Ассоциация "Буддизм в Интернете"
Словарь буддизма

ДАГОБА (сингал. от санскр. дхатугарбха) — первонач. камера в ступе, где хранились реликвии (предположительно самого Будды); позднее так стала называться вся ступа в целом в Шри-Ланке, Бирме и др. странах Юго-Вост. Азии. Н. Л. Жуковская

ДАЙТОКУДЗИ — монастырь яп. школы Риндзай-сю. Основан в 1315, Сохо Мётё. В 1333 ему был присвоен 1-й ранг в системе годзан ("пяти гор"), но с 1386 Д. вообще не входил в эту систему, обладая правом самостоят. назначения настоятеля. Д. играл роль важного культ. центра, хранилища произведений искусства и рукописей. С Д. связано имя Иккю (1394-1481), известного своим неординарным поведением поэта и ориг. художника. Обитель прославленного мастера чайной церемонии Сэнно Рикю (1522-1591) находилась на терр. Д. Хотя пожары во время междоусобных войн неоднократно уничтожали строения Д., он сохранился поныне и находится в Киото, в квартале Мурасакино, занимая площадь в 23 га. А. М. Кабанов

ДАЛАЙ-ЛАМА (монг., тиб. полностью — вачирдара далай-лама, букв. "держащий ваджру океан-учитель", т. е. учитель, чьи знания бесконечны, как океан) — титул политич. и духовного владыки тиб, народа. Д.-л. защитник и покровитель верующих, земное воплощение Авалокитешвары, будд. персонификации милосердия. Титул Д.-л. по происхождению монг. В 1578 монг. князь Алтан-хан присвоил его Соднам Джамцхо. 3-му наместнику школы гелугпа (1543-1588). Впоследствии титул распространился и на двух предшествующих наместников. Именно монг. вариант титула Д.-л. стал известен во всем мире. В самом же Тибете Д.-л. называют Дже римпочхе (Драгоценный владыка) и Тхамчад кхьенпа (Всеведущий). В истории Тибета известно 14 носителей титула Д.-л., однако верующие принимают их всех за одного, существовавшего последовательно в каждом из 14 тел. После смерти очередного Д.-л. начинались поиски его нового воплощения. Новый Д.-л. избирается после обнаружения и идентификации в качестве воплощения или реинкарнации предыдущего (см. Тулку). Новую реинкарнацию отыскивают по характерным признакам среди мальчиков, родившихся спустя 49 дней, но не более чем через 2 года после смерти предыдущего Д.-л. Образование Д.-л. получал в монастырях школы — гелугпа. Полная интронизация происходила в 16-18 лет. До достижения совершеннолетия нового Д.-л. страной управлял регент. Имена первых Д.-л. следующие: Д.-л. I - Гедундуб (1391-1474), известен как настоятель монастыря Ташилхунпо; Д.-л. II — Гедун Джамцхо (1475-1542), был настоятелем монастыря Дрепунг, Д.-л. III — Соднам Джамцхо (1543-1588), основал монастырь Гумбум; Д.-л. IV — Ендон Джамцхо (1589-1617), правнук Алтан-хана, единственный нетибетец в традиции Д.-л. Е. Д. Огнева

ДАЛАЙ-ЛАМА V (Агван Лобзанг Джамцхо, или Нгагван Ловсан Джамцхо, 1617-1682) — высший духовный авторитет Тибета; при нем окончат. сложилась теократич. система правления, просуществовавшая до 1959, при к-рой в одних руках сосредоточивалась гражданская и духовная власть; официально был подтвержден кит. императором титул Далай-ламы (1653) и завершилось объединение Тибета. В борьбе за власть над всем Тибетом Д.-л. V использовал сначала помощь племенного союза монг. племен во главе с хошутом Турубайху, а затем переориентировался на помощь кит. династии Цин; практически уничтожил школу чжонангпа, к-рая вместе с др. школами (кармапа) поддерживала светских правителей, стремившихся к созданию независимого тиб. гос-ва и противостоявших новой политич. силе — империи Цин. С именем Д.-л. V связано создание грандиозного ансамбля дворца Потола. Агван Лобзанг Джамцхо был талантливым историком и плодовитым литератором (собрание его сочинений составляет 25 томов), он является создателем новой драматургии мистерий цам (чам). Е. Д. Огнева

ДАЛАЙ-ЛАМА VI (Цаньян Джамцхо, 1683-1706) — духовный авторитет Тибета при регенте Десрид Санчже-джамцхо (1653-1705), к-рый 15 лет скрывал смерть Д.-л. V; объявлен кит. императорским двором "фальшивым", поскольку о его воплощении стало известно лишь в 1697. а Д.-л. V скончался в 1682. Д.-л. VI отдавал предпочтение светскому образу жизни и под разными предлогами оттягивал окончат. посвящение и принятие обетов гэлюнга (монаха). После смерти регента был низложен (1706) и умер при невыясненных обстоятельствах по дороге в Пекин или, согл. устной традиции, стал скитальцем. Более всего почитается как автор лирич. стихов, содержание к-рых допускает как светское их восприятие, так и мистическое, религ. толкование. Е. Д. Огнева

ДАЛАЙ-ЛАМА VII (Калзанг Джамцхо, Галсан-джамцхо, 1708-1757) - духовный авторитет Тибета в смутное время; был обнаружен благодаря указаниям в стихах Д.-л. VI; в кит. традиции дважды (1709, 1719) утверждался в качестве Д.-л. VI. Его влияние на светские дела начинается с 1751. Он - автор 8-томного собрания сочинений, его интересы связаны с изучением тантрической традиции. Е. Д. Огнева

ДАЛАЙ-ЛАМА VIII (Джамбал Джамцхо, 1758-1804) — духовный авторитет Тибета, при к-ром с 1793 устанавливается принцип выборности Далай-лам и Панчен-лам, по жребию под контролем амбаней или представителей кит. администрации, завершается строительство Норбулинга — летней резиденции Далай-лам: Тибет становится закрытым для иностранцев. Е. Д. Огнева

ДАЛАЙ-ЛАМА XIII (Тхубдан Джамцхо, 1876-1933). В возрасте 1 года был найден как перерожденец Далай-ламы XII: в 1894, свергнув правившего вместо него регента, объявил себя политич. и духовным главой Тибета, что вызвало осложнение тиб.-кит. отношений, ибо Тибет считался вассалом правившей Китаем династии Цин. Во время вторжения англичан в Тибет в 1904 Д.-л. ХIII вынужден был бежать в Монголию, где прожил 2 года в монастыре Гандантекчинлинг. В 1910 Д.-л. XIII был смещен со своего поста особым эдиктом кит. императора. После Синьхайской революции в Китае Д.-л. XIII издает в 1913 декларацию, фактически провозгласившую независимость Тибета. В числе своих учителей Д.-л. XIII называл бурята Агвана Доржиева. Находясь в Монголии, Д.-л. XIII познакомился с Ф. И. Щербатским и русским географом и путешественником П. К. Козловым, проявлял интерес к России и перспективам политич. и экономич. контактов с нею, принимал у себя в Лхасе рус. посольство во главе с А. Доржиевым, оказал материальное и моральное содействие строительству Буддийского храма в Петрограде. Е. Д. Огнева

ДАЛЬВЕРЗИН-ТЕПЕ — крупное городище в Сурхандарьинской области (между гг. Термез и Душанбе). Вблизи от него раскопано будд. святилище первых веков н. э., а на самом городище — будд. храм позднекушанского времени (3-4 вв.). Святилище представляло собой, скорее всего, башнеобразную ступу (сохранилась лишь нижняя часть постройки), окруженную с трех сторон длинными коридорообразными помещениями: в северном располагались ганчевые (гипсовые) статуи Будды, бодхисаттв, др. персонажей будд. пантеона и монахов, в западном — статуи Будды и донаторов — местных правителей, членов их семей и приближенных. Многочисл. скульптуры украшали и храмы внутри городища. Эти комплексы свидетельствуют о распространении в кушанскую эпоху буддизма в глубь долины Сурхандарьи. Б. Я. Ставиский

ДАНА (пали, санскр. — даяние; щедрость) — добродетель подаяния милостыни бедными нуждающимся, а также дарения монахам или монашеской общине; одно из трех "добродетельных деяний, приносящих религ. заслугу", к-рые включают также моральное поведение (шила) и медитацию (бхавана); первое из десяти совершенств (парамита). Н. А. Канаева

ДАНДАРОН Бидия Дандарович (религ. имя — Читта-Ваджра; 1914-1974) — сов. буддолог и религ. деятель, признаваемый последователями балагатского движения "Царем учения" (дхармараджа) и перерождением тиб. ламы Джаяксы-гэгэна. В 1934-1937 Д. - студент Ленинградского авиаприборостроительного ин-та и вольнослушатель Восточного фак-та ЛГУ. Репрессирован в 1937, освобожден и реабилитирован в 1956. С 1957 — сотрудник Бур. ин-та общественных наук Бур. филиала Сиб. отд. АН СССР. Осн. работы: "Описание тибетских рукописей и ксилографов Бур. компл. научно-исслед. ин-та" (1960-65), "Источник мудрецов. Парамита и мадхьямика" (совм. с Р. Е. Пубаевым, 1968), "История Кукунора. Сочинение Сумба-Хамбо" (пер. с тиб. 1972). В 1972 Д. опять арестовывают, на сей раз "за организацию будд. секты", в 1974 он погибает в лагере. Ряд трудов Д. остаются неопубликованными. В. М. Монтлевич

ДАНДЖУР, Танчжур (тиб. "Переводы пояснений к сказанному Буддой") — собрание переведенных с санскрита на тибетский текстов, поясняющих проповеди Будды Шакьямуни; состоит из 225 томов. Известны издания Чоне, Дерге, Пекинское и Нартанское (1742). Состав Д.: Стотры, или Гимны, Комментарии к тантрам, Комментарии к сутрам. Е. Д. Огнева

ДАОАНЬ (312-385) — один из крупнейших представителей раннеср.-век. южнокит. буддизма. В 12 лет принял монашество. Первонач. учился под руководством будд. проповедника Фо Тудэна, позднее создал свое направление, получившее название "школы исходного отсутствия" ("Бэнь у-цзун"). поскольку Д. отождествил будд. понятие "пустота" (шуньята) с категорией классич. кит. философии "отсутствие" (у), обозначавшей первосубстанцию, потенциальное неоформленное бытие. Важнейших в деятельности Д. была орг-ция переводческой работы будд. проповедников, написание предисловий к переводам инд. текстов и разработка учения об "исходном отсутствии", совместившем будд. доктрину праджни (мудрости) с философией даосск. школы "Сюань-сюе" ("учение о сокровенном"), особенно с учением Ван Би (226-299). Д. много сделал для консолидации будд. монашеской общины (сангхи) в Китае. Он ввел обычай, по к-рому каждый монах получал при пострижении фамильный знак "Ши" (от первого слога имени Будды Шакьямуни в кит. прочтении). Е. А. Торчинов

ДАОИ (701-788) — знаменитый кит. наставник школы Чань. Родом из провинции Сычуань. Отличался огромным ростом и недюжинной силой. Наследовал чаньскую традицию у Наньюэ Хуайжаня. Жил и проповедовал на горе Мацзушань в провинции Цзянси, имел многочисл. учеников. По мнению Д.. всякое живое существо изначально обладает "природой будды", поэтому любая физич. или умств. деятельность есть приобщение к дао через "природу будды". Изучению будд. сочинений, равно как и религ. практикам, Д. особого значения не придавал, считая, что самые рядовые слова и повседневные действия уже сами по себе есть деяния Будды. А. М. Кабанов

ДАОСЮАНЬ (596-667) — выдающийся будд. мыслитель и историограф кит. буддизма. Большую часть жизни провел в горах Чжуннаньшань, почему и получил прозвище Наньшаньлюйши — "наставник винаи с гор Наньшань". Д. принадлежал к наньшаньской ветви будд. школы Люй-цзун (виная), к-рая в основу своей религ. практики ставила неукоснит. соблюдение дисциплинарных норм монашеского общежития. Д. является автором многочисл. трудов но винае и истории буддизма в Китае. Наиб. важными из них являются антология будд. текстов кит. авторов "Гуан хун мин цэн" ("Расширенные записи о распространении мудрости") и "Сюй гао сэн чжуань" ("Продолжение жизнеописаний достойных монахов") — собрание биографий деятелей кит. буддизма. Е. А. Торчинов

ДАЦАН (тиб.) — первонач. в ламаизме (тиб., монг., бур., калм.) название ф-та (отделения) учебного заведения при монастыре. Позднее в бур. ламаизме Д. стал названием самого монастыря. Н. Л. Жуковская

ДАЧОМПА (тиб.), Алохань (кит.) — см. Архат.

ДЕВАЧЕН, Деважин (тиб.) — см. Сукхавати.

ДЕРЕВО БОДХИ — дерево, под к-рым на Шакьямуни снизошло просветление (бодхи) и он стал Буддой. Считается, что это реальное дерево, ученые относят его к виду Ficus religiosa. Будд. монастыри стараются раздобыть отростки дерева этого вида, они служат объектами поклонения. Д. б. - один из важнейших будд. символов, атрибут всех будд во всех мирах, считается, что только под ним возможно достижение состояния просветления. Н. Л. Жуковская

ДЕСЯТЬ ДЕЯНИЙ — десять из 52 ступеней (с 21 по 30) пути бодхисаттвы, прохождение к-рых придает альтруистический характер всей последующей деятельности. Д. д. включает в себя: 1) материальную помощь другим людям; 2) помощь советами; 3) терпимость к чужим взглядам и поступкам; 4) самоотверженность в служении другим; 5) правильное понимание своего долга; 6) появление перед другими в том виде, в каком они возродятся в "стране Будды"; 7) свободу от привязанностей к двум крайним взглядам — существованию вещей и несуществованию вещей; 8) обретение добродетелей, к-рые трудно обрести; 9) проповедь и распространение учения Будды; 10) постижение сущности "срединного пути". А. Н. Игнатович

ДЕСЯТЬ ЗЕМЕЛЬ — четвертый этап пути бодхисаттвы из 52 ступеней (с 41 по 50). На этом этапе бодхисаттва актуализировал результаты прохождения предыдущих 40 ступеней, что выражалось в следующих его состояниях: 1) радость от постижения истинной сущности бытия; 2) чистота как следствие освобождения от всех "нечистот" земного мира; 3) излучение "света мудрости"; 4) углубление совершенного знания истинной сути бытия; 5) ощущение преодоления последних трудностей на пути к просветлению; 6) проявление совершенного знания; 7) ощущение преодоления ограниченности как хинаяны, так и махаяны; 8) твердая убежденность в истинности "срединного пути" Будды; 9) ощущение обладания всепроникающей мудростью, дающей возможность без к.-л. помех проповедовать учение Будды; 10) ощущение себя облаком, к-рое орошает все живые существа учением Будды. А. Н. Игнатович

ДЕСЯТЬ РВЕНИЙ — определение десяти из 52 ступеней (с 31 по 40) пути бодхисаттвы, включающие в себя: 1) спасение др. живых существ втайне от них; 2) несокрушимую веру в истинность будд. учения; 3) проповедь и распространение учений всех без исключения будд; 4) посещение будд в местах их пребывания и служение им: 5) благословение др. живых существ; 6) наделение др. живых существ безграничным благом; 7) видение в др. живых существах всех миров дхармы; 8) постижение истинной сущности всех вещей и явлений: 9) освобождение от всех без исключения привязанностей; 10) освобождение от к.-л. зависимости от вещей и явлений. А. И. Игнатович

ДЕСЯТЬ (СТУПЕНЕЙ) ВЕРЫ — первые десять из 52 ступеней пути бодхисаттвы: 1) пробуждение "чистой" веры в учение Будды; 2) запоминание всею постигнутого; 3) усердие в продвижении по пути бодхисаттвы; 4) сосредоточенность на размышлении о пути бодхисаттвы; 5) обретение мудрости для постижения истинной сущности вещей и явлений; 6) принятие обетов; 7) направление ранее обретенных добродетелей на достижение просветления; 8) предохранение от земных желаний; 9) борьба с привязанностями ко всему земному; 10) соблюдение обетов. Прохождение этих ступеней предполагает обретение веры в спасительную силу будд. учения. А. Н. Игнатович

ДЕСЯТЬ (СТУПЕНЕЙ) УКРЫТИЯ — второй этап пути бодхисаттвы из 52 ступеней (с 11 по 20), прохождение к-рых обеспечивает невосприимчивость к разл. рода земным соблазнам (т. е. "укрытие" от них): 1 ) стремление стать буддой; 2) постижение "пустоты" вещей; 3) совершение благих деяний; 4) постижение относительности и условности всех вещей и явлений; 5) постижение истинной сущности вещей и явлений через совершение благих деяний; 6) обретение высшей мудрости — "праджни"; 7) достижение такого уровня просветленности, когда уже невозможно возвращение на к.-л. пройденную ступень; 8) обретение неподверженности влияниям со стороны ложных учений; 9) убежденность в возможности стать буддой; 10) постижение того, что ничто не рождается и не умирает. А. Н. Игнатович

"ДЖАТАКА" (пали, санскр.) — очень популярное сочинение из канона тхеравады, содержащее 550 историй о прежних рождениях Будды. Как лит. жанр эти истории нашли распространение в фольклоре и будд. мифологии. Сюжеты из "Д." встречаются в Махабхарате, Панчатантре (сказках о животных), Пуранах (собрании легенд) и пр. Н. А. Канаева

ДЖЕБЦЗУН-ДАМБА-ХУТУХТА (монг.) — титул, к-рый носили лица, занимавшие пост главы ламаистской церкви Монголии. Впервые он был присвоен в 1650 Далай-ламой V сыну правителя Тушетухановского аймака Монголии. Эта акция была формой заключения союза между обладающим значит. политич. влиянием монг. ханом и иерархом школы гелугпа в Тибете. Д.-д.-х. был первым из духовных лиц Монголии, с детства предназначенным его отцом к духовной карьере, и первым, кто посетил Тибет с целью получения титула лично от Далай-ламы. Одновременно с получением титула Д.-д.-х. был объявлен перерожденцем (хубилганом) Таранатхи, проповедника буддизма в Тибете, а позднее сам получил право присваивать духовные титулы. При отсутствии гос. и религ. единства Монголии Д.-д.-х. первоначально был религ. главой только Тушетухановского аймака. По мере того как аймаки Халхи, теснимые с запада воинственным джунгарским ханом Галданом, а с востока — Маньчж. империей, потеряв надежду на самостоятельность, по очереди признавали себя вассалами последней, росли значимость и лидерство Д.-д.-х. В 1691 на Долоннорском съезде князей при окончательном оформлении включения всех хошунов Халхи в состав Маньчж. империи, Д.-д.-х. был назначен главой всей ламаистской церкви той части Монголии, к-рая оказалась вассалом империи. Всего в истории Монголии было 8 носителей титула Д.-д.-х. Наиб. замечательная фигура из них — первый Д.-д.-х., известный еще под двумя именами: как глава церкви Ундур-гэгэн и как скульптор Дзанабадзар. Н. Л. Жуковская

ДЗАДЗЭН (яп. — "сидячая медитация", кит. — цзочань) — одна из двух осн. практик в школе дзэн, требующая от адепта, сидящего в "позе лотоса", концентрации сознания. Практика медитации была заимствована инд. буддизмом из йоги. В Китае школа чань придавала медитации первостеп. значение как средству, ведущему к просветлению. Сложная дыхательная техника была отброшена: во время медитации в чань отдавалось предпочтение равномерному естеств. дыханию. Никаких дополнит, объектов, на к-рых концентрируется внимание, в чань не используется; предполагается полное избавление от каких-либо мыслей и образов. В Японии практике Д. придавалось особое значение в направлении Сото-дзэн, основатель к-рого Догэн считал, что "поза лотоса" сама по себе является внешним отражением сущности будды, а через практику Д. адепт способен реализовать наличествующую в нем от рождения сущность будды. А. М. Кабанов

ДЗЁДЗИЦУ-СЮ — одна из ранних яп. будд. школ, аналог кит. Чэнши-цзун. Возникла в Японии одновременно со школой Санрон-сю в 7 в., дочерней школой к-рой и рассматривалась. Д.-с. была скорее группой единомышленников, чем религ. орг-цией, и к кон. 8 в. прекратила свое существование. Тем не менее изучение доктрины Д.-с. входило в курс подготовки будд. монахов еще мн. столетия. А. Н. Игнатович

ДЗЕДО-СИНСЮ — яп. будд. школа амидаистского направления (см. Амидаизм), осн. в нач. 13 в. монахом Синраном. Выделилась из школы Дзёдо-сю, что нашло отражение в ее названии (Д.-с. переводится как "истинная школа Дзедо"). Учение Д.-с. в принципиальных своих положениях сходно с учением Дзёдо-сю, однако Синран существенно повысил роль будды Амиды как посредника между живыми существами и "чистой землей". Во главу угла Синран поставил т. н. восемнадцатый обет будды Амиды (обещание спасти все без исключения живые существа), противопоставив его как единственно истинный девятнадцатому и двадцатому обетам ("пропагандистским"). Основываясь на этих двух обетах, идеологи др. амидаистских школ утверждали, что возродиться в "чистой земле" смогут лишь те, кто в нынешней жизни совершает благие деяния (девятнадцатый обет) или же усердно взывает к помощи Амиды молениями этому будде и строгим соблюдением заповедей (двадцатый обет). Признание данных обетов "пропагандистскими" позволило Синрану отказаться от характерного для большинства будд. школ этич. ригоризма (монахам разрешалось иметь семью, употреблять в пишу мясо и т. п.). Расцвет Д.-с. пришелся на 15 в. В наст. вр. школе принадлежит 21,5 тыс. храмов, число адептов — ок. 9 млн чел. А. Н. Игнатович.

ДЗЁДО-СЮ — яп. будд. школа, основанная в кон. 12 в. монахом Хинэном. Идейной базой учения Д.-с. являлся амидаизм. Канонич. тексты школы — т. н. Три сутры об Амиде и "Рассуждения о "чистой земле" индийского будд. философа Васубандху. Кроме того, Хонэн при систематизации доктрин Д.-с. использовал труды кит. теоретиков и практиков амидаизма (прежде всего Шаньдао). В учении Д -с. отсутствует четко сформулированная филос. доктрина, главное внимание уделяется проблеме спасения живого существа в век "конца Закона". Пути спасения делятся на "трудный", когда адепт опирается на собственные силы, и "легкий", когда спастись ему помогает будда Амида. Цель спасения состояла в возрождении после смерти в "чистой земле" будды Амиды, к-рая трактовалась как особая территория далеко на Западе, где возродившиеся пребывают в блаженном состоянии. Этот будд. рай и дал название школе ("дзедо" — "чистая земля"). Религ. практика адептов Д.-с. включала в себя знание догматики школы, медитирование и нэмбуцу — произнесение фразы "Наму Амида Буцу!". После смерти Хонэна школа распалась на пять фракций. В 13 в. учение Д.-с. являлось одним из самых популярных течений в яп. буддизме, оно распространялось прежде всего среди сельского населения. В наст. вр. в Японии более 5 тыс. храмов, принадлежащих разл. ответвлениям школы, количество адептов — более 8 млн чел. А. Н. Игнатович

ДЗИ-СЮ — яп. будд. школа амидаистского направления, основанная в 13 в. монахом Иппэном. Согл. догматике Д.-с., моления будды Амиде о возрождении в "чистой земле" следует совершать сейчас, в данный момент, не откладывая на потом, что отразилось в названии школы ("дзи" — время, пора). Из Трех сутр об Амиде, канонич. текстов амидаизма, предпочтение отдавалось "Сутре об Амиде" (яп. "Амида-кё"). При жизни Иппэна гл. средством распространения учения Д.-с. являлась проповедь монахов школы на улицах городов и деревень, однако с сер. 13 в. деятельность членов Д.-с. переносится в храмы. Во вт. пол. 16 в Д.-с. приходит в упадок при росте популярности др. амидаистской школы — Дзедо-синсю. Тем не менее в наст. вр. школа имеет 400 храмов, число приверженцев — более 40 тыс. чел. А. Н Игнатович

ДЗОГЧЕН (сокращение от тиб. дзогпаченпо, букв. — "великое совершенство") — учение, входящее в ньингмапа как высшая 9-я ступень практики, называемая также Атийогой (изначальной йогой). Согл. древним тантрам, Д. восходит к истокам цивилизации, содержит элементы древне-инд. философии и практики. Д. — это быстрый путь достижения состояния будды, раскрывающий сокровенную природу личности. Изложение сущности Д. приписывается Гарабу Дорже (1 в. н. э.), жившему на сев.-зап. Индии. Он сформулировал свой опыт в концепции Изначального состояния, к-рому присущи Изначальное знание. Изначальная свобода и Совершенство. Понять Д. это значит понять Изначальное состояние. В. М. Монтлевич

ДЗЭН (яп., кит. — чань от санскр. дхьяна, т. е. "медитация") — одна из наиб. влият. будд. школ в Японии. Согласно традиции, это учение пришло из Индии, но в действительности оно возникло в Китае в нач. 6 в. н. э., впитав в себя элементы многих будд. направлений; мадхьямиков, йогачаров, Хуаянь-цзун; несомненно, нек-рое влияние на идеи чань оказал даосизм. Д. признает реальность феноменального мира, но воспринимает его как неистинный. иллюзорный, "ничто" (му). Только при помощи медитации можно постичь свою изначальную природу, к-рая есть не что иное, как "сущность будды" (буссё). достичь пробуждения (сатори) и после этого постичь истинную природу вещей, увидеть их сокровенную суть и осознать свою причастность ко всему сущему. Большое внимание уделяется в Д. проблемам психотренинга, для чего используются прежде всего практики дзадзэн и коан. Из учения Хуаянь Д. позаимствовал идею о тотальной взаимосвязи общего и частного, что выражается принципом "все в одном, одно во всем". Д. не признает существования вселенского Будды, считается, что он наличествует в каждом индивидууме, к-рый в свою очередь тождествен абсолюту и является вместилищем неогранич. возможностей. Существование в мире каких-либо принцип. оппозиций есть фикция, порождение "замутненного" сознания. В действительности же между субъектом и объектом, нирваной и сансарой, жизнью и смертью, знанием и невежеством не существует никакой разницы. "Пробужденное" сознание приравнивается к "безмыслию" (мунэн), а мир предстает для него недвойственным (фуни). В то же время Д. подчеркивает важность активного отношения к миру, реализации в нем творч. энергии. Д. не приемлет крайнего аскетизма: человеч. желания должны не подавляться, а направляться в духовные сферы. Сокровенные истины, считают последователи Д., передаются не через будд. трактаты, а "от сердца, к сердцу", от учителя к ученику. На раннем этапе своего существования в Китае чань выступал против любых авторитетов, против необходимости изучения свящ. будд. текстов. Но с течением времени (в Китае, а еще в большей степени в Японии) декларируемые иконопластические и антиавторитарные принципы спокойно могли сосуществовать с богатейшей письменной традицией, усиленным и глубоким изучением и комментированием писаний др. наставников, равно как с почти харизматич. отношением к своим непосредственным наставникам, к их трудам и высказываниям. Повышенное внимание обращалось на строгость наследования опред. традиции, что привело к дроблению подшкол Д. на отд. ветви, обладавшие не всегда отчетливо выраженными, но только ему присущими тенденциями. В Японии существовало более 50 разных ветвей Д. В Китае расцвет чань приходится на время правления династии Тан (618-907). В это время первоначально относительно однородное учение после шестого патриарха Хуэйнэна разделилось на "пять домов и семь школ", дробление к-рых продолжалось и в дальнейшем. В это время жили такие прославленные наставники чань, как Мацзу Даои, Байчжан Хуайхай, Хуанбо Сиюнь, Линьцзи Исюань и др. Впервые Япония познакомилась с теорией и практикой чань-буддизма только в кон. 12 в., когда его история в Китае уже насчитывала неск. Веков. Два осн. направления яп. Д. — Риндзай-сю и Сото-сю получили в Японии распространение прежде всего благодаря усилиям соответственно Эйсан и Догэна. Вслед за ними мн. японцы отправлялись в Китай для изучения философии чань, а кит. миссионеры в свою очередь прибывали в Японию и распространяли там свои идеи. Ко времени знакомства японцев с чань он претерпел в Китае сильные видоизменения. От былого бунтарского чань оставалась лишь жалкая тень. Жизнь в чаньских монастырях строжайшим образом регламентировалась монаст. уставами, а вместо религ. практики монахи чаще предпочитали заниматься литературным трудом или изящными искусствами. Поэтому яп. Д. имеет много общих черт именно с "постхаризматич.", монаст. чань. Начало распространения Д. в Японии совпало с переходом власти в руки самурайского военного сословия, к-рое остро нуждалось в собств. идеологии. Декларируемое Д. отрицат. отношение к письм. слову и кажущаяся простота дзэнской философии больше импонировали вкусам и запросам малограмотных самураев, чем сложные филос. концепции таких школ, как Тэндай-сю или Сингон-сю. Одновременно через посредство Д. самураи получали возможность приобщиться к кит. культуре, к-рая удовлетворяла их в значительно большей степени, чем предельно эстетизир. национ. культура, культивировавшаяся в придворной среде. Сёгунское пр-во осознало возможность использования Д. в качестве интегрирующего социального фактора и постаралось подчинить дзэнские монастыри правительств. контролю. По существовавшему в Китае образцу была создана иерархия. система "пяти гор и десяти храмов" (годзан дзиссацу), в к-рую включались почти все монастыри Риндзай. Храмы Сото, расположенные преимуществ, в провинциях, не входили в эту систему (за исключением подшколы Ванси) и поэтому обладали большой степенью внутр. свободы. Наивысший расцвет Д. в Японии приходится на 14-15 вв.. когда дзэнские монахи выступали в роли советников и наставников при сёгунском и императ. окружении. Монастыри годзан были крупными центрами культурной деятельности, там возникла богатейшая дзэнская лит-ра на кит. языке (см. Пяти гор литература) — годзан бунгаку. И все же на протяжении эпохи Муромати ( 1333-1568) Д. в осн. оставался достоянием людей образов., независимо от того, к каким соц. слоям они относились. Нек-рые проповедники пытались распространить идеи Д. и в среде простого народа, для чего отказывались от кит. языка в пользу яп. Наиболее рано эта тенденция проявилась в направлении Сото, где уже Догэн создавал свои сочинения на яп. языке. В эпоху Токугава (1603-1868) в Д., как и в других будд. школах., шел активный процесс переосмысления накопленных идей и знаний в сторону большего прагматизма и синкретизма. На протяжении всей своей истории Д. оказывал сильнейшее влияние на мн. сферы яп. культуры и традиц. эстетики, что нашло яркое отражение в таких национ. искусствах, как монохромная живопись, икебана, чайная церемония, каллиграфия, искусство разбивки садов, разные виды военных искусств (кэмпо), яп. поэзия и драма Но. Простота, естественность, спонтанность, гармония — эти эстетич. принципы не только стали неотъемл. чертами яп. искусства, но и во многом определяли отношение к жизни для японцев. В 20 в. благодаря усилиям прежде всего Д. Судзуки (1870-1966) Д. стал достоянием зап. культуры. Многие зап. философы, теологи, писатели, художники, психиатры, музыканты проявляли интерес к Д. и пытались приспособить его идеи к собств. творчеству. Отголоски Д. можно обнаружить в произведениях Г. Гессе, Дж. Сэлинджера, Дж. Керуака, в поэзии Г. Снайдера и А. Гинсберга, в живописи В. Ван Гога и А. Матисса, в музыке Г. Малера и Дж. Кейджа, в философии А. Швейцера, в трудах по психологии К. Г. Юнга и Э. Фромма. В 60-х гг. "дзэнский бум" охватил многие америк. ун-ты и придал опред. окраску движению битников. В наст. вр. Д. не является самой массовой школой яп. буддизма, но продолжает сохранять довольно прочные позиции. Число приверженцев Сото ею оценивается в 7 млн, Риндзай-сю — в 3 млн человек. Монастыри и центры по изучению Д. существуют и за пределами Японии — прежде всего в США и Зап. Европе (Франция, Англия, ФРГ и др.). А. М. Кабанов

ДИГНАГА (ок. 450-520) — основатель инд. школы йогачара-мадхьямика и будд. логики. Уроженец Канчи в Южн. Индии. В буддизм обращен учителем из хинаянистической школы ватсипутриев, затем учился у Васубандху, с к-рым разошелся в вопросах логики. Снискал себе славу искусного диспутанта. Много путешествовал по Орисе и Махараштре, но большую часть жизни провел в Андхре недалеко от современного Мадраса. Умер в одиночестве в лесу в Ориссе. Все его работы, за исключением двух ранних, посвящены гносеологии и логич. проблематике. За основу своих логич. разработок Д. взял реалистич. логику найяиков, но истолковал ее в духе будд. идеализма и попытался сделать чисто дедуктивной наукой, о чем свидетельствуют такие его сочинения, как "Праманасамуччая" (сборник афоризмов об источниках достоверного знания), "Хету-чакрахамару" (колесо среднего термина, повернутое правильно), "Аламбана-парикша" (рассмотрение объектов мысли), "Ньяямукха" (начало логики). Д. разделил вывод на "для себя" и "для другого", дал ориг. интерпретацию правила трехаспектности для среднего термина, систематизировал логич. ошибки, построил архаич. систему логики трех операторов для непустых классов объектов, сформулировал концепцию об относит. значении слов. Н. А. Канева

ДИПАВАНСА (пали) — "История страны"; старейшая историч. хроника Шри-Ланки, составленная в 4 в. н.э. Считается одним из гл. источников по истории страны, хотя акцент в ней сделан скорее на истории буддизма в регионе, чем на политич. событиях. По времени создания она совпадает с др. известной хроникой, Махавансой, но отличается от последней своей аполитичностью. Д. — творение неск. авторов. Н. А. Канаева
ДОГЭН (1200-1253) — основатель школы Сото-сю в Японии. В 1223 отправился в Китай, где стал учеником Жуцзина в монастыре Тяньтунсы. По возвращении в 1227 на родину Д. более 10 лет жил в Киото, вначале в монастыре Кэнниндзи, затем в Косёдзи. Чтобы избежать контактов с офиц. кругами, Д. удалился в горы в провинции Этидзэн, где основал храм Эйхэйдзи, впоследствии гл. центр Сото-сю. Д. — один из самых ориг. и глубоких яп. мыслителей. Его идеи изложены в написанном им на яп. языке монум. сочинении "Сёбо гэндзо" в 95 томах. Однако затем труды Д. несколько веков были преданы забвению, и с новой силой интерес к ним возродился только в 17 в. А. М. Кабанов

ДОКЕ (ум. в 772) — яп. будд. монах, один из главных выразителей теократич. тенденции в раннем яп. буддизме. В теч. неск. лет Д. занимал высший пост в императ. пр-ве. контролировал расходы будд. храмов, лично утверждал послушников в звании монахов. Современники и последующая традиция обвиняли Д. в стремлении узурпировать императ. престол. А. Н. Игнатович

ДОКШИТ (от монг. догшит — дикий, необузданный, свирепый, жестокий) — монг. термин для обозначения богов ранга "защитников веры" в ламаистском пантеоне ( см. Дхармапала ). Н.Л. Жуковская

ДОЛМА (тиб.). Дара Эке (моцг.) — см. Тара

ДОРЖИЕВ Агван (1853-1938) — религ. и политич. деятель Тибета, один из организаторов обновленч. движения в Бурятии, Калмыкии и Туве; основатель будд. храма в Петербурге (см. Буддийский храм в Санкт-Петербурге) и ряда храмов в Зап. Бурятии; издатель, реформатор монг. письменности. Получил богосл. образование в Урге (совр. Улан-Батор) и в знаменитом монастыре Брайбун (один из трех гл. монастырей Лхасы), имел высшую филос. ученую степень лхарамба (цаннид хамбо лхарамба). В числе семи высших ученых лам состоял при Далай-ламе XIII, обучал его будд. философии и лит-ре. Положение наставника-воспитателя Далай-ламы позволило Д. впоследствии стать одним из его ближ. советников и крупной фигурой в тиб. теократич. правительстве. В 1898 был командирован в Китай, Россию и Францию для ознакомления с гос. устройством и жизнью. По возвращении в Тибет был возведен в третий высший чин старшего хамбо с правом голоса во всех вопросах политики и веры. После Октябрьской революции вся деятельность Д. практически проходила на терр. Сов. России: пропаганда основ буддизма на платформе обновленч. движения, строительство новых храмов, издат. деятельность. Начавшийся в кон. 20-х — 30-е гг. разгром будд. культуры в СССР воспринял трагически, пытался противостоять ему всеми доступными ему способами. В 1938 был репрессирован, умер в тюремной больнице в том же году, место захоронения неизвестно. Л. Л. Абаева

ДРАГШЕДЫ (тиб.), докшиты (монг.) — группа из восьми божеств, входит в разряд чхойкьонг, или "защитников учения", почитаются все вместе или по отдельности; Лхамо, Цангпа Карпо, Бегце, Шиндже, Намтхойсре, Гонпо, Тамдин, Шинджешед. Вход в гонкханг — помещение, посвященное Д., охраняют чучела диких яков и леопардов. Д. — персонажи чама (цама) — мистерии устрашения еретиков (см. Дхармапала). Е. Д. Огнева

ДУЙНКХОР (тиб.) — см. Калачакра.

ДУККХА — см. Трилакшана.

ДУНЬХУАН — город в сев.-зап. части совр. провинции Ганьсу. В древности — важный торговый центр Великого шелкового пути, одно из первых мест распространения буддизма в Китае. В 25 км к юго-востоку от Д. находится всемирно известный комплекс из четырех пещерных монастырей. Наиб. знаменитым из них является монастырь в пещере Могао (или Цяньфодун — "Пещера тысячи будд"), к-рый был основан в 366 и просуществовал до 13 в., когда пещеры были замурованы. Вновь они были открыты в 1900. Пещерный комплекс Д. является крупнейшим в мире памятником будд. культуры. В Д. были обнаружены многочисл. произведения искусства 4-13 вв. Только уник. фрески Могас занимают площадь более 40000 м . Исключит. богато найденное в Д. собрание рукописных текстов, по преимуществу будд., хранящихся ныне во мн. музеях и науч. центрах мира. Памятники Д. широко изучаются в КНР и за ее пределами, в т. ч. и в России. Е. А. Торчинов

ДУШУНЬ, Фашунь (557-640) — кит. будд. монах, согласно традиции — основатель школы Хуаянь-цзун. Род. в районе совр. г. Сиань (провинция Шэньси). В 18 лет принял монашество, начал проповедовать учение сутры "Хуаянь-цзин" в монастыре в горах Чжуннаньшань. В правление императора династии Тан Тай-цзуна (627-649) был приглашен ко двору и награжден почетными титулами. Его гл. соч.: "Хуаянь у цзяо чжи гуань" ("Сосредоточение и созерцание сущности пяти учений по сутре Хуаянь") и "Хуаянь фацзе гуаньмэнь" ("Врата созерцания мира дхарм по учению Хуаянь"). В этих соч. Д. заложил основу учения школы Хуаянь. Е. А. Торчинов

ДХАММАПАДА (пали) — "Путь буддийской доктрины"; наиболее известный и часто цитируемый текст палийского канона. Содержит 423 стиха-афоризма, разделенных на 26 глав, в к-рых речь идет о "благородной системе" моральной философии. Переводилась с пали на пракриты, санскрит, кит. и мн. др. языки. Популярна в будд. странах как у тхеравадинов, так и у махаянистов. На Шри-Ланке долгое время использовалась как учебник для новообращенных; заучивалась наизусть. Н. А. Канаева

ДХАММА-ЧАККА-ПАВАТТАНА-СУТТА (пали; букв. — "приведение в движение Колеса Закона". или "Проповедь о создании Царства справедливости") — 1-я проповедь Будды после его просветления, произнесенная перед его первыми учениками в Оленьем парке (Сарнатх) в окрестностях Варанаси (совр. Бенарес). Н. А. Канаева

ДХАРМА (санскр.), ДХАММА (пали) — чрезвычайно важный и многозначный термин не только буддизма, но и всей инд. философии. Палийский термин употреблялся в основном школой тхеравада, санскр. — в школах махаяны. Санскр. форма слова "дхарма" — производная от арийск, корня dhar — утверждать, поддерживать, защищать; переводится как "система", "доктрина", "религия", "добродетель", "моральное качество", "долг", "справедливость", "закон", "образец", "норма", "идеал", "истина", "форма", "условие", "причина", "порядок мироздания" — значение зависит от контекста. Можно выделить 5 групп основных значений термина Д.: 1) доктрина; к.-л. учение, излагаемое в систематич. форме; руководящие жизненные принципы, принимаемые человеком; в буддизме — учение Будды; 2) правило; правильное поведение; справедливость; закон: праведность; 3) условие; причина или прошлое, выступающее причиной; причина и следствие как практически идентичные; 4) феноменальное; Д. как следствие (в этом значении она употребляется в Дхаммападе: "Все дхармы (т. е. все феноменальное) сотворены мышлением"). Приложение слова "дхарма" к феноменальному миру указывает на его упорядоченную структуру; мир — это выражение закона; 5) высшая реальность — точечные моменты бытия, вспышки психо-физической "энергии". Уже в раннем буддизме элементы-дхармы классифицируются трояким образом: по скандхам (Skandha), аятанам (ауtanа) и дхату (dhatu). По скандхам разделялись элементы, составляющие эмпирическую личность (пудгала), т. е. личность, с к-рой люди имеют дело в повседневной жизни. С т. зр. же "высшей реальности" эта личность нереальна, т. к. складывается из 5 скандх элементов: а) телесных Д., составляющих тело (рупа); б) Д. ощущений и чувств (ведана); в) Д. восприятии, представлений (самджня); г) Д. кармических "формирующих факторов" (самскара) ; д) Д. сознания, различительного знания (виджняна). С т. зр. процесса познания все Д. делятся на 12 "сфер познания" (аятана), 6 внутренних и 6 внешних, или 6 познават. способностей и 6 соответствующих им объектов. Классификация по "классам элементов" (дхату) основывалась на предыдущей классификации, но была более подробной: в ней к 12 сферам добавляли 6 модусов сознания (зрительное сознание, слуховое сознание и т.-п.), к-рые и формировали, с т. зр. буддистов, единый поток сознания. В махаяне Д. иногда трактовалась как синоним татхаты (см. Дхармакая). Н. А. Канаева

ДХАРМАГУПТАКА (санскр., в будд. традиции "те, к-рые защищают дхарму", дхармагупта — "те, к-рых защищает дхарма") — подшкола махищасаки, возникшая в результате раскола материнской школы ок. 210 до н. э. Причиной раскола школы махищасака явились разногласия между монахами по поводу ценности дара, преподнесенного Будде и сангхе, а также "качества заслуг" (пунья), находившихся в зависимости от ценности сделанного дара. Монахи, отстаивавшие т. зр., что заслуги могут возрасти во много раз в случае, если дар будет сделан Будде, а не сангхе, вышли из общины махищасаков и сформировали собств. общину, получившую название Д. в честь основателя — Дхармагупты. Духовным авторитетом дхармагунтаков был провозглашен архат Маудгальяяна — один из гл. учеников Будды, прославившийся своими магич. способностями. Канон школы Д. состоял из 5 разделов: Виная-питака, Дхарани-питака, Бодхисаттва-питака, Дхарма-питака и Щарипутрабхидхарма-питака. Особую популярность Д. получил за пределами Индии, в частн. в Китае, Сакральным цветом Д. считался темно-красный. В основе культовой практики Д. почитание мощей Будды. Религ. учение школы Д. базировалось на ряде фундаментальных принципов, общих для школ ветви стхавиравада. Разработка дхармагуптаками медитативной (см. Медитация) практики как осн. средства достижения нирваны способствовала развитию метафизич. представлений в буддизме. Первые центры этой школы появились в районе Матхуры. Расцвет школы Д. приходится на 1 — 3 вв. н. э. В это время для ее последователей возводятся новые монастыри в районах Сев.-Зап. Индии, Афганистане, в Цент. Азии и Китае. Сюаньцзан и Ицзин встречали монастыри этой школы в Уддийяне в Хотане. Д. просуществовала вплоть до конца 7 в. Л. Р. Фурцева

ДХАРМАКАЯ (санскр.) — одно из 3-х (наряду с "телом блаженства" и "феноменальным") тел Будды — космическое; Будда как онтологич. категория (См. Трикая). Н. А. Канаева

ДХАРМАКИРТИ (ок. 580-650 или позднее) — инд. философ, логик и поэт. Вместе с Дигнагой заложил основы будд. логики. Родился в брахманской семье в Тримала на юге Индии, посвящение получил в Ниланде из рук учителя Дхармапалы. Учился также у Ишварасены. Инкогнито учился у мимансака Кумарилы и вайшешика Канады Гупты. Нек-рое время провел в уединении в лесу, путешествовал на юге Индии, в Бенаресе, Магадхе, в горах Виндхья и Гуджарате — всюду выступал с проповедями, принимал участие в диспутах, помогая восстановлению пошатнувшихся к тому времени позиций буддизма. Под его влиянием царем Утпуллапушпой были построены несколько будд. монастырей, в одном из к-рых Д. поселился и написал те 7 известных трактатов, к-рые составляют основу будд. гносеологии. Среди них "Праманавартика" (Об источниках познания), "Праманавинишчая" (О достоверности познания), "Ньяябинду пракарана" (Краткий учебник логики). В последнем Д. систематизировал логич. концепции Дигнаги, уточнил и развил логич. терминологию, определения, модифицировал классификацию ошибок Дигнаги, дал свою интерпретацию правила трехаспектности для среднего термина. Известны две поэмы Д. Умер в основанном им монастыре в Калинга. Н. А. Канаева

ДХАРМАПАЛА (санскр., тиб. чхойкьонг, монг. чойджин, докшит) — в будд. мифологии боги-защитники будд. учения и его последователей. Категория Д. очень расплывчата. В одном из тиб. текстов имеется список из 8 богов, входящих в состав Д., — Ваджрабхайрава, Хаягрива, Бэгце, Яма, Махакала, Шри-деви, Вайшравана, Брахма. Однако часто к их числу причисляют и многих других: идамов (богов-покровителей), местные божества разных народов, согласно легендам, укрощенные либо Падмасамбхавой, либо Далай-ламой или еще кем-либо из значительных деятелей будд. истории и давшие обязательство отныне работать на благо будд. веры. Практически к канонич. списку Д. каждый народ может добавить свои персонажи. Н. Л. Жуковская

ДХАРМАСАЛА — небольшой городок в предгорьях Гималаев в инд. штате Химачал Прадеш, ставший ставкой Далай-ламы XIV после его бегства из оккупир. Китаем Тибета в 1959. В Дхарамсале находится Кашаг — эмигр. пр-во Тибета, Ассамблея народных депутатов Тибета и др. офиц. ин-ты. Здесь же расположены мед., культурные, религ. тиб. учреждения, из к-рых наиб, известность приобрела созданная в 1971 Библиотека тиб. работ и архивов, являющаяся в наст. вр. крупнейшим в мире тибетологич. центром. А. А. Терентьев

ДХАРМОТТАРА, Дхарматрата — представитель школы йога-чара в Индии. Э. Фраувальнер датирует его жизнь 750-810, С. Ч. Видьябхушана полагает, что он жил лет на 60 позже. Сведения о его жизни крайне скудны, сочинения — малоизученны. Д. относится к тому направлению в школе йогачара, к-рое считало все наше познание ложным, в отличие от Дхармакирти, признававшего истинность чувственного познания. До нас дошли 6 сочинений Д.: в санскр. Оригинале — "Ньяябинду-тика" (комментарий на "Краткий учебник логики" Дхармакирти), остальные — в тиб. переводах; среди них — комментарий на "Праманавинишчая" Дхармакирти, "Апоханама-пракарана" (Об отрицательном значении слов) и "Кшанабханга-сиддхи" (Объяснение расчленения представлений на моменты) и др. Н. А. Канаева

ДХАРМОТТАРИЯ (санскр., в будд. традиции "те, к-рые являются последователями архата Дхармоттары") — подшкола ватсипутрии, возникшая ок. 150 до н. э. Д. расширила Абхадхарма-питаку материнской школы за счет добавления отдельных шастр. Ключевыми моментами в учении Д. являются постижение путей, ведущих к нирване (предназначенной исключительно для самих себя), и отстаивание принципов достижения архатства. Монастыри Д. располагались в Карли, Сопаре, Джуннаре. Здесь последователи этой школы появились не позднее 2 в. н.э. Л. Р. Фурцева

ДХАТУ (пали) — букв. корень, элементы, классы элементов. В будд. писаниях термин имеет неск. значений: 1) четыре всеобщих элемента вещества (земля, вода, огонь, ветер) ; 2) три основных уровня бытия (материальное, делящееся на мир чувственных желаний и мир чистой материи, и нематериальное). Это разделение было необходимо для составления схем элементов, соответствующих обитателям различных миров; 3) 18 классов элементов, создающих единый поток сознания познающей личности; 4) универсальный мир дхармы, истины. Н. А. Панаева

ДХЬЯНИ-БОДХИСАТТВА — термин, не существующий в будд. традиции и использовавшийся нек-рыми востоковедами нач. с 19 в. для обозначения бодхисаттв, принадлежащих к семьям "пяти татхагат" (см. Панча-татхагата). В зап. науч. лит-ре практически уже не употребляется. А. А. Теретьев

ДХЬЯНИ-БУДДА — термин, не существующий в будд. традиции и не соответствующий нормам санскрита; был введен в востоковедческую лит-ру в 19 в. для обозначения будд из группы "пяти татхагат" (см. Татхагата, Панча-татхагата). В западной науч. лит-ре практически уже не употребляется. А. А. Терентьев

ДЭВИД-НИЛЬ Александра (1868-1969) — франц. путешественница, исследовательница Цент. Азии: начиная с 1893 предприняла ряд экспедиций в Индню, Китай, Тибет; первая из европ. женщин посетившая Лхасу. Занималась изучением религии и этнографии Тибета, тиб. Гесериады; автор ряда монографий, в части, книги "Маги и мистики Тибета", где впервые описываются ритуалы чод, обряд туммо и др. Е. Д. Огнева

ДЭМБО-АДЗЯРИ (яп.) — "мастер (от санкр. "ачарья"), передающий Закон". Титул, присваиваемый монахам школ эзотерич. буддизма, к-рые благодаря своей учености и прохождению церемонии окропления головы получили право преподавать послушникам догматику и обучать их ритуальной практике. А. Н. Игнатович

<<<Г
содержание
Е>>>