Ассоциация "Буддизм в Интернете"
Словарь буддизма

ПАГБА-ЛАМА, Пхагба-лама Лодой-чжалцан (1235-1280) — представитель школы сакьяпа, совершивший обряд инициации в соответствии с Хеваджра-тантрой над кит. императором Хубилаем, к-рый, обретя власть, даровал ему титул диши (императорского наставника); взаимоотношения Тибета и Юаньской династии Китая оформились т. обр. в виде личной связи между П.-л. как священником и императором Хубилаем как покровителем и донатором. П.-л. входит в число пяти ученых школы сакьяпа, он — автор знаменитого трактата "Шейчжа рабту сал" ("Ясное знание"). Е. Д. Огнева

ПАДМАСАМБХАВА (санскр.), Падмачжунба (тиб.). Гуру Падма, Гуру римпочхе — персонаж в будд. мифологии Тибета. Его прообразом был, видимо, проповедник из страны Уддияна, приглашенный тиб. царем Тисрондецаном (755-791) для помощи философу Шантаракшите в пропаганде буддизма в Тибете. Согласно преданию, П. магией и чарами обращал в буддизм языческих богов Тибета. Его считают основателем древнейшей будд. школы Тибета — ньингмапа и монастыря Самье. С его именем связывается также проникновение в Тибет ваджраяны, введение мистерии цам (чам), создание комментария на текст "Бардо тодол" ("Книга мертвых"). П. посвящается цам, исполняемый в 10-й день 5-го месяца или в 10-й день 10-го месяца. Е. Д. Огнева

ПАЛА — могуществ, царская династия, правившая в инд. гос-ве Магадха ок. 740-1197. В период правления П. были созданы замечательные произведения будд. искусства, напр. знаменитые скульптурные фигуры из черного сланца в Наланде, изящная и выразит, бронзовая скульптура. При этой династии в монастыре Наланда была разработана окончат. форма махаянского учения. Отсюда термин "буддизм Палов". Н. А. Канаева

"ПАЛИ ТЕКСТ СОСАЙТИ" (Pali Text Sosiety — "Общество палийских текстов") — об-во, основанное в Лондоне в 1881 проф. Рис-Дэвидсом и его женой для публикации латиницей палийских текстов и комментариев к ним, а также англ. переводов этих текстов. Программа Рис-Дэвидсов в наст. вр. почти полностью выполнена: канон тхеравады стал почти полностью доступен англоязыч. миру до того, как его смогли прочитать на пали в тех странах, где исповедуют тхераваду. Н. А. Канаева

ПАНЧА-ТАТХАГАТА (санскр.) (панча джина — пять будд) — белый Вайрочана, красный Амитабха, желтый Ратнасамбхава, синий Акшобхья и зеленый Амогхасиддхи. Эти пять будд, зачастую именовавшиеся в лит-ре термином "дхьяни-будды", занимают верхний этаж в иерархии пантеона ваджраяны. Каждый из них является владыкой одной из будд. "семей": Вайрочана — семьи татхагаты, трансформирующей неведение; Амитабха — семьи лотоса, трансформирующей сладострастие; Ратнасамбхава — семьи драгоценности, трансформирующей ревность; Акшобхья — семьи ваджры, трансформирующей гнев; Амогхасиддхи — семьи кармы, трансформирующей зависть. Тысячи божеств ваджраяны могут рассматриваться как эманации "пяти татхагат". Размещаясь по странам света (Вайрочана — центр, Амитабха — запад, Ратнасамбхава — юг, Акшобхья — восток, Амогхасиддхи-север), пять татхагат составляют архетип всех мандал ваджраяны. Кроме того, они, как правило, являются сущностью всех пятеричных наборов тантрич. понятий, таких, как "пять познаний", "пять чувств", "пять цветов" и т. д. А. А. Терентьев

ПАНЧХЕН-ЛАМА, Панчен-лама, (санскр.-тиб., букв., "Учитель — великое знание"), или Панчхен-римпочхе ("Драгоценное великое знание") — согл. тиб. будд. традиции, титул наставников Далай-ламы, считающихся воплощением будды Амитабхи. Формирование ин-та П.-л. связано с именем Лобзан Чойчжи-джалцана (1570-1663), настоятеля монастыря Ташилхунпо, духовника Далай-ламы IV и Далай-ламы V. Мотивация отношения учитель — ученик обосновывается будд. доктриной: Панчхен-лама является наставником Далай-ламы, потому что он — воплощение будды Амитабхи, чьим духовным сыном является бодхисаттва Авалокитешвара, к-рый воплощается в Далай-ламе. Местопребывание П.-л. - монастырь Ташилхунпо. Панчхен-лама III был талантливым дипломатом, политиком, писателем, автором эсхатологического трактата о войне страны Шамбала; Панчхен-лама IV, Данби-ньма (1781-1854) известен как кодификатор тиб. монг. пантеона. С кон. 19 и до сер. 20 в. возрастает соперничество между Далай-ламой и Панчхен-ламой за сферы влияния. Е. Д. Огнева

ПАРАМИТА (санскр.; букв. "переправа", "средство спасения") — совершенство. К 6 совершенствам — ступеням, к-рые должен пройти адепт, чтобы достичь состояния бодхисаттвы: милостыня (дана), обеты (шила), терпение (кшанти), старание (вирья), медитация (дхьяна) и мудрость (праджня) — в нек-рых будд. школах добавляли еще 4: помощь другим (упая), глубокое желание давать просветление другим (пранидхана), совершенствование десяти сил (бала), применение трансцендентного знания (джняна). Н. А. Канаева

ПАРАНИММИТАВАСАВАТТИ — см. Космология буддизма.

ПАРИНИРВАНА (санскр.) — состояние окончат. освобождения, достигнутое тем, кто уже никогда не возродится в мире живых существ (см. Нирвана). Н. А. Канаева

ПАТРА (санскр.) — чаша, используемая будд. монахами хинаяны для сбора подаяний; с нею они ежедневно по утрам обходили окрестное население, а потом съедали собранное после полудня в соответствии с правилами жизни общины. С П. в руках обычно изображаются все боги ранга будд, что должно подчеркивать монашеский аскетизм их жизни. Н. Л. Жуковская

ПЕТА-ЙОНИ — см. Космология буддизма.

ПИТАКА (пали, букв. "корзина"). Палийский канон содержал 3 "корзины" (типитака), называемых Виная-питака, Сутта-питака и Абхидхарма-питака. Представлялось, что эти тексты вмещают будд. учение, как вмещают землю корзины, используемые на земляных работах; отсюда — термин. Н. А. Канаева

ПОЗДНЕЕВ Алексей Матвеевич (1851-1920) — рус. монголовед, специалист по истории буддизма в Монголии. Выпускник, а затем преподаватель ф-та вост. языков Спб. ун-та, с 1899 — профессор и директор Вост. ин-та во Владивостоке. В 1876-1878 и 1892-1893 совершил путешествия по Монголии, в результате к-рых собрал значит. коллекцию книг, рукописей, предметов быта и культа, материалы по археологии, этнографии и географии, опубликовал ряд работ, среди к-рых "Очерки быта будд. монастырей и будд. духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу" (1887) и "Ургинские хутухты" (1880), до сих пор имеющие большое значение для исследователей монг. буддизма. Н. Л. Жуковская

"ПОЛОЖЕНИЕ О ЛАМАЙСКОМ ДУХОВЕНСТВЕ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ" 1853 г. — правительств. документ, принятый на основе проекта, разработанного ген.-губ. Вост. Сибири Н. Н. Муравьевым, и данных, представленных рядом правительств. чиновников. Осн. задача "П." — отрегулировать взаимоотношения цент. и местной власти с бур. ламаистским духовенством. Централиз. управление всеми существующими дацанами поручалось Хамбо-ламе, зачисление новых лам в штат должно было производиться через него же, но только после утверждения этих лиц местной губ. администрацией и выдачи им соответствующих дипломов. "П." утвердило 34 дацана и 285 штатных лам при них, 2 должности — Хамбо-лама и Ширетуй (настоятель монастыря). Все остальные должности, связанные с культовыми и финансовыми делами монастырей, считались вне закона. Новые ламы из числа учеников школы при Гусиноозерском дацане зачислялись на вакантные места в штат любого дацана. "П." запрещало строить новые дацаны, производить сбор средств и расходовать их на культовые нужды без подачи спец. ходатайств, утвержденных местными бур. властями, ген.-губ. и Министерством внутр. дел в Петербурге. Столь жесткое постановление диктовалось нуждами вост. политики России, попытками ограничить контакты бур. лам с Монголией, входившей в состав Маньчж. империи, однако ограничит. меры своей цели не достигли, ламаизм в Бурятии во вт. пол. 19 в. активно набирал силу. Н. Л. Жуковская

ПОНДОКСА — будд. монастырь в Корее (гос-во Объедин. Силла). Основан в 702-736 ваном Сондоком в память его прадеда — вана Тхэджон-Мурёля. Построен в 738. В 771 для него был изготовлен большой бронзовый колокол. Существовало спец. гос. учреждение по делам монастыря — Нондокса сонджон (Суён Пондокса савон). Посл. упоминание — в 798. С. С. Волков

ПОСОХ МОНАШЕСКИЙ (санскр. кхакхара, тиб. хар-сил, монг. дулдуй) — одна из обязат. принадлежностей будд. монахов. Согласно легендам, первый П. м. из сандалового дерева принадлежал самому Шакьямуни. Классич. раннебудд. П. м. делался из дерева и увенчивался метал. навершием, на к-рое насаживались 12 метал. колец (по числу 12 нидан — причин, ведущих к бесконечной цепи перерождений), издававших мелодичный звон при ходьбе. Осн. назначение П. м. — предупреждать этим звоном все попадающиеся на пути идущего монаха живые существа (мелких животных, насекомых и т. п.) и тем самым дать им возможность избежать участи быть раздавленными, а монаха избавить от невольного преступления — убийства живого существа, т. е. насильств. прерывания чужой кармы. Н. Л. Жуковская

ПОТАЛА (санскр.) —  1) в будд. мифологии название рая, где обитают бодхисаттва Авалокитешвара и его женская энергия Тара; 2) дворец и зимняя резиденция Далай-ламы в Лхасе (до 1959), одна из гл. святынь Тибета; названа в честь рая бодхисаттвы Авалокитешвары. Строительство началось при царе Сронцзангамбо (Красный дворец, 7 в.), окончательно завершилось при Далай-ламе V (Белый дворец, вт. пол. 17 в.). В Красном дворце — 8 ступ с прахом Далай-лам (начиная с Далай-ламы V и кончая Далай-ламой XIII). Самой большой является ступа с прахом Далай-ламы V, а наиб. богато украшенной драгоценными камнями — ступа Далай-ламы XIII. Е. Д. Огнева

ПРАДЖНЯ (санскр.), паннья (пали) — трансцедентальная мудрость, божеств. интуиция. Одно из 6 совершенств (парамита) и одна из 2-х (наряду с состраданием) опор махаяны. Н. А. Канаева

ПРАДЖНЯПАРАМИТА (санскр. букв. — запредельная мудрость). Лит-ра, известная под названием праджняпарамитской (т. е. та, в к-рой речь идет о "высшей мудрости"), собиралась в Индии в течение мн. веков, начиная с 1 в. до н.э. Ведущий авторитет в ее изучении, Э. Конзе, различает четыре периода в ее истории (см.: Conze E. Selcted Saying from the Perfection of Wisdom, 1955). Осн. масса текстов была собрана и обработана в течение 3-го периода. Наиболее известными сочинениями этого комплекса являются "Бриллиантовая сутра" и "Сутра сердца", относящиеся, по мнению Э. Конзе, к 4 в. Известным праджняпарамитским текстом является также "Абхисамаяланкара", названная Э. Конзе "опьянением необусловленным"; в ней анализируется метафизич. концепция шуньяты — пустоты, или относительности всех вещей. Эта концепция считалась основой всякой мудрости и являлась гл. темой мн. махаянских сочинений и медитаций. Позитивным аспектом шуньяты сторонники махаяны считали понятие "татхата" (или "таковость"), к-рое, так же как и понятие шуньяты, по мнению буддистов, ведет ум к непосредств. осознанию запредельной мудрости (см. также Парамита, Праджня). Н. А. Канаева

ПРАДЖНЯПТИВАДА (санскр., в будд. традиции "те, к-рые проповедуют учение о номинальном") — одна из 18 раннебудд. школ. Возникла ок. 250 до н. э. Согласно будд. преданиям, основателем школы был Махакатьяяна, выходец из Гималаев, к-рый, осмыслив учение Будды, направился в Магадху с целью провести определенные реформы в сангхе. Сплотив вокруг себя учеников, он сформировал собственную школу и вышел из махасангхики. Соглашаясь с общими положениями буддизма и учения материнской школы, праджняптивадины особый акцент делали на разработке учения о дхармах, утверждая, что все дхармы этого и другого мира (лаукика и локоттара) — суть чистые названия. Поэтому, с точки зрения П., нельзя говорить ни что дхармы существуют, ни что их нет. Осн. районами распространения П. являлись Магадха и Кашмир. По словам Таранатхи, здесь она пользовалась влиянием вплоть до конца правления династии Пала. Л. Р. Фурцева

ПРАТИМОКША (санскр.), патимокха (пали) — 227 правил для будд. монахов, к-рые повторялись ими вслух в дни собраний на исповедь (упосатха). Правила перечислены в Суттавибханге — 1-й части Виная-питаки. Н. А. Канаева

ПРАТЬЕКА-БУДДА (санскр.), паччека (пали) — "независимый", или "отдельный будда"; мудрец, достигший личного просветления. Он проходит "благородный путь" один, без последователей, с помощью собств. усилий; безразличен к страданиям др. людей, что отличает его от бодхисаттвы, указывающего путь к спасению др. людям. П. не всеведущ. Н. А. Канаева

ПРАТЬЯКША (санскр.) — восприятие, один из двух (наряду с выводом) источников достоверного знания в будд. гносеологии. Буддисты полагали восприятие чистой чувственностью, лишенной к.-л. примеси мышления, а след., и иллюзорности, функция чистого восприятия сводилась ими к реакции органов чувств на сигналы о наличии объекта восприятия в сфере их действия. Восприятие является обязат. условием всякого знания, но, поскольку в нем не участвует мышление, то его результат невыразим, это "истина-в-себе". Со сферой мышления чистое восприятие связывает продуктивное воображение, к-рое следует непосредств. за актом чистого восприятия и конструирует образ познаваемого объекта, выражаемый затем в суждении типа "это корова". Дхармакирти называл четыре вида восприятия: чистое восприятие, или восприятие внешних объектов посредством внешнего чувства; продуктивное воображение, или восприятие внешних объектов посредством внутр. чувства: интроспекция; восприятие йогинов (восприятие предметов на расстоянии посредством сосредоточения на них). Н. А. Канаева

ПРЕТА (пали) — духи умерших людей. Как отмечается в будд. текстах, они очень уродливы: тонкие конечности, огромный живот, длинный язык, крошечный рот и узкая глотка — поэтому П. всегда страдают от голода и жажды. Чаще всего пугают людей жалобными криками и холодными прикосновениями. В. И. Корнев

ПРОБЛЕМЫ МИРА И ВОЙНЫ не были актуальными для идеологов буддизма до 50-х годов 20 в. Лишь с появлением термояд. оружия и др. средств массового уничтожения эти вопросы стали объектом острой дискуссии, оказывающей заметное, возможно решающее, влияние на модернизацию учения буддизма. В наст. вр. можно выделить три подхода к этой проблеме: морально-нравств., кармич. и соц.-политич. Морально-нравств. подход к проблемам войны и мира аргументируется с ортодокс. позиций учения буддизма. Сторонники этого подхода утверждают, что только нравств. образ жизни, проповедуемый буддизмом, может спасти человечество от гибели. Эта идея доказывается ссылками на жизнь и миссион. деятельность принца Гаутамы, на эдикты царя Ашоки, касающиеся разных аспектов учения, на канонич. тексты. Наиболее часто используются изречения из Дхаммапады и текст Мангала-сутты (из первого раздела Кхуддака-никая), в к-ром перечисляются формулы поклонения и осн. заповеди буддизма. Несмотря на кажущуюся простоту и даже примитивность такого подхода к проблемам войны и мира, при к-ром осн. нагрузку несут изречения Дхаммапады, типа "Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она" (Дхаммапада. 5; далее — Дх.); "Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве" (Дх. 103); "Победа порождает ненависть; побежденный живет в печали. В счастье живет спокойный, отказавшийся от победы и поражения" (Дх. 201) и т. д., следует помнить, что за этой простотой скрывается целая система мировоззрения со своими догмами, теориями и традиц. логикой. Сторонники морально-нравств. подхода подчеркивают вторичность соц., экономич. и политич. проблем по сравнению с задачами морально-нравств. совершенствования природы человека, ратуют прежде всего за пропаганду учения буддизма, уповают только на добрую волю пр-в в борьбе за установление мира на земле. Эта т. зр. наиболее последовательно проводится "Всемирным братством буддистов" и отражена в его документах. Кармич. подход, несмотря на его широкое распространение среди буддистов, особенно среди монахов, как правило, не описывается в популяр, журналах, т. к. его сторонники обоснованно считают, что пропаганда в печати кармич. концепций по проблемам войны и мира может вызвать конфликт между представителями разл. религий и тем самым повредить консолидации сторонников мира. Этот подход порожден верой в незыблемость кармич. закона, к-рый господствует над людьми, об-вом, нациями, гос-вами, всем человечеством, над нашей планетой и всей Вселенной (как сумма карм живых существ). Логически он обосновывается ссылками на действие кармы, закона зависимого происхождения и стадиальную деградацию веры, описанную в трактатах "Милинда паньха" и "Висудхимагга" Буддхагхоши. В основе кармич. подхода лежат представления, выводимые из толкований к палийскому канону, о неуклонной деградации человечества из-за падения нравов и утраты веры, особенно в результате развития капитализма и распространения материализма. Поскольку карма об-ва, страны и т. д. есть сумма индивид. карм, то судьба об-ва зависит от морально-нравств. установок индивидуумов, его составляющих. Истинная нравственность, формирующая благоприятную карму, присуща людям, вставшим на срединный, или восьмеричный путь, хранителем ценностей к-рого является сангха. След., для улучшения обществ. кармы надо создавать благоприятные условия существования будд. общины, и там, где такие условия имеются, общество выживет в случае термоядерной катастрофы. Др. аспект рассуждений сторонников кармич. подхода сводится к утверждению, что страны, производящие разл. средства массового уничтожения, формируют плохую карму, к-рая приведет их к взаимному уничтожению, а слаборазв. страны ядерная катастрофа минует стороной. Кармич. подход не обсуждается также на будд. и др. форумах, поскольку это вопрос веры, к-рый не содержит и не может содержать конструктивных предложений. Соц.-политич. подход к проблемам борьбы за мир характерен гл. обр. для международ. будд. орг-ции Азиатская буддийская конференция за мир (АБКМ). Этот подход был обусловлен задачами АБКМ, сформулированными первым президентом АБКМ Хамбо-ламой С. Гомбоджавом в первом номере журнала "Буддисты за мир": 1 ) обеспечить тесное сотрудничество буддистов всего мира в улучшении мира в Азии и во всем мире; 2) пропагандировать и осуществлять идеи мира, справедливости и человеч. достоинства — суть учения Будды; 3) защищать и поддерживать нац. независимость и противостоять империализму, колониализму и неоколониализму; 4) противостоять агрессивным военным блокам и их базам в Азии и бороться за мир и безопасность в Азии на основе принципов Панчашила; 5) а) содействовать общему и полному разоружению и запрещению производства, испытаний, накопления и использования термояд. оружия и др. средств массового уничтожения; б) защищать права человека путем ликвидации голода, нищеты, невежества, расовой и соц. дискриминации, несправедл. экономич. порядка и религ. нетерпимости и сегрегации; в) создавать новый экономич. порядок, базирующийся на соц. справедливости, равенстве и гуманности; 6) поддерживать сотрудничество с др. мирными и солидарными движениями религ. и нерелиг. орг-ций, преследующими сходные цели. АБКМ последовательно проводит в жизнь все 6 вышеперечисл. пунктов. В. И. Корнев

ПРОСВЕТЛЕНИЕ — см. Бодхи.

ПУДГАЛА (санскр.), пуггала (пали) — эмпирическая личность, индивидуальность, характер, душа. Важное понятие не только буддизма, но и др. инд. религ.-филос. школ. Для буддизма пудгала-вада была еретич. концепцией, разрабатываемой одной из 18 хинаянистических школ — школой ватсипутрия, или саммития. Согл. ее учению, П., помимо того что она состоит из 5 скандх, обладает еще опред. психологическим единством, т. е. нек-рой реальностью. Н. А. Канаева

ПУЛЬГУКСА — будд. монастырь в Корее (гос. Объедин. Силла). Основан в 751 неподалеку от столицы Силла г. Кёнджу на зап. склоне горы Тхохамсан. На сравнительно небол. площади находилось до 70 строений, нек-рые из них сохранились до наст. вр., в частн. 4 парадные лестницы и 2 пагоды. Особенно хорошо сохранился ср.-вековый монаст. ансамбль. Перестроен ок. 1350. В 1592-1598 сильно пострадал от пожара и в 18 в. был восстановлен по старому плану. С. В. Волков

ПУРВАШАИЛА (иначе Пуббаселийя, Уттарашаила; санскр., в будд. традиции "те, к-рые поселились на Восточной горе") — подшкола чайтики, возникшая одновр. со школой апарашаила. Поддерживала взгляды материнской школы, признавала сакральность текстов Виная-питаки, практиковала культ ступы и дерева бодхи. Имела свои духовные центры исключительно в районах Нагарджуниконды и Амаравати. Исчезла в кон. 7 в. н.э. Л. Р. Фурцева

ПЯТИ ГОР ЛИТЕРАТУРА (яп. — годзан бунгаку) — лит-ра на кит. языке, создававшаяся дзэнскими монахами в Японии в 13-14 вв. Наряду с жизнеописаниями и "записями речей" (гороку) известных наставников, филос. трудами и комментариями к будд. трактатам, значительное место занимает в ней поэзия, где глубокие филос. сентенции излагаются в изящной форме. Большой вклад внесли монахи "пяти гор" в распространение в Японии идей сунских неоконфуц. философов. Крупн. представителями этой лит-ры являлись: Кокан Сирэн (1278-1346), Гидо Сюсин (1325-1388), Дзэккай Тюсин (1336-1406), Тюган Энгэцу (1300-1375) и др. А. М. Кабанов

ПЯТИЭТАЖНАЯ ПАГОДА пагода, каждый этаж к-рой символизирует один из 5 "великих элементов" — землю, воду, огонь, ветер, воздух, рассматривающиеся в эзотерич. буддизме как "телесные" первоначала мира. С др. стороны, эти элементы являются материальной репрезентацией "пяти будд" (см. Панча-татхагата), к-рые в свою очередь, есть формы проявления "вселенского" будды Махавайрочаны (см. Вайрочана). В Японии П. п. входит в состав храмовых комплексов школы Сингон-сю. А. Н. Игнатович

ПЯТЬ БУДД — будды, символизирующие в эзотерич. буддизме четыре стороны света и его середину. В каждой из двух ипостасей бытия ("мире чрева" и "мире алмаза") стороны света представляют разные наборы будд, середину — один и тот же будда — Махавайрочана (см. Вайрочана). Кроме того, 4 будды обоих "миров" трактуются как "превращенные тела" Махавайрочаны, выявляющие добродетели последнего (см. Дхьяни-будда, Панча-татхагата). А. Н. Игнатович

ПЯТЬДЕСЯТ ДВЕ СТУПЕНИ "задания", к-рые необходимо выполнить бодхисаттве для достижения состояния будды; "путь" бодхисаттвы. После прохождения 50 ступеней, к-рые делятся на 5 этапов, бодхисаттва приближается к состоянию будды, а затем — на последней ступени — обретает "благое просветление", т. е. становится буддой. В более широком смысле П. д. с. представляют собой нормативные принципы жизни, деятельности и религ. практики приверженца буддизма махаяны. А. Н. Игнатович

ПЯТЬ ОСНОВОПОЛОЖЕНИЙ (яп. — гохо) — принципы орг-ции пропаганды буддизма, разработанные яп. монахом Нитирэном и применяемые в деятельности нитирэнистских орг-ций. Проповедник обязан: 1) разбираться в догматике различных будд. школ; 2) правильно оценивать способности людей, к к-рым обращена проповедь; 3) учитывать, в каком из трех "веков" ("истинного Закона", "подобия Закона", "конца Закона") пребывает мир; 4) знать и принимать во внимание особенности страны, в к-рой он проповедует, и 5) в соответствии с условиями определять последовательность "открытия" слушателям будд. истин. А. Н. Игнатович

ПЯТЬ ПРАВИЛЬНЫХ ДЕЯНИЙ — пять видов религ. практики, необходимых для перерождения в "чистой земле" будды Амиды (см. Сукхавати, Амитабха), сформулированных кит. будд. монахом Шаньдао: 1 ) чтение и декламация 3 главных амидаистских сутр; 2) медитация, объектом к-рой является "чистая земля"; 3) моления будде Амиде; 4) произнесение имени будды Амиды; 5) восхваление добродетелей и могущества будды Амиды, а также совершение ему подношений. Произнесение имени будды Амиды считалось основным деянием. А. Н. Игнатович

<<<О
содержание
Р>>>