведхавитакка сутте:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.019.than.html

(в английском переводе vitakka - thinking, vicara - pondering).

См. также тему
http://dhamma.ru/oldforum/viewthread.php-FID=5&TID=362.htm

Ассаджи

Подробно пишет о роли витакки в джхане досточтимый Хенепола Гунаратана:

http://books.google.com/books?id=60XGopCAzwgC&pg=PP1&hl=uk#PPA49,M1

Александр

Цитата: Ассаджи от 11:12 09 января 2007
Витакка и вичара являются процессами речевого конструирования.

В Висуддхимагге практикующему рекомендуется повторять название опоры сосредоточения, например "земля", "вода","воздух", "свет". и т.п.

К средствам управления вниманием можно отнести и называние (апилапана), используемое в практике четырех основ памятования (сатипаттхана).

есть ли подобные указания в более ранних текстах?

Ассаджи

Цитата: Александр от 23:01 05 января 2011
есть ли подобные указания в более ранних текстах?

В суттах лишь кратко упоминаются "витакка" и "вичара" как факторы джханы.
Этим и вызвано разнообразие современных истолкований.

Limemill

Я так понимаю, и у Дост. Тханиссаро Бхиккху и у Дост. Бхиккху Бодхи схожее понимание этих терминов - по крайней мере, об этом свидетельствуют переводы. У первого виттака и вичара - directed thought and evaluation, у второго - (могу ошибиться с первым словом) attaching thought and examination. Причем последний, если не ошибаюсь, в устных комментариях к собственной антологии сутт из Маджхимы Никаи говорит о том, что, в общем, виччара - это и не мысль даже как таковая, а скорее ментальный элемент, который приковывает внимание к объекту концентрации. Мне кажется, как это объяснение, так и варианты переводов, представленные выше, созвучны одной из первых цитат, приведенных Вами (той, где говорится об initial interest...that directs...). Отсюда вопрос про термин 'рассуждение' в русском и 'thinking' в других англоязычных источниках. Я потерялся в обилии ссылок, поэтому хотел бы Вас попросить дать ссылку на сутты, в которых бы говорилось, что виттака и вичара - это именно элементы конструирования речи - ведь, говоря о первом понятии, первоначальный интерес к объекту, как правило, не выражается вербально, а скорее на уровне бессловесной интенции, которая может отражаться в виде скоротечного ощущения в теле или другими способами, не задействующими вербализацию. Examination, кстати, не совсем идентично evaluation, поскольку, как мне кажется, второе может подразумевать словесную оценку, а первое - скорее нет.

Ассаджи

#11
Досточтимый Тханиссаро опирается на свой опыт практики, в стиле Ачана Ли Дхаммадхаро, и оригинально трактует термины.

Варианты перевода:

http://obo.genaud.net/backmatter/glossology/glossology/vitakka.htm
http://obo.genaud.net/backmatter/glossology/glossology/vicara.htm

Мои переводы "рассуждение" и "изучение" основаны на суттах.

Привожу ссылку на сутту:

Having first directed one's thoughts and made an evaluation, one then breaks out into speech. That's why directed thought & evaluation are verbal fabrications.

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.044.than.html

См. также тему:
http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,575.0.html

Limemill

Так и знал, что ошибусь - дост. Бодхи переводит витаку как applied thought. Его понимание, как мне кажется, довольно близко к тому, которое предлагает дост. Тханиссаро вслед за Ачаном Ли и Ачаном Фуангом: "Vittaka and vicara are ... not so much ordinary, conceptual or discursive thoughts... thoughts revolving in one's mind one after another... vittaka is a mental factor which applies the mind to the object...lifts it up and places on the object" (лекции дост. Бодхи по антологии сутт средней длины из MN, которые он читал в Bodhi Monastery). То есть, речь, скорее идет о 1) направлении внимания на объект и 2) его анализе. В сутте, которую Вы приводите, монахиня говорит о том, что витака и вичара относятся к вербальным конструкциям, поскольку на них основана речь. Действительно, для того, чтобы иметь возможность сказать что-либо о каком бы то ни было объекте, необходимо сначала обратить на этот объект внимание, а потом тем или иным образом его проанализировать. Однако сами по себе эти действия могут осуществляться без привлечения внутренней речи. Я бы даже сказал, в большинстве обыденных ситуаций такая концентрация внимания и изучение происходят без участия внутреннего монолога, или с минимальным присутствием последнего в виде каких-то отдельных слов или даже слогов, сопровождащих процесс ассоциативного поиска и сравнения, хотя в результате - на выходе - мы получаем именно речь.

Ассаджи

В исихазме это описывается так:

"Ум, пребывая в сердце на страже помыслов, должен заключать внимание в слова молитвы. Ее степени следующие. Вначале молитва творится только устная. Далее к движению языка станет прислушиваться ум. Наконец, может последовать и "снисшествие ума в сердце", как выражаются Отцы, т.е. ум, возвратясь в сердце, заставляет согреваться оное теплотою божественной любви, и уж само сердце будет без понуждения, свободно с неизреченной сладостью призывать имя Иисуса Христа и изливаться с умилением перед Богом непрерывно, по реченному: "Я сплю, а сердце мое бодрствует" (Песн. 5:2)."

http://blagozvon.ucoz.ru/_ld/3/344_stdsv.htm#t10

То есть на первом этапе для направления внимания необходима "витакка", а затем, когда развивается счастье джханы, "витакка" перестает быть нужна.

Ассаджи

Цитата: Ассаджи от 23:41 08 августа 2008
Немного первоисточников.

Дантабхуми сутта, МН 125 - более подробно о прекращении мышления во второй джхане.

Then the Tathagata trains him further: 'Come, monk, remain focused on the body in & of itself, but do not think any thoughts connected with the body. Remain focused on feelings in & of themselves, but do not think any thoughts connected with feelings. Remain focused on the mind in & of itself, but do not think any thoughts connected with mind. Remain focused on mental qualities in & of themselves, but do not think any thoughts connected with mental qualities.' With the stilling of directed thoughts & evaluations, he enters the second jhana....


Во второй джхане прекращаются и родственные процессы - "замыслы" (санкаппа):

And what are skillful resolves? Being resolved on renunciation, on non-ill will, on harmlessness. These are called skillful resolves. What is the cause of skillful resolves? Their cause, too, has been stated, and they are said to be perception-caused. Which perception? — for perception has many modes & permutations. Any renunciation-perception, non-ill will-perception or harmlessness-perception: That is the cause of skillful resolves. Now where do skillful resolves cease without trace? Their cessation, too, has been stated: There is the case where a monk, with the stilling of directed thoughts & evaluations, enters & remains in the second jhana: rapture & pleasure born of composure, unification of awareness free from directed thought & evaluation — internal assurance. This is where skillful resolves cease without trace.

Самана-мундика сутта, МН 78
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.078.than.html

Различение умелых и неумелых замыслов сродно различению умелых и неумелых мыслей в Дведхавитакка сутте:

"Whatever a monk keeps pursuing with his thinking & pondering, that becomes the inclination of his awareness. If a monk keeps pursuing thinking imbued with renunciation, abandoning thinking imbued with sensuality, his mind is bent by that thinking imbued with renunciation. If a monk keeps pursuing thinking imbued with non-ill will, abandoning thinking imbued with ill will, his mind is bent by that thinking imbued with non-ill will. If a monk keeps pursuing thinking imbued with harmlessness, abandoning thinking imbued with harmfulness, his mind is bent by that thinking imbued with harmlessness.

"Just as in the last month of the hot season, when all the crops have been gathered into the village, a cowherd would look after his cows: While resting under the shade of a tree or out in the open, he simply keeps himself mindful of 'those cows.' In the same way, I simply kept myself mindful of 'those mental qualities.'

"Unflagging persistence was aroused in me, and unmuddled mindfulness established. My body was calm & unaroused, my mind concentrated & single. Quite withdrawn from sensuality, withdrawn from unskillful mental qualities, I entered & remained in the first jhana: rapture & pleasure born from withdrawal, accompanied by directed thought & evaluation.

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.019.than.html

Всё это перекликается с Пансадховака суттой:

"In the same way, there are these gross impurities in a monk intent on heightened mind: misconduct in body, speech, & mind. These the monk — aware & able by nature — abandons, dispels, wipes out of existence. When he is rid of them, there remain in him the moderate impurities: thoughts of sensuality, ill will, & harmfulness. These he abandons, dispels, wipes out of existence. When he is rid of them there remain in him the fine impurities: thoughts of his caste, thoughts of his home district, thoughts related to not wanting to be despised. These he abandons, dispels, wipes out of existence.

"When he is rid of them, there remain only thoughts of the Dhamma. His concentration is neither calm nor refined, it has not yet attained serenity or unity, and is kept in place by the fabrication of forceful restraint. But there comes a time when his mind grows steady inwardly, settles down, grows unified & concentrated. His concentration is calm & refined, has attained serenity & unity, and is no longer kept in place by the fabrication of forceful restraint.

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an03/an03.100.01-10.than.html

и Вассакара суттой:

"There is the case, brahman, where he practices for the welfare & happiness of many people and has established many people in the noble method, i.e., the rightness of what is admirable, the rightness of what is skillful.

"He thinks any thought he wants to think, and doesn't think any thought he doesn't want to think. He wills any resolve he wants to will, and doesn't will any resolve he doesn't want to will. He has attained mastery of the mind with regard to the pathways of thought.

"He attains — whenever he wants, without strain, without difficulty — the four jhanas that are heightened mental states, pleasant abidings in the here-&-now.

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an04/an04.035.than.html

Иван Селиверстов

#15
Когда почувствовал в носу волну дыхания, я увидел её почти всю и как бы попал, утонул в её сути, ближе к корню этого процесса, так скажем. Этот процесс охватывал не только происходящее в носу, но и по всему телу.
Когда это произошло, я начал понимать что в груди шаром разрастается тёплая волна, мне стало смешно и мысли смешные, я даже попросился выйти с медитационного зала чтобы просмеяться. Если у меня и будут полноценные (большие) речевые мысли, то они будут очень смешными, тогда я из этого процесса буду выпадать и тогда никакой джаны)

Поэтому да, действительно, одиночные слова иногда появляются, но с дыханием длинного витиеватого рассуждения как например вот здесь, не получится.

Также я заметил свою привычку детально описывать ощущения (связано с эго скорее всего), в первое время она сразу же прерывала этот "вход в корень волны дыхания", на полсекунды входишь и сразу же выбрасывает. Поэтому лучше всего быть спокойным расслабленным как на курорте и вообще всё отпустить,свои ожидания по поводу джаны в том числе, они все равно не совпадут с реальным впечатлением. Не осуждайте себя ни за что вообще (и никого другого), мысли просто успокаиваются, без усилий или с минимумом усилий

Тогда получится полюбить волну, слиться с ней, она очень тонкая, нашёл её только когда пятно внимания сузилось до маленьких прохладных влажных точек  в ноздрях, когда периоды расслабления, спокойствия ума стали достаточно долгими, а внимание стало очень бдительным, быстрым(вроде высокочастотным), непринуждённым, непрерывным, направленным почти всегда на точки в ноздрях

Весь ум как бы выстраивается вдоль этой волны, сливается или повторяет её

Ассаджи

Цитата: Иван Селиверстов от 13:07 24 февраля 2024Поэтому да, действительно, одиночные слова иногда появляются, но с дыханием длинного витиеватого рассуждения как например вот здесь, не получится.

Витакка в данном случае - мысль с названием опоры (как описывается в Висуддхимагге), например "воздух, воздух". Она помогает настроиться и уловить саму опору за изменчивыми деталями.

Затем настройку можно постепенно расширить на всё тело, которого тогда становится "воздушным", и благодаря этому наполняется восторгом и счастьем, как описывается в Вимуттимагге.

syugyosya

#17
Цитата: Ассаджи от 11:12 09 января 2007К средствам управления вниманием можно отнести и называние (апилапана), используемое в практике четырех основ памятования (сатипаттхана).
А можно немного подробнее описать что апилапана на практике означает?

Ассаджи

Цитата: syugyosya от 22:54 25 февраля 2024
Цитата: Ассаджи от 11:12 09 января 2007К средствам управления вниманием можно отнести и называние (апилапана), используемое в практике четырех основ памятования (сатипаттхана).
А можно немного подробнее описать что апилапана на практике означает?

Это называние происходящего, как в методике досточтимого Махаси Саядо. Причем важно, чтобы называние делалось прежде всего в терминах используемой сатипаттханы. Например, если это четыре позы тела, то они и называются в уме, когда происходят.

syugyosya

Спасибо.То есть если я правильно понял,в случае с диханием будет проговаривание в уме например «короткий вдох» «короткий видох» и т.п?