Что такое память? - Общие вопросы - Постижение

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:
Страницы: [1]

Автор Тема: Что такое память?  (Прочитано 3851 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Dajmon

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 54
Что такое память?
« : 08 Август 2008 01:38 »

Приветствую всех участников форума!

Ув. Samopu, котрый зарегистрирован и здесь поднял, на БФ интересную тему http://board.buddhist.ru/showthread.php?t=11533
Мне лично этот вопрос помимо прочего интересен и вот в какой плоскости: как, не впадая в субстанциональность приминительно к сознанию(к примеру в своем ответе на БФ ув.Топпер приводит понятие "поток сознания", которое, как когда то говорил Ассаджи, не встречается в Палийском Каноне и к тому же, насколько мне видится, это уклон от несубстанционального и безличного описания процессов сознания(дхарм?) в сторону субстанционализма).

Так вот и возникает вопрос, как не субстанционально, в рамках теории дхарм, описать процесс памяти? Были ли такие попытки в классических тхеравадинских текстах? Что в таком случае будет "носителем" памяти, особенно когда речь идет о памяти прошлых жизней и т.д. когда дело нельзя свести к работе мозга? Имеет ли память свойство исчезать совершенно или она обладает свойством сохраняться на неком под(над)сознательным уровне вечно? Откуда "извлекается" память во время медитативной ретроспекции  в прошлые жизни? и т.д.

Заранее благодарю всех, кто ответит!
« Последнее редактирование: 08 Август 2008 01:44 от Dajmon »
Записан

Zom

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 298
    • Община Тхеравады в Санкт-Петербурге
Re: Что такое память?
« Ответ #1 : 08 Август 2008 15:46 »

Цитировать
Так вот и возникает вопрос, как не субстанционально, в рамках теории дхарм, описать процесс памяти? Были ли такие попытки в классических тхеравадинских текстах?

Я уверен в абхидхамме это всё более чем подробно расписано. Правда русских знатоков палийской абхидхаммы нет.

Цитировать
Откуда "извлекается" память во время медитативной ретроспекции  в прошлые жизни? и т.д.

Я думаю ниоткуда не извлекается, а просто отслеживается взаимосвязь (цепочка) процессов ума и таким образом "вырисовывается" картина предыдущих состояний. Точно также прослеживаются и события будущего - предсказания о том, что будет.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6311
    • Практики развития осознанности
Re: Что такое память?
« Ответ #2 : 08 Август 2008 23:02 »

Приветствую, Dajmon!

Так вот и возникает вопрос, как не субстанционально, в рамках теории дхарм, описать процесс памяти? Были ли такие попытки в классических тхеравадинских текстах?

Ни Сутта, ни Абхидхамма не описывают подробно механизмы психических процессов, и не ставят перед собой такой задачи.

Цитировать
Что в таком случае будет "носителем" памяти, особенно когда речь идет о памяти прошлых жизней и т.д. когда дело нельзя свести к работе мозга?

Какой вопрос, такой и ответ.
"Носителем", как объясняется в Бхарахара сутте,
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn22/sn22.022.than.html
является данная конкретная личность.

Цитировать
Имеет ли память свойство исчезать совершенно или она обладает свойством сохраняться на неком под(над)сознательным уровне вечно? Откуда "извлекается" память во время медитативной ретроспекции  в прошлые жизни? и т.д.

Ни в Сутте, ни в Абхидхамме это не объясняется. В них рассматриваются другие вопросы.
Записан

Zom

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 298
    • Община Тхеравады в Санкт-Петербурге
Re: Что такое память?
« Ответ #3 : 08 Август 2008 23:24 »

Цитировать
Ни Сутта, ни Абхидхамма не описывают подробно механизмы психических процессов, и не ставят перед собой такой задачи.

В самом деле? Я всегда считал что в основном именно это там и расписывается.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6311
    • Практики развития осознанности
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6311
    • Практики развития осознанности
Re: Что такое память?
« Ответ #5 : 09 Август 2008 07:53 »

Немного о связи памяти с распознаванием (сання):

http://buddhist.ru/board/showthread.php?t=1575&page=2
Записан

Топпер

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9
Re: Что такое память?
« Ответ #6 : 19 Август 2008 03:47 »

Доброе утро.
Мне лично этот вопрос помимо прочего интересен и вот в какой плоскости: как, не впадая в субстанциональность приминительно к сознанию(к примеру в своем ответе на БФ ув.Топпер приводит понятие "поток сознания", которое, как когда то говорил Ассаджи, не встречается в Палийском Каноне и к тому же, насколько мне видится, это уклон от несубстанционального и безличного описания процессов сознания(дхарм?) в сторону субстанционализма).
Наколько я знаю о сантане говорить можно.
Никакого уклона в сторону субстанциональности в этом нет.
Записан

Ostrbor

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 34
Re: Что такое память?
« Ответ #7 : 20 Февраль 2013 14:30 »

Цитировать
Имеет ли память свойство исчезать совершенно
В книге Оливера Сакса есть описание трагического случая расстройства памяти - пациент не помнил, что было спустя несколько минут. Поразительно, что тот факт, что он не помнит, почему он стоит тут, почему он так одет и что это за люди смотрят на него - не ставит его в тупик. Ведь обычно, когда мы что-то забываем, мы осознаем это и пытаемся вспомнить. Но представьте, что вы забываете постоянно, а не кратковременно. Когда это состояние становится тотальным, тогда человек не может справиться с ним простым методом припоминания. Он вообще перестает пытаться вспомнить забытое. Но как же объяснить тогда то, что он здесь, что у его собеседника халат врача? И вот тут автоматически подключается воображение. Оно выводит из тупика, оно дает выход и успокаивает объяснением, в которое он сам и верит, пусть даже оно нелепое. Его мир - это часто сменяющие друг друга фантазии на тему реальности. Он живет во власти таких автоматизмов. И вот во враче он видит бакалейщика с соседней улицы и спрашивает, почему тот сбрил усы.

Еще одна особенность такого заболевания - это равнодушие. Пациент не способен чем-либо заинтересоваться, ему не хватает способности помнить, что он делал минуту назад. Воображение подкидывает в его сознание сумасшедший калейдоскоп образов, в которых он не способен ничего понять. Внутренний мир бледнеет в таком хаосе.

Тоскливо было читать об этом случае. Человек здоров физически, мыслит здраво. Но вот нарушена память, ты просто напросто не можешь запомнить надолго - и жизнь остановилась.
Записан
Страницы: [1]
Теги: