Самадханга сутта (Факторы сосредоточения, АН V.28) - Сутты - Постижение 2

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:
Страницы: [1]

Автор Тема: Самадханга сутта (Факторы сосредоточения, АН V.28)  (Прочитано 3791 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Инвалид

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 112
    • О поиске благоприятного маста для жизни

Первая джханаВторая джханаТретья джханаЧетвертая джханаПятая джхана
Восторг и счастье,
рожденные
 уединением
Восторг и счастье,
рожденные
сосредоточением
Физическое счастье

Ни счастье, ни страданиеОвладевает своей настройкой созерцания,
Рассуждение,
изучение
Объединение сознания, внутренняя уверенностьБеспристрастие , с осознанностью  и бдительностьюОсознанность, очищенная беспристрастиемхорошо настраивает ее (хорошо постигает ее)
Уединившись от чувственных желаний, неумелых умственных качеств                                                С остановкой рассуждения, изученияС угасанием восторга (радость и горе) С отбрасыванием физического счастья и страданияс помощью распознавания
Из Самадханга сутта http://dhamma.ru/canon/an5-28.htm можно сделать вывод по терминам:
Радость (восторг) и горе – чувства, рожденные контактом интеллекта,
Счастье и страдание – чувства, рожденные контактом остальных внутренних сфер.
Сначала стоит больше разбираться с горем (легче), потом с физическим страданием.
« Последнее редактирование: 26 Апрель 2006 14:12 от Инвалид »
Записан

Alert

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 378

В этой сутте вроде говорится только о пити и сукха в джхане. И нечего не говорится о страданиях. Пити и сукха, хотя и называются похоже с мирскими чувствами, но имеют с ними мало общего. Это совсем другие вещи.
Записан
На правах рекламы

Сергей О.

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 421

Цитировать
Из Самадханга сутта http://dhamma.ru/canon/an5-28.htm можно сделать вывод по терминам:
Радость (восторг) и горе – чувства, рожденные контактом интеллекта,
Счастье и страдание – чувства, рожденные контактом остальных внутренних сфер.
Вообще, счастье, приятное чувство или ощущение (сукха) может быть рождено как контактом пяти органов чувств, так и контактом ума, см. например сутру о шести шестерках.
В статье The Jhanas In Theravada Buddhist Meditation почт. Хенелопы Гунаратаны
http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/gunaratana/wheel351.html
приводится разъяснение (из Вибханги) счастья (сукха) как фактора джханы - как рожденного контактом ума. Там же есть довольно подробное разъяснение отличия "пити" от "сукха".
Записан

Инвалид

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 112
    • О поиске благоприятного маста для жизни

Можно было бы создать новую тему, но спрошу здесь.
Там же есть довольно подробное разъяснение отличия "пити" от "сукха".
Нельзя ли в двух словах отличие "пити" от "сукха", по русски.
Цитата: Сергей О.
Вообще, счастье, приятное чувство или ощущение (сукха) может быть рождено как контактом пяти органов чувств, так и контактом ума, см. например сутру о шести шестерках
Цитата: «Монахи, при условии интеллекта и идей возникает сознание интеллекта, сочетание их трех – впечатление, при условии впечатления возникает то, что чувствуется как счастье, или страдание, или ни страдание, ни счастье. Кто, будучи под впечатлением чувства счастья, восторгается, ….(печалится)». «Восторгаться» («печалится») – это чувства и, если это чувства, то в следствии какого phassa?

Записан

Сергей О.

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 421

Цитировать
«Восторгаться» («печалится») – это чувства
Восторгаться - это не "ведана". Слово "ведана" на русский язык переводят как "чувство", я встречал также "ощущение". Но оба перевода имхо не совсем адекватные, а лучше я не знаю. Почему не совсем адекватные? Как написано в процитированной вами сутре, ведана - это то, что возникает при условии контакта и чувствуется как счастье, или страдание, или ни страдание, ни счастье. В оригинале vedayita.m sukha.m vaa dukkha.m vaa adukkhamasukha.m vaa. Ощущение в русском языке, в психологии имеет значение и "первичные данные органов чувств" - зрительные ощущения, тактильные ощущения, звуковые ощущения.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/224746
Это - другое, нежели ведана. Но, в тоже время, мы говорим "приятные ощущения", "неприятные ощущения" от еды, от просмотра фильма, от общения с человеком.
Слово "чувства" тоже имеет несовпадающее с "ведана" значение. В русском языке мы можем сказать "чувство удивления, восторга, гневное чувство по отношению к чему-нибудь, чувство привязанности, чувство уважения" - но это все не ведана, это, насколько я понимаю, скорее санкхары. Но опять же мы можем сказать "приятное чувство, неприятное чувство" от еды, от общения с человеком от тепла или холода - примерно в таком же смысле как и "приятные ощущения", "неприятные ощущения" чуть раньше.
"Счастье или страдание" как перевод "сукха ва дукха": здесь тоже "счастье" - довольно сильное слово, сукха может означать и просто приятное ощущение в упомянутом выше смысле, также и "страдание" -> "неприятное ощущение".
Но, в то же время, насколько я понимаю, сукха может означать и буквально "счастье".
Про "пити" и "сукха",  в той статье написано, что пити - радость, восторг - это восторг от достижения желаемого. Приводится такое сравнение из Аттхасалини: путник идет по пустыне и встречает пруд в тенистой роще. Радость и восторг, когда он узнает о роще от встретившегося путника или. видит ее - это можно сопоставить с "пити", а удовольствие, которое он получает, когда смывает жар и усталость в пруду, утоляет жажду и голод и потом лежит в тени и прохладе под легким ветерком - это соответствует "сукха".
Сукха - это ведана, пити - это санкхара. Там же написано, что  "сукха" сопровождает "пити"  , т.е. не бывает "пити" без "сукха", но бывает "сукха" без "пити", например в третьей джхане. По-русски: счастье сопровождет восторг (подлежащее здесь - счастье, восторг - дополнение), не бывает восторга без счастья, но бывает счастье без восторга, как в третьей джхане.
Также в статье написано, что пити разъясняется в Вибханге как "радость, ..., и удовлетворенность ума" ("gladness, joy, joyfulness, mirth, merriment, exultation, exhilaration, and satisfaction of mind"), и что пити - это интерес ума к объекту (When defined in terms of agency, piti is that which creates interest in the object; when defined in terms of its nature it is the interest in the object.). В примере с прудом, наверное, можно это понять примерно так, что узнав о пруде или увидев его, путник думает о нем, пруд - в его воображении и при этом у него возникает радость.
« Последнее редактирование: 29 Апрель 2006 11:44 от Сергей О. »
Записан

Инвалид

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 112
    • О поиске благоприятного маста для жизни

Спасибо Сергей за ответ.
Для продолжения обсуждения создам новую тему в
http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,360.0.html
Записан
Страницы: [1]
Теги: самадхи