Зачем в суттах повторения

Автор Ассаджи, 12:57 23 января 2004

« назад - далее »

Ассаджи

бнfur> В сутрах много повторений. Интересно, так говорил сам Будда,
бнfur> чтобы слушатели лучше запомнили и поняли его или это внесли
бнfur> монахи-составители канона, когда они изустно передавали сутры
бнfur> друг другу, а потом составили письменный вариант.

Повторения бывают нескольких видов -

- по сферам восприятия (глаз, ухо, нос, язык, тело, интеллект), пяти
кхандхам, и т.п. Такие повторения связаны с тем, что Будда при чтении сутты передавал также и непосредственный опыт по всем перечисляемым элементам списка. Это можно использовать в медитативной практике, поочередно обращая внимание на каждый из перечисляемых элементов.

- табличные и диаграммные. Иногда в виде многократных повторений
передаются строки таблицы или элементы диаграммы.

- мнемонические. Для удобства в текстах выделяются
однородные элементы, которые передаются стандартными фразами.
Вероятно, некоторые из таких повторений использовал сам Будда, а
некоторые (более крупные) были введены позже для удобства запоминания и передачи текстов.

Повторения, особенно стихотворные, характерны для устной культуры.
Они встречаются и в славянском эпосе.

бнfur> Также люди в ситуациях, описываемых в сутрах, ведут себя очень
бнfur> \"чинно\" - обходят Татхагату, начинают говорить не сразу, а с
бнfur> такими вежливыми интересными оборотами - интересно, так было
бнfur> принято в культуре Индии 5-6 в. до н.э. или это также внесли
бнfur> монахи-составители? (либо сейчас уже не узнать?)

Да, так было принято. Подобные описания приветствий (с тем же обходом по часовой стрелке) встречаются, например, в Махабхарате.

Ассаджи

#1
Цитата: Huandi
А как же те миряне, которые выслушав Будду, сразу же обретали плод архата? Они не проделывали никакой другой работы, кроме того, что полностью и глубоко осознали слова Будды, поняли суть того, о чем он говорит. И этого полученного знания им хватило для обретения плода арья.

Бывали и такие случаи с одаренными людьми, до этого много практиковавшими.

Но мирян среди них, насколько мне известно, не было. Бахию, например, вернее было бы назвать монахом или отшельником, а не мирянином.

Если Вы обратите внимание на то, какие это сутты, то Вы заметите, что
Будда по сути проводит слушателей по всем элементам опыта. Это как бы медитация с наставником.

При этом Будда был способен не только знать состояния других людей, но и способствовать появлению у них того или иного опыта.

Сутты, после прослушивания которых слушатели достигли Постижения:

Aditta-pariyaya SN 35.28
Chachakka MN 148
Mahaapu.n.nama MN 3.1.9 (109)
Anatta-lakkhana SN 22.59
Dvayatanupassana Snp III.12
Bahiya sutta Udana 1.10
Ti.msamatta SN 2.4.3
Aggikkhandhopama AN 7.7.8

Yuriy

#2
Цитата: Ассаджи от 08:43 16 октября 2007
Если Вы обратите внимание на то, какие это сутты, то Вы заметите, что
Будда по сути проводит слушателей по всем элементам опыта. Это как бы медитация с наставником.

При этом Будда был способен не только знать состояния других людей, но и способствовать появлению у них того или иного опыта.

Сутты, после прослушивания которых слушатели достигли Пробуждения:

Aditta-pariyaya SN 35.28
Chachakka MN 148
Mahaapu.n.nama MN 3.1.9 (109)
Anatta-lakkhana SN 22.59
Dvayatanupassana Snp III.12
Bahiya sutta Udana 1.10
Ti.msamatta SN 2.4.3
Aggikkhandhopama AN 7.7.8

Насколько я знаю, есть такое направление лингвистики - лингвистика измененных состояний сознания
Лингвистика измененных состояний сознания : Спивак Д.Л.

, одно из ответвлений - филология ИСС. Повторы в священных текстах обнаруживаются в разных традициях, некоторые из них, предположительно, могут быть представлены в форме таблиц-матриц, что указывает на наличие нелинейной логики развертки содержания текста и необходимости расширения сознания для их адекватного восприятия. Под линейной логикой имеется в виду что-то типа аристотелевой логики, которая представлена в языке сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

С наилучшими пожеланиями,
Yuriy.

Ассаджи

#3
Об устных характеристиках палийских текстов:

Oral Dimensions of Pali Discourses: Pericopes, other Mnemonic Techniques and the Oral Performance Context
Bhikkhu Analayo

https://www.buddhismuskunde.uni-hamburg.de/pdf/5-personen/analayo/oral-dimensions.pdf

Ассаджи

#4
XII. Style and Function: A study of the dominant stylistic features of the prose portions of Pāli canonical sutta texts and their mnemonic function
ALLON, Mark, 1997

https://icabs.repo.nii.ac.jp/?action=repository_uri&item_id=359