ЮРИЙ КОМАРОВ.

Из личного опыта сатипаттханы.

 

Моя первая сатипаттхана длилась три недели. Это была очень плотная формальная практика. Было трудно. Было много эмоций и борьбы, но меня поддерживала, и сама практика и желание поскорее достичь просветления, видения и пр. Учителя у меня не было, и я руководствовался книгой Ирвина Шеттока “Эксперимент по осознанности. Медитация Сатипаттхана”.

Решился я на такую практику в силу двух причин: назревшего разрыва с женой и настоятельной потребности в просветлении и прекращении страданий. Сатипаттхана подходила для этого лучше всего. В то время работа позволяла мне сидеть дома (за исключением редких выездов на вызовы). Я объявил всем домашним, что у меня медитация на три недели, что я не буду ни с кем разговаривать (без крайней необходимости), не буду смотреть телевизор, и не буду ничего делать по дому, - как бы меня нет (хотя я и тут). А себе еще я запретил читать, писать (что было для меня самым трудным, т.к. я считал себя почти писателем и постоянно, что ни будь сочинял), играть на гитаре и петь, и еще отказался от употребления алкоголя (и пива тоже), курить я к тому времени уже прекратил. Друзей обо всем этом я тоже уведомил.

И вот я вставал в шесть утра и начинал медленно ходить по комнате и коридору (если народ еще спал), потом завтракал и продолжал ходить по комнате. Режим был суровый, - полчаса ходить, полчаса сидеть, и так весь день, горизонтальное положение только с одиннадцати вечера до шести утра, есть только до полудня, а дальше можно только чай (и то не много) или воду, разрешалось так же съесть одно яблоко.

Первое время было очень трудно, особенно, по вечерам, когда я сидел на диване по-турецки, или ходил, а дети или жена постоянно подбегали с разными вопросами. Дети потом привыкли и оставили меня в покое, но не жена (она отличается сильным упрямством). По комнате ходить было можно только очень медленно (с проговором: “вверх, вперед, вниз” для каждой ноги), потому как длина комнаты всего три метра. Зато днем все уходили и я мог ходить по всей квартире. Вечерами время совсем замедлялось, потому что хотелось поскорее лечь спать, чтобы утром поесть. Зато иногда удавалось глубоко погружаться, но галлюцинаций не было. Уже на третьей неделе начались провалы в восприятии окружающего, это было не засыпание, а что-то похожее на саматхи – предмет концентрации покрывал все восприятие и укрупнялся до того, что сам пропадал.

Во время сидения следить за движением передней стенки живота было всегда интересно, потому что постоянно находились новые ощущения и я все время был в растерянности, - как их называть, да и с ходьбой было интересно открывалось много нового и об изменчивости ощущений, и о возникновении и смене мыслей.

Дни стали очень длинными, а ночи – короткими. На улицу я мало выходил, потому как, учитывая мою нынешнюю скорость передвижения (приблизительно четыреста метров в час), посылать меня можно было только за смертью, даже старушки меня обгоняли, и потом я не люблю, когда на меня все обращают внимание (потом это прошло). Конечно, иногда мне приходилось и быстро двигаться, когда я выезжал на работу, но я и тогда старался не терять осознавание, и удерживал, как мог, отслеживание ощущений. Я научился не бегать за автобусами и не носиться по эскалатору метро, не впрыгивать в закрывающиеся двери вагонов, и не читать в транспорте, все это заменило отслеживание ощущений. Я выяснил что у меня неисчислимое количество свободного времени. Оказалось, что можно было совсем легко не писать и не читать, и после окончания медитации. В результате практики я освободил себя от множества вещей, которые раньше ограничивали мою свободу.

Выяснилось, что оказывается, я очень люблю говорить, и мое молчание во время практики превратилось в шквал мыслей, которые иногда заставляли меня просто бегать по квартире (вместо медленной ходьбы с отслеживанием). А когда закончились три недели практики, меня как прорвало, и никто не мог остановить мою болтовню целую неделю!

В общем, просветления я так и не достиг, но узнал о себе очень много нового и многое во мне изменилось. Было очень много интересных состояний сознания, но они трудно передаваемы, да и практической пользы от них никакой. Другое дело личностные изменения, - тут сатипаттхана сработала эффективно. Изменив внешнее поведение, я изменил и внутреннюю шкалу ценностей, и точку зрения на мир и на мое место в нем, произошло перемещение из центра на периферию, - оказалось, что так удобнее наблюдать за происходящим (и за телом в том числе). Если выйти из центра мира в своем восприятии, то в центре окажется нечто другое и сразу изменяется видение вещей. Мир формируется в другую структуру и она, оказывается ближе к видению “как есть”, чем предшествующая. У меня изменились представления о дружбе, любви, об обязанностях в микро- и макро социуме, я перестал требовать от близких, чтобы они, непременно, следовали моим о них представлениям, и себе я разрешил быть таким, каков я есть.

После первой сатипаттханы я думал, что никогда в жизни больше не возьмусь за эту практику! Но оказался не прав, - я еще пару раз проводил подобную практику один, но, уже не так строго придерживаясь исходной формы, и там уже были другие проблемы и, прежде всего это проблема депрессии, - в конце практики каждый раз все начинало казаться скучным, бессмысленным и бесперспективным. И только совсем недавно я узнал, что такие состояния у практикующих долго не редкость и длятся они иногда месяц, иногда меньше, и что проходят они только в результате продолжения практики. Но это не означает что, развивается зависимость от практики. Здесь важно, что если во время практики возникают депрессивные состояния, по разным причинам, то не следует прерывать практику, лучше дождаться улучшения состояния, даже если для этого потребуется месяц, и только потом можно сделать перерыв в практике, если он тогда понадобится. То есть желательно практиковать до победы.

Возможные причины депрессии в практике осознанного поведения.

Постепенное смещение баланса сил в сторону уменьшения собственных сил (расход превышает приход). Решение – правильная оценка и корректировка баланса.

Однородность ряда восприятия. Кажущаяся повторяемость событий, как следствие, повторяющихся элементов поведения (например: сидеть, ходить, лежать) или замкнутости пространства. Решение – продолжать практику, позволить психике перестроиться.

Уменьшение физической активности. Решение – поддержать физическую активность (зарядка, упражнения, любой физический труд).

Эмоциональный голод. Решение - практика Дэ (Дэ /китайск./ – коротко говоря, правильно поведение в социуме, делать хорошо и себе и другому, иначе говоря, – два человека и одно сердце). В буддизме это любящие взаимоотношения с другими людьми, но не метта, а именно, сами отношения (например: помощь, или понимание, или любовь-открытость).

Могут быть и другие причины. Это только то, с чем я столкнулся.

Сейчас я вот уже во второй раз практикую с друзьями через интернет. Конечно, это уже все по-другому и совсем не строго, но и так практика осознанности вполне работоспособна, пусть не так прытко как в одиночку, но зато продвижение идет с меньшими усилиями. Внимание попадает в совсем иные области восприятия социума. Здесь большое значение имеет поддержка друзей, а также значительно большее место занимает практика Метта и др. Еще интересную роль играет практика отчетности, - здесь это практика открытости и честности. Правда, приходится, и писать, и читать не мало, но в итоге мы многое узнаем и о себе и о других. Сейчас, например, выяснилось, что не следует быть слишком строгим с собой и другими. Лучше прикладывать только оправданные усилия, иначе потеря сил приводит к срывам. Нужно делать только то, что делается как бы само собой, но при этом не плыть по течению (куда вывезет), а ясно видеть цель, и выбирать удобные течения. И на этот раз у меня есть режим, но он очень гибкий и еще меняется время от времени. Да и, собственно, практика стала менее формальной и более облегающей конкретные условия, она мне стала удобнее. Уже не важно, как это называется, Буддизм “Большой колесницы” или Дзен-Буддизм, значимо только то, что это подходит здесь и сейчас.

Для тех, кто только собирается практиковать осознанное поведение, могу посоветовать следующее: лучше всего начинать с учителем и в группе, если без учителя, то хотя бы в группе. Не плохо побывать на выездном ритрите (я был на четырехдневном ритрите с Тит Нат Ханом и это оказало на меня сильное воздействие, сравнимое с инициацией). Не следует сразу читать много литературных источников, выберите один наиболее современный и привлекательный для вас. Не хватайтесь сразу за древние тексты, за первоисточники, - правильно понимать слова Будды можно только при наличии некоторого собственного опыта в практике осознанности. Потом вы доберетесь до всего, но всему свое время. Будьте терпеливы. Всегда делайте то, что можете сделать сейчас, не откладывайте главное на потом.

Желаю всем практикующим осознанное поведение успехов в успокоении ума и просветления и всем удачи!

 

 

 

Москва 2001 год.


| В начало страницы | | На основную страницу |