Ассоциация "Буддизм в Интернете"
Словарь буддизма

САБИ (яп.) — категория ср.-век. яп. эстетики, ассоциирующаяся с древностью, одиночеством, спокойствием и отстраненностью. Значение термина менялось с веками. Впервые встречается в поэзии Фудзивара Тосиари (1114-1204), где оно связано с печалью и одиночеством ("тростник в инее на морском берегу"). В 14 в. Дзэами (1363- 1443), Синкэй (1406-1475) и Дзэнтику (1405-1468) подняли концепцию С. на более высокий филос. уровень как идеала холодной красоты, соотнеся ее с будд. отношением к миру, когда признается изнач. пустота всех вещей, преходящий характер феноменов и неизбывное одиночество индивидуума в этом иллюзорном мире. В восприятии Басе (1644-1694) и особенно его последователей С. стало ассоциироваться одновременно с яркой, кричащей красотой, противостоящей преходящему и непостоян. миру живых существ. Печальное настроение, навеваемое С., превращается в источник наслаждения неопределенным, ускользающим характером истинной красоты и изящества. А. М. Кабанов

САДДХА (санскр.) — вера; считается осн. фактором на пути к просветлению, нирване, ибо, согл. будд. учению. С. порождает энергию (вирия), энергия ведет к пониманию цели (сати), понимание цели — к концентрации мысли (самадхи), концентрация мысли — к прозрению и мудрости (праджня). Вера становится высшей и несокрушимой ценностью, когда она утверждается на почитании 3 драгоценностей (Будда, дхарма, сангха) и восьмеричного пути. Согл. тхераваде, только наличие С. в ее высшем значении при условии, что верующий совершает добрые дела по отношению к сангхе и выполняет предписанные обряды, ритуалы, церемонии, связанные с поклонением символам Будды и его учения, засчитывается верующему как религ. заслуга. В. И. Корнев

САЙТЁ (посмертное имя Дэнгё-дайси; 767-822) — яп. будд. монах, основатель школы Тэндай-сю, одна из наиб. заметных фигур в истории яп. буддизма. С. — выходец из аристократич. среды, был близок к императ. семье, мн. годы выполнял обязанности дворцового священника, внес большой вклад в идеологич. обоснование императ. власти. Основанная С. школа стала со временем фактически гос-венной церковью, принципы деятельности к-рой С. изложил в ряде посланий императору. Из многочисл. соч. С. наибольшей известностью пользуются "Превосходные фразы Лотосовой (сутры)" ("Хоккэ сюку"), "Рассуждения о прояснении (сущности) заповедей" ("Кэнкай рон"), "Трактат о защите гос-ва" ("Сюго коккай сё"). А. Н. Игнатович

САКЬЯПА (тиб., от названия монастыря, выстроенного на земле светлого цвета — "са кья") — школа тиб. буддизма, возникла в монастыре Сакья (основан в 1073) при аристократич. клане Кхон. Особую силу школа С. приобретает при Юаньской династии, когда Сакья-пандита Кунга-чжалцан устанавливает политич. контакты с кит. императором Хубилаем, к-рые еще более укрепляются при Пагба-ламе. Гл. доктрина школы — лам-бре (путь — результат) утверждает, что цель пути реализуется в процессе его прохождения. Осн. текст в этой традиции — Хэваджра-тантра. Основателем доктрины школы С. считается инд. сиддха Вирупа. Тиб. традиция передачи этого учения начинается с учителя Дрогми, но офиц. доктриной С. становится с 12 в. "Путь — результат" заключается в следующем: адепт осознает свое состояние (настоящее); он совершает путь, во время к-рого узнает, что следует принимать, от чего необходимо отказываться; результат — достижение желаемого состояния, цели. Знание достигается во время прохождения пути посредством медитации в состоянии бардо (промежуточного между жизнью и смертью). Е. Д. Огнева

САМАДХИ (санскр.) — состояние просветления, достигаемое медитацией, выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутр. и внешним миром, слиянии индивидуального сознания (микрокосма) с космич. абсолютом (макрокосмом). С. — последняя ступень восьмеричного пути, подводящая человека вплотную к нирване. Практически идентично С. состояние сатори в дзэн, но пути его достижения в практике дзэн многообразнее. В ходе достижения С. необходимо сосредоточение внимания на одном из 40 объектов, создающих карму (карматтхана). Это 10 концепт. объектов (касина-мандала): земля, вода, огонь, воздух, голубой, желтый, красный, белый цвет, свет, пространство; 10 нечистот (асубха), т. е. составных частей трупа: вздутость (уддхуматака), трупные пятна (винилака), нагноения (випуббака), рассеч. труп (вичиддака), обглод. куски (виккхаитака), разброс. (виккхиттака). изурод. (хата-виккхиттака), окровавл. (лохитака), изъеден, червями куски трупа (пулавака), скелет (аттхика); 10 объектов для размышления (аннусати): Будда (буддхануссати), дхарма (дхармануссати), сангха (сангхануссати), добродетель (силануссати), терпимость (чагануссати), небожители (деватануссати), успокоение (упасамануссати), смерть (маранануссати), тело и материя (каягатасати), дыхание (анапанасати); 10 высших объектов размышления, из них 4 возвышенных объекта (брахмавихара): доброжелат. любовь (метта), сострадание (каруна), симпатия ко всем существам (мудита), невозмутимость (упекха); воздержание от материальной пищи (ахаре патиккуласаньня); размышления о четырех элементах (чатудхутатуваваттхана); созерцание каждого из четырех уровней арупалоки (см. Космология буддизма), наполняющих сознание радостью, экстазом, спокойствием, свободой. Медитацию, ведущую к С., рекомендуется практиковать рано утром, когда мысль свежа и активна, и перед сном, но ею можно заниматься в любое время, удобное для индивидуума. Те, для кого трудна поза со скрещенными ногами, могут сидеть в кресле или так, как им удобно. В. И. Корнев

САМБОДХИ (санскр., пали) — проницательность, мудрость, усвоение истины, необходимые для достижения трех высших ступеней архатства. Для достижения С. необходимы семь слагаемых: внимательность, изучение дхармы, цель, радость, успокоение ума, концентрация, невозмутимость. Самма-самбодхи означает высшую духовную проницательность Будды. Н. А. Канаева

САМБХОГАКАЯ (санскр.) — "тело блаженства", одно из трех (наряду с космич. и феноменальным) тел Будды. Эта ипостась — вклад в концепцию "трех тел Будды" школы йогачара, в к-рой считалось, что "тело блаженства" связывает дхарму со ступенью бодхисаттв на пути к просветлению (см. Трикая). Н. А. Канаева

САММАТИЯ (санскр., в будд. традиции — "те, к-рые живут в согласии"; саммитийя — "те, к-рые являются уравновешенными"; самитийя, пали, дословно — "те, к-рые равны") — будд. школа, возникшая ок. 150 до н. э. в результате раскола школы ватсипутрия. Согласно Сюаньцзану, самматии придерживались сурового образа жизни. Их одеяния напоминали одеяния женщин. Эмблемой школы служил цветок арековой пальмы. Имена последователей С. оканчивались на "даса", "сена", "хари", "гухья", "шудра". В качестве патриарха своей школы самматии провозгласили шудру Упали, составителя Виная-питаки. Последователи целиком разделяли взгляды материнской школы, доведя впоследствии концепцию пудгала до логич. завершения: отсюда альтернативное название С. — "пудгалавада", или "те, к-рые проповедуют учение о пудгале". Осн. постулаты учения С. нашли отражение в ее свящ. тексте "Самматийяникайяшастра". Центрами распространения и духовного влияния этой школы становятся со 2 в. н.э. районы Матхуры и Сарнатха. Сюаньцзан встречал монастыри С. в долине Ганга, Магадхе, дельте Инда и в сев.-зап. областях Индии. Ицзин находит последователей С. в Шравасти, Капилавасту, Вайшали, Мальве, Магадхе, Синдху и в Зап. Индии. Л. Р. Фурцена

САНГИТИ (совместное монотонное песнопение) — собрание монахов, на к-рых происходит восстановление и корректировка по памяти канонич. текстов; поэтому в С. принимают участие самые знающие и авторитетные члены сангхи. Махаянистская традиция признает четыре С.: 1 ) в Раджагрихе (через три месяца после смерти Будды.), на к-ром были канонизированы Виная-, Сутра- и Абхидхарма-питаки; 2) в Вайшали (через 100 лет), на к-ром произошел раскол сангхи; 3) в Паталипутре (через 200 лет), на к-ром присутствовали 58 ранних школ буддизма и на к-ром царь Ашока признал истинным учение тхеравадинов; 4) в Кашмире (1-2 вв. н. э.), на к-ром была канонизирована санскр. редакция Трипитаки (Типитаки) школы сарвастивадинов. Тхеравадинская традиция признает шесть С.: три первые вышеупомянутые; 4-е С., согласно тхераваде, состоялось в 29 до н.э. в Анурадхапуре и Алувихаре близ Матале, где на пальмовых листьях были записаны Типитака на пали и комментарии к ней на сингал. языке. 5-е С. состоялось в 1871 в Мандалае, где монахи записали Типитаку на 729 каменных плитах и над каждой плитой возвели пагоду, 6-е С. было посвящено 2500-летию со дня паринирваны Будды и состоялось в неск. городах Бирмы (1954-1956). На этом С. были сверены и отредактированы все 54 книги палийской Типитаки (в каждой книге 400-500 с. печат. текста), а также канонизированы сокращ. тексты переводов Типитаки на бирм., хинди, англ. языки. В. И. Корнев

САНГХА (санскр., дословно "общество") — будд. община, членами к-рой являются монахи (биккху) или монахини (биккхуни). Термином С. можно обозначить всех будд. монахов в мире; монахов, принадлежащих к конкр. школе; монахов, проживающих в стране, в монастыре, в отшельничестве, в храме. Столь широкое употребление термина С. связано с тем, что все монахи и монахини обязаны жить по единым правилам Виная-питаки. Женских будд. общин очень мало. Так, даже в Шри-Ланке, где их больше всего, имеется ок. 20 женских монастырей, хотя всего на о-ве ок. 7 тыс. монастырей. Поэтому далее речь пойдет о мужских монастырях. Биккху — это нищенствующие монахи в канонич. толковании тхеравады., т. е. монахи, к-рые должны жить на подаяния верующих-мирян. Монахи-тхеравадины носят желтые или оранжевые одеяния. Монахини должны носить белые одежды. Монах не является священнослужителем, т. е. не выступает как посредник между мирянином и Буддой или богами. Функционеры в храмах обычно не монахи, а миряне. Мирянин становится монахом по своему желанию и пребывает в будд. общине столько, сколько хочет. По традиции монахом становятся не меньше чем на месяц, напр., на время отпуска, более краткое пребывание в С. считается неприличным. Из всех стран, где распространен буддизм, только в Шри-Ланке осуждается выход из будд. общины, т. е. большинство становятся монахами на всю жизнь. К.-л. установленных правил для вступления в С. не существует. Членом С. может стать каждый, независимо от пола, национальности, цвета кожи, касты, соц. положения; исключение составляют заразные и психич. больные, должники, военнослужащие. Все, кто надевает монаш. одежду, считаются равными, независимо от их происхождения и должности в мирской жизни. Монахом можно стать по достижении 20-летнего возраста, а членом С. — с 6 лет. Среди членов С. есть мальчики, послушники и монахи. Абсол. большинство мальчиков — из бедных семей, родители отдают их в монастырь в надежде, что они получат хорошее воспитание и научатся читать и писать, но им обычно приходится выполнять черную работу. Послушниками (саманера — сын аскета) становятся юноши в возрасте от 10 до 20 лет. Послушник обязан соблюдать 10 предписаний-запретов: 1) не убивать, 2) не воровать, 3) не прелюбодействовать, 4) не лгать, 5) не употреблять спиртного, 6) не есть после полудня, 7) не танцевать, не петь, не посещать зрелищ, 8) не носить украшений, не употреблять парфюмерии и косметики, 9) не пользоваться высокими и роскошными сиденьями, 10) не брать золота и серебра, изучать дхарму и Виная-питаку и готовиться к высшему посвящению (упасампада). По достижении 20-летнего возраста саманера посвящается в монахи, т. е. становится полноправным членом С. Обряд посвящения несложен, вступающий в С. трижды произносит несколько общеизвестных формул типа "я ищу убежища в Будде, я ищу убежища в дхарме, я ищу убежища в С.", а также отвечает на вопросы: не болен ли он проказой, чесоткой, не имеет ли фурункулов, астмы, не страдает ли эпилепсией, является ли он человеком, мужчиной, свободен ли, не имеет ли долгов, освобожден ли от военной службы, имеет ли согласие родителей, исполнилось ли ему 20 лет, есть ли у него котелок для подаяний и комплект монаш. одеянии, как его имя и, наконец, как имя его наставника. Посвященный в монахи обязан соблюдать 227 правил, изложенных в Пратимокше, а наиб. благочестивые монахи соблюдают и множество других правил, зафиксированных в текстах Виная-питаки. Правила Виная-питаки строже всего соблюдаются в Таиланде, где Виная-питака считается важнейшей частью Типитаки, в то время как в Шри-Ланке предпочтение отдается Сутта-питаке, а в Бирме — Абхадхарма-питаке. Для облегчения запоминания правила поведения монаха разбиты на 7 классов, или групп. Первая группа — это наиболее тяжелые проступки (их 4), за к-рые монах должен быть немедленно изгнан из С.: любое занятие сексом, воровство, обдуманное убийство человека, ложное утверждение монаха о том, что он наделен сверхъестеств. способностями. Вторая группа — это 13 тяжелых проступков, за к-рые провинившийся должен нести покаяние перед общиной, в их числе — соприкосновение с женщиной в сладострастных целях; оскорбление женщины непристойными словами, разговор с женщиной на сексуальные темы, сводничество. Третья группа — серьезные проступки, связанные с имуществом (их 32). Четвертая группа — проступки, требующие искупления (их 92). Пятая группа — проступки, требующие покаяния (не характерные для нынешнего времени). Шестая группа — проступки во время обучения, ведущие к ложным делам (их 75). Седьмая группа — проступки, связанные с ложью. Несмотря на то что 227 правил Пратимокши обязательны для любого монаха, практика и образ жизни будд. общин и монахов-отшельников многообразны. Но и эти различия обязательно аргументируются ссылками на жизнь Будды и его учеников. Поэтому исследователь буддизма находится в сложном положении: бирм. монахи уверяют, что истинный буддизм только в Бирме, тайские монахи — в Таиланде, сингал. — в Шри-Ланке, городские монахи ставят на первое место знание канонич. текстов, сельские — практику, странствующие монахи — миссион. деятельность и т. д. И каждый собеседник приводит примеры из жизни Будды или его ближ. учеников. Распорядок дня будд. общины обусловлен правилами Виная-питаки: подъем с восходом Солнца, отход ко сну с наступлением темноты. Принимать еду можно только в пер. пол. дня; обычно монахи едят дважды: ранним утром и с 11 до 12 часов дня. Все свободное время монахи должны учиться, читать свящ. тексты, заниматься медитацией. Помимо этого монахи принимают участие в многочисл. церемониях, беседуют с верующими, в нек-рых монастырях выполняют хоз. работы. Монахи, желающие сделать карьеру в духовной иерархии, изучают санскрит и пали и запоминают дословно свящ. тексты. Монах старается . запомнить как можно больше текстов, т. к. степень его знания и компетентность в учении Будды определяются суммой выученных текстов и комментариев к ним. Прилежный монах после 10 лет пребывания в С. и приобретения определенной суммы знаний получает соответствующую степень, которая в разных странах будд. мира имеет разные названия. Еще через 10 лет обучения им присваивается следующая степень. Многие авторитетные (см. Авторитет теологический в буддизме) монахи осуждают участие членов С. в соц. и полит. жизни об-ва, считая, что осн. долг монаха — это религ. практика. Такое осуждение основано на букве учения. Неоднократно вносились предложения о необходимости нек-рых изменений наиболее архаич. установок Виная-питаки, с тем чтобы несколько модернизировать С. Но все эти поправки отвергаются ссылками на высказывания Будды, из к-рых явствует, что любое изменение в правилах Виная-питаки может быть принято лишь на собрании всех будд. монахов мира. В. И. Корнев

САНРОН-СЮ первая из яп. будд. школ, возникла в 7 в. Прообразом С.-с. послужила кит. Саньлунь-цзун. С.-с. представляла собой объединение ученых монахов. Не став религ. орг-цией, оказала огромное влияние на развитие буддизма в Японии (особенно его философии). А. Н. Игнатович

САНСАРА (санскр., дословно "блуждание", "переход через разл. состояния", "круговорот") — в этико-религ. воззрениях индийцев обозначение мирского бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое, а также — населенных живыми существами миров, в к-рых происходит этот переход. Идея С. и ее преодоления, выхода из цепи существования занимает цент. место в ряде этико-религ. систем, созданных в Индии (в индуизме, джайнизме, буддизме). Характерен образ переправы через океан С. как метафор. описание мирской суеты, спасения. В натурфилос. аспекте идея С. связана с представлением о периодич. возникновении и уничтожении миров. В будд. религ.-мифологич. представлениях С. означает бытие, к-рое неизбежно связано со страданиями и перерождениями живых существ. С. противопоставляется нирване. Мифологич. аспект понятия С. таков: в безначально существующей С. есть 6 видов существ — боги, асуры, люди, животные, прета и обитатели ада. Хотя способ существования в этих 6 воплощениях по внешним проявлениям неодинаковый (первые три считаются относит. благоприятными, последние три — неблагоприятными), суть их всех одинакова — страдание. Вся С. представляет замкнутую систему: после смерти существа перерождаются или в своей прежней сфере, или в более благоприятных, или в менее благоприятных сферах в зависимости от совершенных ими поступков (карма): напр., тот, кто в этой жизни является человеком, может после смерти переродиться в бога, в следующем рождении — в обитателя ада, затем стать прета, животным, асурой и т. д. Цепь перерождений является безначальной, но она может иметь конец, которым и служит нирвана. Достичь нирваны в состоянии только люди, поэтому рождение в облике человека считается особенно благоприятным (хотя жизнь богов кажется более счастливой). Считается, что нирвана находится вне системы С. и не имеет с ней причинно-следств. связи. Тем не менее мифологич. представления буддистов допускают вмешательство (и даже вступление) нирванических существ в С.: так, дхьяни-будды эманируются в С. в виде бодхисаттв и земных будд, особо выдающиеся личности могут в исключит. случаях иметь контакты даже с Адибуддой. Л. Э. Мялль

САНЬЛУНЬ-ЦЗУН — кит. будд. школа, основанная в кон. 6 в. монахом Цзицзаном. Учение С.-ц. базируется на филос. и догматич. положениях шуньявады (мадхьямики), одного из двух ведущих направлений буддизма махаяны. Канонич. текстами школы являются соч. инд. будд. мыслителей Нагарджуны ("Рассуждения о срединном видении (сути)". "Рассуждения о двенадцатых вратах") и Арьядевы ("Рассуждения в ста (стихах)"), переведенные на кит. язык Кумарадживой. Название школы (С.-ц. в переводе с кит. — три трактата) указывает на количество канонич. текстов и подчеркивает значимость их для учения С.-ц. Доктринальный комплекс С.-ц. включает в себя 3 раздела, к-рые один за другим предписывается усваивать адептам С.-ц. В первом разъясняются положения шуньявады и учение о двух истинах, "мирской" и "первого значения", сформулированное Цзицзаном. Опираясь на краеугольную для шуньявады доктрину об относит. условной реальности единичных сущностей, Цзицзан показал, что сокровенная суть учения Будды не может быть передана на знаковом уровне, и усвоение двух названных истин создает только предпосылки для ее постижения посредством особого рода интуиции. Знание положений первого раздела является основой для правильного понимания учения различных будд. школ, классификация к-рых составляет второй раздел доктринального комплекса С.-ц. Третий раздел — толкование формулы восемь "не" и, по существу, повторение теоретич. выкладок Нагарджуны в систематизированном Цзицзаном виде. С.-ц. представляла собой скорее объединение ученых монахов, чем религ. орг-цию, однако ее значение в становлении буддизма в Китае и др. странах Дальнего Востока было исключительно большим. А. Н. Игнатович

САРВАСТИВАДА (санскр., в будд. традиции "те, к-рые проповедуют учение о том, что все существует" (сарвам асти), иначе хетувада — "проповедующие причину") — одна из школ стхавиравады. Основателем С. считается архат Катьяянипутра, к-рый провозгласил на сангити в Паталипутре (на т. н. 3-м Всебуддийском Соборе, ок. 244 до н. э.) идею сарвам асти (все существует) . Впоследствии разногласия между С. и стхавиравадой усугубились тем, что первые в качестве сакральных признавали лишь тексты Абхадхарма-питаки, в то время как вторые апеллировали гл. обр. к Сутра-питаке. Целиком канон С. был записан на 4-м сангити, к-рый состоялся в Кашмире под эгидой царя Канишки (1-2 вв. н. э.). С потерей влияния стхавиравадинов в Индии (1 в. н. э.) сарвастивадины становятся здесь главными оппонентами последователей махаяны. Основу воззрений С. составляло учение о перманентной реальности всех дхарм. Сакральным языком школы был санскрит, символами — цветок лотоса, драгоценность — чандмань, лист дерева бодхи и зонтик. Цвет — черный или темно-красный. Одеяния сарвастивадинов состояли из 25-29 окаймлений. Их имена обычно оканчивались на "митра", "шри", "прабха", "кирти", "бхадра". Сарвастивадины пользовались репутацией эрудитов, предсказателей и проповедников дхармы Будды. Расцвет школы падает на период правления царя Канишки, к-рый был ее ревностным почитателем. В это время формируются многочисл. духовные центры этой школы в районах Матхуры, Паталипутры, Таксилы, Кашмира, Гандхары, Шравасти, Сарнатха, Бактрии. Во 2-3 вв. н. э. С. проникает в Китай и Цент. Азию, а также и в отдельные районы Памира. Л. Р. Фурцева

САРНАТХ — место, где Будда произнес первую проповедь; находится недалеко от Бенареса. В палийском каноне фигурирует как "Олений парк у Исипатаны". Сейчас там — будд. монастырь и храм, курируемые об-вом "Маха Бодхи". Одно из 4 святых мест буддизма. Н. А. Канаева

САТОРИ (яп.), (кит.-у) — "пробуждение", озарение, просветление; в дзэнской традиции цент. и наивысшая цель религ. практики. Поскольку все люди изначально обладают "природой будды", задача адепта состоит в ее реализации. После этого ему раскрывается сокровенный смысл бытия в его принципиальной "недвойственности" (фуни), когда субъект и объект, "я" и внеш. мир представляют собой нерасчленимое единство. С. должно наступать внезапно, как вспышка молнии. Хотя С. осознается на уровне конкрет. индивид, опыта, к-рый не может быть адекватно выражен в словах, тем не менее в дзэнской традиции, как правило, требовалось получение офиц. печати-подтверждения (инка) со стороны наставника. Дзэн различает "малое сатори", т. е. неполное и неокончат., когда истинное понимание природы вещей только приоткрывается на короткий момент, и "большое сатори", ведущее к духов. преображению. Л. М. Кабанов

САУТРАНТИКА (санскр., в будд. традиции — "те, кто признает авторитет сутр") — самая поздняя школа ветви стхавиравада, возникшая ок. 2 в. до н.э. Последователи С. считали духовным авторитетом своей школы Ананду, одного из любимых учеников Будды, составителя Сутра-питаки. Основателем школы, согласно будд. традиции, был ачарья Уттара, в прошлом сторонник школы сарвастивада (отсюда другое название С. — уттарийя). В основе учения С. лежит концепция перехода скандх (скандхаматрас) из одного существования в другое. Это положение целиком противоречило кардинальной доктрине стхавиравады о временном (кшаника) существовании скандх. В 3-4 вв. н. э. С. переживает свой наивысший расцвет. Обосновавшись в районах Сев.-Зап. Индии, С. становится серьезным оппонентом школы сарвастивада и одной из ведущих школ раннего буддизма. Л. Р. Фурцева

САЧХОНВАНСА — будд. монастырь в Корее (гос-во Объедин. Силла). Основан ваном Мунму в 656 на месте погребения его жены. Строительство было окончательно завершено в 679. Управлялся спец. гос. учреждением — Сачхонванса сонджоном (Кам Сачхонванса бу). Посл. раз упоминается в 920. С. В. Волков

СВАСТИКА (санскр. — от "су" — прекрасный и "асти" — быть) — др.-инд. знак благоденствия, процветания. С. представляет собой крест с загнутыми ветвями, направленными по или против часовой стрелки. Встречается повсеместно в орнаментике народов Европы и Азии как знак солнца, жизни, света. В др.-инд. философии С. — символ вечного круговращения Вселенной. В буддизме — символ закона Будды, к-рому подвластно все сущее. С. часто изображается на груди будд и бодхисаттв, вписывается в отпечаток стопы Будды, выступает в сочетании со мн. др. будд. символами, изображается на воротах храмов, на тканях, в к-рые заворачивают свящ. тексты, на погребальных покровах, на предметах бытового назначения. Н. Л. Жуконская

"СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ БУДДИСТОВ" ("Sacred Books of the Buddhists") — серия публикаций будд. текстов, включающих "Джатакамала" и "Диалоги Будды". Основана известным индологом Максом Мюллером и продолжала издаваться после его смерти м-с Рис-Дэвидс в издательствах Oxford University Press u Luzac. Н. А. Канаева

"СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ ВОСТОКА" ("Sacred Books of the East") — серия, основана Максом Мюллером, публикуется в Oxford University Press. Будд. тексты опубликованы в №№ 10, 11, 13, 17, 19, 20, 21, 35, 36 и 49. Н. А. Канаева

СЕМИЧОВ Борис Владимирович (1900-1979) — сов. востоковед, тибетолог и буддолог, автор 65 науч. работ и ответственный редактор более 10 востоковедных сборников, специалист в области индо-тиб. медицины, тиб. языкознания, будд. философии. Ученик Ф. И. Щербатского. После незаконного репрессирования и последующей реабилитации возвращается, по совету Ю. Н. Рериха, к исследованиям будд. филос. трактатов. Его последняя работа — перевод Абхидхармагхоши, чрезвыч. важного для понимания филос. проблематики трактата. Е. Д. Огнева

СЕМЬ БОГОВ СЧАСТЬЯ (яп. ситифукудзин) — в яп. мифологии божества (Эбису, Дайкокутэн, Хотэй, Дзюродзин, Фукуродзю, Бисямон, Бэнсайтэн), приносящие счастье и дарующие высокие добродетели тем, кто их почитает. В трактовке С.б.с. как божеств, способствующих обретению людьми долголетия и благополучия в земной жизни, прослеживаются даосские мотивы и отчетливо проявляется характерное для японцев восприятие буддизма: божества будд. пантеона должны обеспечивать верующим "благо в этом мире" (яп. гэндзэ-рияку). А. Н. Игнатович

СЕМЬ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ (они же — семь жертв, семь атрибутов монарха) — в будд. мифологии — то, от чего отказался Сиддхартха Гаутама, став Буддой. В их число входят: "колесо закона" с 1000 спицами, символ симметрии и совершенства; исполняющий все желания драгоц. камень чандмань; верная и преданная жена, заботящаяся о своем муже-господине: умный министр, от к-рого зависит порядок в гос-ве; белый слон, символ суверенитета правителя на Востоке: конь, символ солнечной колесницы; генерал, победивший всех врагов. С.д. часто изображаются на разл. культовых предметах: на метал. блюде в виде мандала, на подножии трона Будды и т. д. Известны и др. менее популярные наборы из 7 предметов: "семь личных драгоценностей", "семь символов правителя", "семь вызывающих всемирный восторг драгоценностей". Н. Л. Жуковская

СЁТОКУ-ТАЙСИ (574-622) — яп. наследный принц. Многовековая традиция приписывает С.-т. исключит. важную роль в становлении яп. гос-венности и культуры. В будд. апологетич. лит-ре С.-т. выступает как "отец" яп. буддизма. Считается основателем ряда известных будд. храмов (в частн., знаменитого храмового комплекса Хорюдзи). С.-т. приписывается авторство комментариев к трем будд. сутрам, первому доктринальному сочинению, написанному в Японии, и "Конституции из 17 статей", выражавшей политич. философию раннефеод. яп. гос-ва и утверждавшей примат буддизма над другими идеологич. течениями. А. Н. Игнатович

СИДДХА (санскр., дословно "совершенный") — в инд. традиции (индуистской, джайнской, буддийской) человек, достигший совершенства, владеющий 8 сверхъестеств. свойствами: способность становиться бесконечно малым или большим, очень легким или тяжелым, мгновенно перемещаться в любую точку пространства, достигать желаемого силой мысли, подчинять себе время, предметы и вещи, уметь подчинять своей воле происходящие в природе и мире события. В число С. включаются реальные и мифологич. персонажи. В тиб. буддизме известны 84 С., их биографии описаны в специальных жизнеописаниях (намтарах) и включены в тибетский канон (см. Ганджур, Данджур), им приписывают способность обучать других тому мастерству, которым они владеют сами. Н. Л. Жуковская

СИДДХАРТХА (санскр.), Сиддхаттха (пали) — личное имя Будды; букв. перевод — "тот, чья цель достигнута". Н. А. Канаева

СИНГОН-СЮ — яп. будд. школа, основанная в нач. 9 в. монахом Кукаем. Базисными текстами С.-с. являются Махавайрочана-сутра и Ваджрасекхара-сутра. Учение С.-с. относится к эзотерич. буддизму. Важнейшее значение для формирования доктринального комплекса С.-с. имели труды Букуна (Амогхаваджры), Шаньувэя (Шубхакарасимхи) и др.-кит. теоретиков и практиков эзотерич. направления. Название школы С.-с. ("сингон" — "истинное слово") указывает, что в ее доктринах запечатлена "сокровенная суть" будд. Закона, возвещенная буддой Махавайрочаной. Согласно учению С.-с., субстрат всего сущего — "вселенский будда" Махавайрочана, "естество" к-рого воплощено в "шести великих (элементах)", первоначалах — земле, воде, огне, ветре (или воздухе), пространстве и сознании. Т. обр., с одной стороны, реальный мир во всем его многообразии складывается из указанных первоначал, а с другой, в них воплощено "естество" будды, природа абсолютного. След., все единичное несет в себе потенцию будды. Истинная сущность бытия, т. е. "вселенский будда" в различных его ипостасях, изображается на мандалах. "Активность" мироздания и, соответственно, будды Махавайрочаны проявляется в трех видах действий: жизни, звуках и разуме вселенной (в движениях тела, словесных проповедях и мыслях указанного будды). Три вида действий "вселенского будды" и обыкновенного человека принципиально тождественны. Чтобы выявить в себе потенцию будды, адепту С.-с. необходимо постичь "механизм" мироздания, поклоняться мандалам и копировать три действия Махавайрочаны: было разработано множество поз и магических формул (дхарани, иногда их называют также "сингон"), к-рые должен был принимать и произносить монах или мирянин, а также способов сплетения пальцев рук (см. Мудра), имеющих сакральное значение. Для С.-с. характерна чрезвычайно развитая литургика. В 13 в. из С.-с. выделилась группа, оформившаяся как самостоят. школа — "Синги сингон-сю" (школа истинного слова нового смысла). Ортодоксальное направление стало называться "Коги сингон-сю" (школа истинного слова старого смысла). Эти направления по-разному трактуют состояние Махавайрочаны во время возвещения Закона. С.-с. сыграла исключит. важную роль в истории яп. буддизма. В наст. вр. в Японии 12 с половиной тыс. храмов, принадлежащих разл. ответвлениям школы, количество адептов превышает 12 млн человек. А. И. Игнатович

СИННЁ ЭН (Сад истинной сущности) — необудд. движение в Японии, основанное в 1936 приверженцем школы Сингон-сю Ито Синдзё. Единственное среди влият. необудд. движений, не связанное с вероучением Нитирэна. Гл. канонический текст — Маха паринирвана-сутра (яп. Дайхацу нэхан гё), содержащая, как считают последователи С. э., конечную истину учения Будды. Объектом культа служит скульптурное изображение Будды, погрузившегося в нирвану. В культовой практике преобладают ритуалы, заимствованные из школы Сингон. Широко распространена также практика медитации. Ведет активную работу по привлечению в свои ряды молодежи путем орг-ции спортивных соревнований, концертных выступлений, разл. конкурсов. Поощряет участие верующих, особенно молодежи, в благотворит. деятельности, безвозмездном труде по уборке парков, городских площадей и т. п. В политике ориентируется преимуществ. на деятелей консерват. толка. Насчитывает ок. трехсот тыс. человек. Имеет заруб. филиалы в США, а также в нек-рых странах Европы и Юго-Вост. Азии. Г. Е. Светлов

СИНРАН (посмертное имя Кэнсин-дайси; 1173-1262) — яп. будд. монах, основатель школы Дзедо-синсю, одна из наиболее заметных фигур в истории яп. буддизма. Первоначально был монахом школы Тэндай-сю, после встречи с Хонэном, основателем школы Дзёдо-сю, обратился в амидаизм. В 1207 по ходатайству руководства Тэндай-сю был лишен монашеского звания и сослан в отдаленный район Японии, однако в 1211 получил помилование. С. имел семью, что не противоречило нормам жизни и деятельности духовенства основанной им школы. С. — автор многочисленных стихотворений в жанре васан и трактатов, разъясняющих его понимание учения о "чистой земле". Наиболее известное из них — "Сочинение об учении (религ.), практике, вере и свидетельстве (просветления)" (яп. "Кё гё син сё монруй"). А. Н. Игнатович

СКАНДХА (санскр.), кхандха (пали). В абхидхармич. лит-ре тхеравады природа С. объясняется с помощью закона зависимого происхождения. Доказывается, что выводы разума, к-рый формируется в условиях сансары, это не что иное, как незнание, неведение, невежество. Такому разуму присуща склонность к моральным и аморальным действиям (санскара), в результате к-рых формируется эгоистич. или эгоцентрич. сознание (виджняна). Это сознание реагирует лишь на обусловленные наименования (нама) и формы (рупа), оценивая окруж. мир через призму эгоцентризма: "мое", "не мое", "выгодно", "невыгодно" и т. д. В результате этого возникают соответствующие чувства (ведана) и восприятия (саньня). Эти порожденные психологией незнания компоненты: санскара, виджняна, нама-рупа, ведана, самджня — и названы в буддизме С., они конструируют "я" невежеств. человека. Человек из-за страха перед временем и смертью пытается с помощью веры в существование некоей вечной субстанции — души увековечить свое "я", проецируя его пребывание и в этом и в потустороннем мирах. Только истинное знание, сводимое в буддизме к пониманию содержания триады: анитья-дуккха-анатман (см. Трилакшана) — содействует прекращению дуккхи. Прекращение дуккхи возможно лишь в том случае, если разум освободится от пут привязанностей. Отрыв разума от С. и будет главным шагом к просветлению. Необходимо понять, учит буддизм, что конструкция из С., к-рую разум человека принимает за свое "я", является непостоянной (анитья), она является объектом неудовлетворенности (дуккха), не имеет души (анатман). Согласно Анатталакхана-сутте, освобожденный от С. разум становится независимым от желаний и привязанностей, в результате чего он обретает полную свободу, выражающуюся в том, что сознание не цепляется более за иллюзии загробной жизни или идею возрождения и сосредоточивается именно на тех проблемах, решение к-рых жизненно необходимо. Т. обр., можно предположить, что под термином "просветление" имеется в виду осознание иллюзорности "я" как конструкции из С. Учение о С., конструирующих сознание человека, является цент. концепцией тхеравады, а положения о нирване, дхармах, типах сознания и др. оказываются производными от истолкования сущности и функций С. В. И. Корнев

СМЕРТЬ (санскр., пали марана) — посл. звено в цепи "колеса жизни", когда происходит оставление телесной формы (рупа) и др. оболочек. Для буддистов С. — явление повторяющееся. Н. А. Канаева

СМРИТИ (санскр.), сати (пали) — внимательность, седьмой шаг на "благородном восьмеричном пути". На этой стадии адепт буддизма учится концентрировать внимание на разл. составляющих потока сознания: разных частях тела, ощущениях, процессах мышления и феноменах. Эта ступень необходима для перехода на следующую — к синтезу сознания в самадхи. Н. А. Канаева

СОКА ГАККАЙ (Об-во создания ценностей) — наиб. влият. среди необудд. движений в Японии. Основано Макигути Цунэсабуро в 1937. Распущено властями в 1943 за отказ его адептов поклоняться синтоистским "святыням", что вменялось в обязанность каждому подданному милитаристской Японии. Восстановлено Тода Дзёсэй в 1946. В основе идеологии С. г. — вероучение Нитирэно в интерпретации Нитирян-сёсю, модифицированное и увязанное с требованиями социальных реформ. Оно провозглашается "философией жизни", синтезировавшей материализм и идеализм, призванной преобразовать как человеч. личность ("революция человека"), так и об-во в целом путем обращения всех его членов в "истинную веру". Наиб. роста С. г. достигло в 50-60-х гг., аккумулировав большое число представителей мелкой буржуазии, наименее обеспеч. слоев городских трудящихся, к-рые не только увидели в догмах об-ва инструмент обретения личного благополучия и успехов в предпринимательстве, но и нашли удовлетворение потребности в принадлежности к коллективу. Важную роль сыграли активная миссионерская деятельность С. г. с привлечением в нее всех адептов, возможность удовлетворить личные амбиции в рамках об-ва, эффективная организац. структура, жесткая дисциплина и особенно — умелое привлечение молодежи. Составной частью С. г. является крупнейшая в Японии издат. корпорация, занимающаяся выпуском религ. и светской лит-ры, включая лит.-худож., обществ.-политич. и науч. журналы. В ведении С. г. — ун-т, общеобразоват. школы, музеи, др. культурные учреждения; под его эгидой действуют концертная и драматич. ассоциации, научные орг-ции. Следуя учению Нитирэна о соединении "истинной веры" с управлением делами гос-ва, С. г. еще в 50-х гг. взяло курс на внедрение в политику. В 1964 на базе С. г. была создана политич. партия Комэйто. Политич. ориентация С. г. в значит. степени определяется его соц. составом; в нем наряду с мелкобурж. элементами, представители к-рых занимают руководящие посты, высок удельный вес городских трудящихся. С. 70-х гг. активизируются антивоенные выступления С. г., в к-рых важную роль играет почетный президент и идеолог движения Икэда Дайсаку. Осн. масса адептов С. г. концентрируется в крупных городских центрах. Движение насчитывает 4-5 млн членов. Имеются заруб. его филиалы в 115 странах мира, наиб. крупные — в США, Юго-Вост. Азии и Лат. Америке. Президент — Акия Эйносукэ. Печатные издания — ежедневная газета "Сэйкё симбун" (4,5 млн экз.), теоретич. ежемесячник "Дайхаку рэнгэ" (2,8 млн экз.), иллюстриров. еженедельник "Сэйкё гурафу" (свыше 1 млн экз.) и др. Заруб. филиалы С. г. выпускают в 25 странах 27 наименований печатных изданий. Г. Е. Светлов

СОККУРАМ — будд. храм в Корее (гос-во Объедин. Силла). Единств. в мире искусств. пещерный будд. храм. Создан в 742 — 764 неподалеку от г. Кёнджу на вершине горы Тхохамсан. Входил в ансамбль монастыря Сокпульса, основанного в 681- 691. Является памятником мирового культурного значения. Состоит из двух помещений: квадратного переднего и круглого гл. зала, соединенных широким проходом. Многочисл. (более 40) горельефы и статуи будд и бодхисаттв представляют собой наиб. выдающиеся памятники, вершину скульпт. искусства ср-вековой Кореи. С. В. Волков

СОТАПАННА (пали, букв — "тот, кто вступил в поток") — первый из 4 путей к освобождению. Отсюда сотапатти — вступление в поток, или тот, кто видит нирвану. Н. А. Канаева

СОТО-СЮ — см. Буддизм в Японии, Дзэн.

СРОНЦЗАНГАМБО, Сонцен Гамбо тиб. царь (627-650). с именем к-рого связывается превращение буддизма в гос. религию, объединение страны, перенесение столицы в Лхасу, создание тиб. письменности. При нем начинается строительство Красного дворца, составной части Поталы, возводится храм Цуглакханг; в письменной традиции ему приписывается строительство 108 храмов. Согл. преданию, царь и две его жены, кит. принцесса Веньчень и непальская — Бальзатрицун, были земными воплощениями бодхисаттвы Ченрези (Авалокитешвара) и двух его спутниц Долкар (Сита Тара) и Долма (Сьяма Тара). Е. Д. Огнева

СТАТЬ БУДДОЙ В ЭТОМ ТЕЛЕ (яп. сокусин дзёбуцу) — одно из краеугольных догматич. положений учения школы Сингон-сю, сформулированных ее основателем монахом Кукаем. Возможность достижения человеком состояния будды в этой жизни обосновывалась ссылкой на будд. свящ. писания, согласно к-рым в каждом существе наличествует "естество" вселенского будды Махавайрочаны. На реализацию этого положения была направлена и религ. практика приверженцев Сингон-сю: изучение догматики, произнесение магич. формул (дхарани), сплетение особым образом пальцев рук и т.д. А. Н. Игнатович

СТУПА (санскр., дословно — вершина, верхушка, тиб. чортен, монг. сувраг, яп. сутоба) — в буддизме вид памятного сооружения, восходящий к могильным курганам. Согл. преданию, первые 8 ступ были воздвигнуты после сожжения тела Будды для хранения его пепла, поделенного на 8 частей по числу областей Индии, заявивших свои права на его мощи (С. — реликварии). Позднее стали воздвигать С. в честь к.-л. событий в истории буддизма (С. — мемориалы). В странах сев. буддизма С. — реликварии часто воздвигались на месте сожжения высоких духовных лиц, иногда в них замуровывался не пепел, а само тело умершего, мумифицированное с помощью соли или прожаривания в масле. Такие С. могли находиться как на территории монастырей, так и далеко за их пределами. Оба типа С. — объекты самостоят. культа в буддизме. Архитектурные особенности С. в каждой стране определяются местными традициями, однако в плане она должна быть обязательно круглой или квадратной. В системе будд. символики С. рассматривается как вертикальная модель Вселенной. Н. Л. Жуковская

СТХАВИРАВАДА (иначе Тхеравада, пали, буквально — "проповедующие со слов старейшин") — самая древняя из 18 школ, сохранившая в своей традиции наиб. архаичные элементы учения буддизма. Согл. палийскому канону, С. возникла в результате Великого раскола сангхи ок. 350 до н. э. Патриархом С. был провозглашен тхера Моггалипутта Тисса, великий чудотворец, к-рый "очистил" сангху от "ереси" и утвердил С. офиц. признанной традицией буддизма в гос-ве Ашоки (3 в. до н.э.). Учение С. было достаточно простым: Будда представлялся стхавиравадинам реальной личностью, наделенной как слабыми, так и сверхчеловеч. качествами. Он призывал "воздерживаться от всех видов зла, аккумулировать в себе лишь добро и очищать свои мысли от пагубных желаний". Понимание провозглашенных Буддой 4 благородных истин и закона зависимого происхождения может объяснить феномен жизненных явлений опосредованно, через взаимосвязь прошлых и будущих поступков, т. е. кармич. действий (см. Карма). Философия С. также была достаточно простой: все мирские феномены суть субъекты трех категорий: анитья, дуккха и анатман (см. Трилакшана). Путь становления школы С. на ранних этапах протекал в острых дискуссиях, результатом к-рых явилось возникновение внутри нее новых конфессий (абхайягиривада, саггалийя и джетаванийя). 5 в. н. э. в истории С. становится эпохой великих комментаторов, среди к-рых наибольшую известность получили Буддагхоша, Буддатта и Дхаммапала. Оплотом С. в 3 в. до н.э. становится царство Магадха. С потерей влияния С. в Индии ее цитаделью становится о-в Шри-Ланка, к-рый продолжает играть эту роль и в наши дни. Л. Р. Фурцева

СУДЗУКИ (Suzuki; Дайсэцу Тэйтаро (1870-1966). Выдающийся яп. буддолог. Наст. имя С. — Тэйтаро, Дайсэцу — его псевдоним. В 1892 окончил филологич. фак-т Токийского ун-та. Прошел обучение буддизму в монастыре дзэнской школы Риндзай-сю. Долгое время жил в США и Европе, читал лекции по буддизму в Колумбийском, Гарвардском и мн. др. ун-тах и колледжах. В 1909-1920 преподавал в ун-те Гакусюин и в Токийском императ. ун-те. С 1921 в теч. 20 лет преподавал в ун-те Отани, где получил звание профессора. В 1949 был награжден медалью за деятельность в области культуры и стал членом Японской Академии. В 1954 получил премию Асахи за активную пропаганду яп. культуры за рубежом. Ряд работ С. посвящен общим проблемам буддизма махаяны, формированию религ. практики и учения буддизма в Китае. Особое внимание С. уделял проблемам адаптации явлений дальневост. культуры к иным традициям, резко отличающимся от них. Заслуга С. заключается в том. что он предложил зап. читателю свою интерпретацию религ.-филос., этич. и эстетич. учения одной из самых влият. школ кит. и яп. буддизма — чань (дзэн). Благодаря С. и его исследованиям в зап. странах было получено достаточно целостное представление об основополагающих принципах теории и практики чань-буддизма. В работах С. отмечалось место этой школы в буддизме махаяны и в др. дальневост. учениях, в дальневосточной культуре в целом. Его труды сыграли значит. роль и процессе сближения культур Востока и Запада. Осн. соч.: Outlines of Mahayana Buddhism. L., 1907; The Training of Zen Buddhist Monk. Kyoto, 1934; Mannual of Zen Buddhism. L.- N. Y., 1935: Studies in Zen. N. Y., 1955. Е. С. Сафронова

СУКХАВАТИ (санскр.) — в будд. мифологии "счастливая страна", "чистая земля", сотворенная буддой Амитабхой, часто называемая в лит-ре по аналогии с христ. мифологией — раем. С. находится на расстоянии мириадов миров от нашего мира. В ней прекрасный климат, дворцы из золота, серебра, кораллов, драгоценных камней. В С. живут только бодхисаттвы, тут же достигающие нирваны, и люди, удостоившиеся высокой чести переродиться после смерти за то, что очень преуспели на пути личного совершенствования. Живут в С. "неизмеримо долго", испытывая "беспредельное счастье". В таких терминах описывают С. будд. тексты 2-3 вв. н. э. Н. Л. Жуковская

СУМЭ (монг.) — кумирня, храм небольшого размера в Монголии, Бурятии, Туве. Н. Л. Жуковская

СУТРА (санскр.), сутта (пали) — букв., нить, на к-рую нанизаны жемчужины, лит. жанр, к к-рому относятся произведения, состоящие из отд. афоризмов. Н. А. Канаева

СУТРА ЛОТОСА — см. Лотосовая сутра.

СУТТА — см. Сутра.

СУТТА-НИПАТА (пали) — одно из старейших в пaлийcк. каноне (см. Типитака) и наиб. популярных собраний сутр, написанных стихами и прозой. Самые известные сутры из этого комплекса Метта-сутта (сутра о доброжелательности) и Махамангала-сутта (сутра о величайшем блаженстве). Фрагменты из С.-н. заимствованы Дхаммападой. Н. А. Канаева

СУТТА-ПИТАКА одна из трех осн. частей будд. канона наряду с Виная-питакой и Абхидхамма-питакой (см. Типитака). Н. Л. Жуковская.

СЫЛУНЬ-ЦЗУН (Школа четырех трактатов), иначе — саньлунь цзун. (Школа трех трактатов) школа будд. философии, основанная в кон. 6 в. Цзицзаном благодаря наличию на кит. языке переводов инд. филос. трактатов, выполненных Кумарадживой (4-5 вв.) и прокомментированных его учениками. Опорными текстами школы С. являются базовые сочинения школы мадхьямика: "Мадхьямика карика" (кит. "Чжунгуань-лунь", "Трактат о срединном пути") Нагарджуны, "Двадаша мукха шастра" (кит. "Шиэрмэнь лунь" — "Трактат двенадцати врат") и "Шата шастра" (кит. "Бай лунь" — "Трактат в ста стихах"), приписываемых ученику Нагарджуны — Арьядеве. К ним по степени авторитетности примыкает "Махапраджняпарамита шастра" (кит. "Да чжиду лунь" — "Трактат о великой мудрости"), приписываемый Нагарджуне. Этот текст представляет собой комментарий к сутрам класса праджняпарамита. В целом учение школы С. не выходит за рамки классич. инд. мадхьямики и развивает ее учение о пустоте дхарм и всеобщей взаимообусловленности. Е. А. Торчинов

СЫФЭНЬЛЮЙ-ЦЗУН (Школа винаи в четырех частях), иначе — Сянбу-цзун (по названию области Сянчжоу, где была создана) — одно из направлений школы Люй-цзуп. Основана в нач. 7 в. монахом Фали и получила распространение первонач. в Сянчжоу. Данная школа уделяла осн. внимание трактату "Виная в четырех частях" хинаянского направления дхарма-гуптаки и вопросам монаш. дисциплины. В теоретич. плане наблюдалось опред. сближение с учением трактата Харивармана "О совершенной истине" (кит. "Чэнши лунь"), представлявшем собой переходную стадию от философии хинаяны к шуньяваде (мадхьямика). Е. А. Торчинов

СЮ (яп.; кит. — цзун) — принятое в Японии (Китае) родовое название будд. школ (напр., Санрон-сю. Саньлуиь-цзун). А. Н. Игнатович

СЮАНЬЦЗАН (602-664) — кит. будд. монах, философ, путешественник, один из крупн. переводчиков санскр. будд. текстов на кит. яз. Вместе со своим учеником Куйцзи является основателем школы Фасян-цзун. Мирское имя — Чэнь И. В 13 лет принял монашество, в 21 год получил полное пострижение. В 629 отправился в Индию (через Цент. Азию) для углубленного изучения буддизма, а также с целью привезти оттуда санскр. оригиналы свящ. текстов. В знаменитом инд. монастыре Наланда учился под руководством Шилабхадры, принимал активное участие в диспутах, писал трактаты на санскрите (к-рые не сохранились). Объехав всю Индию, в 645 вернулся в Китай, где поселился в столичном (г. Чанъань, совр. Сиань) монастыре Да цыэньсы. Совместно с учениками проделал гигантскую переводческую работу, осуществив на высоком филологич. уровне перевод основных будд. текстов. Активно проповедовал учение виджнянавады (йогачара, Вэй-ши, Фасян). Имеются сведения о том, что он перевел на санскрит даосск. классич. текст "Дао дэ цзин" и приписываемую Ашвагхоше "Махаяна шраддхотпада шастру" ("Трактат о пробуждении махаянской веры"), санскр. оригинал к-рой к тому времени был утерян. С. является автором записок о путешествии в Индию. Паломничество С. нашло свое отражение в классич. кит. лит-ре (пьесе У Чанлина (14в.) и романе У Чэнъэня (15 в.) "Путешествие на Запад"). Почетный титул С. — "Саньцзан фаши" "Наставник дхармы Трех вместилищ", т. е. Трипитаки (см. Типитака). Е. А. Торчинов

СЮГЭНДО (яп. — путь овладения сверхъестеств. способностями (силами) — синкретич. течение в яп. буддизме, возникшее в кон. 7 в. Представителями С. являлись отшельники, проживавшие в горах. С. был конгломератом элементов местных верований, а также буддизма и даосизма. Идейным субстратом С. считается древний культ гор, мест пребывания яп. божеств ("ками"). Население рассматривало отшельников как тем или иным образом причастных к сонму божеств. Деятельность отшельников освящалась авторитетом Будды, в их практику входили медитация, произнесение магич. формул дхарани и т. п. Наконец, отшельники наделялись качествами даосских святых (способность передвигаться по воздуху, умение изготовлять эликсир бессмертия). Отшельники пользовались огромным авторитетом у сельских жителей как искусные врачеватели. Несмотря на многолетние гонения со стороны властей и офиц. будд. церкви, С. всегда имело стабильный круг адептов. Его приверженцы до сих нор совершают ритуальные восхождения на святые горы (прежде всего гору Хагуросан). А. Н. Игнатович

<<<Р
содержание
Т>>>