ЖАЖДА: помогите

Автор Garmi, 16:05 17 мая 2004

« назад - далее »

Garmi

Приветствую.

Хотелось бы у вас попросить совета по поводу противоядия против жажд, которые регулярно возникают в потоке ума и, будучи подпитаными вниманием, могут привести к активным действиям.

Условно разделяю возникающие у меня жажды на следующие (интересует противоядие против каждой из жажд):

1. Жажда контроля - четкое и настойчивое желание управлять происходящими (наблюдаемыми) изменениями, а не пассивно ждать, когда "роза созреет"; желание всегда во всем и везде контролировать происходящее (снаружи и внутри);

2. Жажда целесообразности - стремление во всем видеть смысл; если смысл четко не прослеживается, пытаться его найти;

3. Жажда ухода - нечто среднее между желанием исчезнуть и представлением, как это будет; в частности, это выразилось в полной сознательной изоляции (изредко лишь вот на этот форум захожу);

4. Жажда смены работы - долгое время мотивацией служила мысль о получении нового опыта; поменял 8 работ за 10 лет;

5. Жажда новых отношений с женщинами - не ради секса, а ради распространения/утверждения собственного эго.

Подозреваю, что с вашей стороны будут видны какие-либо более реальные причины этих жажд, чем те причины, которые привел я. Именно на это я и надеюсь: со стороны многое воспринимается более адекватно.

Под противоядиями, о которых я у вас спрашиваю, подразумеваю средства, включая и аналитические медитации (размышления), позволяющие разобраться с этими жаждами, частично снять/растворить их или, хотя бы, уменьшить их деструктивное влияние.

Заранее благодарен. Надеюсь на конструктивный диалог с буддийских и системно-прагматичных позиций. Спасибо.

Alert

Однако здесь у вас не совсем "кошерные" жажды описаны. Каноническая жажда, на мой взгляд, одна, и лежит более глубоко.
На правах рекламы

Ассаджи

Цитата: GarmiПодозреваю, что с вашей стороны будут видны какие-либо более реальные причины этих жажд, чем те причины, которые привел я. Именно на это я и надеюсь: со стороны многое воспринимается более адекватно.

Я ценю Вашу открытость и решительность, но при всем желании помочь не вижу возможности это качественно сделать по переписке через инет. Переписка сужает спектр общения до узкого диапазона обмена мыслями, и к тому же весьма медленна. При этом нет возможности воспринять человека в целом - в лучшем случае воспринимаются мыслительные процессы.

Я могу предположить у Вас обостренную самокритичность и эмоциональную замкнутость, посоветовать, скажем, нахождение хороших друзей, регулярную рефлексию с отслеживанием положительных моментов, развитие брахма вихар, и осознавание дыхания, но я сомневаюсь в действенности таких заочных советов. Подобные вопросы относятся скорее к области практической психологии и психотерапии, и требуют личных встреч. Буддийские техники направлены на более тонкую работу с едва уловимыми процессами ума, - они применимы в психотерапии, но такое их применение требует дополнительных знаний и опять же личной встречи. Надеюсь, у Вас есть возможность найти кого-то, кто помог бы Вам в Вашем городе.

Garmi

ЦитироватьОднако здесь у вас не совсем "кошерные" жажды описаны. Каноническая жажда, на мой взгляд, одна, и лежит более глубоко.

Вчера в книге прочитал цитату одного товарища: когда я смотрю на скалу, которая рассекает волну на две - я вижу ОДИН океан.

Очевидно, что если исследовать нечто на разных слоях, то приходиться с необходимостью абстрагироваться, упрощать и разделять.

Каноническая жажда прекрасно "всасывает" в себя те жажды, которые актуальны сейчас для меня (в том смысле, что я над ними "работаю").

ЦитироватьЯ ценю Вашу открытость и решительность, но при всем желании помочь не вижу возможности это качественно сделать по переписке через инет. Переписка сужает спектр общения до узкого диапазона обмена мыслями, и к тому же весьма медленна. При этом нет возможности воспринять человека в целом - в лучшем случае воспринимаются мыслительные процессы.

Да. В худшем случае, воспринимаются проекции (т.е. информация пропускается через фильтры - одни из действенных механизмов масок) мыслительных процессов.

ЦитироватьЯ могу предположить у Вас обостренную самокритичность и эмоциональную замкнутость,

Это так.

Хотя, в моем случае, это  замкнутость носит искусственный и временный характер. В целом, проблем с коммуникабельностью и открытостью никогда не было и нет.

Цитироватьпосоветовать, скажем, нахождение хороших друзей, регулярную рефлексию с отслеживанием положительных моментов, развитие брахма вихар, и осознавание дыхания, но я сомневаюсь в действенности таких заочных советов.

Советы совпадают с теми методами, которые я выбрал самостоятельно после размышление. Кроме того, я еще решил поддерживать тенденцию всестороннего развития (в данном случае, речь идет о религиозных традициях), не смотря на то, что, в общем, базовый уровень понимания (и инструкций для практики) уже сформировался.

ЦитироватьБуддийские техники направлены на более тонкую работу с едва уловимыми процессами ума, - они применимы в психотерапии, но такое их применение требует дополнительных знаний и опять же личной встречи.

То есть вы считаете, что в данном случае применима именно психотерапия (то есть работа, в терминологии Уилбера "Никаких границ", с масками/тенями), нежели буддийские практики?

ЦитироватьНадеюсь, у Вас есть возможность найти кого-то, кто помог бы Вам в Вашем городе.

Возможно, я перестарался с эмоциональными оттенками, когда формулировал вопросы. :roll:

Сам я оцениваю происходящие процессы, как увлекательный, творческий и (sic!) контролируемый процесс.

На счет контролируемости, это, конечно, "пунктик", но, как только вопрос с наиболее острыми деструктивными привычами/паттернами будет решен, необходимость контроля (пристального внимания/управления) снимится, поскольку родится доверие.

Alert

ЦитироватьКаноническая жажда прекрасно "всасывает" в себя те жажды, которые актуальны сейчас для меня (в том смысле, что я над ними "работаю").
Здесь я просто призываю к точности в терминологии. То ли Вы имели в виду "tanha", то ли обычные мирские (психологические) жажды-пристрастия. Прекращение или ослабление "tanha" автоматически даст эффект и для Ваших видов жажды, которые являются проявлением, "мирской видимостью" tanha. Возможно конечно лечить следствие или проявления, но думаю, что здесь действительно лучше идти к психотерапевтам, в буддизме нужно оперировать с более тонкими и глубокими процессами.
На правах рекламы

Garmi

ЦитироватьЗдесь я просто призываю к точности в терминологии. То ли Вы имели в виду "tanha", то ли обычные мирские (психологические) жажды-пристрастия.

Искуственное разделение. Мирское и (не)мирское - это искусственное разделение.

ЦитироватьПрекращение или ослабление "tanha" автоматически даст эффект и для Ваших видов жажды, которые являются проявлением, "мирской видимостью" tanha. Возможно конечно лечить следствие или проявления, но думаю, что здесь действительно лучше идти к психотерапевтам, в буддизме нужно оперировать с более тонкими и глубокими процессами.

Те психотерапевты, к которым я ходил, ничем не могли помочь. Их уровень ограничен их тунелем реальности, используемыми патернами и методами работы с этими патернами. Мой системный подход делает общение с ними куда более интересным и целесообразным для них, чем для меня.

К тому же, в силу индивидуальных особенностей, мне удобнее работать самостоятельно. А те вещи, которые я не могу отследить в виду неопытности, всплывают благодаря чтению и размышлению над разнообразной литературой.

Ассаджи

ЦитироватьТо есть вы считаете, что в данном случае применима именно психотерапия (то есть работа, в терминологии Уилбера "Никаких границ", с масками/тенями), нежели буддийские практики?

Психотерапия бывает разная, в своих лучших вариантах она приближается по тонкости к хорошим буддийским практикам.
С другой стороны, буддийские практики можно адаптировать к контексту психотерапии, так что жесткой границы я здесь не ставлю.

Я считаю, что буддизм направлен на решение определенных задач, - совершенствования умственных качеств, а для остальных задач, прежде всего касающихся налаживания взаимодействия с текущим социальным окружением, полезны более "грубые" инструменты.

В принципе можно использовать буддийские подходы и для социальных задач - от налаживания бизнеса до отношений с противоположным полом, - но это требует мудрой их адаптации.

Alert

ЦитироватьИскуственное разделение. Мирское и (не)мирское - это искусственное разделение.

Что-то я ничего не понял... :) Я думаю, что разделение на мирское и немирское - как бы азы буддизма, об этом говорится и в тибетском буддизме, а уж в тхераваде тем паче везде повторяется. Мирское есть приготовленное, сконструированное, часть обыденной реальности. А вот ниббана, к примеру, как прекращение конструирования и приготовлений - немирское. Взаимозависимое возникновение и звенья этой цепи - категории немирские, как бы единичные кирпичики, из которых строится сансара, как и первоэлементы.

Терминологическая путаница, смешивание понятий мирских и немирских - признак упадка Дхаммы. :( Хотя конечно обнаружить tanha в собственной нама-рупе невероятно сложно, поэтому мы и сбиваемся на оперирование обычными мирскими или там психологическими жаждами. Но разница здесь превеликая. :)
На правах рекламы

Ассаджи

Цитата: AlertЧто-то я ничего не понял... :) Я думаю, что разделение на мирское и немирское - как бы азы буддизма, об этом говорится и в тибетском буддизме, а уж в тхераваде тем паче везде повторяется. Мирское есть приготовленное, сконструированное, часть обыденной реальности. А вот ниббана, к примеру, как прекращение конструирования и приготовлений - немирское.

Согласен.

ЦитироватьВзаимозависимое возникновение и звенья этой цепи - категории немирские, как бы единичные кирпичики, из которых строится сансара, как и первоэлементы.

Почему Вы так считаете?

ЦитироватьТерминологическая путаница, смешивание понятий мирских и немирских - признак упадка Дхаммы. :( Хотя конечно обнаружить tanha в собственной нама-рупе невероятно сложно, поэтому мы и сбиваемся на оперирование обычными мирскими или там психологическими жаждами. Но разница здесь превеликая. :)

Эту жажду легко заметить, она описывается и психологическими моделями, её отслеживание используют, например, в лечении наркоманов. Весьма банальная вещь.

Другое дело, что бывает употребление этого слова в образном смысле, и в точном буддийском смысле - как возникающего в результате приятных, неприятных или нейтральных чувств стремления к повторению, избеганию или искажению этих чувств в будущем.

Alert

ЦитироватьAlert: Взаимозависимое возникновение и звенья этой цепи - категории немирские, как бы единичные кирпичики, из которых строится сансара, как и первоэлементы.

Ассаджи: Почему Вы так считаете?

Ну например, исходя из одной из характеристик Дхаммы - вневременности. Все элементы взаимозависимого возникновения могут быть обнаружены в любом живом существе прямо сейчас, в любой момент. Когда эти моменты не различаются, сливаются в поток существования, получается "обыденная реальность", сансара, мирское существование, в котором только и могут существовать понятия и категории как таковые, как мы привыкли ими оперировать.

ЦитироватьЭту жажду легко заметить, она описывается и психологическими моделями, её отслеживание используют, например, в лечении наркоманов. Весьма банальная вещь.

Давайте псмотрим на tanha (craving) в контексте взамозависимого возникновения: чувства-жажда-схватывание (grasping). Т.е. следствием жажды здесь является специфическое понятие "схватывания". Я понимаю это так, как описывал выше, когда несколько моментов (текущих, прошлых или будущих) объединяются, "схватываются", после чего происходит становление и рождение. Такое "схватывание" возможно реально наблюдать в себе или собеседниках после некоторой настройки. И это достаточно тонкая вещь, которой "в миру" в общем то нет соответствия. Хотя для чувств и жажды такие соответствия как-бы есть. Но все же во взаимозависимом возникновении используются специфические понятия чувст и жажды, как мгновенных и неосознаваемых обычным сознанием. Для обнаружения звеньев взаимозависимого возникновения требуется специфическая внимательность, т.н. "радикальная" и очень высокая скорость распознавания и отслеживания состояний, которые "в миру" встречаются очень редко, только в определенных состояниях.
На правах рекламы