Алхимия эмоций

Автор Ассаджи, 16:56 12 апреля 2012

« назад - далее »

Ассаджи

Из книги "Алхимия эмоций" Тары Беннетт Гоулман  ( http://www.emotionalalchemy.com/ ):

Мудрое размышление

Это еще один исключительно важный процесс намеренного погружения в себя. Ачан Амаро, который много лет практиковал медитацию в монастырях лесов Таи, объясняет: "Сначала, какое-то время вы просто собираетесь с мыслями, не позволяя им рассеяться. Затем начните погружаться в себя: интересующий вас объект исследования должен проникнуть в ваше сознание. Вы позволяете уму сосредоточиться на нем, но лишь в форме легкого размышления. Как только мысли об этом объекте начинают вас поглощать целиком, сосредоточьтесь на дыхании."

Он продолжает: "Затем вновь вернитесь к объекту исследования. Размышляйте о нем, стараясь использовать интуицию для постижения истины. Это очень помогает в работе над привычными стереотипами - вы просто должны сделать их предметом своих размышлений во время медитации, в уединении. Вы размышляете о них с мудростью в тот момент, когда ум сосредоточен и настроен на самоанализ. В противном случае, эти эмоциональные реакции будут все время повторяться. Эта цепь прервется лишь тогда, когда вы будете в состоянии осознать факт их существования."

Можно говорить о нескольких уровнях мудрого размышления. Иногда мы размышляем на концептуальном уровне и обдумываем то или иное понятие; в другой раз эти размышления основаны на практическом опыте - в этом случае развивается чувство интуиции. Одна пациентка воспользовалась именно таким подходом и рассказала следующее: "Во время медитации после определенного промежутка времени ум успокоился, и я ощутила внутреннюю ясность, словно нырнула в чистый водоем ничем не замутненного сознания. Через некоторое время я вернулась к размышлениям о своих насущных проблемах: Почему любое замечание со стороны матери выбивает меня из колеи? Как преодолеть чувство уязвимости? Передо мной открылось новое пространство и новые возможности. Я увидела связь данной ситуации со схемой перфекционизма и ущербности. Моя эмоциональная реакция в этой ситуации была такой же, как все годы жизни с мамой, когда я без конца выслушивала ее замечания. Как только я подумала о ней, ко мне вновь вернулось эмоциональное напряжение, смешанное с чувством досады. Тогда я снова погрузилась на какое-то время в медитацию. Восстановив душевное равновесие, я вновь вернулась к размышлениям. И, пожалуй, впервые я почувствовала, что должна изменить свою стереотипную реакцию на замечания мамы. Совсем не обязательно реагировать так остро, можно сдержаться и ответить ей иначе, мягче и спокойнее; таким образом, конфликт будет предупрежден".

Ассаджи

Еще из книги:

"Буддистский монах Ачан Амаро объясняет, каким образом чувство может преобразоваться в страстное желание и как затем страстное желание толкает человека к действию. "Если возникает интерес к какому-то объекту, ум немедлено цепляется за этот объект, - говорит Ачан Амаро. Мы видим нечто, что вызывает приятное чувство, и мысленно восклицаем: "Как красиво!". Затем, приглядевшись, привлекаемся еще сильнее, мысленно восклицая: "Я бы не отказался от такого". Далее это переходит в стремление овладеть красивым объектом. "Мне очень хочется иметь эту вещь". Далее - решение действовать: "Ну ладно, пока никто не смотрит...".

"Затем, - говорит Амаро, - приходит чувство восторга от обладания столь вожделенной вещью, которое сменяется чувством необратимости момента, когда человек осознает реальную ситуацию: "О Боже, я взял то, что мне не принадлежит!" Но сделанного не исправить! Раз подобный эпизод произошел в жизни человека, он будет пожинать его плоды до конца жизни, испытывая горечь, печаль и даже отчаяние"."

Ассаджи

Из книги:

Пауза между порывом к действию и самим действием предоставляет возможность разорвать цепь привычек. Как выражается Ачан Амаро, "Если бы мы могли жить на уровне ощущений, сознательно реагировать на удовольствие и боль, красоту и уродство и не спешить во что бы то ни стало удовлетворять свои желания, тогда это была бы жизнь, полная спокойствия и гармонии".

Ассаджи

Тара Брах описывает аналогичный подход:

The two parts of genuine acceptance —seeing clearly and holding our experience with compassion—are as interdependent as the two wings of a great bird. Together, they enable us to fly and be free.

The wing of clear seeing is often described in Buddhist practice as mindfulness. This is the quality of awareness that recognizes exactly what is happening in our moment-to-moment experience. When we are mindful of fear, for instance, we are aware that our thoughts are racing, that our body feels tight and shaky, that we feel compelled to flee—and we recognize all this without trying to manage our experience in any way, without pulling away.

Our attentive presence is unconditional and open—we are willing to be with whatever arises, even if we wish the pain would end or that we could be doing something else. That wish and that thought become part of what we are accepting. Because we are not tampering with our experience, mindfulness allows us to see life "as it is." This recognition of the truth of our experience is intrinsic to Radical Acceptance: We can't honestly accept an experience unless we see clearly what we are accepting.

The second wing of Radical Acceptance, compassion, is our capacity to relate in a tender and sympathetic way to what we perceive. Instead of resisting our feelings of fear or grief, we embrace our pain with the kindness of a mother holding her child. Rather than judging or indulging our desire for attention or chocolate or sex, we regard our grasping with gentleness and care. Compassion honors our experience; it allows us to be intimate with the life of this moment as it is.

http://blog.tarabrach.com/2012/05/unfolding-wings-of-acceptance.html

Ассаджи

Серия видео Тары Брах о том, как медитация дает опору при жизненных трудностях:

http://www.youtube.com/watch?v=ZFgqaJyS9JY&list=PL34006F8D3EF9CF9A