Ассоциация "Буддизм в Интернете"
Словарь буддизма

УОТТС (Watts) Алан Уильсон (1915-1973) — известный исследователь в области сравнит. религиоведения, писатель и популяризатор буддизма в Европе и США. В 1948 окончил теологич. семинарию в Эванстоне, в кон. 40-х гг. переехал в США. Активно пропагандировал в странах Запада идеи вост. философии, учения и практики кит. школы чань. Работал гл. редактором журнала "Срединный путь" ("The middle way"), издаваемого Буддийским обществом Великобритании. Профессор сравнит. религиоведения в Академии по изучению стран Азии (Сан-Франциско). У. являлся одним из авторов телевизионных программ "Философия и современность", вел науч. работу в Исследовательском центре психического здоровья. Он считается одним из учеников и последователей Д. Т. Судзуки. Осн. работы У. направлены на интерпретацию и адаптацию вост., в т. ч. кит. и яп., философии к реалиям совр. зап. культуры. Его имя упоминается среди теоретиков молодежной контркультуры, к-рая взяла на вооружение ряд идей будд. философии и практики. У. вряд ли можно считать крупным теоретиком в области изучения кит. и яп. культур и религий, он был прежде всего интерпретатором будд. философии, стремился сделать явления дальневост. культуры доступными пониманию широкой читающей аудитории в странах Запада. Осн. соч.: The suprie indentify: An essay on oriential metaphysics and Christian religion. L., 1950; The way of Zen. N.Y., 1957; The spirit of Zen. N.Y., 1960; This is it and other essayes on Zen and spiritual experience. N.Y., 1960; Psychotherapy East and West. N.Y., 1963; Tao: the watercourse way. N.Y., 1975. Е. С. Сафронова

УРНА (санскр.) — "третий глаз", символ духовной сущности и духовного видения, изображаемый на лбу богов ранга будд или принадлежащих к их семействам (эманациям, женским проявлениям и т. п.). Н. Л. Жуковская

УЦЗЯ-ЦИЦЗУН (Пять домов — семь школ) — общее обозначение школ чань-буддизма, возникших после шестого патриарха этого направления — Хуэйнэна (ум. 713). Первонач. чань-буддизм этого (классического) периода разделялся на 2 течения — школы Наньюэ Хуайжана (677- 744) и Цинъюань Синсы (?- 740). Позднее школа Наньюэ разделилась на направления Вэй-ян (по именам монахов 9 в. Вэйшань Юхэ и Яншань Хуэйшу) и Линцзи (по прозвищу ее основателя Исюаня), а школа Цинъюань — на течения Цаодун, Юньмэнь и Фаянь — вместе их стали называть "У цзя" ("Пять домов"). Поскольку школа Линцзи в эпоху Сун (10-13 вв.) разделилась еще на два направления (Хуанлун и Янци), то появилось и обозначение чаньских направлений как "семи школ" ("ци цзун"). Все направления названы по имени их основателей. Е. А. Торчинов

УЧИТЕЛЬ СТРАНЫ (яп. кокуси) — титул, присваивавшийся в Японии будд. монахам, заслуги к-рых высоко оценивались пр-вом. А. Н. Игнатович

УШНИША (санскр., дословно — тюрбан, повязка) — в буддизме выпуклость на макушке головы, являющаяся символом достигнутого просветления. Согл. будд. канону, У. входит в число обязат. иконографии, признаков будд. Все будды пантеона в иконографии любой будд. страны имеют У. в виде овального выступа на голове. В тайском буддизме У. изображается в виде языка пламени. Н. Л. .Жуковская

<<<Т
содержание
Ф>>>