Личное обучение в Тхераваде

Автор Ассаджи, 11:20 27 декабря 2006

« назад - далее »

Ассаджи

Я хочу обсудить здесь тему личного обучения в Тхераваде.

1. Правила Винаи

Первые пять лет после посвящения монах является новичком (навака), и он должен жить под покровительством (ниссая) старшего монаха, - либо своего наставника (упаджджхая), либо учителя (ачария). Наставник и монах-новичок должны с добротой помогать друг другу, как отец и сын.

http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/ariyesako/layguide.html#bhikkhu

Обязанности новичка и его наставника описаны в Ватта-кхандхаке:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/vin/cv/cv.08x.than.html
http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/bmc1/ch12.html#app-8

Должен сказать, что в нашей культуре даже отношения сына с отцом не подразумевают такой заботливости.

2. Обучение практике

Как говорится в Самадхи сутте, саматхе и випассане нужно обучаться у сведущих в этом людей:

http://dhamma.ru/canon/an4-94.htm

В особенности личное обучение необходимо для обучения высшим бестелесным джханам:

Джхана сутта, http://dhamma.ru/canon/an9-36.htm

Обучать Дхамме могут и миряне, как преподавали Анатхапиндика и Читта:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an10/an10.093.than.html
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn41/sn41.007.than.html

Важно, чтобы человек знал на опыте то, чему учит. В этом смысле показательна история досточтимого Потхилы:

http://www.palikanon.com/english/pali_names/pu/pothila.htm

Он прекрасно знал Дхамму теоретически, но не на практике. Когда Будда стал иронически называть его "Туччха-Потхила", намекая на пустоту его познаний, он решил научиться практике. Его ученики отказывались его учить, считая его знающим. Он отправился в далекий монастырь, где его отправили на обучение к семилетнему мальчику-монаху. Мальчик для начала сказал, чтобы он полностью оделся, а потом пошел валяться в болоте, пока мальчик его не остановит. Уовлетворенный его исполнительностью, мальчик рассказал ему, как ловят ящериц: закрывают все дырки в муравейнике, кроме одной, и ловят ящерицу, когда она выбегает из оставшейся дырки. Аналогично практикующий закрывает двери пяти чувств, и следит за шестой дверью, - дверью интеллекта (мано).
С помощью этого наставления досточтимый Потхила достиг успеха в практике.

http://www.palikanon.com/english/pali_names/pu/pothila.htm
http://www.accesstoinsight.org/lib/thai/chah/living.html#tuccho

Когда же человек воплощает в себе Дхамму, когда его поступки тела, речи и ума чисты, то даже памятование о нем может успокоить ум:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an05/an05.162.than.html

Константин

Спасибо за подборку!
И за рассказ про мальчика.