Вариации на тему Дхаммапады - Книги, статьи и материалы - Постижение

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:
Страницы: [1]

Автор Тема: Вариации на тему Дхаммапады  (Прочитано 3818 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6312
    • Практики развития осознанности
Вариации на тему Дхаммапады
« : 10 Январь 2004 10:21 »

Со страницы
http://www.stihi.ru/poems/2003/12/08-698.html

вариации ДХАММАПАДЫ
ЭЗОП


--------------------------------------------------------------------------------
Сутры Света - вариации «ДХАММАПАДЫ»

Значение Дхаммапады состоит, прежде всего, в том, что она является одним из самых высоких достижений древнеиндийской и мировой художественной литературы. Необыкновенное изящество ее сутр, каждая из которых представляет собой законченный афоризм, поражает емкой краткостью и образностью.

Ритмичный перевод Феано
ДХАММАПАДА (Главы I – VIII) 1
II. Глава о серьезности 3
III. Глава о мысли 5
IV. Глава о цветах 6
V. Глава о купцах 8
VI. Глава о мудрых 10
VII. Глава об Архатах 11
VIII. Глава о тысяче 12

ДХАММАПАДА (Главы I – VIII)
I. Глава парных строф
***
Вот Дхаммы – Разума великого дары.
Они из Мудрости веков, седой поры…
Кто говорит или деяет нечестиво,
За тем несчастия идут неотвратимо.
***
Вот Дхаммы - к разуму людей обращены.
Они - суть Мудрости, уму посвящены.
Кто с чистым разумом деяет, говорит,
За тем и счастье, словно тень, спешит, парит.
***

***
«Он оскорбил меня, ударил, обобрал» -
Кто эту мысль таит в уме, тот умножает
Собою ненависть и этим продолжает
Движенье зла, и сам движеньем этим стал.
***
«Он оскорбил меня, ударил, обобрал» -
Кто эту мысль сумел в уме своем изжить,
Тем самым ненависть сумел остановить.
И тем прекрасную победу одержал.
***

***
Ведь невозможно прекратить ее движенье
Ответной ненавистью - это отражение.
А если зеркало ее не отразит,
Она исчезнет - Дхамма мира мир творит.
***
Не все же знают, что погибнуть здесь дано.
А те, кто знают, те не ссорятся давно.
***

***
Кто в удовольствиях и чувственных страстях
Погряз, ленивый, нерешительный, пустой,
Того-то Мара сокрушит своей волной,
Как буря дерево, что в высохших корнях.
***
Того, кто меру знает, сдержан, умудрен,
Не в силах Мара сокрушить - закон времен.
Как гору каменную вихрь не сокрушает,
Так вере твердой вихрь препятствий не мешает.
***

***
Кто, не очистившись от грязи мыслей темных,
Не зная истин и путей ограниченья,
Оделся в солнечное платье, облаченье,
Тот не достоин одеяний освященных.
***
Кто добродетелен, кто истины исполнен,
Тот одеянья златотканого достоин.
***

***
Кто суть в несути мнят, несуть же видят в сути,
Те не достигнут сути, ибо намеренья
Их ложь несут, и лживы все слова и мненья.
Нельзя сравнить потоки света с током ртути.
***
Кто видят в сути суть, в несути же несуть,
Те знают истину, имеют намеренья,
Что исключают кривотолки и сомненья.
Они достигнут цели, зная верный путь.
***

***
Как в дом с худою крышей дождь, так вожделенье
Втекает в ум, что плохо развит, что в сомненье.
***
Как в дом с хорошей крышей дождь не просочится,
Так вожделенье в ум, что развит, не внедрится.
***

***
И в этом мире и в ином он недоволен,
Злочинец сетует, он дел своих достоин.
***
И в этом мире и в ином добро творящий
Всецело в радости живет непреходящей.
***

***
И в этом мире и в ином страдает он,
Злочинец, видя зло деяний, злом пленен.
***
И в этом мире он ликует и в ином.
Достигнув счастья, ликованьем добрый полн.
***

***
Пусть нерадивый без конца твердит Писанье,
Но сам не следует ему, такой пастух
Чужих коров считает только, ну, а дух
Его не светел, не обрел основы Знанья.
***
Пусть и не часто повторяет он Писанье,
А Дхамме следует, без лживости, страстей,
Причастен святости он божеских очей.
Он без привязанностей гиблых в мире Знанья.

II. Глава о серьезности
***
Серьезность - путь к бессмертью. Легкие умы
Подобны мертвым, и убоги, и немы.
***
И, понимая это, мудрые серьезны,
И в этом радость, словно в небе светят звезды.
***

***
Упорный, вдумчивый - он стоек! Он и мудр.
Достигнет он Нирваны светом мудрых сутр.
***
Кто энергичных мыслей полн, в ограниченьях,
И чьи дела чисты, восславится в реченьях.
***

***
Мудрец усильем и серьезным отношеньем,
И воздержанием свой Остров сотворит,
Несокрушимый, в море Вечности - магнит.
И будет радовать весь мир своим твореньем.
***
Мудрец хранит серьезность - жемчуг и надежда.
Глупец привержен легкомыслию - невежда.
***

***
Чуждайтесь страсти, легкомыслия бегите.
Серьезным делом мысли к счастию идите.
***
Когда мудрец заботы мыслью отгоняет,
К вершинам мудрости себя он подымает,
И на больное человечество глядит
С горы высокой на равнину и молчит.
***

***
Средь легкомысленных серьезный как скакун,
Опередивший клячу. Бодрствующий средь спящих,
Творящий радость средь печально говорящих,
Глубокомысленный - в потоке вечных дум.
***
Магхаван первенства достиг среди богов
Своей серьезностью. Ее, хваля, питают.
А легкомыслие, неразвитость ругают.
Таков закон, что справедлив для всех веков.
***

***
Бхикшу, что радость из серьезности черпает,
Огнем свой путь, сжигая узы, пролагает.
***
Бхикшу, что радость из серьезности берет,
К Нирване близок. Никогда не упадет.

III. Глава о мысли
***
Коль мысль трепещет, уязвима, несмела,
То Лучник выпустит ее - прощай стрела.
***
Как будто выброшена рыбой на песок,
От власти Мары совершает сей бросок.
***

***
Коль легковесна мысль, хромает, где попало,
То благом будет обуздать ее. Тогда
Она, обузданная - к счастию стрела.
И долетит до цели, если целью стала.
***
Пусть стережет такую мысль любой мудрец,
Ведь стереженная есть счастия венец.
***

***
Кто мысль смирит ту, что блуждает по себе,
Что бестелесна, в одиночку все бредет,
Что скрыта в сердце, тот вовеки не умрет,
Освободит себя от Мары по судьбе.
***
Чья мысль нестойка, кто не знает Дхаммы, веры,
Да все колеблется, в том мудрость полумеры.
***

***
А в непорочной мысли, вне зла и добра,
Нет страха. Бодрствует с утра и до утра.
***
Подобно скудели телесное, а мысль
Подобна крепости. Пусть мудрость нападет
На Мару смело и победу обретет -
Освободится от привязанностей жизнь.
***
Увы, не долго тело это проживет:
Все бесполезное отвергнется, умрет.
***

***
Когда у мысли цель ложна,
Она творит худое, зло, и даже хуже, чем все то,
Что враг врагу в оскалах зла.
***
Чего б ни сделали дитю отец и мать,
А мысль, что к Истине, превыше может дать.

IV. Глава о цветах
***
Кто победит мир Ямы, мир земных богов?
И кто найдет стезю из Дхаммы? Тот мудрец –
Цветок цветов земли сей - мыслей всех творец,
Освобождающий от рабства, от оков.
***
И ученик мир Ямы в силах победить,
И мир богов земных, пойти стезею Дхаммы.
Он как мудрец идет дорогой веры, правды,
Он как цветок цветов способен вечно жить.
***

***
Подобно пене тело, призрачна природа.
Цветами мудрости сломав все стрелы Мары,
Пройди невидимым для смерти сутью Дхаммы,
Сроднившись с водами владыки Небосвода.
***
Того, кто рвет цветы, кто в шорах ум содержит,
Похитит смерть, сметет потоком наводненья
Как будто спящую деревню, от смятенья
Недальновидного и мольбы не удержат.
***

***
Порабощает смерть того, кто рвет цветы,
Кто ум свой в шорах держит, страстен до тщеты.
***
Он как пчела, набравши сока, улетает,
Не повредив цветка. Мудрец так поступает.
***

***
Не на ошибки и деяния других
Или несделанное ими обращает
Свое внимание мудрец, а подмечает
Свое несделанное, плод речей своих.
***
Пусть слово сказано умно, а человек
Ему не следует, сравни с цветком красивым…
Без аромата иль с глупцом велеречивым,
Непонимающим, зачем живет он век.
***
Пусть слово сказано умно, и человек
Ему же следует, сравни с цветком красивым…
Благоухающим, дарящим, несравнимым.
Он понимает то, зачем живет он век.
***

***
Когда родится смертный, много добрых дел
Он может сделать в жизни краткой: из цветов
Он может множество сплести благих венков.
Тогда и счастие получит он в удел.
***
А у земных цветов по ветру аромат
Распространяется: у дерева сандала,
И у жасмина. Человечество узнало -
Всему благому все места благоволят.
***
Непревзойденный аромат от дел благих,
Средь ароматов лучше всех цветов земных.
***
И средь богов он самый лучший неспроста:
Дела благие краше всякого цветка.
***

***
Не встретит Мара тех, кто светел, благороден,
Живет в серьезности и Знанию угоден.
***
На куче мусора, что брошена к дороге,
Сумеет лотос сладкопахнущей цвести,
Так ученик, сумевший мудрость обрести,
Среди посредственности виден, свет в остроге.

V. Глава о купцах
***
Кто ночью бодрствует, ночь длится без конца.
А для уставшего длинна его йоджана.
Длинна сансара для убогого глупца,
Для тех, кто истины не зрел в плену обмана.
***
А если, странствуя, не встретил ты такого,
Что был бы лучше или равен был тебе,
То одиночество возьми в удел себе.
С глупцом же дружбы не води, уйди плохого.
***

***
«Мое богатство - сыновья мои», - глупец
Себя тем мучает, а в толк он не возьмет,
Что сам себе принадлежать не может тот,
Кто на земле. Богатство? Дети? Он слепец.
***
Глупец, что глупость сознает, тем самым мудрый.
А мнящий мудрым сам себя - глупец подспудный.
***

***
Глупец, что связан с мудрым даже жизнью всей,
А знает Дхамму он не более чем ложка
Похлебки вкус приобретает понемножку.
Но пусть довольствуется долею своей.
***
А если умный связан с мудрым даже миг,
Он быстро с Дхаммой подружится, как язык
Со вкусом этой же похлебки будет дружен.
Один другому - мудрый умному так нужен.
***

***
Глупцы с собою поступают как с врагами,
Свершая злое дело с горькими плодами.
***
Плохи дела, где вслед раскаяние есть,
Чей плод, рыдая, рвут, где ждет лихая весть.
***

***
А хорошо то дело, где раскаяния нет,
Чей плод и радостен и дарит мыслям свет.
***
Коль не созрело зло, глупец его за мед
И принимает. Ну, а горю - свой черед.
***

***
Пусть день за днем глупец ест пищу с травки куса,
Не знает Дхаммы он и доли малой вкуса.
***
Не сразу свертывается и молоко,
И злое дело плод приносит, но не сразу.
Подобно тлению под пеплом, скрыто глазу.
Огонь глупца спалит когда-нибудь легко.
***

***
Когда глупец овладевает на несчастье
Сокрытым знанием, оно и уничтожит
Его удачу, следом голову размозжит,
Оберегая тайну Знания причастья.
***
Хотя он может возжелать и положенья,
И даже первенства средь бхикшу, даже власти
В монастырях и почитания для сласти,
Однако в нем всегда есть семя для сомненья.
***

***
И он мечтает: - «Пусть же думают миряне,
Да и отшельники, что сделано все мною».
Желанье, гордость возрастают уж горою,
И сам глядит он на себя в таком обмане…
***
И это средство лишь к богатству приведет.
Совсем иное же к Нирване приобщает.
И ученик Будды всю славу отвергает,
И одиночеству себя он отдает.

VI. Глава о мудрых
***
А коль увидишь мудреца, что недостатки
Тебе укажет, упрекнет, иди за ним,
Как за Ведущим за сокровищем твоим.
Иди, хотя бы ваши встречи будут кратки.
***
Пусть он советует, коль вас судьба свела.
Приятен доброму он, непротивен злому.
Ты будь радивым, доверяй любому слову,
А он, советуя, удержит ото зла.
***

***
Ты к благородным и мудрейшим привяжись.
Плохих и низких, избегая, сторонись.
***
Вкушая Дхамму сам мудрец живет счастливо.
Что Благородством возвещается - красиво.
***

***
Кто дамбы строят, подчиняют этим воды,
Однако лучник подчинит себе стрелу,
А плотник дерево, а мудрый даже мглу,
Он сам себя смиряет с действием природы.
***
Скала не может ветром сдвинутся, но так
И мудрецы: хвала и брань для них - пустяк.
***

***
Услышав Дхаммы, мудрый станет сам собой,
Как чистый пруд незамутненный, как покой.
***
Кто добродетелен, в любых условьях путь
Продолжат свой, в беде и в счастье не болтают.
А мудрецы и то, и это отвергают,
Не позволяют от покоя отвернуть.
***

***
Ни для другого, или друга, иль себя
Не возжелает он ни сына и ни царства.
Он благороден, справедлив, зачем богатства.
Он знает Дхамму, мудрость верою крепя.
***
Совсем немногие до берега иного
Доплыть сумеют. Остальные суетятся
О том, чтоб здесь на берегу своем остаться,
Не понимая невозможности такого.
***

***
А кто, действительно, за Дхаммою идут,
Когда она судьбою им возвещена,
Те достигают инобытия берега.
Минуя смерть, со смертью тела не умрут.
***
Покинув Дхамму, что темна, мудрец лелеет
Уж Дхамму светлую для радости своей.
Он без желаний, без богатства богачей,
От скверны ум свой очищает, не жалеет.
***
Чей ум к началу просветления дошел,
Кто все привязанности снял, освободился,
Тот полный блеска здесь Нирваны и добился,
Тот в этом мире все желанное нашел.

VII. Глава об Архатах
***
У беспечального, что странствует по жизни,
Нет лихорадки страсти, нет убогой мысли.
***
***
Мудрец уйдет из дома, нет здесь наслажденья.
Как лебедь пруд оставит свой без сожаленья.
***
***
Запасов нет у них. Удел - освобожденье.
Понять их трудно, словно в небе птиц круженье.
***
***
В нем уничтожены желанья все. Удел -
Лишь недеяние, свободен он от дел.
Понять их трудно, словно птицу в облаках.
Его стезя - освобождение в веках.
***
***
Спокойны чувства, словно кони, что в узде.
И даже встретят радостно везде.
***
***
Земле подобный, он смятения не знает.
Столпу подобен Индры, он живет без грязи.
Нет и сансар в судьбе, сплетения и вязи.
Он как земля и небо мир сей постигает.
***
***
Спокойна мысль - спокойно слово и деянье.
Освобожденный обладает силой Знанья.
***
***
Кто непривязан, отказался от желаний,
И кто несозданное знает - человек,
Что благородным все зовут в теченье лет.
Он счастлив тем, что называют чашей Знаний.
***
***
В лесу, деревне, где бы ни жили Архаты,
Земля приятна и красивые закаты.
***
***
Леса прекрасны. Где другой не улыбнется
Лишенный страсти будет рад. Мир отзовется.

VIII. Глава о тысяче
***
Одно лишь Слово, что ко времени звучит,
Спокойным сделает тебя, шум замолчит.
Одно лишь Слово может силой обладать
Такой, что тысячам речей не совладать.
***
***
А полустишье, усмиряющее страсти,
Полезней тысячи стихов поющих счастье.
***
***
Одна лишь фраза, что покой в себе несет,
Гораздо лучше, чем стихов без счета мед.
***
***
Хотя б он в битве тысячу воинов победил
Тысячекратно, а иной лишь сам себя,
То величайший - победитель эго, я.
Лишь он бессмертный подвиг жизнью совершил.
***
***
Победа истинная та, что над собой
Сумел достичь ограниченьем человек.
Смиривши страсти, превзошел он краткий век.
Превыше власти над людьми свет над судьбой.
***
***
Ни Мара с Брахмой, ни гандхарва, и ни бог
Не превратят его победу в дым иль смог.
***
***
Пусть некто день за днем в течение ста лет
Тысячекратно совершает подношенья,
Но пусть и честь воздаст хотя бы на мгновенье
Тому, кто дарит из себя, являя свет.
***
***
Хотя б сто лет он был хранителем огня,
Но все же лучше, чем любые подношенья,
Чтоб честь воздал хотя бы на одно мгновенье
Тому, кто мудр и совершенствует себя.
***
***
Гроша не стоят жертвы те, что день за днем,
Как будто милость отдает он. Уваженье
К тому, кто в истине живет - вот совершенье
Поступка важного - для дел благих живем.
***
***
Кто уважает старших, чтит отца и мать,
В том возрастают Дхаммы: жизнь и красота,
В том счастье, сила окрыленного ума.
И эту мудрость он не может утерять.
***
***
День жизни доброго, кто знает сам себя,
Превыше века, где порочная стезя.
***
***
День жизни зрелого познавшего ума
Превыше века, где ленивый мнет бока.
***
***
День жизни видящего суть конца - истока,
Превыше века, что не зрит значенье срока.
***
***
День жизни видящего вечную стезю
Прекрасней века, что не знает цель свою.
***
***
День жизни видящего Дхамму лучше века
Существования вне Знанья человека.
***
« Последнее редактирование: 18 Май 2012 12:54 от Ассаджи »
Записан

Новичок

  • Гость
Re: Вариации на тему Дхаммапады
« Ответ #1 : 24 Декабрь 2011 21:29 »

Как красиво :sun:
Записан
Страницы: [1]
Теги: