Прерванная медитация

Автор N.N., 09:51 24 июля 2010

« назад - далее »

N.N.

Здравствуйте!
Во время проведения "кладбищенской медитации" меня грубо прервали извне по непредвиденым обстоятельствам. После этого я долго не мог прийти в себя - было ощущение будто ударили в область сердца и сбили сердечный ритм: крайне неприятное. Также было ощущение будто я "застрял между небом и землей".
Есть ли способы "экстренно" закончить медитацию?
Как поступать в подобных случаях чтобы избежать негативных явлений?

Ассаджи

#1
Здравствуйте!

Если во время медитации сохранять присутствие в теле, то это само по себе дает больше устойчивости и безопасности.

Его же можно использовать и для выхода, - вспомнить, где находишься, ощутить тело, и мягко открыть глаза.

Более развернутый элегантный выход, - вспомнить о том, что произошло во время медитации, развить дружелюбие (метта), и выработать намерение на практику в повседневной жизни.

Если все же состояние сбилось, то могут помочь физические, дыхательные и голосовые упражнения, водные процедуры, отдых на природе, и дружеское общение.

N.N.

#2
Благодарю Вас!
Но мне довольно сложно сохранять присутствие в теле, - это как бы отвлекает от основной темы. По мере концентрации на объекте он все более завладевает мной и уменьшает связь с реальностью. Возвращение происходит очень постепенно (и, кстати не слишком приятно).
Кроме того у меня в теле постоянно присутствуют очаги боли, которые "вытягивают" на себя внимание, если я недостаточно концентрируюсь на основной теме. Получается что нет выбора: или "тут", или "там".
Возможно мне не хватает "квалификации"?  

Ассаджи

#3
Присутствие в теле действительно требует некоторой "квалификации".

Об это искусстве пишут досточтимые Тханиссаро Бхиккху и Ли Дхаммадхаро:

"Затем позвольте своему вниманию вернуться в любое место в теле, где оно оказывается наиболее естественно успокоенным и собранным. Просто позвольте своему вниманию оставаться там, слившись с дыханием. Одновременно позвольте диапазону своего внимания расшириться, так чтобы оно наполняло все тело, как свет свечи в центре комнаты: пламя свечи находится в одном месте, но оно наполняет всю комнату. Или как паук на паутине: паук находится в одном месте, но он знает всю паутину. Постарайтесь сохранять такой широкий диапазон сознания. Вы обнаружите, что он склонен сужаться, как надувной шарик с дырочкой, поэтому все время расширяйте его диапазон, думая: "Все тело, все тело, дыхание во всем теле, от темени до кончиков пальцев". Представляйте, как дыхательная энергия входит и выходит из тела через все поры. Обратите особое внимание на то, чтобы как можно дольше сохранять это сосредоточенное, расширенное осознание. Больше сейчас ни о чем не нужно думать, никуда не надо идти, ничего не надо делать. Просто сохраняйте это сосредоточенное расширенное осознание настоящего...

Когда приходит время выйти из медитации, напомните себе, что выходить надо уметь. Другими словами, не выскакивайте ни с того ни с сего. Мой учитель, Ачаан Фуанг, как-то сказал, что когда большинство людей медитируют, они как бы взбираются по лестнице на второй этаж здания, шаг за шагом, ступенька за ступенькой, постепенно вверх по лестнице. Но как только они добираются до второго этажа, они выпрыгивают из окна. Не позволяйте себе так делать. Подумайте, сколько усилий пошло на то, чтобы сосредоточить ум. Не выбрасывайте их на ветер.

Первый шаг при выходе – еще раз распространить дружелюбные мысли всем людям вокруг вас. Затем, прежде чем открыть глаза, напомните себе, что хотя у вас будут открыты глаза, вы хотите, чтобы ваше внимание продолжало опираться на тело, на дыхание. Постарайтесь как можно дольше сохранять эту опору. Подымаясь, ходя, говоря, слушая, делая что бы то ни было. Другими словами, умение выхода из медитации состоит в том, чтобы научиться не выходить из нее, независимо от того, что еще вы делаете. Действуйте, исходя из этого чувства собранности. Если вы сможете сохранять такую собранность ума, у вас будет критерий для оценки его движений, его реакций на события вовне и внутри его. Только когда у вас будет такая прочная опора, вы сможете развить видение-как-есть движений ума."

http://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/guided.htm

"Как вы используете счастье? Прямо сейчас сосредоточьтесь на дыхании и проверьте, как оно ощущается. Затем поэкспериментируйте с ним, чтобы узнать, как ваш способ дыхания может вызвать счастье, или боль. Разница между ними может быть едва заметной, но она есть. Мы приучились уменьшать свою восприимчивость к этому аспекту нашего осознавания, так что его восстановление займёт некоторое время, прежде чем мы заметим закономерности. Поэтому мы и практикуем. Всё продолжайте и продолжайте возвращаться к дыханию. Попытайтесь стать более чувствительным к этой области своего осознавания, более умелым в изучении способа максимизации потенциала для счастья прямо здесь и сейчас, просто тем способом, которым вы дышите, не только вызывая счастье, но и поддерживая его. Всё-таки чувства счастья и восторга – часть пути. Они расположены в разделе «Правильное сосредоточение» Благородного Восьмеричного Пути. И как часть пути, их необходимо развить и поддержать. Как сказал Будда, такое счастье безукоризненно.

Кроме того, оно полезно, потому что с его помощью вы можете рассмотреть боль, которая может присутствовать в других частях тела. Иногда сложно во время сидения пропитать всё тело счастьем. Могут быть части, которые вы не можете им наполнить, – как говорит Ачан Ли, не ложитесь там. Как если бы вы знали, что у вас дома в этом месте прогнили доски. Если вы попробуете лечь на прогнившую часть пола, то провалитесь в подпол. Поэтому ложитесь на прочные доски.

Когда счастье, на которое вы опираетесь, становится всё основательней, вы приобретаете хорошую позицию для наблюдения за болью. И будем надеяться, что медитация уже научила вас пытливости: вы узнали о дыхании, о частях тела, которые вы можете приспособить по своему вкусу, а что же с теми которые вы не можете приспособить? Что же там? Связана ли проблема с дыхательной энергией? Вот как вы можете поступить. Представьте, что дышите сквозь боль. Посмотрите, что это даёт. Или вы можете заметить, как вы обозначаете боль. Может присутствовать умственная картинка, с которой можно поработать. Попробуйте убрать картинку или изменить её, и посмотрите, что осталось.

* * *

Тело подобно дереву: ни одно дерево не бывает совершенным. Каждый раз на нём бывают новые листья и старые листья, листья зелёные и жёлтые, свежие и увядшие. Увядшие листья опадут первыми, тогда как свежие засохнут постепенно, а потом опадут и они. Некоторые ветви длинные, некоторые – толстые, а некоторые – маленькие. Неравномерно распределены и плоды. Человеческое тело в действительности немногим отличается от дерева. Удовольствие и боль распределяются неравномерно. Те его части, которые чувствуют боль, и те, которые чувствуют удобство, перемешаны совершенно произвольно. Иногда вы чувствуете себя очень хорошо, иногда лишь сносно. Вы не можете полагаться на это чувство. Сделайте всё возможное, чтобы сохранить в состоянии удобства те части тела, которые уже чувствуют себя удобно. Не тревожьтесь о тех его частях, которым вы не в состоянии сообщить это чувство удобства.
Это подобно тому, как если бы мы вошли в дом, где полы начинают подгнивать: если вам хочется сесть, не выбирайте место на подгнившей доске. Найдите такое место, где доски еще прочны."

http://dhamma.ru/lib/authors/lee/samadhi.htm

N.N.

Да, спасибо.
Я нашел в приведеных Вами цитатах очень важный момент, касающийся выхода из медитации. Хотя я и читал эту статью прежде, но как то упустил его из вида. При случае попробую. Благодарю Вас!

Баир

Цитата: N.N. от 15:38 27 июля 2010
Да, спасибо.
Я нашел в приведеных Вами цитатах очень важный момент, касающийся выхода из медитации. Хотя я и читал эту статью прежде, но как то упустил его из вида.
Буддийские сутты ,комментарии,статьи и рекомендации нужно обязательно перечитывать минимум по 4 раза, а иначе многое остается непонятым с  ходу.Я лично так делаю прочитаю ,подумаю, потом отложу на несколько дней ,даже нужно забыть прочитанное и когда снова  читаешь, то раскрывается смысл  и суть ,но это лучше  постепенно .Со временем ,месяцев через два опять прочитать ,иногда бывает даже какое-то состояние озарения и  радость от того ,что это понял и самое главное то,что это истина .

N.N.

Полностью с Вами согласен. Но тут есть и проблема многоплановости сутт - всего не обнимеш. И проблема личной ограниченности: все смотрят на одно и то же, но одни видят, а другие - нет. А какие-то вещи открываются со временем.
Лично я полагаюсь прежде всего на свой опыт и понимание, но и хороший совет считаю очень полезным - это иная. недоступная для меня, точка зрения.