Ассоциация "Буддизм в Интернете"
Словарь буддизма

НАГАРДЖУНА — легендарный инд. основоположник махаяны и автор базисных текстов ее первой филос. школы — мадхьямики, к-рые создавались во 2-4 вв. Н. причислен к лику бодхисаттв махаяны и сиддхов ваджраяны, канонизирован в тиб.-монг. иконографии. Ему приписывается ок. 200 трудов, сохранившихся на санскрите, а также в кит. и тиб. переводах по самым различным предметам: от комментариев на махаянские сутры, логико-полемич. трактатов и высокопоэтич. культовых гимнов до руководств по алхимии, врачеванию, металлургии и т. д. Это дает основания ученым говорить о нескольких лицах, действовавших под данным именем или получивших его позднее, из них не менее двух — раннемадхьямиковские и столько же — тантрич. авторы, жившие примерно 6 веков спустя. В будд. традиции и агиографической лит-ре все Н. выступают как один персонаж. В науке первым Н. считается создатель "Мадхьямика-карики" ("Строф о срединности") и доктринально родственных ей текстов. В них сформулированы осн. положения учения мадхьямиков. В. П. Андросов

НАКХОР (тиб., букв. "обход по кругу") — паломничество буддистов по святым местам; может совершаться в любое время года, раз в год или раз в 12 лет; совершается с целью очиститься от мирской скверны, накопить "заслуги" на пути к просветлению, получить благословение святого подвижника или приобщиться к святости свящ. предмета или святого места. Для тибетцев объектами паломничества являются места в Индии и Непале, связанные с именами Будды Шакьямуни: Бодхи-Гая, Лумбини, Раджагриха, Кушинагара и др., и Падмасамбхавы — это озеро Манди, или Манасаровар, долина Сват в Пакистане, склон Гималаев со следом его стопы. Объектом особого почитания тибетцев является ступа Бодхнатх в Непале. К числу святых мест относятся нек-рые горы как места обитания разл. персонажей пантеона: гора Тисе, или Кайласа, — место обитания идама Чакрасамвары, а также место, где поэт и мистик Миларепа одержал победу в диспуте с бонским священником. Со времен династии Юань объектом паломничества стала также гора Утайшань как место обитания бодхисаттвы мудрости — Манджушри. Особый вид паломничества представляет собой обход "земель обетованных" как разновидность пути к просветлению с обязательным посещением Бодхи-Гаи (центр), Шамбалы (север), Уддияны (запад), Утайшань (восток), Потала (юг). В самом Тибете осн. объектами паломничества являются Лхаса и ее святыни, монастыри Ташилхунпо, Самье, Гумбум и др. В число свящ. объектов входят горы Ньянчхентханлха и Амьемачин — места обитания горных божеств, включенных в будд. пантеон Падмасамбхавой. Кроме того, каждому году из 12-летнего цикла посвящалось паломничество в опред. место: в год обезьяны — обход по долине горной вершины Цари, в год овцы — паломничество к вершине Кхаба Карпо на границе Мьянмы (Бирмы), Китая, Тибета и т. д. Е. Д. Огнева

НАЛАНДА — будд. монастырский комплекс в Сев.-Вост. Индии, севернее Раджагрихи — столицы древней Магадхи (ныне штат Бихар), разрушенный в нач. 13 в. В раннее средневековье при династии Гунтов и позднее здесь велось монументальное культовое строительство, сделавшее Н. центром культуры и образования, где преподавали и служили духовными наставниками мн. будд. учителя, особенно махаяны и ваджраяны. Согласно "Запискам" китайских пилигримов 7 в., кол-во обитателей Н. достигало 10 тыс. человек, из них ок. 3 тыс. — студенты-монахи, систематич. обучавшиеся по университетской программе "великих книг пяти наук": 1) грамматике и лексикографике; 2) искусствам и ремеслам культового назначения: 3) медицине; 4) логике; 5) философии. Причем по каждой из дисциплин давались основательные знания индуистских и джайнских достижений, а брахманы учили Ведам и опиравшимся на них системам умозрительной аргументации. Кроме того, университетская подготовка предусматривала знание и соблюдение монастырских правил, участие в ритуальной практике, умение медитировать и др. Н. славилась строгими распорядком и требованиями: базисные тексты и комментаторская лит-ра к ним заучивались наизусть, регулярные публичные тематич. диспуты были своего рода экзаменами. Будд. система воспитания и образования отличалась от "домашней" индуистской, когда ученик жил в доме брахмана — жреца и учителя. Если строительство комплекса зданий Н. и их убранство субсидировалось за счет гос-ва и частных пожертвований, то каждодневная жизнь и снабжение всем необходимым ун-та — монастыря обеспечивали жители от 100 до 200 близлежащих приписанных ему деревень, подати к-рых состояли как в полном содержании монахов, так и в кормлении паломников. В. П. Андросов

"НАМУ АМИДА БУЦУ" (яп. "Слава будде Амида") — молитв. формула, к-рой в яп. амидаистских школах придавали сакральное значение как осн. средству обретения возможности возродиться в "чистой земле" будды Амида (см. Няньфо). А. Н. Игнатович

"НАМУ МЁХО РЭНГЭ КЕ" (яп. "Слава Сутре Лотоса благого Закона") — молитв, формула, к-рой в школе Нитирэн-сю придавалось сакральное значение. Произнесение ее считалось одним из трех осн. путей достижения нирваны. А. Н. Игнатович

НАНЬШАНЬ-ЦЗУН — кит. будд. школа, основанная в 7 в. монахом Даосюанем. Осн. средством достижения просветления объявлялось неукоснительное соблюдение многочисл. заповедей, перечисленных в текстах Виная-питаки. В доктринальном плане Н.-ц. тяготела к виджнянаваде. Н.-н. — единственная из 3-х подобных школ в Китае, просуществовавшая в теч. неск. столетий и оставившая заметный след в истории кит. и яп. буддизма. А. Н. Игнатович

НАРОПА (1016-1100) — мастер йогической практики (см. Йога), учитель Марпы, основателя школы кагъюдпа, автор более 30 сочинений по разл. вопросам культовой практики буддизма, один из 84 сиддхов, биография к-рого включена в тибетский канон (Ганджур-Данджур). Н. Л. Жуковская

НГО ТХИ НЯМ (1746-1803) — вьет. буддист. Родился в Сев. Вьетнаме, принадлежал к известному роду. В 1775 сдал экзамен на степень "тиенши", занимал ключевые посты в адм. иерархии. Во время дворцового переворота ему удалось скрыться. После прихода к власти тэйшонов Н. Т. Н. вновь поступил на государств. службу. После падения тэйшонов он обратился к буддизму. Написанный им трактат об учении школы Чук Лам принес Н. Т. Н. славу крупнейшего будд. мыслителя во Вьетнаме того периода. С. А. Благов

НЕЙДЖИ-ТОЙН (1557-1653), полный набор имен и титулов — Их Ваджрадара Эрдэнэ Далай Манджушри Нейджи-тойн Богдо лама — миссионер, проповедник буддизма в Монголии. Н.-т. — сын одного из правителей зап. монголов (олетов), получил образование в Тибете в монастыре Ташилхунпо и посвятил свою жизнь проповеди буддизма разным монг. народам и племенам. Как проповедник Н.-т. был настолько популярен, что еще при его жизни появились посвященные ему сочинения, бытовало много устных преданий. На их основании спустя столетия после смерти Н.-т. монах Прачжня Сагара написал "Биографию Н.-т.", где изложена история распространения буддизма в Монголии, сведения о народных верованиях и обычаях монголов, о деятельности лам, нойонов, шаманов и др. сторонах жизни монг. об-ва. Н. Л. Жуковская

НЕОБУДДИЗМ — собирательное наименование для разнообр. модернистских и реформаторских течений в буддизме, направленных на приспособление традиц. форм и методов пропаганды вероучения к современности (к совр. науке, технологии, общественно-экономич. условиям) с целью сохранения сути будд. учения. Как религ.-реформаторское движение Н. очень разнороден. В каждой стране он проявляется по-разному, отражая ее этич. и социально-политич. особенности. В нек-рых регионах Азии (Монголия, Бурятия) Н. возник на рубеже 19 и 20 вв. в рамках обновленческого движения будд. духовенства и мирян как реакция на засилье зап. идеологии и культуры. В странах Южн. и Юго-Вост. Азии (Шри-Ланка, Бирма) Н. был связан с вооруженной антиколон. борьбой народов и проявился прежде всего в политизации будд. духовенства, его более активном участии в политич. движениях. В ряде стран Азии движение Н. привело в период до и после второй мировой войны к образованию новых самостоят. религиозно-политич. объединений (в Японии — т. н. "новые религии", во Вьетнаме — Хоахао и т. п.). Эти объединения, как правило, вобрали в себя элементы др. религ. учений (напр., христианства) и носят синкретич. характер. Н. бурно развивается в наст. вр. в странах Запада (США, Канада, Зап. Европа), где буддизм вступает в интенсивное взаимодействие с зап. религ. учениями и социально-культурными традициями. Общими для всех течений Н. являются более или менее глубокая степень секуляризации и усиление социальной интерпретации будд. вероучения, стремление представить его как "светское искусство жизни" или "научную" и даже "атеистическую религию". С целью синтеза будд. картины мира с науч. знаниями в Н. вводятся представления об историч. движении и развитии и др. науч. концепции, предпринимаются попытки демифологизации, демистификации и психологизации будд. учения. Л. Л. Абаева

НЕЧУНГ (тиб.) — гос. оракул Тибета из монастыря Нечунг. При его посредничестве и на основе его прорицаний составлялся календарь на каждый новый год; его предсказания учитывались в гос. политике; с ним консультировались при поиске и идентификации нового Далай-ламы. Е. Д. Огнева

НИВАНО Никкё (р. 1906) — яп. религ. деятель, основатель Риссё косэй кай, одного из наиб. влиятельных необудд. движений совр. Японии. Разработал догматику этого движения, в к-рой фундаментальные положения будд. учения тесно увязываются с Лотосовой сутрой, провозглашаемой "учением уважения к человеку, самосовершенствования и достижения всеобщего мира". Активный популяризатор фундаментальных положений буддизма и Лотосовой сутры, к-рым придает совр. интерпретацию. Сторонник идеи межрелиг. сотрудничества как внутри Японии, так и на междунар. арене. Один из инициаторов проведения междунар. конференций религ. деятелей в защиту мира. Автор многочисл. работ, в к-рых, наряду с популярным изложением будд. вероучения, делаются попытки обосновать его роль в жизни личности и об-ва. Г. Е. Светлов

НИДАНЫ (санскр., пали, букв. "цепь", "связь"). Термин обозначает процесс перерождения живых существ, представляющий собой "колесо", образуемое 12 ступенями. Все они должны быть преодолены. Первой ступенью является неведение (авидья), называемое первой причиной существования. Затем, основанные на неведении — кармич. результаты (санскара). За кармич. результатами следует индивидуальное сознание (виджняна), затем — определяемый им ум и его выражение в опред. форме (нама-рупа). Далее следуют шесть чувственных способностей и их функции (шадаятана), касание (спарша), чувство (ведана), желание (тришна). Желание порождает привязанность к бытию (упадана), к-рая в свою очередь определяет возникновение (бхава) и невозникновение. Возникновение влечет рождение (джати). Рождение — конечный результат кармы, за ним следуют старость, вместе с горем, огорчениями, печалью, нуждой и отчаянием, и смерть (джара-марана). Синонимами Н. в палийском языке был термин патичча-самуппада, в санскрите — пратитья-самутпада, т. е. закон зависимого происхождения (см. "Колесо жизни"). Н. А. Канаева

НИММАНАРАТИ — см. Космология буддизма

НИРАЯ (пали — ад) — нижний, или первый, уровень существования, на к-ром царствуют боль, похоть и страсть. В позд. трактатах описания ада заимствованы из христ-ва (см. Космология буддизма). В. И. Корнев

НИРВАНА (санскр.), ниббана (пали). В букв. смысле означает отсутствие паутины желаний (вана), соединяющей одну жизнь с другой. Переход в состояние Н. чаще всего сравнивается с пламенем, постепенно угасающим по мере иссякания топлива: страсти (лобха), ненависти (доса), заблуждений (моха). В. И. Корнев

НИРМАНАКАЯ (санскр.) — "приобретенное (или феноменальное) тело" — одно из трех тел Будды (наряду с космич. телом и "телом блаженства") ; конкретная актуализация буддства в опред. личности (см. Трикая). Н. А. Канаева

НИРОДХА (пали) — угасание нежелательных качеств, присущих конечному существованию, эквивалентно нирване (см. также Благородная истина). Н. А. Канаева

НИТИРЭН (1222-1282) — яп. будд. монах, основатель школы Хоккэ-сю (Нитирэн-сю), одна из заметнейших фигур в истории яп. буддизма. Монашеский диплом получил в монастыре школы Тэндай-сю. Во вт. пол. 50-х годов 13 в. организовал собств. школу, предложив ученикам программу действий приверженца учения Будды в век "конца Закона". Учение Н. базировалось на доктринальном комплексе школы Тэндай-сю. Н. был в последовательной и непримиримой оппозиции к светским властям и духовенству практически всех современных ему будд. школ (в первую очередь дзэнских, а также Дзедо-сю), за что два раза ссылался в отдаленные районы страны. Причины конфликтов Н. с властями носили гл. обр. религ. характер (претензии на монопольное право основанной им школы быть гос. церковью), однако объективно коренились в стремлении городского населения (прежде всего ремесленников и купцов), а также части мелкого и среднего военного дворянства (самурайства), на к-рые опиралась Хоккэ-сю, играть большую роль в обществ. и политич. жизни страны. Из многочисл. соч. Н. наиболее известными являются "Рассуждения о установлении справедливого и спокойного государства" ("Риссё анкоку рон"), "Трактат об открывании глаз" ("Каймоку сё"), "Трактат о постижении сути "истинно почитаемого" ("Кандзин-но хондзон сё"). А. Н. Игнатович

НИТИРЭН-СЁСЮ (Ортодоксальная школа Нитирэн) — яп. будд. школа, основанная в кон. 13 в. одним из учеников Нитирэна — Никко. Ее догмы составляют основу идеологии крупнейшей обществ. религ. орг-ции совр. Японии Сока гаккай. В отличие от др. нитирэновских групп, в к-рых объектом культа является Будда Шакьямуни, а Нитирэн почитается как бодхисаттва, Н.-с. считает Нитирэна воплощением первонач. будды, а гл. объектом поклонения (гоходзон) — мандалу, начертанную собственноручно Нитирэном и хранящуюся в гл. храме Н.-с.— Тайсэ-кидзи. Вера в гохондзон, согласно вероучению Н.-с., служит обретению земных благ: исцелению от болезней, процветанию в делах, сохранению мира в семейной жизни, а в целом — достижению просветления или проявления "сущности будды" уже при жизни верующего. Исходя из представления о единстве всего сущего, вероучение Н.-с. утверждает, что достигшая просветления личность одновр. преобразует окружающую ее среду в "землю будды". Гл. обязанностью верующих считается широкая пропаганда вероучения Н.-с., его распространение в стране и в мире, что в конечном итоге должно привести к созданию идеального об-ва. Эти особенности учения Н.-с. обусловливают высокую степень миссионерской активности ее адептов, что, в свою очередь, послужило важным фактором быстрого роста Сока гаккай. Г. Е. Светлов

НИТИРЭН-СЮ — яп. будд. школа, основанная в сер. 13 в. монахом Нитирэном. Такое название школа получила много столетий спустя после смерти ее основателя, первоначальное название Н.-с.- Хоккэ-сю, однако как в апологетич., так и в науч. лит-ре школу принято именовать Нитирэн-сю на всех этапах ее существования. Канонич. текст Н.-с. — Сутра Лотоса благого Закона, что отразилось в первонач. названии школы (Хоккэ-кё — по-японски Лотосовая сутра, распространенное сокращение полного названия). Фундаментом догматич. построений Н.-с. были доктрины школы Тэндай-сю. Опираясь на тэндайскую типологию будд. учений, Нитирэн активно проповедовал исключительность учения своей школы и обосновывал необходимость запрещения практически всех современных ему будд. объединений (в первую очередь школы дзэн-буддизма, Дзёдо-сю, а также Сингон-сю и Риссю), крайняя нетерпимость к деятельности к-рых являлась отличит. чертой Н.-с. Используя т. н. основные проповеди Будды Шакьямуни, запечатленные в Сутре Лотоса благого Закона, Нитиран доказывал правомерность претензий своей школы на роль спасителя Японии и ее жителей в век "конца Закона". Сотериологич. доктрина Н.-с., базирующаяся на тэндайском учении о десяти взаимопроникающих "мирах дхармы", воплощена в т. н. трех великих тайных законах: 1) Поклонение гохондзону (досл. "истинно-почитаемому") — мандале с начертанными в центре знаками МЁ ХО РЭН ГЭ КЁ (полным яп. названием Сутры Лотоса благого Закона). Каждый знак считался выражением "откровений" Будды, а вся надпись — истинной сущностью будд. Закона. Гохондзон рекомендовалось иметь всем без исключения жителям Японии. 2) Посещение кайдана — всеобщего места единения. Наставник-монах Н.-с. должен посвящать каждого пришедшего сюда в сокровенный смысл знаков МЁ ХО РЭН ГЭ КЁ. Нитирэн предусматривал создание "великого кайдана", к-рый имел бы общегос. значение и в к-ром предполагалось хранить "великий гохондзон", главный в стране. И то и другое должно было стать символом "великого единения" всех членов общества. 3) Произнесение "даймоку" — фразы "Наму Мё ко рэн гэ кё" ("Слава Сутре Лотоса благого Закона!") — что приобщает адепта Н.-с. к "сокровенным истинам", выраженным в Лотосовой сутре. Следование "трем великим тайным законам" должно было привести к высвобождению в человеке "мира будды" и подавлению других, низших "миров". После смерти Нитирэна Н.-с. разделилась на несколько фракций. В течение более чем семивековой истории своего существования Н.-с. почти все время находилась в непримиримой оппозиции не только к др. будд. объединениям, но и к светским властям, что было вызвано гл. обр. религ. причинами. Однако данное противостояние объективно отражало претензии городских слоев, купечества, мелкого и среднего дворянства (самурайства) на большую роль и права в обществе. Н.-с. как совокупность будд. школ, отпочковавшихся от Хоккэ-сю, а также светских нитирэнистских орг-ций, до наст. вр. представляет одно из ведущих направлений в яп. буддизме. Кол-во храмов приближается к 10 тыс., число адептов превышает 10 млн человек. А. Н. Игнатович

НЬИНГМАПА (тиб., букв. "старая") — тиб. школа буддизма, возникновение к-рой связывается с именем проповедника Падмасамбхавы (8 в.). Ее последователи используют т. н. терчхой — "сокровенные книги", якобы спрятанные во время гонений на буддизм при царе Лангдарма (9 в.). Заново сокровенные тексты стали открываться в 14 в. Учителя школы подразделили эти тексты на несколько видов; в частн., в разделе тантры были выделены группы, к-рые отличаются от традиц. классификации: крия, или ритуал; упайога — слияние абсолютной и относительной истин и медитация циклов пяти татхагат: йога — призывание персонажа пантеона, отождествление себя с этим персонажем; медитация мандалы; махайога — медитация элементов человеческого сознания (скандхи), воспринимаемых в облике персонажей пантеона; анну-йога — тайная инициация в присутствии персонажа пантеона и его женской ипостаси: медитация шуньяты, или пустоты, для того, чтобы разрушить иллюзорность всех вещей; ати-йога — медитация единства персонажа пантеона и его женской ипостаси, к-рая приводит к Бесконечному свету. Достижение состояния просветления (состояния будды) находится в зависимости от посвящения в ту или иную группу текстов: посвященный в крия-тантру достигает состояния будды через семь рождений в облике человека; в упайога-тантру — обретает состояние будды после пяти рождений человеком; посвящение в йога-тантру приводит к состоянию будды через три жизни; махайога-тантра — дает возможность стать буддой в следующем рождении, аннуйога-тантра — во время смерти, ати-йога — в этой жизни. Е. Д. Огнева.

НЭМБУЦУ (яп.) — см. Няньфо.

НЯНЬФО (кит.- "Думание о Будде") — понятие амидаизма. Первонач. обозначало медитирование, объектом к-рого являлся будда Амида. Кит. идеолог амидаизма Шаньдао (7 в.) начал трактовать Н. как произнесение имени Амида, и со временем такое понимание Н. стало доминировать среди амидаистов Китая и Японии. А. Н. Игнатович

<<<М
содержание
О>>>