Санъютта Никая 35.199

Куммопама сутта

Притча о черепахе

Только для бесплатного распространения

Перевод с пали Степпенвольфа и Д.А. Ивахненко


Однажды вечером, монахи, покрытая прочным панцирем черепаха искала себе пищу на берегу озера. И шакал в тот вечер искал себе пищу на берегу того озера. Черепаха издалека увидела ищущего пищу шакала, втянула свои четыре лапы и шею внутрь панциря и стала совершенно тихой и неподвижной. Но и шакал издалека увидел ищущую пищу черепаху, подошел к ней, и подойдя, стал кружиться вокруг нее: "Вот высунет черепаха какую-то из своих четырех лап или шею наружу, тут-то я и схвачу её, оторву её и съем её". Но когда черепаха так и не высунула ни одну из своих четырех лап, ни шею, то шакал, не получив возможности добраться до черепахи, потерял к ней интерес и ушел прочь.

Точно так же, монахи, и Мара постоянно, непрерывно кружит вокруг вас: "Возможно, я найду лазейку через зрение. Возможно, я найду лазейку через слух ... обоняние ... чувство вкуса ... осязание. Возможно, я найду лазейку через рассудок (мано)". Поэтому, монахи, вам следует постоянно хорошо охранять двери чувств.

Видя образ (рупа) зрением, не влекитесь ни к какому представлению (нимитта), ни к деталям (анубйаньджана), из-за которых, – если не сдерживать постоянно способность (индрия) зрения, – могут проникнуть пагубные, неумелые способы поведения (дхаммы), жадность и уныние. Так что постоянно сдерживайте способность зрения, охраняйте ее, достигните контроля над способностью зрения.

Слыша звук слухом, не влекитесь ни к какому представлению, ни к деталям, из-за которых, – если не сдерживать постоянно способность слуха, – могут проникнуть пагубные, неумелые способы поведения, жадность и уныние. Так что постоянно сдерживайте способность слуха, охраняйте ее, достигните контроля над способностью слуха.

Обоняя запах обонянием, не влекитесь ни к какому представлению, ни к деталям, из-за которых, – если не сдерживать постоянно способность обоняния, – могут проникнуть пагубные, неумелые способы поведения, жадность и уныние. Так что постоянно сдерживайте способность обоняния, охраняйте ее, достигните контроля над способностью обоняния.

Ощущая вкус чувством вкуса, не влекитесь ни к какому представлению, ни к деталям, из-за которых, – если не сдерживать постоянно способность чувства вкуса, – могут проникнуть пагубные, неумелые способы поведения, жадность и уныние. Так что постоянно сдерживайте способность чувства вкуса, охраняйте ее, достигните контроля над способностью чувства вкуса.

Осязая прикосновение осязанием, не влекитесь ни к какому представлению, ни к деталям, из-за которых, – если не сдерживать постоянно способность тела, – могут проникнуть пагубные, неумелые способы поведения, жадность и уныние. Так что постоянно сдерживайте способность тела, охраняйте ее, достигните контроля над способностью тела.

Распознавая понятие рассудком, не влекитесь ни к какому представлению, ни к деталям, из-за которых, – если не сдерживать постоянно способность рассудка, – могут проникнуть пагубные, неумелые способы поведения, жадность и уныние. Так что постоянно сдерживайте способность рассудка, охраняйте ее, достигните контроля над способностью рассудка.

Когда вы будете постоянно хорошо охранять двери чувств, то Мара, не находя лазейки, потеряет к вам интерес и уйдет прочь, как тот шакал, который ушел прочь от черепахи.

Как черепаха конечности в панцирь,
Монах рассуждения рассудка (мано-витакка) собирает внутрь.
Не завидуя и не притесняя других,
Полностью освобожденный, никого не ругает.

| В начало страницы | | На основную страницу |