понятие "энергии" в буддизме

Автор Bahupada, 01:20 12 ноября 2008

« назад - далее »

Bahupada

Добрый день!

Вопрос такой есть. Насколько приложимо понятие энергии к буддизму Тхеравады и если хоть на малость, то к какому месту?

То есть, учение Будды содержит в себе нечто такое, что можно было бы перевести как "энергия", только не в смысле viriya‍‍‍‍‍, а в смысле праны или чего-то такого.

На самом деле, хочется понять, употребление такого термина различными авторами является их апелляцией к "здравому смыслу", некоему среднему пониманию энергии, или это осознанное использование термина?

Есть ведь понимание энергии, как "силы действия Бога", если говорить про христианство. Есть еще китайская традиция, там все вообще сложно. Ну есть, конечно, энергия каллорий съеденной колбасы. Что же выбрать?

Ассаджи

#1
Доброго времени!

Это очень характерное для западной культуры понятие, истоки которого восходят к грекам. Оно отражает глубокое проникновение в западный образ мышления физикализма и сциентизма.

Что забавно, непонятные явления, встречающиеся в быту, маскируются такого рода понятиями под некие рационально и научно объяснимые.

А по сути в повседневном употреблении слово "энергия" означает некий общий "прилив сил", или просто явления, для которых не хватает слов в западных языках.

В русском и английском действительно мало слов для определения тонких умственных и телесных процессов, поэтому люди зачастую говорят просто "энергия". Это понятно и вполне приемлемо.

"Праны или чего-то такого" в учении Будды не описывается. Тут основной акцент ставится на управление вниманием. Если что-то чувствуется в теле, то значит, есть "ведана" - чувство. И оказывается, что благодаря управлению вниманием чувства преобразуются.

Если вспоминать китайских даосов, то у них есть известная поговорка: "Движется внимание (и), а Ци следует за ним".

SilentTruth

#2
Ассаджи,

Как-то задумывался над понятим энергии, так же связаными с этим верованиями, возрениями, концептами, которые относятся к теперешнему времени.

Мне интересно, как обьяснялись, или какое возрение имелось на психические феномены? Какое было тогда понимание этого, во времена Будда?

К примеру в суттах пошряется положительные накопления - merit.
Так же различные деваты имею вокруг себя некое сияние.
При практике сосредоточения (джана) проявляются некоторые психические способности.
Так же при практике сосредоточения происходят нокопления, которые существу дают возможность переродится на более высших планах, быть в том или том мире. www.buddhanet.net/pdf_file/allexistence.pdf
В свою очедерь в випассане характеристики дхамм измеряются аниччей, дукхой, аннатой.

К примеру Метте Сутте описывает совершенствование Любящей Доброты http://dhamma.ru/canon/snp1-8.htm
Так же вместе с этим есть такое возрение, верование, что вибрации Любящей Доброты помогают существам.

В основном как я понимаю, таких конкрентых возрений возможно небыло как сейчас по поводу психической энергии, во всяком случае были дхатху, элементы, к примиеру 6 дхатху (характеристик) - Земля, Вода, Ветер, Огонь, Пространство, Сознание.

http://dhamma.ru/lib/dhammas.htm
http://dhamma.ru/lib/ruparupa.htm

Ассаджи

SilentTruth,

Цитата: SilentTruth от 08:21 13 ноября 2008
Мне интересно, как обьяснялись, или какое возрение имелось на психические феномены? Какое было тогда понимание этого, во времена Будда?

В западной культуре инструменты исследования - технические. Поэтому лишенный приборов человек вынужден верить утверждениям ученых, которые из отдельных исследований пытаются построить общую картину происходящего.

Во времена Будды исследовал происходящее сам человек, преображаясь в ходе исследования. Поэтому знание, отчужденное от опыта, не имело особой ценности.
Люди больше интересовались носителями знания.

Тем не менее велись споры о всеобщих метафизических вопросах, описанные, например, в Брахмаджала сутте.

Будда принципиально не участвовал в такой полемике, обучая прежде всего прекращению страдания.

Сверхьестественные способности, вытесненные на обочину в западном обществе вначале христианством, а затем сциентизмом, в то время были само собой разумеющейся частью культуры. И сейчас в Индии они не редкость.

Bahupada

Цитата: Ассаджи от 09:15 13 ноября 2008
Во времена Будды исследовал происходящее сам человек, преображаясь в ходе исследования. Поэтому знание, отчужденное от опыта, не имело особой ценности.
Люди больше интересовались носителями знания.

Да, это Вы хорошо сказали.

И раньше тоже, про акцентировку на внимание. На самом деле, как я сам ощущаю, на определенном неописуемом и несказанном уровне это должно быть очень похоже на внутреннюю алхимию даосов или кого-бы то ни было.

Мне рассказывали, что сами мастера даосы (во всяком случае тех направлений, из которых слухи), что энергия, и ее разделение по качеству (типа инь-ян) - это тоже хоть и реальность, но в какой-то степени относительная.

Мне кажется, что вывод стоит сделать следующий.
Разработанные методики работы с энергиями в рамках  учения Будды появились уже гораздо позже и не являются, строго говоря, каноническими. Поэтому упоминание термина энергия при описании буддийских практик скорее запутывает, чем объясняет.

Например, что хотел сказать Тханиссаро Бхикху, когда сказал
"будьте осторожны с дыхательной энергией в голове" (http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,524.0.html)?

Может он имел в виду, что, принимая у себя в голове такую схему работы, которая включает в себя понятие энергия, мы прикасаемся к тому, о чем имеем мало представления и неосторожно будим в себе некие силы, оказывающиеся разрушительными?

Не правильнее было бы, в таком случае, просто принять девиз "Забудь про энергии!".

Вот, к стати, не знаю, тантризм - это работа с энергиями или чего другое. Но там, кажется, есть какие-то каналы и пр.

Ассаджи

Цитата: Bahupada от 10:00 13 ноября 2008
Например, что хотел сказать Тханиссаро Бхикху, когда сказал
"будьте осторожны с дыхательной энергией в голове" (http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,524.0.html)?

На мой взгляд, он просто подчеркивает важность мягкого, ненасильственного подхода:

As you play around with the breath in this way, you'll make some mistakes-I've sometimes given myself headaches by forcing the breath too much-but with the right attitude the mistakes become lessons in learning how the impact of your perceptions shapes the way you breathe.

http://theworsthorse.wordpress.com/2008/10/12/guest-teaching-how-to-read-your-own-mind-by-thanissaro-bhikkhu/

Как я понимаю, для Тханиссаро Бхиккху "энергия" - не некая субстанция, а полезное представление, способ восприятия тела. Тут речь идет именно о том, как поменять восприятие тела на "воздушное", и таким образом в итоге преобразовать чувства.

Ведь анапанасати - это практика касины воздуха, здесь как раз распространяется повсюду избирательное распознавание (сання) воздуха.

Как описывается в Вимуттимагге:

To the yogin who attends to the incoming breath with mind that is cleansed of the nine lesser defilements the image [nimitta] arises with a pleasant feeling similar to that which is produced in the action of spinning cotton or silk cotton. Also, it is likened to the pleasant feeling produced by a breeze. Thus in breathing in and out, air touches the nose or the lip and causes the setting-up of air perception mindfulness. This does not depend on colour or form. This is called the image [nimitta]. If the yogin develops the image [nimitta] and increases it at the nose-tip, between the eyebrows, on the forehead or establishes it in several places, he feels as if his head were filled with air. Through increasing in this way his whole body is charged with bliss. This is called perfection.

Alexander

Цитата: Bahupada от 10:00 13 ноября 2008
Например, что хотел сказать Тханиссаро Бхикху, когда сказал
"будьте осторожны с дыхательной энергией в голове" (http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,524.0.html)?
Энергия переживается в виде ощущения, то есть, все же, это не "представление", а реальный опыт. Те, кто занимался дыхательными практиками и, особенно, задержками дыхания могут ощутить эту "энергию".

Например, во время задержки дыхания, если человек не опытный, он может "поднять" энергию в голову и случится некое состояние транса, а можно и "улететь", то есть перейти в бессознательное состояние.

В данном случае, Тханиссаро Бхикху, скорей всего, понимает опасность именно такого плана: практикующий "поднимает" энергию (переводит внимание) в голову во время практики и "улетает" в транс.

Но, чтобы точнее ответить, нужно прочитать текст Тханиссаро Бхикху, за наводку на который всем большое спасибо.

Antaradhana

#7
Когда говорят о энергии в буддизме, имхо могут подразумевать две вещи:
1. Энергию ума, энергию сосредоточения, эмоциональную энергию и энергию тела, как синоним слов развитие, усиление, подъем, т.е. усиление ума, эмоционального состояния и тела, которые дойдя до максимально высоких показателей, переживаются как пити и сукха, и вместе с энергией сосредоточения приводят к джхане.
2. Нервную телесную энергию, течение которой по нервным волокнам, можно ощутить во время медитации.

P.S. А вообще Ассаджи в другой теме правильно сказал, что лучше пытаться понять оригинальные палийские термины, т.к. западные языки бедны в терминологии связанной с психическими процессами. Т.е. нужно составлять представление о оригинальных палийских терминов, путем использования ряда синонимов на родном языке, а выяснять наиболее соответствующий термин, путем анализа контекста.   

Ассаджи

Цитата: Alexander от 13:26 28 февраля 2016
Энергия переживается в виде ощущения, то есть, все же, это не "представление", а реальный опыт. Те, кто занимался дыхательными практиками и, особенно, задержками дыхания могут ощутить эту "энергию".

С одной стороны, меняется представление о дыхании, способ его восприятия.
Как пишет досточтимый Тханиссаро:

"Общепринято считать дыхание воздухом, входящим и выходящим через нос, и это может быть полезным избирательным распознаванием для начала. Используйте любые грубые ощущения, которые вы связываете с таким распознаванием, как средство установления осознанности, развития бдительности, и приведения ума к успокоению. Но по мере того, как ваше внимание все более очищается, вы можете обнаружить, что дыхание становится слишком слабым, чтобы его замечать. Поэтому постарайтесь вместо этого представлять себе дыхание как энергию, текущую в теле, как процесс всего тела."

http://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/depercep.htm

В палийских терминах, это соотносится с практикой касины воздуха, одной из разновидностей которых является джхана при памятовании о дыхании. (См. Дхаммасангани-Аттхакатха 200)

С другой стороны, в джхане возникают восторг и счастье, которые можно ощутить.

Как пишет досточтимый Тханиссаро:

"Старайтесь дышать с максимальным удобством. Один из очень конкретных способов научиться обеспечивать собственное счастье в данный момент, и в то же время укреплять бдительность, – это позволять себе дышать тем способом, который приносит удобство."

http://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/guided.htm

Насколько я понимаю, досточтимый называет "энергией дыхания" сочетание приятных ощущений с воздушной окраской восприятия.