Вопрос неграмотного и ленивого

Автор Yuriy, 19:20 13 июля 2006

« назад - далее »

Yuriy

Прошел курс С.Н. Гоенки. Следуя чувству внутренней достоверности, не хочу практиковать собственно технику випассаны из-за возникающего во время выполнения ее основного элемента (осматривание тела) внутреннего напряжения.

Тем не менее сама идея (и ее теоритическое обрамление) этой медитации исключительно привлекательна.  Скажите, пожалуйста, существуют ли в России другие школы этой техники, столь  же признанные, как школа Гоенки?

Спасибо.

Ассаджи

#1
У Ба Кхин учился у досточтимых Вебу Саядо и Леди Саядо.
http://www.ubakhin.com/PUBLIC.html
Он перепробовал много методик и со временем он стал подчеркивать созерцание изменчивости (аничча).
http://www.ubakhin.com/ubakhin/ESSENTIA.html
В курсах Гоенки такое созерцание стало основной практикой.

Эта история описана в работе
http://homepages.tesco.net/~ghoutman/chapter_09.htm

Эндрю Кернмор http://vipassana.com , прошедший много гоенковских ритритов, пишет:

Цитировать
С. Н. Гоенка - это немного спорная фигура. Он многое сделал для пропаганды одного из стилей бирманской медитации випассана и на Западе, и на Востоке. Он родился в Бирме от индийских родителей, и сделал главной миссией своей жизни вернуть буддийскую медитацию в Индию, где она во всех отношениях исчезла. Он достиг необыкновенных успехов в этом. Теперь во многих больших городах в Индии и во всем мире есть такие центры. Мы рассмотрим используемую им технику на седьмой неделе этого курса. Она была разработана в ее современной форме учителем Гоенки Саяджи У Ба Кхином, который занимал высокий государственный пост в Бирме после приобретения ей независимости. Есть несколько других учителей, работающих с этой техникой, обученных самим У Ба Кхином, но не имеющих мастерства маркетинга (или, возможно, энергии) Гоенки. Одна из них - мать Саямаджи, у которой я сам учился. Есть также американская учительница по имени Рут Деннисон, о которой я слышал только хорошее.

Основной сайт Гоенки находится по адресу
http://www.dhamma.org
Центр Матери Саямаджи - по адресу
http://www.ubakhin.com/
У обоих есть также центры в США и во всем мире.

Этой технике обычно обучают в центрах Гоенки в течение очень интенсивного 10-дневного периода, с анапанасати в течение первых 3-4 дней, после которой следует техника самой випассаны. Она состоит в последовательном "прочесывании" вниманием всего тела, с сосредоточением на возникающих явлениях и рассмотрением их непостоянства. Это очень динамичная техника, и участники могут получить очень мощные переживания даже во время первого 10-дневного курса. Те, кто желает продолжать, идет на следующие 10-дневные курсы или более продолжительные варианты. При этом ставится требование, чтобы участники не практиковали никакой другой формы медитации и не учились ни у каких других учителей (включая буддийских) в промежутках между курсами. Если кто-то желает продолжать, то ему нужно принять это условие, - что ставит многих людей перед непростым выбором.

...

В технике Гоенки нет ничего плохого, но у меня есть некоторые оговорки по поводу того, насколько эта практика гармонична и сбалансирована, когда выполняется как единственная. Я считаю (и это действительно мнение одного человека) что она не ставит достаточного ударения на качества, больше опирающиеся на "сердце" - доброту, сострадание, сочувствие. Можно стать довольно "жестким" после практики исключительно этой техники. У меня также есть оговорки по поводу любых организаций, которые поощряют людей обрывать связи с более широкой традицией.

Путь, который я предпочитаю, как человек Запада, - это поддерживать связь с традицией в уместном и оказывающем поддержку контексте. Сангха (и я использую этот термин, имея в виду сообщество посвященных в духовный сан) не устарела как организация. У нее есть свои слабые места и кое-где она нуждается в реформах, но она может оказывать огромную поддержку буддистам - мирянам. В свою очередь мы должны поддерживать ее в самом необходимом. Вера (или уверенность в действенности учения) - это важная часть пути, и мы можем развивать ее через общение с людьми, чье понимание текстов и практика Дхаммы более развиты, чем у нас самих. Тексты ничуть не заменяют видения-как-есть, но это лучшие ориентиры того, чему учил исторический Будда. Откуда нам знать, что работаем в соответствии с рекомендациями Будды, если мы не общаемся с мудрыми и не исследуем внимательно его учения?

Современное движение випассаны проводит уникальную работу по обучению людей медитации, используя аутентичные техники из испытанной традиции. Его ошибка (как я считаю) в том, что оно недооценивает некоторые другие части той же традиции, и поэтому не так эффективно, как могло бы быть. Большинство медитирующих на Западе не знают центральных учений Буддизма, как они выражены в самых ранних текстах. Это имеет значение. У большинства медитирующих на Западе нет никаких контактов с другими людьми, которые хоть немного дальше продвинулись по этому пути (не говоря уже о профессионально практикующих), которые обладают опытом для того, чтобы при необходимости направлять, выговаривать и поощрять. Это тоже имеет значение. Без этой структуры очень легко оступиться и сбиться с пути. Мы становимся зависимыми от проводимых время от времени ритритов, от личных примеров, и от решений, основанных на смутном или туманном понимании Дхаммы.

Насколько мне известно, Рут Деннисон и Саямаджи в России практически неизвестны.

На фото: У Ба Кхин и досточтимый Вебу Саядо.

эрик гонзалес

Простите,а кто-нибудь ещё  проходил курсы Гоенки?Меня в частности весьма  интересует практическая часть данного материала.Т.е.действительно ли всего лишь после одного десятидневного курса вполне возможно увидеть"свет в конце туннеля",как я об этом где-то читал?Или же это всё очередной маркетинговый ход?

эрик гонзалес

И если есть такая возможность,то очень бы хотелось получить сравнительный анализ,хотя бы в общих чертах,между той формой медитации,которой обучает Гонека и остальными формами южных направлений буддизма.
Спасибо. :)

Zom

#4
Сам на гоенковских практиках не был, но насколько в курсе - это напоминает "сухую" випассану. Такой метод даётся рядом тхеравадинских учителей разных стран и обычно позиционируется как "самый быстрый". Однако мне лично кажется, что такой метод подходит далеко не для всех и даже если и быстр, то очень сложен для реализации. Поэтому обычно учители учат сначала достижению хотя бы первой джханы или пограничного к джхане состоянию концентрации, а уже затем випассане.

Плюс ко всему я согласен с мнением Аджана Чаа и Сумедо, что само желание "выбить" нечто для себя из практики создаёт напряжение и крайне затрудняет прогресс. В монастыре Суан Мок на юге Тайланда рассказывают случай про одного начитанного и устремлённого монаха, который очень хотел получить результат от практики. В итоге он застрелился.

Поэтому важна общая практическая атмосфера буддизма, которая отнюдь не заключается в "тупом" сидении N-дней подряд без перерыва - а которая делает каждую минуту жизни практикой и учит самому главному - правильно прилагать усилия как в повседневности, так и в затворах интенсивной медитации. У Гоенки этого, насколько я понял, нет.

Ассаджи

Цитата: эрик гонзалес от 13:23 30 июня 2008
Простите,а кто-нибудь ещё  проходил курсы Гоенки?Меня в частности весьма  интересует практическая часть данного материала.Т.е.действительно ли всего лишь после одного десятидневного курса вполне возможно увидеть"свет в конце туннеля",как я об этом где-то читал?Или же это всё очередной маркетинговый ход?

Про "свет" говорит Гоенка в своем интервью:
http://www.shambhalasun.com/index.php?option=content&task=view&id=1739

Что за "свет", не знаю.

Я практиковал методики  Гоенки. Довольно интересный подход.

Мне неизвестны случаи неких экстраординарных достижений после десятидневного курса.

Ассаджи

Цитата: эрик гонзалес от 13:27 30 июня 2008
И если есть такая возможность,то очень бы хотелось получить сравнительный анализ,хотя бы в общих чертах,между той формой медитации,которой обучает Гонека и остальными формами южных направлений буддизма.

Методика У Ба Кхина - Гоенки родилась как дайджест традиционной буддийской практики.

Её замысел можно понять по работе У Ба Кхина:

http://ubakhin.com/ubakhin/ESSENTIA.html

а учился У Ба Кхин у Вебу Саядо и Леди Саядо:



http://ubakhin.com/PUBLIC.html



Анурудх

#7
Курс по Гоенке проходит очень интенсивно. Свет в конце тоннеля конечно за 10 дней не увидеть, но получить серьезный опыт медитации и какие-то свои озарения - это гарантировано.

эрик гонзалес

Цитата: Анурудх от 07:51 02 июля 2008
Курс по Гоенке проходит очень интенсивно. Свет в конце тоннеля конечно за 10 дней не увидеть, но получить серьезный опыт медитации и какие-то свои озарения - это гарантировано.
Но,насколько я понял,в перерывах между"сессиями"практиковать можно лишь метот,который передаёт сам гоенка и больше ничего.Насколько важно соблюдать именно это условие?И насколько оно вообще соблюдается?

эрик гонзалес

Кстати,курсы проводит сам Гоенка или кто-либо из его учеников?и что по деньгам в итоге там получается?

Кусярон

Цитата: эрик гонзалес от 19:51 02 июля 2008
Кстати,курсы проводит сам Гоенка или кто-либо из его учеников?и что по деньгам в итоге там получается?

Гоенка в магнитофонной или видео- записи читает лекции / дает наставления по медитации.

За консультацией можно обратиться к "помощнику учителя" -

Курсы бесплатны, в конце можно пожертвовать любую сумму. Весной 2006 года на Випассане под Киевом если общую сумму затрат на курс разделить на количество человек, то получалось около ста долларов. Тогда организаторы собрали меньше, чем составили общие затраты.

Ассаджи


Ant_dou

Випассана Гоенка это СЕКТА.

Был два раза, на второй раз уехал на середине курса, когда понял до конца что это за организация. Используют медитативные техники, анапана и випассана, причем випассана сомнительного происхождения, где идет акцент на диссоциацию с телом, параллельно промывают мозги на уровне подсознания.

manikarnika

Приветствую, я был на двух ретритах (правда давно; жалею, что сейчас нет возможности поучаствовать по причинам личного характера).

"Свет в конце туннеля увидеть можно", если ваша карма и развитые (обычно в прошлых жизнях) парами позволят.

Да и в суттах это не исключается

...
http://dhamma.ru/canon/dn/dn22.htm
...
И любой, кто будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение семи лет, сможет получить один из следующих двух плодов: "высшее знание" ("Архатство"), здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние "невозвращения". [28]

О, не принимайте за меру семь лет. Если кто-то будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение шести лет ... в течение пяти лет ... трех лет ... двух лет ... одного года, тогда он сможет получить один из следующих двух плодов: "высшее знание" ("Архатство"), здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние "невозвращения".

О, не принимайте за меру один год. Если кто-то будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение семи месяцев ... в течение шести месяцев ... пяти месяцев ... четырех месяцев ... трех месяцев ... двух месяцев ... месяца ... половины месяца, тогда он сможет получить один из следующих двух плодов: "высшее знание" ("Архатство"), здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние "невозвращения".

О, не принимайте за меру половину месяца. Если кто-то будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение недели, тогда он сможет получить один из следующих двух плодов: "высшее знание" ("Архатство"), здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние "невозвращения".