Любовь и брахма вихары - стр. 1 - Вопросы практики - Постижение

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:
Страницы: [1] 2  Все

Автор Тема: Любовь и брахма вихары  (Прочитано 7986 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6312
    • Практики развития осознанности
Любовь и брахма вихары
« : 10 Октябрь 2003 21:15 »

Тонкая тема, в которой хотелось бы разобраться.

Любовь во многом похожа на медитативное погружение (джхану) в брахма вихары (дружелюбие, сострадание, сорадование, безмятежное наблюдение).

Тоже раскрывается сердце, и радуешься всем людям.

В Карания Метта сутте http://dhamma.ru/canon/snp1-8.htm дружелюбие уподобляется любви матери к своему единственному ребенку.

Однако в чем именно это сходство и в чем различие, не вполне понятно.
Записан

Anonymous

  • Гость
!
« Ответ #1 : 11 Октябрь 2003 12:52 »

Ассаджи, я бы так сказал, что любовь это почва (мать), а все остальное это тема или ее вариации.

Спасибо за сутту.
Записан

Alert

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 378
Любовь и брахма вихары
« Ответ #2 : 11 Октябрь 2003 20:41 »

Цитировать
Любовь во многом похожа на медитативное погружение (джхану) в брахма вихары (дружелюбие, сострадание, сорадование, безмятежное наблюдение).


Очевидно Вы имеете в виду мирскую любовь, как то: любовь матери, любовь мужчины и женщины. Для такой любви характерен объект, трудно представить безъобъектную любовь. Соответственно отличительный признак такой любви - привязанность к объекту. Мать не будет любить чужого ребенка, мужчина не сможет любить любую женщину ("я столько водки не выпью").

Истинное же дружелюбие и сострадание безобъектны, направлены на любое живое существо, каким бы безобразным или агрессивным для любящего оно не было.
Записан
На правах рекламы

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6312
    • Практики развития осознанности
Любовь и брахма вихары
« Ответ #3 : 12 Октябрь 2003 08:24 »

Цитата: Alert
Истинное же дружелюбие и сострадание безобъектны, направлены на любое живое существо, каким бы безобразным или агрессивным для любящего оно не было.


Спасибо! Я вспомнил и соотнес, что четыре брахма вихары -- "аппамана", то есть лишены критерия (памана), а мирская любовь основана на определенных критериях, и относится только к определенным людям.

То есть получается, что существо сохраняет открытость сердца для узкого класса других существ.
Записан

Anonymous

  • Гость
Любовь и брахма вихары
« Ответ #4 : 12 Октябрь 2003 12:25 »

Цитировать
Развивайте безграничное сердце:
Вверху, внизу, и повсюду вокруг,
Без ограничений, враждебности или ненависти.


Что это за безобъектную любовь Вы придумали? Или Вам (уму) так удобнее? Чего Вы боитесь?

Цитировать
Пусть все существа будут счастливы сердцем.


Сердце обмануть нельзя. Ум всегда лицемерен.
Записан

Alert

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 378
Любовь и брахма вихары
« Ответ #5 : 12 Октябрь 2003 18:06 »

Цитировать
Что это за безобъектную любовь Вы придумали?


Пожалуй, Вы правы, "безобъектная" не очень удачный термин. Конечно имелась в виду любовь без критерия, как заметил уважаемый Ассаджи, т.е. к любому объекту, всякому живому существу. Как только объект такой любви, живое существо, появляется в поле зрения, подобная любовь и дружелюбие как-бы автоматически самопроявляется.

При развитии такой любви пожалуй немыслимо будет прихлопнуть и пристроившегося на тебе комара. :) Кстати, в тибетском буддизме для культивирования подобной любви используется медитация на представлении живого существа как бывшего когда-то в одном из прошлых рождений вашей матерью.
Записан
На правах рекламы

Anonymous

  • Гость
ночная
« Ответ #6 : 13 Октябрь 2003 00:36 »

То есть надо спросить, какова же предпосылка такой безграничной любви.
По-моему такой предпосылкой является переживание единой природы всего сущего (сознания), которое может быть постигнуто только через слияние с непостоянством. Это подобно пловцу вошедшему в бурный поток, ведь для того чтобы выжить, он вынужден действовать повинуясь инстинктам и напрягая все свои силы. По крайней мере до тех пор, пока выплывет в тихую заводь или достигнет другого берега.
Чувство вовлеченности и является этой предпосылкой.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6312
    • Практики развития осознанности
Любовь и брахма вихары
« Ответ #7 : 13 Октябрь 2003 09:22 »

Цитата: ddd
То есть надо спросить, какова же предпосылка такой безграничной любви.
По-моему такой предпосылкой является переживание единой природы всего сущего (сознания), которое может быть постигнуто только через слияние с непостоянством. Это подобно пловцу вошедшему в бурный поток, ведь для того чтобы выжить, он вынужден действовать повинуясь инстинктам и напрягая все свои силы. По крайней мере до тех пор, пока выплывет в тихую заводь или достигнет другого берега.
Чувство вовлеченности и является этой предпосылкой.


С точки зрения буддийского пути практики, безоговорочная любовь достигается при устранении порока недоброжелательности. Эта недоброжелательность устраняется на этапе "сакадагами" (возвращения однажды). А путей к этому этапу много.

С точки зрения того, как воспринимаешь существ, когда испытываешь к ним безоговорочную любовь, то здесь Вы, вероятно, правы, существ объединяет именно наличие сознания.

По поводу слияния с непостоянством - насколько я понял, Вы имеете в виду, что открывшись бурному потоку непостоянства, напрягаешь все силы, и находишь убежище в сфере безграничного сознания?
Записан

Anonymous

  • Гость
да
« Ответ #8 : 13 Октябрь 2003 10:46 »

Вы правильно поняли.
Установление доброжелательности или симпатии на основании сочувствия (сострадания), видения и понимания.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6312
    • Практики развития осознанности
Re: Любовь и брахма вихары
« Ответ #9 : 16 Март 2010 18:40 »

Интересно, что в эротической любви много "тактильных галлюцинаций" - воспоминаний о прикосновениях и оргазмах.
Записан

Viveka

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 76
Re: Любовь и брахма вихары
« Ответ #10 : 13 Январь 2011 00:21 »

...Я как-то читала об одном из способов определения уровня привязанности в отношениях.
Представьте себе, что ваш любимый человек находит счастье с другим человеком. Будете ли вы по-прежнему любить его так же сильно? В большинстве случаев, вряд ли. Легко любить людей, которые любят вас так, как вам это нравится, людей умных и симпатичных, уделяющих вам внимание. Особенно, если они противоположного пола :)

Люди, как попугаи, требуют постоянного внимания к себе. Как писал дост. Аджан Сумедхо, назойливость лесных комаров не идёт ни в какое сравнение с назойливостью людей. Надоедливость может проявляться по-разному. В любовных отношениях она заключается в постоянной необходимости подпитки чувств комплетентами, ухаживаниями, подарками.
Я очень удивилась, когда из Сигаловада сутты узнала о том, что сам Будда говорил о необходимости дарения женщинам украшений.
Интересно, может речь идёт не только о подарках, но и о простом внимании, которое может по-разному проявляться? Слабый пол до ужаса чувствителен к этому :) Женщины очень требовательны и придирчивы в отношениях.
Мне кажется, когда мужчину и женщину объединяют общие интересы, вкусы, взгляды, когда никто не старается доминировать, когда есть глубокое уважение и доверие друг к другу, когда ничего не надо доказывать - это идеальный вариант. Потребность в подарках отпадает. Это не означает, что их не нужно делать :)

"Лучшие друзья девушек - бриллианты :)"
« Последнее редактирование: 13 Январь 2011 12:32 от Viveka »
Записан

Edwardb42

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 75
Re: Любовь и брахма &#
« Ответ #11 : 13 Январь 2011 00:48 »

Насчет любви к конкретному человеку.

Меня несколько "пугает" Висакха сутта: К Висакхе Уд 8.8

«Висакха, тот, кто имеет сотню любимых, имеет сотню страданий. Тот, кто имеет девяносто любимых, имеет девяносто страданий. Тот, кто имеет восемьдесят… семьдесят… шестьдесят… пятьдесят… сорок… тридцать… двадцать… десять… девять… восемь… семь… шесть… пять… четыре… три… два… Тот, кто имеет одного любимого, имеет одно страдание. Тот, у кого нет любимых, не имеет страданий. Они свободны от печали, свободны от пятен, свободны от стенаний, я говорю тебе».
...

«Печаль, стенания,
Многие виды страданий в мире,
Существуют, зависимые от того, чем дорожишь.
Они не существуют, когда нет того, чем дорожишь.
А потому блаженны и беспечальны те,
Кому ничто и нигде не дорого в этом мире.
Тому, кто стремится быть беспечальным и незапятнанным,
Не следует где-либо в этом мире создавать то,
Чем нужно будет дорожить».

http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/ud8_8-visakha-sutta-sv.htm

Я думал, что для мирян в Детях нет ничего плохого. Просто в этой сутте Будда дает совет мирянке.
Записан

Edwardb42

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 75
Re: Любовь и брахма &#
« Ответ #12 : 13 Январь 2011 00:52 »

Лично у меня попытки распространить любовь на Всех вызывает сильную печаль особенно по поводу животных.
Записан

Viveka

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 76
Re: Любовь и брахма вихары
« Ответ #13 : 13 Январь 2011 01:01 »

Рядом со счастливым существом вы находитесь в безопасности, как антилопа рядом с сытым львом.
Думаю, это убедительный стимул желать счастья всем ЖС.
Записан

Viveka

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 76
Re: Любовь и брахма вихары
« Ответ #14 : 13 Январь 2011 01:42 »

Желание телесной близости возникает из близости умов. Иногда, наверно, бывает наоборот.
Желание обладать; затем - радость от того, что обладание продолжается; потом - горе от прекращения обладанием. Прилипание к объекту, ощущение связи с ним, потребность быть с ним всегда, страх утраты... Мне кажется, в жизни любовь к конкретным людям именно так характеризуется. Радость плотно срастается с беспокойством.

"Кхаггависана сутта" ("Рог носорога") - очень заманчивая сутта, если можно так сказать. Простота привлекательна.
 
Одинокие люди заводят домашних питомцев, чтобы заботиться и чувствовать привязанность со стороны любимца. Другие же не желают даже такого рода привязанностей. В миру связи образуются почти автоматически: родители, любимые, их дети, их друзья и т.д. Все охотно втягиваются в "сладкий" мир человеческих взаимоотношений.

Маленький мальчик идёт с папой по улице, и, вдруг, видит - девушка продаёт щенка. Он говорит папе: "Пожалуйста, папа, купи мне щенка..." А папа отвечает: "А ты будешь убирать за ним лужи; выгуливать три раза в день, и в снег, и в дождь, в холод и в жару; причёсывать каждый день и делать регулярные прививки у ветеринара; лечить, когда заболеет? Когда щенок повзрослеет, он перестанет быть таким милым: он разлюбит игры, постареет, у него выпадут зубы. А ты, привыкнув к нему, должен будешь, однажды, расстаться с ним навсегда? Готов ли ты к этому?"
Ну кто, после такого захочет собаку?
Всегда есть вторая сторона медали. И это - тёмная сторона. О ней стараются не думать. Если бы все думали только об этом, кто бы печатал посты на форум? :)
« Последнее редактирование: 13 Январь 2011 11:52 от Viveka »
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6312
    • Практики развития осознанности
Re: Любовь и брахма вихары
« Ответ #15 : 13 Январь 2011 09:47 »

Насчет любви к конкретному человеку.

Меня несколько "пугает" Висакха сутта: К Висакхе Уд 8.8

Я думал, что для мирян в Детях нет ничего плохого. Просто в этой сутте Будда дает совет мирянке.

Конечно, нет ничего плохого.

У Висакхи было десять сыновей и десять дочерей, и множество внуков.

http://www.vipassana.info/vy/visaakhaa.htm

Возможно, перевод несколько неудачный.

Речь идет о страданиях в связи с привязанностями.
Записан

Viveka

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 76
Re: Любовь и брахма вихары
« Ответ #16 : 13 Январь 2011 14:09 »

Сердце обмануть нельзя. Ум всегда лицемерен.

Да, я согласна.

Случается мне обидеться, и наговорить неприятного о человеке. Сначала это звучит логически оправдано: тебя обвиняют в том, чего ты не говорил или не делал. Надо обязательно ответить. Желание справедливости вызывает в уме целую кучу доказательств неправоты обидчика. Их легко подогревать дополнительными компромитирующими фактами из прошлого. Желая защитить себя любимого, втягиваешься в такой, можно сказать, адвокатский диалог, заводишься. Постепенно, успокоившись, начинаешь чувствовать неприятное ощущение в груди. Совесть? Почему? Думаешь, думаешь и понимаешь, что всё таки человек, наговоривший тебе всякой чепухи, сам несчастен. А поскольку это ещё и родственник, то вообще, уже ты сам чувствуешь себя виноватым. И вот, откуда ни возьмись, появляются оправдательные и, довольно убедительные, доводы в пользу его обидного поведения. Не в том смысле, что "да, он правильно сказал (или сделал), или, я сам это заслужил". Обижать кого-либо - это уже нехорошо. Но может, это просто ты сам слишком придирчив к словам или всё дело в плохом настроении...
Проанализировав поведение обидчика в стиле домашнего психолога, начинаешь понимать возможные настоящие причины такой ситуации. Складываешь, как пазлы, почти все свои знания об этом человеке, и картинка немного проясняется. Поняв хотя бы приблизительные причины, найдя объяснения, почему так получилось, замечаешь, что раздражение остывает.
Как любят говорить психологи: "ищите причины неврозов в детстве" :)
 
Легче и приятней просто оставить всё как есть. И чем быстрее, тем лучше.
 
Голос возмущения в голове утомителен. Обиды, разборки, недовольства отнимают много времени и сил. Это надоедает, утомляет, даже, становится скушным. Уже несколько часов спустя после борьбы за "справедливость", чувствуешь бессмысленность всего этого. Узнаёшь своё желание изменить человека и защитить свою, как-бы, честь - желание, которое часто разрушает отношения. Оно приводит к длительным мучительным спорам, которые, накапливаясь, здорово отравляют жизнь.
Удивительно, что есть что-то такое внутри, что может остановить и прекратить эту борьбу, которая часто продолжается годами. Размышления о словах Будды, по-моему, помогают лучше слышать нужный голос. Когда способность быстро прощать людей уже есть, Учение ещё больше развивает её. 
Всё становится, действительно, проще. По крайней мере для тебя самого.
Доброжелательность помогает не обращать внимания на, казалось бы, очевидные недостатки в другом человеке.

Например:
Я очень чувствительна к интонациям в голосе собеседника. Есть манера разговора, которая меня жутко нервирует. Если я зацикливаюсь на ней, то смысл слов уже отъезжает на второй план. Я называю этот стиль говорения "причмокнутым". Я до сих пор с этим своим раздражением плохо справляюсь. Куча ярлыков сразу навешивается на говорящего таким образом...
Стараюсь сосредотачиваться на доброжелательности по отношению к такому человеку. Особенно это легко уже по факту, когда в голове остался образ этого человека в целом, и "причмокнутость" утратила свою выразительность. Я как-то не думаю о его реальных или возможных положительных качествах. Просто пытаюсь уловить и усилить доброе чувство в груди. Действительно, повторюсь, всё как-то упрощается. Как любят говорить художники, "становится цельным". Возникает глобальное ощущение, широкое, спокойное. Появляется даже некоторое безразличие к качествам людей.
Правда ненадолго.

Учиться быть толерантными к людям - трудно, но, наверняка, полезно; а потом ещё, возможно, и приятно.
На расстоянии всё кажется довольно розовым и пушистым :) Как говорится, одно дело - лабораторные условия, другое дело - полевые.

п.с.
У меня нет ничего, кроме собственного опыта. Я понимаю, что это форум, а не дневник. Но дневник не может ответить или что-то посоветовать, дополнить, уточнить. Он, как правило, обычно слишком субъективный, а это уже может запутать.
Записан

karuna

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 164
Re: Любовь и брахма вихары
« Ответ #17 : 13 Январь 2011 15:33 »

Для меня Брахмавихары - это отслеживание мыслей, чувств, поступков итд в ситуациях, которые предлагает тебе жизнь.

Очень примитивный пример: твоего знакомого ( знакомую) похвалили, может даже вручили подарок, о котором ты мечтал и тд. Ум хитренький, первая мысль может быть : " О, а почему не меня? Я же сделал это лучше и знаю это не хуже, и старался. Я тоже такой подарок хочу!". Если в самом начале поймать эти мысли, поймать ощущения,  не дать развиваться дальше, не подавляя. На мой взгляд, самое удачное слово - поймать! Это и есть Брахмавихары: упекха,   каруна, метта. Удивительное ощущение! Свободы! Победы, но без эго. Как бы ты наполняешься энергией ! Хочется испытывать испытывать это снова и снова!

Пол значения не имеет.;)

Кто-то в монастыре пошутил : "Монастырская жизнь, это как быть замужем сразу за 30 "  :-? Вот уж есть где Брахмавихару развивать!
« Последнее редактирование: 13 Январь 2011 15:36 от karuna »
Записан

Viveka

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 76
Re: Любовь и брахма вихары
« Ответ #18 : 16 Январь 2011 11:46 »

Да. Если не поймать ум вовремя, начнётся стихийное бедствие. Когда сильные эмоции активизируются, очень трудно вернуть ум в исходное, относительно здоровое состояние.
Короче, как говорят медики, "лучше профилактика, чем лечение". Или, как говорит народ, "лучше перебдеть, чем недобдеть" :)
Записан

Хельга

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 99
Re: Любовь и брахма вихары
« Ответ #19 : 21 Апрель 2011 19:45 »

Интересно, что в эротической любви много "тактильных галлюцинаций" - воспоминаний о прикосновениях и оргазмах.

Ну Вы, Ассаджи, даете! :)

Или мне изумиться не Вашим знаниям, а факту?

Я еще не решила. Но факт, действительно, интересный.
Записан
Страницы: [1] 2  Все