джатака о Майтрибале

Автор Сергей О., 18:13 10 марта 2005

« назад - далее »

Сергей О.

Добрый день!

Кто-нибудь знает или, может быть, есть оглавление джатак, какая палийская джатака соответствует "Джатаке о Майтрибале" из "Гирлянды джатак" Арьяшуры?
В общем, санскритские джатаки соответствуют палийским, хотя есть отличия в стиле и т.д. Но я сегодня обыскался в интернете и не смог найти ответа. Интересно, что среди найденного есть
The "red stupa", or dagoba, built by King Asoka, and
on which Maitribala-raja fed starving Yakshas with his blood
красная ступа (дагоба), которую построил царь Ашока на месте, где Майтрибала-раджа кормил голодных яккхов своей плотью и кровью. ("плоть", о которой в приведенной английской фразе не сказано, я добавил по содержанию джатаки).

Всех благ!

Ассаджи

Доброго времени суток!

Цитата: Сергей О.Кто-нибудь знает или, может быть, есть оглавление джатак, какая палийская джатака соответствует "Джатаке о Майтрибале" из "Гирлянды джатак" Арьяшуры?
В общем, санскритские джатаки соответствуют палийским, хотя есть отличия в стиле и т.д.

Такой палийской джатаки, насколько мне известно, нет.

ЦитироватьThe "red stupa", or dagoba, built by King Asoka, and
on which Maitribala-raja fed starving Yakshas with his blood
красная ступа (дагоба), которую построил царь Ашока на месте, где Майтрибала-раджа кормил голодных яккхов своей плотью и кровью. ("плоть", о которой в приведенной английской фразе не сказано, я добавил по содержанию джатаки).

Это из записей Сюань-Цзяня:
http://www.mssu.edu/projectsouthasia/HISTORY/PRIMARYDOCS/FOREIGN_VIEWS/CHINESE/XuanZang/BookIII.htm
http://www.mssu.edu/projectsouthasia/HISTORY/PRIMARYDOCS/FOREIGN_VIEWS/CHINESE/

Сергей О.

ЦитироватьТакой палийской джатаки, насколько мне известно, нет.  

Спасибо за ответ, Ассаджи.

Сергей О.

Признаюсь, что ответ Ассаджи, как и некоторые другие косвенные признаки (отсутствие в материалах на тему дарования или пожертвования  тела или частей тела ссылок на такую джатаку) не совсем уверил меня. В поисках я добрался до Рейко Охнумы (Reiko Ohnuma), автора статей "The gift of the body and the gift of dharma. (Buddhism)", "Internal and External Opposition to the Bodhisattva's Gift of His Body", ""Gift," in Critical Terms for the Study of Buddhism"... Она тоже написала, что, насколько знает, в каноническом собрании нет палийской джатаки с сюжетом, где царь кормит своей плотью и кровью голодных демонов.
"As far as I know, there is no Pali jataka in the canonical collection with the theme of a king giving his flesh and blood to hungry demons."

Спасибо Алексею Гунскому, он тоже мне помог, в частности прислал тексты джатак и некоторые другие материалы.

Ассаджи

Благодаря Вашему вопросу я почитал записки Сюань Цзяня и лучше понял атмосферу того времени.

Aleksey

Раз уж речь зашла о Сюань Цзане, приведу ещё ссылку
http://www.ssu.samara.ru/~buddhist/china/xuanzang.html

Сергей О.

Еще одно добавление: с начала поисков я предполагал, что ответ на вопрос может быть в издании "Гирланды джатак" в серии "Памятники литературы народов Востока". Там ведь обычно основательные вступительные статьи и комментарии. У меня - другое издание, хотя с тем же переводом.
И вот, уже после того, как ответ был найден, мне подсказали, что во вступительной статье О. Ф. Волкова пишет, что четыре джатаки из этого собрания не имеют палийских аналогов, в том числе и джатака о Майтрибале.

sergey_os

Читаю англ. перевод Вессантара джатаки (547), русский не нашел, там есть такое место:
ЦитироватьWhen he was eight years old, as he reclined on his couch, the boy thought to himself: "All that I give comes from without, and this does not satisfy me; I wish to give something of my very own. If one should ask my heart, I would cut open my breast, and tear it out, and give it; if one ask my eyes, I would pluck out my eyes and give them; if one should ask my flesh, I would cut off all the flesh of my body and give it." And thus he pondered with all his being and the depths of his heart; this earth, forty thousand quadrillions of leagues 2 in extent, and two hundred thousands of leagues in depth, quaked thundering like a great mad elephant; Sineru chief of mountains bowed like a sapling in hot steam, and seemed to dance, and stood leaning towards the city of Jetuttara; at the earth's rumbling the sky thundered with lightning and rain; forked lightning flashed; the ocean was stirred up: Sakka king of the gods clapt his arms, Mahābrahmā gave a sign of approval, high as Brahma's World all was in uproar;
...
Тут говорится, что бодхисатта в возрасте 8 лет подумал, что всё, что он дает другим (с самого рождения бодхисатта, который был сыном царя, дарил окружающим разные дары) - внешнее и это его не удовлетворяет. Он подумал, что хочет давать что-то от самого себя. Если попросят сердце - то он извлечет сердце, если попросят глаза, то он отдаст глаза, если попросят плоти, мяса, то он отрежет всё с себя и отдаст. И, говорится в джатаке, когда он искренне подумал об этом (And thus he pondered with all his being and the depths of his heart;)  то произошло землетрясение, гора Синеру склонилась в сторону того места, где был мальчик в это время, Сакка, царь богов, захлопал в ладоши, Махабрахма выказал знак одобрения.
http://www.sacred-texts.com/bud/j6/j6013.htm