Мадджхима Никая 118

Анапанасати сутта

Памятование о дыхании

Только для бесплатного распространения

(Перевод с английского Дмитрия Ивахненко
по переводу с пали Тханиссаро Бхикху)


Так я слышал.

Однажды Благословенный находился в Саваттхи в Восточном монастыре, дворце матери Мигары, со многими известными старшими учениками, - Сарипуттой, Маха-Моггаланой, Маха-Кассапой, Маха-Каччаяной, Маха-Котхитой, Маха-Каппиной, Маха-Чундой, Реватой, Анандой, и другими известными старшими учениками.

При этом старшие монахи обучали и тренировали.

Некоторые из старших монахов обучали и тренировали десять монахов,
некоторые обучали и тренировали двадцать монахов,
некоторые обучали и тренировали сорок монахов.

Новые монахи, обучаясь и тренируясь у старших монахов, осознавали важные озарения, одно за другим.

По случаю пятнадцатого дня Упосатхи, в ночь полнолуния на церемонии Павараны, Благословенный сидел на открытом воздухе, окруженный монахами. Осмотрев безмолвных монахов, он обратился к ним:

"Монахи, я доволен вашей практикой. Я всем сердцем рад вашей практике. Так что пробудите в себе еще большую настойчивость к достижению еще не достигнутого, к осуществлению еще не осуществленного. Я останусь здесь в Саваттхи до полнолуния белого лотоса, на четвертый месяц уединения сезона дождей".

Монахи в округе услышали: "Говорят, что Благословенный останется здесь в Саваттхи до полнолуния белого лотоса, на четвертый месяца уединения сезона дождей". И они отправились в Саваттхи, чтобы увидеть Благословенного.

Тогда старшие монахи стали еще усиленнее обучать и тренировать.

Некоторые из старших монахов обучали и тренировали десять монахов,
некоторые обучали и тренировали двадцать монахов,
некоторые обучали и тренировали сорок монахов.

Новые монахи, обучаясь и тренируясь у старших монахов, осознавали важные озарения, одно за другим.

По случаю пятнадцатого дня Упосатхи, в ночь полнолуния месяца белого лотоса, четвертого месяца дождей, Благословенный сидел на открытом воздухе, окруженный монахами. Осмотрев безмолвных монахов, он обратился к ним: "Монахи, это собрание свободно от бесполезной болтовни, лишено бесполезной болтовни, и основано на чистой ядровой древесине:
таково это сообщество монахов, таково это собрание.

Такое собрание заслуживает даров, заслуживает гостеприимства, заслуживает пожертвований, заслуживает уважения, это несравненное поле заслуг для мира:
таково это сообщество монахов, таково это собрание.

Когда такому собранию дается небольшой дар, он становится великим, а большой дар еще больше:
таково это сообщество монахов, таково это собрание.

Такое собрание редко увидишь в мире:
таково это сообщество монахов, таково это собрание -
чтобы увидеть такое собрание, стоит приехать издалека, запасшись всем необходимым.

В этом сообществе монахов есть монахи-арахаты, устранившие пороки, реализовавшие плод, выполнившие задачу, снявшие с себя груз, достигшие истинной цели, полностью разрушившие оковы становления, освобожденные с помощью правильного знания:
таковы монахи в этом сообществе монахов.

В этом сообществе монахов есть монахи, которые, полностью разорвав первые пять оков, реализовали плод невозвращения, и будут рождены снова (в чистых странах), чтобы там полностью освободиться, и никогда больше не возвращаться в этот мир:
таковы монахи в этом сообществе монахов.

В этом сообществе монахов есть монахи, которые, полностью разорвав (первые) трое оков, укротив пристрастие, отвращение и заблуждение, реализовали плод одного возвращения, и вернувшись только еще один раз в этот мир, прекратят страдания:
таковы монахи в этом сообществе монахов.

В этом сообществе монахов есть монахи, которые, полностью разорвав (первые) трое оков, реализовали плод вхождения в поток, стойкие, им больше не предстоит испытывать горестные состояния, они идут к Постижению:
таковы монахи в этом сообществе монахов.

В этом сообществе монахов есть монахи, которые посвящают себя развитию четырех способов установления памятования, ... четырех правильных усилий, ... четырех основ могущества, ... пяти способностей, пяти сил, ... семи факторов Постижения, ... благородного восьмеричного пути:
таковы монахи в этом сообществе монахов.

В этом сообществе монахов есть монахи, которые посвящают себя развитию дружелюбия, ... сострадания, ... сопереживающей радости, ... безмятежного наблюдения, ... (распознавания) непривлекательности (тела), распознавания непостоянства:
таковы монахи в этом сообществе монахов.

В этом сообществе монахов есть монахи, которые посвящают себя развитию памятования о дыхании. Памятование о дыхании, когда его развивают и постоянно практикуют, дает великолепные плоды, великолепные преимущества.

Памятование о дыхании, когда его развивают и постоянно практикуют, приводит к совершенству все четыре способа установления памятования.

Четыре способа установления памятования, когда их развивают и постоянно практикуют, приводят к совершенству семь факторов Постижения.

Семь факторов Постижения, когда их развивают и постоянно практикуют, приводят к совершенству ясное знание и освобождение.

Памятование о дыхании

И каким образом памятование о дыхании, когда его развивают и постоянно практикуют, приводит к совершенству все четыре способа установления памятования?

При этом, монахи, монах уходит в лес, под крону дерева, или в пустынное место, садится, скрестив свои ноги, держит тело прямо и устанавливает памятование возле рта.

Постоянно памятуя, он вдыхает, и памятуя, он выдыхает.

I. Отслеживание тела

(1) Делая длительный вдох, он распознает, что он делает длительный вдох; делая длительный выдох, он распознает, что он делает длительный выдох; (2) делая короткий вдох, он распознает, что он делает короткий вдох; делая короткий выдох, он распознает, что он делает короткий выдох. (3) Он тренируется вдыхать, ощущая все тело, он тренируется выдыхать, ощущая все тело. (4) Он тренируется вдыхать, успокаивая деятельность всего тела, он тренируется выдыхать, успокаивая деятельность всего тела, II. Отслеживание чувств (5) Он тренируется вдыхать, ощущая восторг, он тренируется выдыхать, ощущая восторг. (6) Он тренируется вдыхать, ощущая счастье, он тренируется выдыхать, ощущая счастье. (7) Он тренируется вдыхать, ощущая умственную деятельность, он тренируется выдыхать, ощущая умственную деятельность. (8) Он тренируется вдыхать, успокаивая умственную деятельность, он тренируется выдыхать, успокаивая умственную деятельность. III. Отслеживание ума (9) Он тренируется вдыхать, ощущая ум, он тренируется выдыхать, ощущая ум. (10) Он тренируется вдыхать, удовлетворяя ум, он тренируется выдыхать, удовлетворяя ум. (11) Он тренируется вдыхать, делая ум устойчивым, он тренируется выдыхать, делая ум устойчивым. (12) Он тренируется вдыхать, освобождая ум, он тренируется выдыхать, освобождая ум. IV. Отслеживание умственных качеств (13) Он тренируется вдыхать, отслеживая непостоянство, он тренируется выдыхать, отслеживая непостоянство. (14) Он тренируется вдыхать, отслеживая затухание, он тренируется выдыхать, отслеживая затухание. (15) Он тренируется вдыхать, отслеживая прекращение, он тренируется выдыхать, отслеживая прекращение. (16) Он тренируется вдыхать, отслеживая отрешение, он тренируется выдыхать, отслеживая отрешение.

Четыре способа установления памятования

(I) Когда бы монах,

(1) делая длительный вдох, ни распознавал, что он делает длительный вдох; делая длительный выдох, ни распознавал, что он делает длительный выдох; (2) делая короткий вдох, ни распознавал, что он делает короткий вдох; делая короткий выдох, ни распознавал, что он делает короткий выдох, (3) ни тренировался вдыхать, ощущая все тело, ни тренировался выдыхать, ощущая все тело; (4) ни тренировался вдыхать, успокаивая деятельность всего тела, ни тренировался выдыхать, успокаивая деятельность всего тела, то он отслеживает тело само по себе, пылко, осознанно и с памятованием, устраняя алчность и огорчение по отношению к миру;

Я скажу вам, монахи, что это вдыхание и выдыхание относится к выдающимся телам среди всех тел, вот почему монах в этом случае

отслеживает тело само по себе, пылко, осознанно и с памятованием, устраняя алчность и огорчение по отношению к миру;

(II) Когда бы монах (5) ни тренировался вдыхать, ощущая восторг, ни тренировался выдыхать, ощущая восторг, (6) ни тренировался вдыхать, ощущая счастье (сукха), ни тренировался выдыхать, ощущая счастье, (7) ни тренировался вдыхать, ощущая умственную деятельность (читтасанкхара) ни тренировался выдыхать, ощущая умственную деятельность, (8) ни тренировался вдыхать, успокаивая умственную деятельность, ни тренировался выдыхать, успокаивая умственную деятельность, то он отслеживает ощущения в ощущениях, пылко, осознанно и с памятованием, устраняя алчность и огорчение по отношению к миру;

Я скажу вам, монахи, что это пристальное внимание к вдыханию и выдыханию относится к выдающимся ощущениям среди всех чувств, вот почему монах в этом случае

отслеживает ощущения сами по себе, пылко, осознанно и с памятованием, устраняя алчность и огорчение по отношению к миру;

(III) Когда бы монах (9) ни тренировался вдыхать, ощущая ум, ни тренировался выдыхать, ощущая ум, (10) ни тренировался вдыхать, удовлетворяя ум, ни тренировался выдыхать, удовлетворяя ум, (11) ни тренировался вдыхать, делая ум устойчивым, ни тренировался выдыхать, делая ум устойчивым, (12) ни тренировался вдыхать, освобождая ум, ни тренировался выдыхать, освобождая ум, то он отслеживает ум в уме, пылко, осознанно и с памятованием, устраняя алчность и огорчение по отношению к миру;

При спутанном памятовании, без осознанности, нет памятования о дыхании, вот почему монах в этом случае

отслеживает ум сам по себе, пылко, осознанно и с памятованием, устраняя алчность и огорчение по отношению к миру;

(IV) Когда бы монах (13) ни тренировался вдыхать, отслеживая непостоянство, ни тренировался выдыхать, отслеживая непостоянство, (14) ни тренировался вдыхать, отслеживая затухание, ни тренировался выдыхать, отслеживая затухание, (15) ни тренировался вдыхать, отслеживая прекращение, ни тренировался выдыхать, отслеживая прекращение, (16) ни тренировался вдыхать, отслеживая отрешение, ни тренировался выдыхать, отслеживая отрешение, то он отслеживает умственные качества в умственных качествах, пылко, осознанно и с памятованием, устраняя алчность и огорчение по отношению к миру;

Тот, кто мудро видит, как покорить алчность и огорчение, наблюдает с безмятежным наблюдением, вот почему монах в этом случае

отслеживает умственные качества сами по себе, пылко, осознанно и с памятованием, устраняя алчность и огорчение по отношению к миру;

Таким образом, монахи, памятование о дыхании, когда его развивают и постоянно практикуют, приводит к совершенству все четыре способа установления памятования.

Семь факторов Постижения (bojjha'nga)

И каким образом четыре способа установления памятования, когда их развивают и постоянно практикуют, приводят к совершенству семь факторов Постижения?

(1) Когда бы монах ни отслеживал тело в теле, пылко, осознанно и с памятованием, устраняя алчность и огорчение по отношению к миру, то его памятование устойчиво и непрерывно.

Когда его памятование устойчиво и непрерывно,
то возникает "памятование" (sati) как фактор Постижения.

Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.

(2) Пребывая таким образом в памятовании, он с помощью мудрости различает, изучает, производит исследование этого умственного качества.

Когда, пребывая таким образом в памятовании, он с помощью мудрости различает, изучает, производит исследование этого умственного качества,
то возникает "различение умственных качеств" (dhamma-vicaya) как фактор Постижения.

Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.

(3) У того, кто различает, изучает, производит исследование этого умственного качества, возникает неослабная настойчивость.

Когда у того, кто различает, изучает, производит исследование этого умственного качества, возникает неослабная настойчивость,
то возникает "настойчивость" (viriya) как фактор Постижения.

Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.

(4) В том, у кого проявилась настойчивость, возникает неземной восторг.

Когда в том, у кого проявилась настойчивость, возникает неземной восторг,
то возникает "восторг" (pīti) как фактор Постижения.

Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.

(5) У того, кто наполнен восторгом, успокаивается тело и успокаивается ум.

И когда тело и ум того, кто наполнен восторгом, успокаиваются,
то возникает "расслабление" (passadhi) как фактор Постижения.

Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.

(6) У того, кто расслаблен, чье тело успокоено, сосредотачивается ум.

И когда у того, кто безмятежен, чье тело успокоено, сосредотачивается ум,
то возникает "собранность ума" (samādhi) как фактор Постижения.

Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.

(7) Он внимательно наблюдает собранный таким образом ум.

И когда он внимательно наблюдает собранный таким образом ум, у  него зарождается "безмятежное наблюдение" (upekkhā) как фактор Постижения.

Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.

(Аналогично с тремя остальными способами установления памятования: ощущения сами по себе, ум сам по себе, умственные качества сами по себе.)

Таким образом четыре способа установления памятования, когда их развивают и постоянно практикуют, приводят к совершенству семь факторов Постижения.

Ясное знание и освобождение

И каким образом семь факторов Постижения, когда их развивают и постоянно практикуют, приводят к совершенству ясное знание и освобождение?

При этом, монахи, монах развивает памятование как фактор Постижения, основываясь на уединении ... бесстрастии ... прекращении ... приходя к отрешению.

Он развивает различение умственных качеств как фактор Постижения, основываясь на уединении ... бесстрастии ... прекращении ... приходя к отрешению.

Он развивает настойчивость как фактор Постижения, основываясь на уединении ... бесстрастии ... прекращении ... приходя к отрешению.

Он развивает восторг как фактор Постижения, основываясь на уединении ... бесстрастии ... прекращении ... приходя к отрешению.

Он развивает расслабление как фактор Постижения, основываясь на уединении ... бесстрастии ... прекращении ... приходя к отрешению.

Он развивает собранность ума как фактор Постижения, основываясь на уединении ... бесстрастии ... прекращении ... приходя к отрешению.

Он развивает безмятежное наблюдение как фактор Постижения, основываясь на уединении ... бесстрастии ... прекращении ... приходя к отрешению.

Таким образом семь факторов Постижения, когда их развивают и постоянно практикуют, приводят к совершенству ясное знание и освобождение

Так сказал Благословенный. Радостные сердцем, монахи восхитились его словам.


| В начало страницы | | На основную страницу |