Два пути к Постижению

Автор Ассаджи, 17:38 02 июля 2004

« назад - далее »

Ассаджи

На сайте

http://web.archive.org/web/20080223081600/http://www.watpachicago.com/My%20Web/Knowledge/Two%20Way_main.htm

опубликовано толковое руководство по медитации, в современной тайской традиции.

Pavel

#1
Любопытная статья. Хорошее конспективное изложение. Спасибо.

У меня появилась пара вопросов:

Не знает ли кто толковых руководств по альтернативным техникам достижения саматхи, кратко упомянутых в статье, а именно:

       4. Contemplating the 32 bodily functions.
       5. Contemplating the ever changing nature of the body and its     gradual disintegration.
       6. Observing the gradual decay of a cadaver.

     А так же о неупомянутых кишинах?

Никогда не слышал про:
2. Focusing on a glass sphere while repeating the words "Samma Arahang".

Что это такое?

Проблема в том, что у меня аллергия пять месяцев в году, дышать тяжело, поэтому я думаю мне необходимы другие объекты концентрации.  Кроме того, надо работать над тягой к чувственным удовольствиям, и техники 4-6 должны быть очень кстати.

Ассаджи

#2
Цитата: PavelНе знает ли кто толковых руководств по альтернативным техникам достижения саматхи, кратко упомянутых в статье, а именно:

       4. Contemplating the 32 bodily functions.
       5. Contemplating the ever changing nature of the body and its     gradual disintegration.
       6. Observing the gradual decay of a cadaver.

Эти практики кратко изложены в Сатипаттхана сутте, а подробнее в Вимуттимагге и Висуддхимагге.

ЦитироватьА так же о неупомянутых кишинах?

С касинами образовалась некоторая путаница, неверное их применение вызывало негативные последствия, поэтому сейчас этот подход редко используют.

Вот статья по цветам:

http://dhamma.ru/lib/colours.htm

ЦитироватьНикогда не слышал про:
2. Focusing on a glass sphere while repeating the words "Samma Arahang".

Что это такое?

Это в стиле популярной сейчас в Таиланде школы "Дхаммакая"
http://www.dhammakaya.or.th/meditation/meditatemain.htm

ЦитироватьПроблема в том, что у меня аллергия пять месяцев в году, дышать тяжело, поэтому я думаю мне необходимы другие объекты концентрации.

Есть еще медитация с движениями -- Махасати

http://www.mahasati.org/learn_to_meditate.html

ЦитироватьКроме того, надо работать над тягой к чувственным удовольствиям, и техники 4-6 должны быть очень кстати.

Еще здесь помогает достижение джханы. По сравнению с ней чувственные удовольствия блекнут.

Anatta

#3
//Еще здесь помогает достижение джханы. По сравнению с ней чувственные удовольствия блекнут.//

Это точно, но ведь джхану, как раз, и можно достичь выполняя практику созерцания на кладбище, о чем говорил Павел. Проблема, как раз в том, как постоянно вырабатывать в себе стремления к каким-либо созерцаниям вообще, т.е. фактически, проблема в одном звене Восмеричного Пути - Правильном усилии. Именно это самое звено Пути преобретает особое значение при отсутствии должной мотивации, т.е., де-факто, при осутствии Правильного понимания, как первого звена того самого Пути. А что, как не созерцание на кладбище и осознание неизбежности будущих страданий может весьма серьезно укрепить первое звено? Как видите - небольшой парадокс ;) Выпутаться из которого можно ведя жизнь на воздержании, действуя согласно предписаниям и кодексу. А радуясь своей внутреней чистоте, мы тем самым становимся все ближе и ближе к открытию врат джаны...

Недавно от нашего батюшки, еженедельно вещаюшем на местном телеканале, услышал одни мудрые слова, заставившие меня вновь задуматься о роли морали, этики и воздержании в буддизме. Итак, цитирую его по памяти:

Отвечая на вопрос можно ли принимать ту, или иную пищу во время пощения, если человек, намеривающийся принять пост, болен и ему врачи это не рекомендуют, отец Михаил отвечал:
"...Вы поймите, дорогие мои братья и сестры, ведь идея соблюдения христианского поста заключается не в том, что так учит церковь, или  Господь не велит есть ничего мясного, а в том, что когда мы постимся - мы тем самым соблюдаем воздержание, и ограничивая себя в еде мы можем начать замечать в себе духовные перемены, будто бы наш разум становится светлее и ближе к божественному..."
Тут батюшка, даже стал делать сравнения и привел какие-то цитаты из канонов церкви о том, как ограничивающий себя человек счастлив. Цитаты, к сожалению я не запомнил, а вот сравение мне понравилось:
"Когда мы ограничиваем себя - мы становимся более счастливыми, т.к. начинаем в себе замечать то, что не могли увидить ранее. Это можно сравнить с грохотом пашущего трактора на поле. Если человек ничем не занят в это время - грохот даже может начать его раздражать, но когда трактор умолкает, человек становится счастливым тишине и он даже может начать замечать пения птичек и радоваться ему...Также и в нашей жизни, только в роли трактора выступает тяжелая пища, в роли тишины - постная пища, в роли же пения птичек - видение собственных духовных изменений при соблюдении поста и радость им... Поэтому, дело не в том, что нельзя принимать конкретную пищу, а том, чтобы наложить на себя воздержание, ограничивая себя от некоторых желаний. Церковный пост - лучший способ для того, чтобы исполнить это..."

Pavel

#4
Это Вы, Анатта, очень кстати про пост упомянули. Мы с женой сегодня как раз трехдневный пост начали. Пожелайте удачи  :)

Спасибо за ссылки, Ассаджи. Особенно про махасати. Я их пока внимательно изучаю.

Насколько я пока понимаю, махасати, это все же "випасанная" техника (как они сами пишут the technique of cultivating self-awareness). То есть, двигая руками, достичь джханы пожалуй не получится.

Ассаджи

#5
Цитата: PavelНасколько я пока понимаю, махасати, это все же "випасанная" техника (как они сами пишут the technique of cultivating self-awareness). То есть, двигая руками, достичь джханы пожалуй не получится.

Строго говоря, да. Вместе с тем это может помочь перейти к "непрерывному сосредоточению", о котором пишет досточтимый Прасерт.

А для джхан хорошо подходит развитие дружелюбия, о чем пишет и досточтимый Вималарамси,
http://www.dhammasukha.org/transcripts/metta1-03-2003.pdf
и Ли Брейсингтон
http://leighb.com/jhana1.htm
http://leighb.com/jhnbrmvhr.htm