История о старейшине Чаккхупале

Перевод с английского: П. А.


Находясь в монастыре Джетавана в Саваттхи, Будда произнес стих (1) Дхаммапады в связи с историей о Чаккхупале, слепом старейшине.

Однажды старейшина Чаккхупала пришел оказать почтение Будде, когда последний находился в монастыре Джетавана. Однажды ночью, медитируя при ходьбе, старейшина случайно раздавил нескольких насекомых, которых обнаружили пришедшие утром монахи. Они посчитали это изъяном старейшины и рассказали о случившемся Будде. Будда спросил монахов, видели ли они старейшину убивающим насекомых. Когда монахи дали отрицательный ответ, Будда сказал: "Так же как и вы не видели его убивающим, так же и он не видел тех живых насекомых. Кроме того, поскольку почтенный уже стал арахатом, у него не может быть намерения убивать, поэтому он невиновен". В ответ на вопрос, почему Чаккхупала не был в состоянии увидеть насекомых, хотя тот и был арахатом, Будда рассказал следующую историю:

Чаккхупала был врачом в одной из своих предыдущих жизней. Однажды он намеренно сделал свою пациентку слепой. Та женщина обещала отдаться ему в рабство вместе со своими детьми, если он полностью вылечит ее глаза. Испугавшись, что она и ее дети окажутся рабами, она солгала врачу в конце лечения. Женщина сказала ему, что ее зрение стало только хуже, хотя на самом деле она была полностью исцелена. Доктор знал, что пациентка обманывает его, поэтому в отместку дал ей снадобье, которое полностью ослепило ее. В результате своего злодеяния, он многократно терял способность видеть в своих последующих жизнях.

Тогда Будда произнес следующие строфы:

Умственным процессам предшествует рассудок, их возглавляет и создает;
Если с нечистым рассудком кто-нибудь говорит или действует,
То за ним следуют несчастья, как колеса вслед за упряжным животным.

Manopubba'ngamā dhammā, manose.t.thā manomayā;
Manasā cepadu.t.thena, bhāsativā karotivā.
Tato na.m dukkhamanveti, cakka.mva vahato pada.m.

В конце объяснения тридцать тысяч монахов достигло плода Архатства, а также различающего знания (патисамбхида).


| В начало страницы | | На основную страницу |