Фоторепортаж Степпенвольфа

Автор Garmi, 15:56 15 марта 2004

« назад - далее »

Garmi

Спасибо за репортаж. В целом, как я и представлял, делать нам там нечего. :)

В смысле, перемещаться куда-то, тратить кучу энергии ради каких-то идей и ожиданий...

Анурудх

Спасибо за репортаж. Вчера распечатал его и с удовольствием прочитал. Может быть не хватает немного впечатлений от самой практики.

По поводу того что "делать нам там нечего" я бы хотел сказать, что ретриты крайне необходимая вещь. Тем более в живой традиции. Такие многодневные затворничества желательно проходить раз в год, чтобы ощутить и сохранить вкус Дхармы. К сожалению дома мы ни при каких условиях не сможем получить адекватного опыта.

Константин

Репортаж чудный.
  Написано с мягкой иронией, без патетики, очень искренне. За текстом видится человек и человек этот вызывает большую симпатию.
  О практике действительно маловато. Но по моим ощущениям практика лесной традиции во многом контекстуальна, т.е. зависит от конкретного места, времени и человека, а универсальные рецепты содержатся в палийском каноне.
  Что у меня особенно отпечаталось, после прочтения, так это "говорил мне Дима, учи пали!"

Alert

ЦитироватьК сожалению дома мы ни при каких условиях не сможем получить адекватного опыта.
Я тоже думаю, что это правильно. Но не универсально. Т.е. правильно для кого-то, но не вообще, для всех. Здесь ситуация перекликается с темой "как быстро возможно достичь ниббаны". Я думаю, что обретение "ока дхаммы" возможно для всех, без ограничений. Никаких особенных ритритов для этого не нужно. Насколько я сейчас понимаю, для кратковременного достижения ниббаны, т.е. для остановки на мгновение всех приготовлений, достаточно и необходимо твердого и конкретного понимания взаимозависимого возникновения в обеих смыслах: и как это-то обусловленности, и как двенадцатичленной цепи (но в ее "мгновенной" интерпретации). Идея здесь такая: первое звено - неведение, понимание возникновения - знание, соответственно одно может на некоторое время, при соответсвующих усилиях, уравновесить (прекратить возникновение) другое. Тогда твердое знание, убеждение, может стать тем "мечом, который разрубает надвое океан (сансары), обнажая самое дно (ниббану)". Эта метафора использовалась Буддой для объяснения, как может быть обретено "око дхаммы".

А ритриты, я думаю, нужны скорее для поддержки и развития энтузиазма. В ритритах есть одна опасность, когда ученики начинают полагаться на авторитет учителя, а не на себя, свои ощущения и понимание. Этот феномен широко распостранен на всяческих новомодных тренингах: "в процессе" участники чрезвычайно воодушевлены, но по прошествии времени "впадают в прострацию", без тренерской подпитки.

Дхамму нужно понять рефлекторно, как умение. Таково знание того, как управлять автомобилем или ездить на велосипеде. Думаю, что Будда учил дхамме именно на таком уровне, не на словесно-интеллектуальном. Поэтому все нынешние попытки понять или интерпретировать дхамму на уровне философско-лингвистическом обречены на неудачу. Необходимо отбросить философию, забыть все слова и настойчиво пытаться понять возникновение на рефлекторном уровне. :)
На правах рекламы

Константин

Цитировать
Дхамму нужно понять рефлекторно, как умение.
Мысль мне кажется верной. Но тут возникает один вопрос.
У меня с детства были спонтанные медитативные практики - не просто опыты переживания неких состояний, но спонтанное понимание как и над чем надо медитировать. Только спустя годы я нашел описание этого в буддийских текстах и спустя десятилетия - целостно в Тхераваде.
Такое подозрение, что что-то (многое? основное?) уже было дано, быть может привнесено из предыдущей жизни. И это что-то понимаемо глубоко интуитивно и "рефлекторно".
В связи с этим я не представляю, как можно объянить кому-то (кто уже и так не знает) то, что я понимаю - принципы Дхармы.
Наверное, можно только проинформировать...
А как же подвижничество, миссионерство, переубеждение?



Цитировать
К сожалению дома мы ни при каких условиях не сможем получить адекватного опыта.
Хотелось бы услышать чуть более подробное пояснение этого утверждения

Garmi

ЦитироватьПо поводу того что "делать нам там нечего" я бы хотел сказать, что ретриты крайне необходимая вещь. Тем более в живой традиции. Такие многодневные затворничества желательно проходить раз в год, чтобы ощутить и сохранить вкус Дхармы. К сожалению дома мы ни при каких условиях не сможем получить адекватного опыта.

Имелось в виду, что нет смысла мигрировать в другие местности или страны. Можно на той же даче прекрасно устроить не только ретриты, но и "монастрь".  :lol:

Анурудх

Цитировать
Цитировать
К сожалению дома мы ни при каких условиях не сможем получить адекватного опыта.
Хотелось бы услышать чуть более подробное пояснение этого утверждения

Для продуктивной медитации необходимо:
наличие удобного и тихого помещения;
отказ от любого вида деятельности;
соблюдение молчания;
возможность питаться не отвлекаясь на поиски и приготовление пищи;
наличие квалифицированного наставника, если вы делаете практику впервые или если у вас есть трудности и вопросы;
внешний контроль, соблюдение расписания;

Смоделировать все это дома невозможно. При этом надо обладать огромным энтузиазом, чтобы медитировать по 11 часов в день в течение 10 дней.

Когда я впервые прошел Випассану я понял, что все мои предыдущие "домашние практики" это детские игры.

Константин

ВАЛЕРИЮ ПАВЛОВУ

...м-м-м
довольно убедительно


хотя я бы не сказал, что абсолютно невозможно

Garmi

Я просчитывал, что бы обеспечить себе вот все это, нужно около 100$ в РБ месяц. И все. Было бы желание.

Pavel

Огромное спасибо всем за теплые отзывы!  :oops:

Я сейчас сильно занят своей работой, поэтому пока не могу активно участвовать в онлайн деятельности. Надеюсь присоединиться к вам через пару недель.

Дима, пошли мне пожалуйста скриншот с Колеса, где указана ссылка на этот форум. Видимо у меня еще карма не созрела ее видеть  :)  

Павел

fkruk

[quote="Валерий Павлов] Когда я впервые прошел Випассану я понял, что все мои предыдущие "домашние практики" это детские игры.[/quote]

Со мной было то же самое. В беседе после ретрита один из участников сказал: "Разве дома мы медитируем? Дома мы так... притворяемся".
Саббамангалам!

Alert

ЦитироватьКогда я впервые прошел Випассану я понял, что все мои предыдущие "домашние практики" это детские игры.
ЦитироватьВ беседе после ретрита один из участников сказал: "Разве дома мы медитируем? Дома мы так... притворяемся".
Я все-таки думаю, что эти мнения не могут быть универсальными. Да и практика состоит не только из одной Випассаны. Невозможно свести практику к Випассане. Чем хороши ретриты? Они позволяют ограничить поток воздействий (феноменов) до такой степени, когда нетренированный ум получит возможность различать и осознавать их. В обычной жизни из-за огромной скорости это сделать практически невозможно. Но можно зайти и с другого конца: ускорять отслеживание. Для себя я считаю этот путь гораздо более плодотворным, нежели ограничение воздействий, после которого трудно возвращаться к обычной жизни. В обычной жизни все равно потребуется ускорение. Поэтому я думаю, что на первом этапе ритриты полезны. Но не нужно считать их панацеей, далее потребуется более серьезная работа по радикальному ускорению восприятия и отслеживания. Например, возможно натренировать особую концентрации внимания, позволяющую как-бы замедлять время, проводить мини-медитации на некоторых восприятиях-апперцепциях. Здесь необходимо вызывать многократную повторную апперцепцию одного объекта, с исследованием ее с разных сторон. Таким образом и в "домашней практике" возможны будут мини-ритриты, т.е. не имея возможности замедлить поток восприятий, путем повторной апперцепции можно замедлить время, сузив до миниума внимание и отсечь большую часть восприятия.
На правах рекламы

Garmi

ЦитироватьДа и практика состоит не только из одной Випассаны. Невозможно свести практику к Випассане.

Практика Випассаны, на самом деле, это не только "ретрит" и созерцание. На сколько мне известно, Випассана включает в себя лекции Дхармы, общение, работу и многое другое.