Пали и язык джайнских сутт - Язык пали - Постижение

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:

Автор Тема: Пали и язык джайнских сутт  (Прочитано 5109 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6424
Пали и язык джайнских сутт
« : 15 Февраль 2009 19:28 »

Оба эти языка относятся к среднеиндийским, для которых характерны такие черты:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

"Pāli as a MIA language is different from Sanskrit not so much with regard to the time of its origin than as to its dialectal base, since a number of its morphological and lexical features betray the fact that it is not a direct continuation of Ṛgvedic Sanskrit; rather it descends from a dialect (or a number of dialects) which was (/were), despite many similarities, different from Ṛgvedic.[1] Some examples may help to illustrate this point [2]:..."

(далее автор приводит примеры палийских слов, напрямую произошедших от протоиндоевропейских и протоиндоиранских, но не от ведийских слов)

Pāli: A Grammar of the Language of the Theravāda Tipiṭaka
By Thomas Oberlies
page 6

http://books.google.com/books?id=zFc5_SU_uwwC&printsec=frontcover

Thomas Oberlies, 'Aśokan Prakrit and Pali', page 163:

1.1 The Middle Indo-Aryan languages

The Indo-Aryan languages are commonly assigned to three major groups - Old, Middle and New Indo-Aryan -, a linguistic and not strictly chronological classification as the MIA languages ar not younger than ('Classical') Sanskrit. And a number of their morphophonological and lexical features betray the fact that they are not direct continuations of Ṛgvedic Sanskrit, the main base of 'Classical' Sanskrit; rather they descend from dialects which, despite many similarities, were different from Ṛgvedic and in some regards even more archaic.

MIA languages, though individually distinct, share features of phonology and morphology which characterize them as parallel descendants of Old Indo-Aryan. Various sound changes are typical of the MIA phonology:

(1) The vocalic liquids 'ṛ' and 'ḷ' are replaced by 'a', 'i' or 'u';
(2) the diptongs 'ai' and 'au' are monophthongized to 'e' and 'o';
(3) long vowels before two or more consonants are shortened;
(4) the three sibilants of OIA are reduced to one, either 'ś' or 's';
(5) the often complex consonant clusters of OIA are reduced to more readily pronounceable forms, either by assimilation or by splitting;
(6) single intervocalic stops are progressively weakened;
(7) dentals are palatalized by a following '-y-';
( 8 ) all final consonants except '-ṃ' are dropped unless they are retained in 'sandhi' junctions.

The most conspicious features of the morphological system of these languages are: loss of the dual; thematicization of consonantal stems; merger of the f. 'i-/u-' and 'ī-/ū-' in one 'ī-/ū-' inflexion, elimination of the dative, whose functions are taken over by the genitive, simultaneous use of different case-endings in one paradigm; employment of 'mahyaṃ' and 'tubhyaṃ' as genitives and 'me' and 'te' as instrumentals; gradual disappearance of the middle voice; coexistence of historical and new verbal forms based on the present stem; and use of active endings for the passive. In the vocabulary, the MIA languages are mostly dependent on Old Indo-Aryan, with addition of a few so-called 'deśī' words of (often) uncertain origin.

The most archaic of the MIA languages are the inscriptional Aśokan Prakrit on the one hand and Pāli and Ardhamāgadhī on the other, both literary languages.Two other stages of MIA may be distinguished, that of the Prakrits proper (excluding Ardhamāgadhī) and that of the Apabhraṃśa languages.

http://books.google.com/books?id=jPR2OlbTbdkC&pg=PA161&dq=Oberlies&ei=RbCVR-OlOqWY6AK_uLCsBw&sig=AdxyWiA0t3uVyL8Vl78osemlpB0#PPA163,M1

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Пали очень похож на язык ранних джайнских сутт. Как пишет Вильгельм Гейгер,

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В связи с обозначением канонического языка как "магадхи" Виндиш ссылается на язык арша, язык джайнских сутт. Арша называется также ардха-магадхи, то есть "полу-магадхи". Важно подчеркнуть, что ардха-магадхи отличается от собственно магадхи в тех же самых пунктах, что и пали . В ардха-магадхи также не происходит изменения r в l, и окончание существительных -о (вместо окончания -e магадхи) встречается по крайней мере во многих ритмических фрагментах. С другой стороны, как я считаю на основании собственных наблюдений, существует много примечательных аналогий между арша и пали в словаре и морфологии.

http://dhamma.ru/paali/geiger/geiger_intro.html

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Убедиться в близости пали и языка ранних джайнских сутт можно на примере Самана сутты:

http://www.jainworld.com/scriptures/samansuttam10.asp


Для сравнения с другим пракритом - Дхаммапада на языке гандхари:

http://titus.uni-frankfurt.de/texte/etcs/ind/mind/gandhpkt/dhpgpkt/dhpgp.htm
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6424
Re: Пали и язык джайнских сутт
« Ответ #1 : 15 Февраль 2009 21:30 »

Строфа палийской Дхаммапады:

103. Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного,     
то именно этот другой – величайший победитель в битве.


103. Yo sahassaṃ sahassena, saṅgāme mānuse jine;
Ekañca jeyyamattānaṃ, sa ve saṅgāmajuttamo.

Джайнская Самана сутта:

Jo sahassam sahassanam, samgame dujjae jine.
Egam jinejja appanam, esa se paramo jao. (125)

One may conquer thousands and thousands of enemies in an invincible battle;
but the supreme victory consists in conquest over one's self. (125)
Записан

Кусярон

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 357
Re: Пали и язык джайнских сутт
« Ответ #2 : 16 Февраль 2009 08:49 »

В интернете есть отсканированный ардхамагадхийско-английский словарь:
http://www.archive.org/download/ardhamagadhidict005008mbp/ardhamagadhidict005008mbp.pdf
http://www.archive.org/download/ardhamagadhidict005007mbp/ardhamagadhidict005007mbp.pdf
(326 и 74 мегабайта, "картинки", ардха-магадхи записывается на деванагари)

« Последнее редактирование: 19 Февраль 2009 04:25 от Oleksandr »
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6424
Re: Пали и язык джайнских сутт
« Ответ #3 : 24 Февраль 2009 20:53 »

Еще одна параллель:

Jaha pommam jale jayam, novalippai varina.
Evam alittam kamehim, tam vayam buma mahanam. (109)

We call him a Brahmin who remains unaffected by objects of sensual pleasures like a lotus which remains untouched by water though born in it. (109)

http://www.jainworld.com/scriptures/samansuttam9.asp

401. Vāri pokkharapatteva, āraggeriva sāsapo;
Yo na limpati kāmesu, tamahaṃ brūmi brāhmaṇaṃ.

401. Я называю брахманом того, кто не льнет к чувственным удовольствиям,     
подобно воде на листе лотоса или горчичному зерну на острие шила.    

http://dhamma.ru/canon/kn/dhp/dhammapada.htm#n26

Эта джайнская Самана сутта - современная антология из древних джайнских текстов.

Статья об упоминаниях джайнов (на пали - ниггантха) в буддийской литературе:

The Jaina References in the Buddhist Literature

Kamta Prasad Jain

http://ccbs.ntu.edu.tw/FULLTEXT/JR-ENG/jai.htm
« Последнее редактирование: 18 Июль 2013 09:09 от Ассаджи »
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6424
Re: Пали и язык джайнских сутт
« Ответ #4 : 25 Февраль 2009 11:15 »

Эти же строфы Дхаммапады можно сравнить с вариантами на санскритизированных пракритах в книге:

A Comparative Edition of the Dhammapada

with parallels from Sanskritised Prakrit
edited together with
A Study of the Dhammapada Collection

by ânandajoti Bhikkhu

http://www.ancient-buddhist-texts.net/Buddhist-Texts/C3-Comparative-Dhammapada/index.htm
Записан

Кусярон

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 357
Re: Пали и язык джайнских сутт
« Ответ #5 : 06 Март 2009 22:49 »

Для контекста, - о джайнском каноне:
http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/4/41/1007052.htm

Его тексты по формату и назначению напоминают тексты кхуддака-никаи и абхидхаммы, плюс один текст по винае.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6424
Re: Пали и язык джайнских сутт
« Ответ #6 : 06 Март 2009 23:08 »

Еще о параллелях:

Resemblance to Pali literature

The Svetambara Jaina Canon which is the result of several centuries appears to have a close resemblance to Pali scripture which was complied in the first or second century after the Buddha's demise. In other words, the Jaina Canon has been influenced by Pali literature. The language and style are good enough evidences in this connection. For instance, a stanza of the Uttaradhyana (9.44), viz.

Mase mase tu jo balo kusaggenam tu bhunjae

Na so sukkha adhammasa kalam agghai solasim.

has a very close resemblance to the stanza of the Dhammapada (70), viz.

Mase mase kusaggena balo bhunjetha bhojanam.

Na so sankhatadhammanam kalam agghati solasim.

The stanzas of the Dhammapada (103, 405, 409) can be compared with the stanzas of the Uttaradhyana 9.34; 25.22;25.24. Some other stanzas like 49, 66, 362 are similar to the stanzas 1.2, 4.1, 10. 12, of the Dasavaikalika. In the same way Pundarika Addhyana of the Sutrakrtanga and the Saddharma-Pundarika, Vipakasutra and Avadanasataka, and Karmasataka, Thananga and Anguttara, Uttaradhyana and Dhammapada and Jataka Patimokkha and Nisitha are very closely related to each others in subject matter. The Svetambara Agamas are called Ganipitaka107 as the Buddhist scripture are called the Tipitaka108 Thus the Sveta mbara Agamas are undoubtedly influenced by the Buddhist scripture.109

The mixture of prose and verse, fantastic descriptions of the hells, preaching with the help of legends, parables, tales, dialogues and ballads, are the main characetristics of both Pali and Jain Scriptures. But in comparison with Pali literature, Jain literature is presented in a rather uninteresting style. Winternitz has pointed out that "with rare exceptions, the sacred books of the Jainas are written in a dry-as-dust, matter of fact, didactic tone, and as far as we know them hitherto, are seldom instilled with that general human interest which so many Buddhist texts possess. Hence, important as they are for the specialist, they cannot claim the interest of the general reader to anything approaching so great an extent.110

The language of the Canonical literature is a Prakrt called Ardhamagadhi. The verses, like the Buddhist Canon, present more archaic forms. But the Commentaries (Nijjutti, Bhasa, Curni, and Tika) are in both Prakrt (Jaina Maharastri) and Sanskrit.

http://jainfriends.tripod.com/books/jibljainismliterature.html
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6424
Re: Пали и язык джайнских сутт
« Ответ #7 : 01 Июнь 2009 09:55 »

Есть и параллели в практике.

"9.43 Медитация на содержание писаний, не сопровождающаяся анализом, определяется термином «витарка».

9.44 Движение мысли относительно объектов, слов и действий определяется термином «вичара»."

http://www.jainworld.com/JWRussian/jainworld/tattvarthasutra/chapter9.asp
http://www.ibiblio.org/jainism/database/BOOK/tattvrth.doc

Есть так называемая "Прекша дхьяна", по всей видимости, построенная на основе джайнских сутр.

http://www.jainworld.com/JWRussian/jainworld/preksha_dhyana/index.asp
http://www.terapanth.com/mahapragya/preksha_detail.htm
http://www.jainworld.com/preksha/hpmtrain/hpmindex.htm

Тут и долгое дыхание, и созерцание частей тела, и созерцание цветов, и брахма вихары.

А здесь описываются похожие на буддийские темы созерцания:

http://www.jainworld.com/JWRussian/jainworld/twelve_faces_of_reality/
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6424
Re: Пали и язык джайнских сутт
« Ответ #8 : 25 Июль 2009 08:41 »

О Махавире и Будде:

http://books.google.com/books?id=8-TxcO9dfrcC
« Последнее редактирование: 25 Июль 2009 08:43 от Ассаджи »
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6424
Re: Пали и язык джайнских сутт
« Ответ #9 : 07 Август 2013 11:51 »

Наиболее ранняя из сохранившихся надписей на языке, весьма близком к пали, была сделана императором Калинги Кхаравелой, джайном по вероисповеданию, и начинается с джайнской "намокара мантры":

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=561.msg11579#msg11579
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6424
Re: Пали и язык джайнских сутт
« Ответ #10 : 14 Ноябрь 2014 20:42 »

История Паеси, отраженная и в джайнском, и в буддийском канонах:

Willem B. Bollée
Paesi-kahāṇayaṃ

http://books.google.com.ua/books?id=IUQp9Hs1TWAC

Паяси сутта

http://suttacentral.net/en/dn23
Записан

Limemill

  • Содружество
  • Участник
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 67
Re: Пали и язык джайнских сутт
« Ответ #11 : 19 Ноябрь 2014 07:52 »

История Паеси, отраженная и в джайнском, и в буддийском канонах:

Willem B. Bollée
Paesi-kahāṇayaṃ

http://books.google.com.ua/books?id=IUQp9Hs1TWAC

Паяси сутта

http://suttacentral.net/en/dn23

Читается, кстати, на одном дыхании - как притча. Отсюда подозрение, что это более поздняя сутта (плюс еще и не сам Будда выступает в качестве главного персонажа). Что говорят исследования о датировке сутт Дигха-никаи? Что интересно — мнение Паяси о том, что луна и солнце — это божества из иного мира, Досточтимым никак не отметается, а многочисленные примеры, приводимые Паяси, недвусмысленно намекают на неисчерпаемость его исследовательской жилки и отсутствие каких-либо моральных принципов. :)
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6424
Re: Пали и язык джайнских сутт
« Ответ #12 : 19 Ноябрь 2014 09:16 »

Что говорят исследования о датировке сутт Дигха-никаи?

Приходится согласиться с доктором Бималом Ло в том, что сутты второй и третьей частей Дигха Никаи относятся к несколько более позднему периоду, чем остальные сутты:

The results arrived at concerning  the chronology of the Pali canonical listerature  are preseented  in the subjoined table.
            (1) The simple statements  of Buddhist  doctrines now  found,  in  identical  words, in  paragraphs  or verses recurring in all the books.
            (2) Episodes found, in identical works, in two or more of the existing books.
            (3) The  Silas, the  Parayana  group  of  sixteen poems without the prologue, the atthaka group of four or sixteen poems, the sikkhapadas.
            (4)  The  Digha,  Vol.   l,  the   Majjhima,  the Samyutta, the Anguttara, and earlier Patimokkha  code of 152 rules.
            (5)   The   Digha,   Vols.    II   &   III,   the Thera-Theri-Gatha, the collection of 500 Jatakas, the Suttavibhanga,    the     Partisambhidamagga,     the Puggala-pannatti and the Vibhanga.
            (6)  The  Mahavagga   and  the   Cullavagga,  the Patimokkha    code   completing    227   rules,   the Vimanavatthu  and Petavatthu, the Dhammapada  and the Kathavatthu.
            (7) The Cullaniddesa, the Mahaniddesa, the Udana, the Itivuttaka, the Suttanipata, the  Dhatukatha, the Yamaka and the Patthana.
            (8)  The Buddhavamsa, the  Cariyapitaka  and  the Apadana.
            (9) The Parivarapatha.
            (10) The Khuddakapatha.

http://ccbs.ntu.edu.tw/FULLTEXT/JR-ENG/bcl.htm
http://www.dhammawheel.com/viewtopic.php?f=23&t=12694
Записан
Теги: