Цикл медитации

Автор Ассаджи, 12:18 04 ноября 2003

« назад - далее »

Ассаджи

В теме
http://buddhism.org.ru/board/showthread.php?s=&threadid=291
уже было сказано о роли "сати" как распознающего соотнесения.

Таким образом, в медитации происходит рекурсивный цикл обратной связи.
Подытоживая выкладки Махачатариссака сутты:
https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.117.than.html

можно обобщить, что, во-первых, должно быть "верное представление" (самма-диттхи) о том, какие качества умелые, а какие неумелые.

На этой основе, во-первых, прилагается усилие (самма-ваяма) по отбрасыванию неумелых качеств и развитию умелых качеств.

Во-вторых, благодаря памятованию (самма-сати), текущее состояние соотносится с диапазоном от неумелых до умелых качеств.

Усилие и соотнесение проводятся в разные моменты времени, чередуясь друг с другом.

К сожалению, микро-структура медитации редко раскрывается в суттах. Косвенное описание приводится в Апана сутте (СН 5.225):

The Lord said to Sariputta: "Tell me, Sariputta, could a noble disciple who is fully devoted to and has perfect faith in the Tathagata have any doubt or uncertainty in the Tathagata or the Tathagata's teachings?"

      "No, Lord, he could not. It may be expected that the noble disciple with faith and energy will live resolute in energy, always striving to abandon bad qualities and develop good ones; he will be stout and strong in exerting himself, not throwing off the burden of good qualities. His energy is the controlling faculty of energy.

   It may be expected that the noble disciple with faith will be mindful, possessed of good discrimination, one who calls to mind and remembers things done long ago. His mindfulness is the controlling faculty of mindfulness.

   It may be expected that the noble disciple with faith, energy and mindfulness will make self surrender the object of his thought; he will develop concentration and one-pointedness of mind. His concentration is the controlling factor of concentration.

   Again, it may be expected that the noble disciple with faith, energy, mindfulness and with thoughts stilled will understand: 'Without end is this samsara. The beginning of beings hindered by ignorance, bound by craving, who run on, fare on through samsara, cannot be known. The utterly passionless cessation of ignorance, of this state of darkness is this happy, excellent state, the calming of all constructs, the giving up of all bases of rebirth, the destruction of craving, dispassion, cessation, Nirvana. This wisdom is the controlling faculty of wisdom.

   That noble disciple with faith, striving again and again, being mindful again and again, concentrating the mind again and again, clearly understanding again and again gains great confidence and he thinks: 'Before I had only heard of these things; now I live experiencing them personally. 'This faith is the controlling faculty of faith."

Описание составляющих практики в этой сутте совпадает со списком "пяти сил" (бала). Практикующий, обладающий верой:

- прилагает усилие по отбрасыванию неумелых и развитию умелых качеств (вирья);
- поддерживает памятование (сати);
- собирает ум в одно целое (самадхи);
- распознает (пання).

После распознавания, в том числе умелых и неумелых качеств, логично предположить начало нового цикла — повторное приложение усилий по отбрасыванию неумелых и развитию умелых качеств.

В контексте более продолжительных отрезков времени, циклическое чередование настроек медитации раскрывается в Нимитта сутте:
https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an03/an03.100.11-15.than.html

В ней приводится метафора кузнеца, который периодически разогревает золотую заготовку, периодически сбрызгивает её водой, и периодически внимательно рассматривает её.

Будда рекомендует аналогично чередовать три настройки:
- сосредоточения (самадхи);
- усердие, усилие (паггаха);
- безмятежного наблюдения (упеккха).

"Паггаха" напоминает "правильное усилие", а "упеккха" напоминает фазу распознающего соотнесения. И хотя контекст несколько другой, смысл метафоры подходит и к микро-циклам медитации.

Будда подробно рассказывает о своей практике медитации в Упаккилеса сутте:
http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/wings/part3.html#passage-161
https://www.dhammatalks.org/suttas/MN/MN128.html
Когда ему не удавалось уловить настройку (нимитта) в самадхи, он выяснял причиняющее это умственное качество, и устранял его.

В Тапусса сутте
https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an09/an09.041.than.html
Будда тоже рассказывает, как при возникновении трудностей в сосредоточении он выяснял причину — умственное качество.

Интересен также рассказ Будды о ранних этапах его практики в Бхая-бхерава сутте
https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.004.than.html
где учебной ситуацией для совершенствования умственных качеств был дикий опасный лес. Он продолжал практиковать в одной и той же позе, пока не устранял полностью страх и ужас.

На основе этих сутт и Сатипаттхана сутты
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=15.0
можно реконструировать обобщенный цикл:

Обладая верным представлением (самма-диттхи) о том, каковы умелые и неумелые качества (что приводит к страданию и что — к прекращению страдания), практикующий:

- сосредоточивает ум (самадхи) на определенной настройке (нимитта), или создает другую учебную ситуацию;
- отслеживает явления в системе отсчета тела, чувств или ума (сати);
- распознает причинно-следственные связи (например, возникновение определенного чувства (ведана) при определенном виде впечатления (пхасса)) (сампаджана);
- при устойчивой тенденции распознает это как определенное умственное качество;
- различает, умелое это качество или неумелое (дхамма-вичая);
- прилагает усилие по отбрасыванию неумелых и развитию умелых качеств (самма-ваяма),
направляя основательное внимание на способствующие этому настройки (нимитта), и отвлекая внимание от других настроек;
- возвращаясь к началу цикла, снова сосредоточивает ум (самадхи), и т.д.

Цикл продолжается до успешного освоения данного вида сосредоточения или учебной ситуации.

Anonymous

#1
ЦитироватьБудда рекомендует аналогично чередовать три настройки:
- сосредоточения (самадхи);
- усердие, усилие (паггаха);
- безмятежного наблюдения (упеккха).

Это полноценный цикл практики (медитации), который включает в себя как момент сосредоточения, когда практику необходимо успокоить ум и собрать воедино знания и силы, чтобы перейти к уверенному созерцанию. И далее созерцание, которое на первом этапе переходит от аналитического конструирования объекта и его окружения, к его свойствам и к более пространному окружению (горизонту), и далее к таким свойствам объекта как вместерожденная пустота (проявленность и пустотность), которая вплотную приближает практика к реализации. Но это довольно относительно. Так как процесс созерцания, так же как и процесс сосредоточения требует определенного накопления и зависит от индивидуальности человека, его кармы.
Так как это еще не абсолютное достижение, то процесс возвращения к сосредоточению неизбежен. В реальности это выглядит так, будто бы человек приобрел некие новые качества характера, а именно: стал более спокоен и рассудителен. :lol: