На что однонастроено самадхи - Вопросы практики - Постижение credit

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:

Автор Тема: На что однонастроено самадхи  (Прочитано 2874 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6426

в чем разница между Шамадхой и Саммадхи

ШАМАДХА  (шимэ, дхьяна и т.д.) -  объект сосредоточения чтото одно ?  (По ходу где предел разнообразия этого  одного, ведь одно может быть совсем чтото одно, вроде точки,  а может, например эта точка пульсировать и это тоже будет чтото одно, но уже  немного меняющееся. )

Вы тут говорите о понятиях тибетского буддизма, которые не являются предметом обсуждений на этом форуме.

Родственное палийское слово "саматха" означает "успокоение", или даже "примирение". В контексте медитативное практики - это способность успокаивать ум.

Об этой способности можно прочитать в Самадхи сутте:

“Ум нужно стабилизировать таким образом … успокаивать таким образом … объединять таким образом … сосредоточивать таким образом”.

http://dhamma.ru/canon/an4-94.htm

Цитировать
А если говорить  о sammadhi - глубоком сосредоточении, здесь не обязательно "чтото одно", как в шаматхе  ?
Здесь все что угодно ? Это общее понятие для глубокой сосредоточенности ?
если полностью сосредоточен  на чемто НЕ ОДНОМ (например смотрю видео)
то это будет уже не shamadha, но sammadhi ?

Самадхи - это по определению состояние однонастроенности ума (читт-экаггата).

Далеко не все предметы способны таким образом целиком окрасить всё восприятие.
Есть список из сорока предметов, подходящих для сосредоточения.
Наверное, самый известный из них - дыхание.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6426
На что однонастроено самадхи
« Ответ #1 : 04 Март 2010 18:16 »

как в Тераваде называется однонаправленное сосредоточение на чемто одном (точке, дыхании)

Пожалуй, никак.

В самадхи ум расширяется с настройкой на что-то одно, а не суживается до точки.

Цитировать
как в Тераваде называется  сосредоточение на чем угодно, любой роботе (когда очень сильно увлекся, допустим игрой) когда полностью охвачен каким нибудь занятием и находишься здесь и сейчас

Специального названия нет. Хотя в принципе состояние сильной поглощенности тоже можно назвать джханой:

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=696.0
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6426
На что однонастроено самадхи
« Ответ #2 : 17 Март 2010 23:56 »

я задавал вопрос на других форумах, что дает сосредоточение на одном объекте

как вы считаете, правильно ли это

Этот форум все же посвящен традиции Тхеравада. Я не вижу особого смысла в заочных спорах с участниками других форумов.

Ключевая характеристика самадхи - просторность ума (mahaggata citta).

Superior human states. The Vibhanga lists a large number of superior human states that the Commentary classifies into two broad categories: mahaggata dhamma, those related to the practice of meditative absorption; and lokuttara dhamma, those related to the absolute eradication of the mental fetters that bind the mind to the cycle of rebirth.

http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/bmc1/ch04.html

Сосредоточение на какой-то одной малой вещи, может в краткосрочной перспективе способствовать развитию умелых качеств. Но при длительной практике может получаться суженность ума (санкхитта читта).

Это может приводить к разного рода трансовым состояниям, не пригодным для развития мудрости. А главным предназначением самадхи является последующее развитие мудрости (пання).

Поэтому важно постепенно расширять охват внимания, как это описывает, например, досточтимый Тханиссаро:

http://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/guided.htm
« Последнее редактирование: 17 Июль 2013 20:47 от Ассаджи »
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6426
На что однонастроено самадхи
« Ответ #3 : 18 Март 2010 10:12 »

так что продвинутый буддист может со временем отказаться от сосредоточения на одном объекте, если это сужает ?

Тут важно определиться с тем, что имеется в виду под объектом сосредоточения.

Сосредотачиваются не на вещах - точках, свечках, носах, животах, звуках, мантрах и т.д. и т.п. Сосредоточение на вещах мало что дает. И к тому же может приводить к суженности ума.

Сосредотачиваются на опорах сосредоточения (араммана). Таких опор, подоходящих для самадхи, сравнительно немного - в суттах приводится около сорока видов практики сосредоточения.

Возьмем для примера белый цвет. Сосредоточение на нем означает, что все восприятие постепенно окрашивается белым цветом, и практикующий видит белый цвет повсюду вокруг.

Ум при этом просторен, развернут, и однонастроен (экаггата) на белый цвет.

Аналогично с сосредоточением на дыхании, - в качестве опоры сосредоточения тут выступает элемент воздуха (см. по этому поводу Дхаммасангани-Аттхакатха 200). Перцептивный образ элемента воздуха вначале улавливается в месте контакта (например, на кончике носа или над верхней губой), а затем все восприятие окрашивается этим перцептивным образом (нимитта) "воздушности" (как это описано в Вимуттимагге).

То, как это делается на практике, описывается в книге Ачана Ли Дхаммадхаро:
http://dhamma.ru/lib/authors/lee/samadhi.htm
« Последнее редактирование: 17 Июль 2013 20:48 от Ассаджи »
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6426
На что однонастроено самадхи
« Ответ #4 : 19 Март 2010 22:53 »

может объектом Шаматхи быть  музыка, любое видео или видео без звука  ?

"Шаматха" - это санскритский термин, из другого течения буддизма.

Если Вы имеете в виду палийский термин "саматха", то это способность успокоения ума. У нее нет "объекта".

Что касается самадхи, то для полной однонастроенности ума (экаггата) подходят лишь некоторые опоры сосредоточения, - прежде всего четыре элемента (в том числе элемент воздуха), и основные цвета.

Музыка, видео, мандалы, и любые другие вещи, как уже говорилось, для самадхи не подходят.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6426
На что однонастроено самадхи
« Ответ #5 : 21 Март 2010 08:03 »

я не понимаю почему. Если я могу сосредоточиться на дыхании то могу сосредоточиться и на любом МОНОТОННОМ звуке.
Что такое по сути дыхание - однообразный повторяющийся звук.

Слово "самадхи" можно перевести как "собранность (ума)". Ум при этом просторен (махаггата) и однонастроен (экаггата).

Вот, для примера, описание Ирвина Шэттока, с красным (пурпурным) цветом в качестве опоры сосредоточения:

"И вот внезапно больше не осталось никакой проблемы. Эта вспышка прозрения произошла в тот момент, когда я только что поставил стакан вина в пятно солнечного света, падавшего на стол. Ощущение, сопровождавшее этот момент, было таким необыкновенным, что оно и поныне остается свежим в моей памяти, а теперь оно стало помощником в решении, которое так долго от меня ускользало. Насыщенно-красный цвет вина также дошел до меня в особой вспышке, которая была совершенно ошеломляющей по своей красоте. Она полностью поглотила меня и завладела всеми моими ощущениями. То было мгновенное проявление чистого, захватывающего дух экстаза, невероятно возбуждающего и приносящего глубокое удовлетворение. Цвет, пропитавший все мое существо, был в огромной степени живой силой, и я изливал сердце в благодарности и в то же самое время содрогался от страха, что это ощущение, возможно, оставит меня.

Не имею представления о том, как долго я сидел, глядя на вино. Но вот как-то сразу вместе с чувством огромной утраты я опять увидел перед собой стакан вина, отбрасывающий на скатерть круги красного цвета. И хотя в это мгновенье у меня в уме не было ничего, кроме цвета, этого ярко-алого тона, оттенок которого я никогда не забуду, - сразу же после этого я понял, что теперь нашел решение вопроса "или-или", которого так долго был не в состоянии понять. Оно ни в коей мере не было результатом работы ума; однако я знал, что больше не осталось никаких затруднений в понимании двух подходов, столь разных в понятиях, каждый из которых так неверно истолковывался другим. Уверенность пришла не тогда, когда я размышлял о проблеме, и уж конечно, она не была результатом какого-то предыдущего сознательного исследования. Я просто неожиданно узнал, что мне нужно всего лишь выйти из мыслей, которые приходилось подбирать и внимательно рассматривать, - и дихотомия рассеется. Это неожиданное приобретение было следствием напряженных попыток не разрешать никаких абстрактных проблем; но само приобретение не имело ничего общего с тем, что я искал."

http://dhamma.ru/lib/authors/misc/shattock/txt06.htm

Что касается практики памятования о дыхании (анапанасати), то, как объясняется в Дхаммасангани-Аттхакатхе, 200,

(см. http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=524.msg4218#msg4218 )

джхана в ходе этой практики - это вариант практики сосредоточения на элементе воздуха.

Если в ходе практики настраиваться на такие явления, как звук дыхания, или ощущения и чувства в месте касания воздуха, то самадхи не получится.

А если настраиваться на сам элемент воздуха, воспринимаемый черех касание, то можно достичь однонастроенности ума на элемент воздуха. При этом все восприятие окрашивается элементом воздуха, и тело ощущается как "воздушное".

Звук не дает такой возможности полностью окрасить всё восприятие.

Какой-то составной предмет, имеющий много цветов, и состоящий из нескольких элементов, тоже не дает возможности полностью и устойчиво настроить ум на что-то одно.

Или, вот, например, есть такая практика, как различение четырех элементов (воздуха, воды, земли и огня). Она может привести лишь к предварительному сосредочению, поскольку в ходе этой практики ум постоянно переключается с одного элемента на другой. А сосредоточение на каждом из этих элементов в отдельности может привести к полному развитию сосредоточения, то есть ко всем четырем джханам.
« Последнее редактирование: 17 Июль 2013 20:49 от Ассаджи »
Записан

До

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 68
    • Буддийский форум "Дхарма"
На что однонастроено самадхи
« Ответ #6 : 23 Март 2010 10:04 »

Интересно, а махасатта, это просторное существо?
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6426
На что однонастроено самадхи
« Ответ #7 : 23 Март 2010 12:02 »

Интересно, а махасатта, это просторное существо?

По поводу просторности есть тема:
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=426.0

А если Вас действительно интересует термин "махасатта", то его можно обсудить в разделе по языку пали.
« Последнее редактирование: 23 Март 2010 12:43 от Ассаджи »
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6426
На что однонастроено самадхи
« Ответ #8 : 24 Март 2010 15:26 »

Получается что сосредоточение на одном объекте должно выполняться с усилиями, нужно как бы бороться, все время удерживая внимание. Но правильно ли это. Мне кажется, что все должно выполняться легко и без напряжения. Нужно ли прилагать  усилия, удерживая внимание на объекте ?

В предварительном сосредоточении (упачара самадхи) нет устойчивости. Это похоже на то, как человек прыгает, дотягивается до турника, но снова срывается. Так и практикующий сбивается с настройки (нимитта) сосредоточения.

Устойчивое сосредоточение (аппана самадхи) удерживается во многом само собой.
Человек как бы висит на турнике, крепко за него ухватившись.

Но надо еще знать, где есть такой турник, и как за него браться, - прыгание на месте просто так разве что развивает мышцы ног.
Записан

Zom

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 298
    • Община Тхеравады в Санкт-Петербурге
На что однонастроено самадхи
« Ответ #9 : 24 Март 2010 19:11 »

Определенное усилие конечно должно прилагаться для сосредоточения. А когда оно станет устойчивым, тогда, видимо, усилия можно будет либо ослабить либо вообще отбросить. Есть ещё интересная сутта о том что когда загрязнения вымываются из ума, ум сосредотачивается с лёгкостью сам, без усилий.
Записан
Теги: самадхи