Неприятные телесные ощущения умственной природы

Автор Alexei, 13:04 22 октября 2010

« назад - далее »

Alexei

Несколько цитат на тему:

ЦитироватьПри интенсивной практике сосредоточения медитирующий может переживать почти невыносимые ощущения, например зуд, боли, жар, тяжесть и оцепенение. При прекращении осознанного отслеживания эти ощущения пропадают. Когда отслеживание возобновляется, они появляются снова. Эти ощущения появляются вследствие природной чувствительности тела, и не служат симптомами болезни. Если их отслеживать с энергичной настойчивостью, то они постепенно стихнут.
Махаси Саядо "Медитация Сатипаттхана Випассана"

ЦитироватьФаза "зуда и боли" была определенным признаком того, что интенсивность блуждающих мыслей снизилась. И эти впечатления, остающиеся нераспознанными в других условиях, теперь поддавались детальному анализу. Способ избавления от них состоял в том, чтобы не обращать на них внимания, а если это оказывалось невозможным, нужно было временно сосредоточить внимание на боли или зуде, повторяя в то же время в уме: "больно, больно" или "чешется, чешется"-и раздражение должно было исчезнуть. Когда саядо сказал мне это, я подумал, что такой результат маловероятен; но все произошло действительно так, как он говорил. Я безгранично обрадовался, обнаружив, что достиг одного из указателей прогресса, который подтвердил мои реальные успехи на пути к цели. Вскоре эта фаза прошла, но оставалось одно болезненное ощущение, которое я таким образом не смог преодолеть. Боль появлялась в области сердца - и временами оказывалась настолько жестокой, что мне приходилось прекращать упражнение, а иногда я вынужден был даже ложиться. Я сообщил об этом саядо, и он повторил свои наставления. Он сказал, что боли часто бывают сильными; но если я буду упорно продолжать практику, они исчезнут. Мне же необходимо обращать на них как можно меньше внимания.
...
И. Шэтток "Опыт внимательности"

ЦитироватьЕсли вы сидите в медитации, и при этом возникают чувства боли или неудобства, исследуйте их, чтобы увидеть, откуда они приходят. Не позволяйте себе погружаться в боль или расстраиваться. Если есть части тела, которые ведут себя не так, как вам этого хотелось бы, не беспокойтесь о них. Пускай так, – потому что ваше тело такое же, как и всякое другое тело, человека или животного, во всём мире: оно непостоянно, источник страдания, не поддаётся принуждению. Поэтому уделяйте основное внимание той части, которая всё же ведет себя так, как вам хотелось бы, и поддерживайте для неё комфортные условия. Это называется дхамма-вичая, т.е. различение умелых качеств.
...
Ачан Ли "На кончике вашего носа"

ЦитироватьПервое – боль. Когда она приходит, необходимо начать с того, что признать ее присутствие. Это уже важный шаг, ибо большинство людей, почувствовав боль, пытаются отказать ей в праве на существование. Они думают, что они смогут избежать встречи с болью, отпихивая ее от себя, но это все равно что пытаться избежать налоговых выплат, выбрасывая в мусор налоговую декларацию: возможно, вначале вам сойдет это с рук, но потом компетентные органы поймут, что происходит, и ваша ситуация будет даже хуже, чем изначально. Поэтому, чтобы выйти за пределы боли, нужно первым делом понять боль, познакомиться с нею, а это означает выдержать ее. Однако медитация может предложить способ отделить себя от боли, так что, хоть боль и присутствует в теле, вы не страдаете от нее.
...
о мере того, как вы избавляетесь от ментального убранства вокруг вашей боли, включая представления о том, что это «ваша боль» и что «страдаете от боли именно вы», то обнаруживается, что вы видите лишь что-то вроде бирки «Это – боль, она находится здесь». Когда этот рубеж пройден, то происходит прорыв в вашей медитативной практике. Например, можно заметить, как эта бирка возникает и пропадает. Как только она появляется, боль усиливается, когда она пропадает, боль стихает. Тогда постарайтесь понять, что тело, боль и ваше внимание – это три различные вещи, как три веревочки, связанные одним узлом, и этот узел вы развязали. После того, как вы сможете сделать это, вы обнаружите, что нет такой боли, какую бы вы не могли перенести.
Тханиссаро Бхиккху "Практика медитации при столкновении с болью, болезнью и смертью"

ЦитироватьПри напряжении или головной боли:
- Может быть, Вы слишком стараетесь - это бывает! - так что сбавьте свое сосредоточение. Например, можно перевести внимание на ощущение дыхания в месте стенки живота.
- Создайте энергию дружелюбия (см. предыдущий раздел "Развитие сердца"), и направьте ее на напряженную область.
- Для облегчения болей и недомоганий тела может быть полезно представить себе свет и распространить его по телу. Попробуйте сосредоточить благотворный свет на области затруднений!
Буклет из Амаравати

ЦитироватьГолова — резкие боли
Вопрос: После нескольких минут сидения я почувствовал резкую боль в левой стороне своей головы. Это происходило каждый раз, когда начинался новый круг сидения.
Ответ: Поначалу у чувствительных лиц часто бывают приступы боли в различных частях тела, из-за существовавших ранее напряжений в этих областях и из-за стремления направить свою энергию внутрь, вместо того, чтобы распространять её вовне. К тому же телу и сознанию функционировать как единое целое в дзадзен на первых порах нелегко. Если этот дискомфорт сопровождается чувством опасения, боль и напряжение только увеличатся. Когда вы поймете причины повышенного напряжения и появляющейся боли и будете знать, что они всего лишь временные, страхи испарятся. Естественно, что боль также исчезнет и её место займет ощущение бодрости и здоровья.
Помните также, что ваш дискомфорт может быть ловким приёмом, с помощью которого эго пытается расстроить вашу практику. Поскольку эго не желает терять свое удобное господство, оно ставит всякого рода барьеры, чтобы сохранить свой контроль, наиболее распространенным из которых является боль, ибо оно знает, что настойчивый дзадзен покончит с его властью. Если вы поймете, что боль - это только проделка эго, чтобы заставить вас остановиться, вы сможете побить этого коварного призрака его же оружием, отказавшись сдаться. Боль - это вызов, с которым рано или поздно придётся встретиться, и путь её устранения - это стать полностью единым с ней.
Филипп Капло "Три Столпа Дзен" (источник не по теме форума, но этот совет оказался для меня крайне полезным)


Возможно, такие явления могут быть результатом проявления скрытой жажды? См. http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=258.msg1843#msg1843

Ассаджи

В совокупности чувств (ведана-кхандха) накоплено множество разнообразных чувств, локализованных в самых разных областях тела, а иногде и вне его. Большая часть их скрыта в связи с невежеством, будучи замаскирована напряжениями, мыслями и т.п. По мере развития осознавания и мудрости они закономерно становятся заметными. Это не чьи-то проделки, а естественный процесс.

Один из характерных тупиков - искать в боли некое осмысленное намерение или послание. Особого смысла там нет.

Другой тупик - погружаться в эту боль. От уделяемого внимания боль только усиливается.

По ходу практики совокупность чувств постепенно преобразуется, начиная с болезненных чувств и заканчивая нейтральными.

По этому поводу есть Уппатипатика сутта из Самьютта Никаи (S v 212):

Цитировать"Bhikkhus, there are these five faculties. What five? The pleasure
faculty ... the equanimity faculty.

(i. The pain faculty)
"Here, bhikkhus, while a bhikkhu is dwelling diligent, ardent, and resolute, there arises in him the pain faculty. He understands thus: 'There has arisen in me this pain faculty. That has a basis, a source, a causal formation, a condition. It is impossible for that pain faculty to arise without a basis, without a source, without a causal formation, without a condition.' He understands the pain faculty; he understands the origin of the pain faculty; he understands the cessation of the pain faculty; and he understands where the arisen pain faculty ceases without remainder.

"And where does the arisen pain faculty cease without remainder? Here, bhikkhus, secluded from sensual pleasures, secluded from unwholesome states, a bhikkhu enters and dwells in the first jhana, which is accompanied by thought and examination, with rapture and happiness born of seclusion. And it is here that the arisen pain faculty ceases without remainder.

"This, bhikkhus, is called a bhikkhu who has understood the cessation of the pain faculty. He directs his mind accordingly.

(ii. The displeasure faculty)
"Here, bhikkhus, while a bhikkhu is dwelling diligent, ardent, and resolute, there arises in him the displeasure faculty. He understands thus: There has arisen in me this displeasure faculty. That has a basis, a source, a causal formation, a condition. It is impossible for that displeasure faculty to arise without a basis, without a source, without a causal formation, without a condition.' He understands the displeasure faculty; he understands the origin of the displeasure faculty; he understands the cessation of the displeasure faculty; and he understands where the arisen displeasure faculty ceases without remainder.

"And where does the arisen displeasure faculty cease without remainder? With the subsiding of thought and examination, a bhikkhu enters and dwells in the second jhana, which has internal confidence and unification of mind, is without thought and examination, and has rapture and happiness born of concentration. And it is here that the arisen displeasure faculty ceases without remainder.

"This, bhikkhus, is called a bhikkhu who has understood the cessation of the displeasure faculty. He directs his mind accordingly.

(iii. The pleasure faculty)
"Here, bhikkhus, while a bhikkhu is dwelling diligent, ardent, and resolute, there arises in him the pleasure faculty. He understands thus: There has arisen in me this pleasure faculty. That has a basis, a source, a causal formation, a condition. It is impossible for that pleasure faculty to arise without a basis, without a source, without a causal formation, without a condition.' He understands the pleasure faculty; he understands the origin of the pleasure faculty; he understands the cessation of the pleasure faculty; and he understands where the arisen pleasure faculty ceases without remainder.

"And where does the arisen pleasure faculty cease without remainder? With the fading away as well of rapture, a bhikkhu dwells equanimous and, mindful and clearly comprehending, experiences happiness with the body; he enters and dwells in the third jhana of which the noble ones declare: 'He is equanimous, mindful, one who dwells happily.' And it is here that the arisen pleasure faculty ceases without remainder.

"This, bhikkhus, is called a bhikkhu who has understood the cessation of the pleasure faculty. He directs his mind accordingly.

(iv. The joy faculty)
"Here, bhikkhus, while a bhikkhu is dwelling diligent, ardent, and resolute, there arises in him the joy faculty. He understands thus: There has arisen in me this joy faculty. That has a basis, a source, a causal formation, a condition. It is impossible for that joy faculty to arise without a basis, without a source, without a causal formation, without a condition.' He understands the joy faculty; he understands the origin of the joy faculty; he understands the cessation of the joy faculty; and he understands where the arisen joy faculty ceases without remainder.

"And where does the arisen joy faculty cease without remainder? With the abandoning of pleasure and pain, and with the previous passing away of joy and displeasure, a bhikkhu enters and dwells in the fourth jhana, which is neither painful nor pleasant and includes the purification of mindfulness by equanimity. And it is here that the arisen joy faculty ceases without remainder.

"This, bhikkhus, is called a bhikkhu who has understood the cessation of the joy faculty. He directs his mind accordingly.

(v. The equanimity faculty)
"Here, bhikkhus, while a bhikkhu is dwelling diligent, ardent, and resolute, there arises in him the equanimity faculty. He understands thus: There has arisen in me this equanimity faculty. That has a basis, a source, a causal formation, a condition. It is impossible for that equanimity faculty to arise without a basis, without a source, without a causal formation, without a condition.' He understands the equanimity faculty; he understands the origin of the equanimity faculty; he understands the cessation of the equanimity faculty; and he understands where the arisen equanimity faculty ceases without remainder.

"And where does the arisen equanimity faculty cease without remainder? Here, bhikkhus, having completely transcended the base of neither-perception-nor-nonperception, a bhikkhu enters and dwells in the cessation of perception and feeling. And it is here that the arisen equanimity faculty ceases without remainder.

"This, bhikkhus, is called a bhikkhu who has understood the cessation of the equanimity faculty. He directs his mind accordingly."

В ходе практики всплывшие чувства могут преобразовываться, если создать для этого соответствующие условия. Ум должен быть просторен, а не сужен до области неприятного чувства (в этом может помочь развитие метты, осознавание всего тела, касины и т.п.). И нужна устойчивая точка опоры, с которой можно было бы постепенно преобразовывать неприятные чувства. Хорошо об это пишет Тханиссаро Бхиккху:

ЦитироватьКак вы используете счастье? Прямо сейчас сосредоточьтесь на дыхании и проверьте, как оно ощущается. Затем поэкспериментируйте с ним, чтобы узнать, как ваш способ дыхания может вызвать счастье, или боль. Разница между ними может быть едва заметной, но она есть. Мы приучились уменьшать свою восприимчивость к этому аспекту нашего осознавания, так что его восстановление займёт некоторое время, прежде чем мы заметим закономерности. Поэтому мы и практикуем. Всё продолжайте и продолжайте возвращаться к дыханию. Попытайтесь стать более чувствительным к этой области своего осознавания, более умелым в изучении способа максимизации потенциала для счастья прямо здесь и сейчас, просто тем способом, которым вы дышите, не только вызывая счастье, но и поддерживая его. Всё-таки чувства счастья и восторга – часть пути. Они расположены в разделе «Правильное сосредоточение» Благородного Восьмеричного Пути. И как часть пути, их необходимо развить и поддержать. Как сказал Будда, такое счастье безукоризненно.

Кроме того, оно полезно, потому что с его помощью вы можете рассмотреть боль, которая может присутствовать в других частях тела. Иногда сложно во время сидения пропитать всё тело счастьем. Могут быть части, которые вы не можете им наполнить, – как говорит Ачан Ли, не ложитесь там. Как если бы вы знали, что у вас дома в этом месте прогнили доски. Если вы попробуете лечь на прогнившую часть пола, то провалитесь в подпол. Поэтому ложитесь на прочные доски.

Когда счастье, на которое вы опираетесь, становится всё основательней, вы приобретаете хорошую позицию для наблюдения за болью.

http://dhamma.ru/lib/authors/lee/samadhi.htm#3.3

Pavel_Tsvetkov

Отрывок из книги - НЕ СМОТРИТЕ СВЫСОКА НА ОМРАЧЕНИЯ, ИНАЧЕ ОНИ ПОСМЕЮТСЯ НАД ВАМИ,
Саядо У Теджания.

БОЛЬ / НЕПРИЯТНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ / ЭМОЦИИ

Когда вы испытываете боль и другие неприятные телесные ощущения – это означает, что в вашем уме присутствует сопротивление им, и поэтому вы еще не готовы прямо наблюдать эти неприятные физические ощущения. Никому не нравится  боль, и если вы, наблюдая ее, все еще ощущаете некоторое сопротивление, она будет становиться только сильнее. Это похоже на случай, когда вы гневаетесь на кого-то, и если снова посмотрите на эту личность, то ваш гнев станет еще сильнее. Так что никогда не принуждайте себя наблюдать боль. Это не борьба, а благоприятная возможность для обучения. Вы наблюдаете боль не для того чтобы она уменьшилась или ушла. Вы наблюдаете боль, особенно реакции ума на нее для того, чтобы понять связь между реакциями ума и вашим восприятием физических ощущений.

Во-первых, проверьте ваше отношение. Желание уменьшения или исчезновения боли – это неверное отношение. Неважно, ушла боль или нет. Боль – это не проблема, ваша негативная умственная реакция на нее – вот в чем проблема. Если причиной боли является какое-то телесное повреждение, вам, конечно, следует быть осторожным чтобы не сделать себе хуже, но если вы в порядке и здоровы, то боль – это просто благоприятная возможность практиковать наблюдение работы ума. Когда присутствует боль, умственные переживания и реакции сильны, и поэтому их нетрудно наблюдать. Учитесь наблюдать в своем уме раздражение или сопротивление, напряжение или дискомфорт. Если необходимо, то чередуйте между наблюдением за вашими чувствами и наблюдением за отношением, стоящим за вашим сопротивлением. Напоминайте себе о необходимости расслаблять ум и тело и наблюдать за тем, как это влияет на сопротивление ума. Существует прямая связь между состоянием вашего ума и болью. Чем более расслаблен и спокоен наблюдающий ум, тем менее интенсивной вам будет казаться боль. Конечно, если ум сильно реагирует на боль (то есть, если вы ощущаете невыносимую боль), вам следует изменить позу и принять такую позицию, в которой вам будет комфортно.

Таким образом, если вы хотите научиться умело справляться с болью, попытайтесь делать следующее: как только вы начали ощущать боль (неважно, насколько она слаба), проверьте напряжение в уме и теле, а затем расслабьтесь. Часть вашего ума будет оставаться осознанной по отношению к боли. Таким образом, снова и снова проверяйте, не напряжены ли вы, и расслабляйтесь. Также проверяйте ваше отношение и продолжайте напоминать себе, что у вас есть возможность изменить позу, если ощущение боли будет слишком сильным, так как тогда ваш ум будет работать с ней охотнее. Повторяйте этот процесс до тех пор, пока не устанете наблюдать за напряжением, страхом, желанием закончить медитацию или нежеланием оставаться с болью. После этого вы можете изменить позу.

Если вы способны переносить боль, это еще не значит, что вы невозмутимы. Большинство из нас начинает практику с того, что изо всех сил пытается сидеть установленные промежутки времени не двигаясь. Если нам удалось просидеть целый час, то мы очень довольны, в противном случае воспринимаем это как неудачу. Обычно мы стараемся переносить боль как можно дольше, то есть, пытаемся увеличить свой болевой порог. Однако в этом процессе мы пренебрегаем наблюдением ума и в действительности не осознаем наши умственные реакции на боль. Мы не понимаем, что развитие высокого болевого порога не означает, что ум не реагирует на боль.

Если вы перестанете заставлять себя сидеть заданные промежутки времени, и начнете вместо этого наблюдать умственные реакции описанным выше способом, то ваше сопротивление боли постепенно уменьшится, и ум станет более невозмутимым. Очень важно понимать разницу между невозмутимостью и способностью переносить боль. Медитация осознанности – это не принуждение, не форсирование, но понимание. Настоящая невозмутимость – это результат подлинного понимания природы пристрастия и неприязни посредством наблюдения и исследования.

Лучше всего наблюдать боль непосредственно только в том случае, если вы к ней не чувствуете сопротивления. Помните, что здесь может быть реакция [ума] на тонком уровне. Как только вы распознали умственный дискомфорт, направьте внимание на это чувство. Если вы можете видеть тонкий умственный дискомфорт, наблюдайте за его изменениями, увеличивается ли он или уменьшается? Как только ум станет более невозмутимым и восприимчивым, он будет гораздо легче распознавать тонкие реакции. Когда вы наблюдаете умственный дискомфорт на более тонком уровне, вы можете достичь такого состояния, в котором ум будет ощущать полную невозмутимость. Если вы прямо наблюдаете боль, и если присутствует подлинная невозмутимость, то больше не возникает умственный дискомфорт.

Помните, вы наблюдаете за реакциями ума не для того, чтобы они ушли. Всегда используйте реакции ума как возможность для исследования их природы. Задавайте себе вопросы. Как они (реакции) влияют на ваши ощущения? Какие мысли присутствуют в вашем уме? Как то о чем вы думаете, влияет на то, что вы чувствуете? Как то, что вы чувствуете, влияет на то, что вы думаете? Какое отношение стоит за вашими мыслями? Как все это изменяет ваше восприятие боли?

Старайтесь применять указанные выше методы, имея дело с любым физическим дискомфортом, таким как зуд, ощущение жары или холода. Более того, все навыки, которые мы приобретаем, имея дело с реакциями [ума] на физический дискомфорт, могут быть применены и в нашей работе с такими омрачениями как гнев, разочарование, ревность, недовольство или неприятие, а также к чувству счастья, удовольствия, вожделения или привязанности. С такими эмоциями, так же как и с родственными им омрачениями, даже самыми отдаленными, необходимо поступать таким же образом, как и с болью. Вам необходимо учиться распознавать и отпускать как привязанность, так и отвращение.

Alexei

Спасибо за ответы!

Вот еще метод, позволяющий уменьшить неприязнь к боли:
ЦитироватьI liked the kind of meditation where I could sit and get very calm - and then when pain would arise in the body I'd want to get rid of it so that I could stay in that state of calm. Then I began to see that wanting to get rid of pain was a miserable state of mind. Sometimes we sit for several hours, sometimes all night long. You can run away from it, but after a while you begin to come to terms with physical pain. I've used practices like 'having all the time in the world to be with pain', rather than trying my best to get rid of it in order to come back to my 'real' meditation. I take time to be with the pains in my body if they come up in consciousness, rather than thinking, 'How can I get rid of it to get some bliss?'.

Somehow when I would say, 'I have all the time in the world, the rest of my life to be with this pain', it would stop the tendency to want to get rid of it. My mind would actually slow down for long periods of time without following or creating a desire. Some of you have this idea of conquering pain, getting over the 'pain threshold'- but that's a disaster....
Ajahn Sumedho - The Way It Is

Ассаджи

Подборка на тему боли, болезни и смерти

AUDIO:

Ines Freedman (really great practical tips):
-Working with Pain: http://www.audiodharma.org/series/57/talk/1780
-Guided Meditations for Working with Pain: http://www.audiodharma.org/series/57/talk/1781/

-Working with Pain by Bhikkhu Bodhi: http://www.audiodharma.org/talks/audio_player/2168.html (wherein he discusses asking Joseph Goldstein for meditation advice for dealing with pain).

Reverend Thanissaro:
-Pain Is Not the Enemy: http://www.dhammatalks.org/Archive/120523_Pain_Is_Not_the_Enemy.mp3
-Pain, Self & Not-self: http://www.dhammatalks.org/Archive/120201_Pain,_Self_&_Not-self.mp3
-Facing Pain: http://www.dhammatalks.org/Archive/111130_Facing_Pain.mp3
-Be Bigger than Your Pains: http://www.dhammatalks.org/Archive/100907%20Be%20Bigger%20than%20Your%20Pains.mp3
-Insight Into Pain: http://www.dhammatalks.org/Archive/100605%20Insight%20into%20Pain.mp3
-Facing Pain Straight On: http://www.dhammatalks.org/Archive/100219%20Facing%20Pain%20Straight-on.mp3
-Comprehending Pain: http://www.dhammatalks.org/Archive/090706%20Comprehending%20Pain.mp3
-Friends With Pain: http://www.dhammatalks.org/Archive/050811%20Friends%20With%20Pain.mp3
-Pleasure & Pain: http://www.dhammatalks.org/Archive/050415%20Pleasure%20&%20Pain.mp3 (same as text below)
-Pain & Suffering: http://www.dhammatalks.org/Archive/0212n3a2%20Pain%20&%20Suffering.mp3
-The Uses of Pleasure & Pain: http://www.dhammatalks.org/Archive/0108n2a1%20The%20Uses%20of%20Pleasure%20&%20Pain.mp3 (same as text below)

A Refuge from Death: http://www.dhammatalks.org/mp3_collections_index.html
Chants (group), Suttas Read, & Dhamma Talks by Reverend Thanissaro (Nice for contemplation).
(scroll down about two thirds of way)

TEXT:

Reverend Thanissaro:
-Pleasure & Pain: http://www.dhammatalks.org/Archive/Writings/CrossIndexed/Published/Meditations3/050415%20M3%20Pleasure%20&%20Pain.pdf (same as audio above)
-The Uses of Pleasure & Pain: http://www.dhammatalks.org/Archive/Writings/CrossIndexed/Published/Meditations/0108n2a1%20M1%20Uses%20of%20Pleasure%20&%20Pain.pdf (same as audio above)

Reverend Lee:
-Handbook for the Relief of Suffering: http://www.accesstoinsight.org/lib/thai/lee/handbook.html

Upasika Kee Nanayon:
-The Details of Pain: http://www.accesstoinsight.org/lib/thai/kee/inward.html#pain
-For Meditators When They Are Ill: http://www.accesstoinsight.org/lib/thai/kee/gooddose.html (one of my favorites)

Reverend Boowa:
-Straight From the Heart: http://www.accesstoinsight.org/lib/thai/boowa/straight.html
In particular, the essays:
-"Feelings of Pain" and
-"Investigating Pain" (some more of my favorites). 
This whole book is good for ill practitioners as it's a transcription of talks the Reverend gave to one of his students dying of cancer.

Suttas:
-The Stone Silver/SN 1.38 http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn01/sn01.038.than.html
-The Arrow/SN 36.6 http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn36/sn36.006.than.html
-The Sick Ward/SN 36.7 http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn36/sn36.007.than.html
-Sick/SN 41.10 http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn41/sn41.010.than.html
-Ill/SN 46.14 http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn52/sn52.010.than.html
-Old Age/SN 48.41 http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn48/sn48.041.than.html
-Illness/SN 52.10. http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn52/sn52.010.than.html
-Two People/AN 3.51 http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an03/an03.051.than.html
-Two People (2)/AN 3.52 http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an03/an03.052.than.html
-Subjects for Contemplation: AN 5.57 http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an05/an05.057.than.html
-To a Sick Man/AN 5.121 http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an05/an05.121.than.html

Non Theravadin Teachers:
Shinzen Young, Breakthrough Pain.  Synopsis: http://www.shinzen.org/Articles/artPain.pdf
Darlene Cohen, e.g.: http://www.darlenecohen.net/welcome/mindfulness.html (she wrote some books too).

http://www.dhammawheel.com/viewtopic.php?f=31&t=13287

Zheka

#5
Дост. Пемасири в ответ на вопрос о зубной боли как препятствию ко всем ранее обретенным инсайтам (мы тут о джьянах и випассане, а зуб заболел и на стенку залезть хочется, все самадхи испарилось) ответил, как всегда, точно и неординарно. Он посоветовал рассматривать не боль, а способ ее происхождения: контакт. Зуб заболел из-за контакта эмали с внешним объектом, в итоге чего начались неприятные чувства, ум последовал за телом и втянулся в эти чувства. Ты наблюдаешь чувства и помнишь о их происхождении, не считая, что "мне больно", "я болею". Просто - чувство, возникшее после контакта, нет Коли, Маши, у которых болят зубы. На опред. этапе взбудораженность ума и беспокойство о будущем, связанном с тем, что же дальше будет с болью, сменяются любопытством, как же возникает и исчезает эта боль. Она не является постоянной даже в течение минуты, зуб болит все время с разной интенсивностью, волна - отлив, волна - отлив, штиль.
Это полезная практика.