Главная || Введение. || Глава 1. Каноническая литература. || Глава 2. Постканоническая литература. || Глава 3. Средневековая литература. || Приложения || Указатели

В. ГЕЙГЕР. ОЧЕРК ПАЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Пер. с английского А. Гунского, 2003-2004

© А. Гунский, 2003-2004. Только для личного пользования. Запрещается копирование и размещение в Интернете.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ИЗДАНИЯ ПАЛИЙСКОГО КАНОНА (ИЗ НЕОПУБЛИКОВАННОЙ ДИССЕРТАЦИИ А. Я. СЫРКИНА)

(Монография А. Я. Сыркина, посвящённая исследованию Дигха-никаи, должна была выйти в 1974 году в Главном издательстве восточной литературы. Однако она не была опубликована, вероятно, по идеологическим соображениям. В настоящее время диссертация размещена на сайте dhamma.ru - А. Г.)

Палийский канон неоднократно издавался целиком и в отдельных частях. С 1882 года его начало издавать в латинской транскрипции "Общество палийских текстов" (Пали Текст Сосайти), использовавшее для своего издания ряд рукописей, а также появившихся к тому времени других изданий. Издания эти (Т. Рис Дэвидса, Э. Харди, В. Гайтера, Дж. Карпентера, Л. Феера, Ф. Вудворда и др.) снабжены критическим аппаратом и индексами и являются до сих пор наиболее распространенными, хоть и не лишены недостатков. В частности, Дигха-никая была издана в этой серии в трех томах (тт. 1-2 в 1889 и 1903 гг. Т.В. Рис Дэвидсом и Дж. Карпентером, т.3 - в 1911г. Дж. Карпентером), в последующие годы неоднократно перепечатывавшихся без изменений, а комментарии к ней также в 3-х томах (1т. - 1886г., Т. Рис Дэвидсом и Дж.Карпентером, 2-3 тт. в 1931-1932 гг. В. Стеде). С конца XIX в. появляются издания Типитаки в странах Юго-Восточной Азии. Назовем некоторые из них. В 1894г. по приказу царя Чуланкараны Типитака была издана в Бангкоке (Таиланд) в 39 томах (сюда не вошел ряд текстов Кхуддака-никаи), ее второе издание вышло в 45 томах (большая часть напечатана в 1927 году). Третье, представляющее собой в основном перепечатку 2-го, начало выходить в 1956г., издание это выполнено с большой тщательностью. Бирманская традиция Типитаки была зафиксирована в 1871г., в связи с V Буддийским собором, на 729 мраморных таблицах. На основании этих таблиц и ряда рукописей в 1954-1956гг. в Рангуне к VI Буддийскому собору рядом авторитетных буддийских ученых было осуществлено критическое издание Типитаки в 40 томах, 2-е издание вышло в 1958-1960 гг. В 1956г. в Наланде (Индия) стало выходить сорокатомное издание палийских текстов (шрифтом девангари) под руководством Дж. Кашьяна. Здесь учитываются разночтения предыдущих изданий (прежде всего изданий ПТC и Бирманского 1954-1956 гг.), своеобразным сводом которых оно является. Наландское издание несомненно полезно как весьма близкое воспроизведение бирманской традиции, дополняющее ее рядом разночтений, однако, к сожалению, выбор последних проведен недостаточно последовательно. Здесь в частности, в 1958г. вышла Дигха-никая в трех томах, основанных прежде всего на бирманском издании 1956, а также сингальском (изд. В. Сири Нянавеса Тхера, Коломбо, 1929), сиамском 1926, и ПТС (пагинация изданий ПТС и бирманского дается здесь на полях). В целом среди изданий последних лет наиболее удачным, по-видимому, является 2-е бирманское. Сиамское уступает ему по качеству, хоть и содержит больше вариантов. Еще больше количество разночтений, хотя как говорилось, не вполне последовательно выбранных, дает Наландское издание, оно предлагает также более ясное чтение текста, но вместе с тем уступает по аккуратности издания первым двум. По-видимому, ни одно из имеющихся изданий, включая упомянутые выше критические публикации ПТС, не может изменить других и не может считаться безупречным в отношении критики текста, от подобного издания, по мнению, Ф.Р. Хамма, мы еще находимся далеко.